Красота – Реальность – Любовь...
Как удивительно красив этот огромный изгиб широкой реки! Надо глядеть с некоторой
высоты, чтобы видеть, как она лениво
извивается по зеленым лугам. Река широкая, полная воды, голубой и чистой. Мы
летели на небольшой высоте, и хорошо было
видно сильное течение посередине реки с его мелкой рябью; мы следовали этому
течению, пролетая над городами и деревнями и
устремляясь к морю. Каждый изгиб реки обладал своей особенной красотой, своей
особой силой и движением. А где-то далеко
виднелись пики высоких, покрытых снегом гор, розовых в лучах раннего утреннего
солнца; горы закрывали восточный горизонт.
Широкая река и эти величественные горы в тот час, казалось, вместили в себя вечность
– такое возникло поразительное
ощущение пространства вне времени. Хотя самолет стремительно двигался на юго-восток,
в этом пространстве не было
направления, не было движения – только то, что есть. В течение целого часа ничего
кроме не существовало, даже шума
реактивных двигателей. Лишь когда старший пилот объявил, что скоро пойдем на
приземление, этот столь полный час окончился.
Не осталось о нем воспоминаний, не было зафиксировано его содержание, так что
мысль не могла его удержать. Когда этот час
истек, не сохранилось никаких его следов, грифельная доска была снова чистой.
У мысли не было способа культивировать этот
час, и поэтому она готова была покинуть самолет.
То, о чем думает мысль, превращается в реальность, но это не истина.
Красота никогда не может быть выражением мысли. Птица не создана мыслью, и потому
она прекрасна. Любовь не создана мыслью,
но когда мысль берется ее создавать, то получается нечто совершенно иное.
Преклонение перед интеллектом, его полнотой и чистотой, - это реальность, созданная
мыслью. Но это не сострадание. Мысль
не может создать сострадание; она может претворить его в свою реальность, необходимость,
но это не будет состраданием.
Мысль по самой своей природе фрагментарна, поэтому она живет во фрагментированном
мире разделения и конфликта. Поэтому и
знание фрагментарно; как бы много мы его ни накапливали, пласт за пластом, оно
все же остается фрагментарным,
раздробленным. Мысль может составить то, что называется интеграцией, но и это
также будет фрагмент.
Само слово "наука" означает знание, и человек надеется, что с помощью науки он
превратится в человека разумного и
счастливого. И потому он страстно стремится овладеть знанием обо всем на земле
и о самом себе. Знание – не сострадание, а
без сострадания знание приносит вред, несказанные бедствия и хаос. Знание не
может заставить человека любить; оно может
создать войну и средства разрушения, но не может принести любовь сердцу или покой
уму.
Осознавать все это – значит действовать, но не действием, основанным на памяти
или стереотипах. Любовь – не память, не
воспоминание о наслаждении.
Добро – не противоположность зла. Зло никогда не может к нему прикоснуться, хотя
и окружает его. Зло не может повредить
добру, но иногда может казаться, что это добро причиняет вред, и от этого зло
становится еще более хитрым и злым. Зло может
быть культивированным, широко распространенным; оно рождается в сфере движения
времени, выращивается и ловко используется.
Но доброта не принадлежит времени; она никоим образом не может быть культивирована
или вскормлена мыслью; ее проявление
незримо.
Зло не может стать добром, потому что добро – не продукт мысли; оно вне мысли,
как и красота. То, что создает мысль, она
же может и разрушить. Но это не добро, которое пребывает вне времени и вне фиксированного
места. Где добро – там порядок, -
но не порядок авторитета, наказания и награды, где человек становится злым и
развращенным, а общество само себя уничтожает.
Закон добра вечен, неизменяем и вневременен. Устойчивость, постоянство – его
природа, и поэтому он абсолютно надежен.
Другой надежности не существует.
Из дневника Джидду Кришнамурти, 1975г.