Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru

Фридрих Ницше: Правда и ложь

"Я должен быть ангелом, если только я хочу жить; вы же живете в других
условиях"

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в местечке Реккен у
Лютцена (Германия) в семье священника. Его бабушка принадлежала к
шиллеровско-гетевскому кругу в Веймаре; а более древние предки были
польскими дворянами (Ницки). После смерти отца, когда мальчику не было еще
пяти лет, семья переехала в Наумбург, где он поступает в школу, а в десять
лет начинает сочинять музыку, которой остается верен всю жизнь. "Бог дал
нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь... Да пребудет всегда
этот дивный дар Божий спутником на моем жизненном пути!" (14 лет). К этому
времени относятся и его первые поэтические опыты. После окончания
знаменитой школы Пфорта (откуда вышло множество выдающихся мужей) в 1864 г.
Ницше изучает теологию в Боннском, затем в Лейпцигском университетах.
Лейпцигский период жизни отмечен интенсивными занятиями филологией и
музыкой, увлечением философией Шопенгауэра и Вагнером. С 1869 г. Ницше
становится профессором Базельского университета. В 1876 из-за болезни он
вынужден прервать преподавательскую деятельность. "Крайне мучительная и
цепкая головная боль истощала все мои силы. С годами она нарастала до пика
хронической болезни, так что год насчитывал тогда для меня до 200 юдольных
дней". Основные свои произведения Ницше создал в период с 1871 по 1889 год.
В январе 1889 в результате апоплексического удара произошло помрачение
рассудка, и остаток жизни Ницше проводит в психиатрических клиниках или на
домашнем попечительстве. Его жизнь и творчество прервались 25 августа 1900
года.

Этот беглый биографический набросок слишком скуп на подлинные - внутренние
события жизни одинокого скитальца, которому как нельзя лучше подходит
рассказанная им самим в книге о Заратустре притча о трех превращениях духа:
"как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, младенцем лев".
Правы те философы, которые пожимают плечами при словосочетании "философия
Ницше". Он совсем не философ в приемлемом для них смысле слова. Кто же он?
Говорят: он - философ-поэт, или просто поэт, или философствующий публицист,
лирик познания, или еще что-то. Суть дела в том, что Ницше есть своего рода
"вертикальное событие", составить некоторое представление о котором можно,
обратившись к следующему сравнению: некто, заглянув в недоступную многим
глубину, узрел там нечто, настолько потрясшее все его существо, что итогом
этого стала новая оптика, как бы новый орган восприятия вещей. "Я словно
ранен стрелой познания, отравленной ядом кураре: видящий все". Оглянувшись
затем вокруг, он не мог уже узреть ничего другого, кроме сплошных
несоответствий виденному - чудовищный диссонанс. Случилось так, что
"профессор филологии" увидел нечто такое, чего не видели другие профессора
- скажем по-пушкински: "одно виденье, непостижимое уму". "Мне открылась ...
- Та степень истины, какую только дух переносит, та степень истины, до
которой только и дерзает дух, - вот что все больше и больше становилось для
меня настоящим мерилом ценности". Так возник казус Ницше - "больше поле
боя, чем человек".

В отношении всех его произведений действует один принцип: "Чтобы отнестись
справедливо к этому сочинению, нужно страдать от судьбы музыки, как от
открытой раны". Нам следует расширить судьбу музыки до судеб культуры, до
планетарных масштабов, чтобы получить пронзительный, как сирена, аварийный
лейтмотив "события" Фридриха Ницше - он разглядел в идеализме и во всякой
человеческой морали "мошенничество высшего порядка". Со времен Сократа
началась неслыханная тирания рассудка и произведенной им морали,
вытеснившая саму жизнь в бессознательное и подменившая ее инструкциями по
эксплуатации жизни. Чем можно было победить жизнь, не стоя перед нею лицом
к лицу, а в обход? Тем, что начали внушать человеку мораль и разумность
любой ценой, стало быть даже ценою самой жизни. Сущность морали покоится на
лжи, ибо в основе ее лежит что угодно, кроме собственно морального:
тщеславие, гордыня, лицемерие, жажда реванша, стадное чувство... Такая
зрящая в корень оптика и произвела на свет всю проницательнейшую прозу
Ницше.

Весомость каждого слова он оплатил юдолью всей своей жизни. "Кто пишет
кровью и притчами, - скажет его Заратустра, - тот хочет, чтобы его не
читали, а заучивали наизусть". В хорошо усвоенной с детских лет атмосфере
правдивости и честности (мальчиком он услышал из уст своей тетки: "Мы,
Ницше, презираем ложь") произрастает еще один поразительный дар - жить
всегда в возвышенном. "Кто не живет в возвышенном как дома, - обронит он
впоследствии, - тот воспринимает возвышенное, как нечто жуткое и
фальшивое". Этот беспощадный "самопознаватель" не был "святым простаком"
Дон-Кихотом, он во всех отношениях прекрасно знал, на что посягает, когда
нападал на "ветряные мельницы" - основы человеческой цивилизации,
оказывающиеся самим злом, перемалывающим правду и совесть. "Европе
понадобится открыть еще одну Сибирь, чтобы сослать туда виновника этой
затеи с переоценкой всех ценностей". Так и произошло с Дон-Кихотом, с
необыкновенной остротой разоблачающим всякое дон-кихотство: абсолютное
одиночество в его великом походе на удобные всем мораль и ценности.
Благородства рыцарю было не занимать: контраст, отмеченный решительно всеми
свидетелями его жизни, - несоответствие между образом бесстрашного
истребителя лжи и реальной личностью. Барон фон Зейдлиц: "Я не знал ни
одного - ни одного! - более аристократичного человека, чем он. Он мог быть
беспощадным только с идеями, не с людьми - носителями идей". Вагнер: "Я дал
бы сейчас сто тысяч марок, чтобы уметь вести себя, как этот Ницше".

Вот обобщенный портрет, воссозданный со слов друзей: "У него была привычка
тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты лица и
обращенные внутрь, глядящие вглубь, точно вдаль, глаза. Его легко было не
заметить, так мало было выдающегося в его внешнем облике. Он отличался
большой вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной ровностью
характера... Святым - таким он казался даже случайным путевым знакомым и
простым людям".

Итак, бывший профессор филологии, который панически вычитывал собственную
жизнь в "Идиоте", замысленном Достоевским ("единственым психологом, у
которого я мог кое-чему поучиться") как "роман о Христе", одновременно был
"сверхчеловеком", объявившим войну тысячелетним ценностям... К сожалению,
сила саморасширения, очищения и углубления "самого независимого человека
Европы" оказалась недостаточной - степень погружения в проблему превзошла 
меру личной выносливости, и Ницше закончил земное существование подобно
князю Мышкину. Разрушение традиционных фальшивых ценностей обернулось
саморазрушением, ибо он был тем, что он бил, и никогда не боролся с
каким-то внешним врагом, но всегда с самим собою. Следует еще раз
подчеркнуть это обстоятельство, чтобы раз и навсегда избавиться от
вульгарного псевдо-Ницше, как от интеллектуального комикса, состряпанного
псевдо-праведниками всех стран.

Чем больше его читали, тем менее понимали. Вскоре Ницше превратился для
европейского обывателя в эдакое моральное пугало, от которого впору уберечь
юные души... "Вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска,
благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова,
каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни". Говорят: Ницше - это
"толкни слабого" и значит: ату его! Но суть дела радикально меняет вопрос:
о каком это слабом идет речь? Вот одно - черным по белому - из множества
решающих мест: афоризм 225 "По ту сторону добра и зла": "Воспитание
страдания, великого страдания - разве вы не знаете, что только это
воспитание во всем возвышало до сих пор человека? То напряжение души в
несчастье, которое прививает ей крепость, ее изобретательность и храбрость
в претерпении, истолковании, использовании несчастья, и все, что даровало
ей глубину, тайну, величие - разве не было даровано ей это под оболочкой
страдания?.. В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть
материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и
творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день -
понимаете ли вы это противоречие? И понимаете ли вы, что ваше сострадание
относится к "твари в человеке", к тому, что должно быть сломано, выковано,
разорвано, обожжено, закалено, очищено, - к тому, что страдает по
необходимости и должно страдать? А наше сострадание - разве вы не
понимаете, к кому относится наше обратное сострадание, когда оно защищается
от вашего сострадания, как от самой худшей изнеженности и слабости?"

Философия Фридриха Ницше есть только прелюдия к философии будущего, это
уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент саморазрушения "твари"
в человеке для самосозидания в нем "творца", названного "сверхчеловеком".
"Мы должны освободиться от морали..." - вот что было в нем услышано, и вот
что не услышано - продолжение: "... чтобы суметь морально жить". "Вас
назовут истребителями морали, но вы лишь открыватели самих себя". Если на
заре истории человечества достоинства или негодность поступка выводились из
его следствий, а поступок сам по себе так же мало принимался во внимание,
как и его происхождение - назовем этот период доморальным - то затем шаг за
шагом люди дошли до того, что предоставили решающий голос о ценности
поступка не его следствиям, а его происхождению - из намерения... Мораль
намерений (хотели как лучше, а получилось, как всегда - прим. ред.)
представляла собой предрассудок, нечто опрометчивое и предварительное,
нечто такое, что должно быть преодолено.
"Преодоление морали, в известном смысле - самопреодоление морали - пусть
это будет названием той долгой тайной работы, которая предоставлена самой
тонкой, самой честной и вместе с тем самой злободневной совести как живому
пробному камню души". "Переоценка всех ценностей - это моя формула для акта
наивысшего самосознания человечества..." Эксперимент - нужно отметить это -
катастрофически сорвавшийся, но - что гораздо важнее - все-таки случившийся.
Что же касается до творческого наследия Ницше - "Есть книги, имеющие
обратную ценность для души и здоровья, смотря по тому, пользуется ли ими
низкая душа, низменная жизненная сила или высшая и мощная: в первом случае
это опасные, разъедающие, разлагающие книги, во втором - клич герольда,
призывающий самых доблестных к их доблести".

Изложено на основе вступительной статьи К.А. Свасьяна для белорусского
издания сочинений Ницше


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.pureworld
Отписаться

В избранное