ТРЕТИЙ РИМ - В АФРИКЕ...
250 тысяч священников, 22 тысячи храмов и монастырей, 24 архиепископа и
патриарх - все это древнейшая православная церковь у экватора.
Так случилось, что первым иностранцем, обратившимся в христианство, стал
эфиоп. В евангельских "Деяниях апостолов" рассказывается о том, как апостол
Филипп на Газской дороге повстречал и немедленно крестил министра
африканской царицы Кандакии, иудея по вероисповеданию, ехавшего паломником в
Иерусалим. Впрочем, это крещение так и осталось единичным актом вперед на
три века.
Следующее знакомство эфиопов с христианством относится уже к началу IV
столетия. Римский философ Меропий, христианин из ливанского города Тир, с
двумя своими воспитанниками, мальчиками Эдезием и Фрументием, совершал
экзотическое путешествие на корабле по Красному морю. Однажды, когда их
судно пристало к незнакомому берегу, а команда отправилась на поиски
продовольствия, отроков, расположившихся в тени дерева, захватили дикие
аборигены. Их доставили ко двору абиссинского царя, который сделал Эдезия
своим виночерпием, а смышленого Фрументия - секретарем.
Мальчики росли бок о бок с царскими детьми, дружили с ними и заронили в них
семена христианской веры. Когда принц Эзана сделался царем, он разрешил
друзьям самим распорядиться своей судьбой. Эдезий вернулся в родной Тир, где
и поведал свою удивительную историю донесшему ее до наших дней писателю
Руфину, а Фрументий решил остаться в Эфиопии и обратить ее в христианство.
Для этого он отправился в дальний путь: ближайшим городом, где имелся
христианский иерарх, была Александрия Египетская. Сплавившись вниз по Нилу,
Фрументий прибыл к тамошнему патриарху, знаменитому Отцу Церкви Афанасию, и
тот рукоположил его в епископы. Так началось эфиопское христианство.
Насколько широко распространил Фрументий свою религию, мы не знаем.
Единственное, о чем сообщают археологические свидетельства, - это отношение
к ней абиссинских властителей. Уже царь Эзана, принявший крещальное имя
Абреха ("Он просвещает"), правивший до середины IV века, начал чеканить на
своих монетах крест.
Любопытной особенностью эфиопской нумизматики стали своеобразные
христианские девизы: "Это понравится стране", "Сим победиши", "Христос с
нами", "Милость и мир", "Он побеждает благодаря Христу" и др. Подобных
изречений не найти больше ни на чьих монетах.
Появление "соратников" в столь отдаленном регионе вызвало интерес в
христианизировавшейся Римской империи. А когда до Африки начали докатываться
и внутрицерковные конфликты вместе с первыми "религиозными беженцами",
христианство в Эфиопии приобрело действительно массовый характер.
"Эмигранты"-сирийцы создали для аборигенов письмо, перевели на местный язык
Библию, массу апокрифов (многие их них и сохранились только благодаря этим
переводам) и крестили значительную часть населения. С тех пор и до
сегодняшнего дня эфиопская церковь держится "монофизитства" (т.е. считает,
что в Христе имелась только одна природа - божественная) и в этом сходна с
египетской, армянской и сирийской церквями.
В VI веке Эфиопия достигла пика своего могущества. Контролируя
Баб-эль-Мандебский пролив и выход из Красного моря, она держала в руках
торговлю с Индией, Цейлоном, Персидским заливом. Страна занимала свое
достойное место в тогдашней мировой политике. В те годы друг другу
противостояли две сверхдержавы: христианская Византия и зороастрийская
Персия. Вся Передняя Азия была расколота на два враждебных блока. В начале
VI века на персидские деньги было свергнуто христианское правительство в
Йемене, и нарушился баланс сил.
В ответ византийский император Анастасий отправил эфиопскому царю Калебу,
как собрату по вере, послание с просьбой вмешаться. На византийских кораблях
абиссинская армия переправилась на Аравийский полуостров, завоевала Йемен,
восстановила там христианство и подчинила страну себе. Эта победа вдохновила
царя Калеба на создание собственной глобальной теории, которую можно кратко
выразить так: "Эфиопия - Третий Рим".
Логика рассуждений была почти такой же, как тысячу лет спустя в Московии:
Константинополь (Второй Рим) погряз в ереси, стало быть мистический центр
христианского мира - "Настоящий Рим" - должен переместиться в единственную
страну, оставшуюся верной истинному христианству, то есть в Эфиопию!
Дополнительным обоснованием притязаний абиссинских царей было то, что
происхождение свое они вели от сына библейского царя Соломона и царицы
Савской, а народ свой считали истинным народом израилевым, переселившимся из
Палестины.
Когда на Аравийском полуострове начала распространяться новая религия -
ислам, то многие ее провозвестники, преследуемые на родине язычниками,
находили политическое убежище в Эфиопии. Позднее, когда дело этих
революционеров победило, а сами они возглавили новое мощное государство,
чувство благодарности, которое они питали к приютившей их некогда Абиссинии,
спасло на какое-то время эту страну от арабской агрессии.
Однако распространение ислама отрезало африканский "Третий Рим" от
остального христианского ареала. Затем арабы оттеснили абиссинцев от
Красного моря и заперли их на сухих плоскогорьях. Постепенно окружающий мир
стал забывать об Эфиопии, а она забывала о нем. На многие столетия это
странное царство погрузилось в летаргический сон.
Возрождение мощного абиссинского государства связывают с возвращением к
власти Соломоновой династии при мудром Лалибеле, правившем в середине XIII
века. При нем в Иерусалим зачастили эфиопские паломники. Они стали такой
неотъемлемой частью Святых мест, что султан Саладдин, изгнавший из
Иерусалима крестоносцев, целиком отдал им храм Гроба Господня.
Когда на всем Ближнем Востоке утвердилась новая сверхдержава - Османская
империя, когда христианский мир был оттеснен турками до Вены и Львова,
настала тяжелая пора и для Эфиопии. В 1528 году туда вторглись мусульманские
армии, и абиссинское войско, не знавшее огнестрельного оружия, было наголову
разгромлено. Мусульмане хозяйничали в стране 13 лет - и все это время не
прекращался антихристианский террор, уничтожение книг и разрушение храмов.
Чтобы выжить, население переходило в ислам.
Эфиопское христианство могло спасти разве что чудо. Чудо заставило себя
ждать недолго: из-за моря появились могучие защитники, которые превосходили
в военном деле магометан. Этими "инопланетными христианами" оказались
португальцы. Кристобаль да Гама, высадившийся в Эфиопии во главе небольшого
отряда, повел себя как герой романа Марка Твена "Янки при дворе короля
Артура": он срочно модернизировал военную промышленность, обучил абиссинскую
армию и в битве при озере Тана в 1542 году разгромил мусульман и их
предводителя по прозвищу "Левша".
Конечно, ничего даром не дается - вслед за да Гамой пришли португальские
иезуиты, которые в течение ста лет пытались обратить страну в католицизм.
Однако, культурные контакты с европейцами не прошли для страны впустую:
оживилась богословская мысль, развивалась архитектура. Когда в 1706 году
наступила эра упадка и страна развалилась на враждующие княжества,
единственное, что продолжало связывать народ воедино, была церковь.
Внешний мир уже не оставлял Абиссинию своим вниманием: португальцев сменили
англичане, а тех - итальянцы. Открытие Суэцкого канала повысило значение
Баб-эль-Мандебского пролива, а значит и Эфиопии. С середины XIX века
европейские державы, окружившие страну своими колониями, начали точить зубы
и на нее. Тем не менее, Эфиопия осталась единственной африканской землей,
которая не лишилась суверенитета. Ни один из правителей Абиссинии не
покусился на роль религии, и даже после коммунистической революции 1974
года, когда церковные владения и земли были конфискованы государством, роль
священников в укладе сельской жизни страны не изменилась.
Эфиопская литургия чрезвычайна богата различными песнопениями и
молитвословиями, а абиссинская церковь имеет огромное число праздников:
только в честь богородицы их 33 в году. Эфиопия живет как по европейскому
летоисчислению "от Р.Х.", так и "от сотворения мира". Календарь эфиопской
церкви - александрийский. Исчисление даты Пасхи происходит довольно сложным
образом, она не должна отстоять от весеннего равноденствия менее, чем на две
недели. Практически сроки эфиопской Пасхи колеблются в промежутке от 4
апреля до 8 мая.
На жарком абиссинском плоскогорье стоит монастырь под названием
"Византийская гора". Не странно ли выглядит он здесь, под иссушающими
африканскими ветрами, среди антилоп и павианов? Да ничуть не более странно,
чем, скажем, Святая София в Новгороде - среди бескрайних северных снегов.
По материалам журнала "Итоги"