Наедине с собой
Пусть счастлив ты теперь; скажи, а что потом?
Пусть смерти час придет; скажи, а что потом?
Пускай других сто лет ты в свете проживешь,
Не зная бед и зла; скажи, а что потом?
Омар Хайам
Непрестанное течение времени постоянно сообщает юность беспредельной вечности.
Все подвержено изменению. И ты сам находишься в процессе постоянного перехода
в другое и частичного умирания. Да и весь
мир.
*
Все сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва ли найдется что-нибудь,
чуждое всему остальному. Ибо все
объединено общим порядком и служит к украшению одного и того же мира.
*
Я состою из действующей силы и телесной материи. Ни одно из них не обращается
в ничто, так как они не возникают из ничего.
Каждая часть моего существа через превращение входит в какую-нибудь часть мира,
и та в свою очередь опять в другую часть
его, и так бесконечно совершаются его превращения. В силу подобных превращений
возник я, как и мои родители, и так назад до
бесконечности.
*
Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении.
Ибо все они как бы переплетены между собой
и поэтому - в содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определенном
порядке. Это объясняется непрерывностью
движения, общей согласованностью и единством сущности.
*
Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно;
строение всего тела - бренно; душа -
неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся
к телу, подобно потоку, относящееся к
душе - сновидению...
*
Что бы ни случилось с тобой, оно определено тебе свыше. Либо царит неминуемая
судьба и непреодолимая закономерность, либо
милостивое провидение, либо безличный слепой случай. Если царит неминуемая судьба,
зачем ты стремишься противостоять ей?
Если царит провидение, милость которого можно заслужить, - будь достоин божественной
помощи. Если же царит беспорядочный
случай, то радуйся, что среди всеобщего хаоса имеешь руководителя в себе самом
- свой дух.
Что бы ни случилось с тобой - оно определено тебе от века. И сплетение причин
с самого начала связало твое существование с
данным событием.
*
Итак, проведи этот момент времени, то есть жизнь свою, в согласии с природой,
а затем расстанься с жизнью так же легко,
как падает созревшая слива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью
к произведшему ее древу.
Самое главное, чтобы человек безропотно ждал смерти, как простого разложения
тех элементов, из которых он состоит. Ведь
последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.
*
Сущее настолько сокрыто от нас, что многим философам, и не заурядным, оно представляется
совершенно непостижимым. Наше
согласие с чем-либо не есть нечто неизменное. Где, в самом деле, человек, не
менявший своих взглядов? Перейди теперь к
самим окружающим тебя предметам: как все кратковечно и мимолетно, как легко может
стать достоянием распутника, блудницы или
разбойника! Присмотрись, далее, к нравам твоих современников: с трудом можно
ладить даже с самыми уживчивыми из них, чтобы
не сказать, что кое-кто из них еле выносит самого себя. Я отказываюсь понять,
что в этом мраке, в этой грязи, при такой
текучести и материи, и времени, и движения, и движимого могло бы еще стать предметом
почитания или же вообще серьезного
отношения. Наоборот, следует бодро ждать своего естественного конца, не досадуя
на его замедление и утешая себя следующими
двумя положениями. Во-первых, со мной не может случиться ничего, что не отвечало
бы природе Целого. Во-вторых, я могу не
делать ничего против моего божества и гения. Ибо никто не может принудить меня
к этому.
Марк Аврелий