Архаизм? Наивное и смешное понятие? "Да, мы слышали это слово, просто оно редко употребляется, - скажут
сегодняшние молодые. - Каждый живет как хочет, а вообще, что вы имеете в виду? Девственность?"
На самом деле, что мы имеем в виду? Хотелось бы разобраться.
В словаре В. И. Даля это слово отсутствует вовсе. В словаре русского языка С.И. Ожегова называются два значения
слова "целомудрие". Одно из них - девственность. Другое, переносное, трактует целомудрие как строгую
нравственность, чистоту. Вот в этом-то все и дело. Главное, основополагающее отходит на второй план и становится
вспомогательным, переносным значением.
Слово же, наделенное смыслом, оказывает воздействие на людей, формирует правила поведения, нормирует отношения,
создает шкалу ценностей.
Девушки старших классов называют проституцию, по определению несовместимую с целомудрием, одной из самых
престижных профессий. Чтобы додуматься до этого, надо применить содержание понятия к себе, что невозможно без
конкретного, совершенно материального, осязаемого и ощущаемого опыта. Наличие же подобного опыта у школьниц
свидетельствует о полной смене (подмене) полюсов на шкале их нравственных ценностей. По крайней мере, целомудрие
не является для них положительной категорией.
А ведь школьницы только вступают в жизнь. Он - будущие матери, хранительницы семейных очагов. Семья же, согласно
банальной истине, это первичная ячейка общества... Разумеется, в школах есть и девушки, придерживающиеся высоких
нравственных принципов. Однако любая из них скажет, что лучше со своей чистотой держаться в тени, чтобы не
выглядеть белой вороной и не быть осмеянной. Или изобрести линию поведения, предполагающую открытый эпатаж
общественного мнения. И глубоко-глубоко прятать ото всех эту свою чистоту... Как это сложно, и в какие отчаянные
ситуации способно завести человека такая позиция!
Телевидение, газеты, книги предлагают принципиально иные, нежели ранее, взгляды на интимную жизнь. Все можно...
На фоне естественного стремления узнать мир, в который вступаешь, отсутствие выраженных запретов становится для
школьника даже не искушением, а нормой, правилом. Хотя... все же пусть у человека на любой стадии его развития
будет выбор и не будет запретов.
Я далек от аскетизма и ни в коем случае не проповедую ханжескую мораль. Целомудренный человек - не тот, кто
заботится лишь о чистоте внешней, избегает физической близости лишь потому, что она кажется ему грязной и
отталкивающей. Целомудренный человек имеет представление о том, чего он хочет и чего не хочет, что он может себе
позволить в отношениях, а что нет, и умеет разумно аргументировать свои хотения.
А, собственно, что изобретать велосипед! Перед нами слово "целомудрие". Посмотрим на него внимательнее. Оно
имеет двухкорневую основу. Прочитывается ЦЕЛОСТНОСТЬ и МУДРОСТЬ (или МУДРИЕ, что еще интереснее). Как легко
создавать внутри этих понятий - целостная мудрость, целая мудрость, мудрость в целостности. Последнее сочетание
слов представляется мне наилучшим вариантом: мудрость в своем внутреннем единстве. Остается выяснить, что же
такое "мудрость". Словари, наша опора, толкуют мудрость как глубокий ум, основанный на большом опыте. В.И. Даль,
не давая определения мудрости как понятия, толкует его качественные характеристики и выделяет основание мудрого
на добре и истине, праведности, соединении в себе любви и правды, в высшей степени разумности и
благонамеренности... Откуда в начинающем жить человеке все эти качества, обретаемые - далеко не всегда, заметим!
- изрядно пожившими, битыми и тертыми людьми лишь на склоне лет? Тот же Даль, между прочим, приводит поговорку:
"До шестидесяти лет мудрыми не бывают".
Может быть, именно поэтому молодые, устремляясь к новым ощущениям, так легко расстаются с чистотой, что данный
им с рождения опыт многих поколений успевает к подростковому возрасту свернуться и упаковаться в ZIP-файл? И
находится он в нем до того критического момента, когда человек, набивший шишки на собственных ошибках и
пресыщенный, вынужденно остановится, задумается и что-то такое начнет не то мучительно припоминать, не то
открывать для себя заново... И глядя на следующее резвящееся поколение, он вдруг, как откровение, вспоминает
слова, долетающие до него из далекого далека: "чистота", "истина", "благородство", "порядочность", "совесть"...
"целомудрие". "А ведь говорили мне когда-то и учителя в школе, и родители, царство им небесное", - с трудом
припомнит он. И добавит, что, мол, давно это было, другие времена, другие нравы. "Вот мы в вашем возрасте", -
станет назидать он молодых...
Сегодняшние семнадцатилетние - ровесники перестройки. Они учились ходить и говорить совсем в другой стране,
нежели их родители. А те еще застали время, когда молодые носили длинные волосы и называли себя "хиппи". Они тоже
бросали свой вызов обществу. Их тоже не принимали, клеймили. О них говорили: "Ну и молодежь пошла!" А ведь тогда
было проще призвать к порядку - комсомольские организации были словно эхо партийных. Действовали месткомы,
парткомы, студкомы, всевозможные общественные советы. Слова, обозначавшие этические категории, не звучали пустым
звуком.
Нынешним молодым и проще, и сложнее. Их уже нельзя заставить соблюдать какие бы то ни было правила. Им можно
только показать "ассортимент" ценностей, возможных поступков и ожидаемых результатов. А уж выбор они сделают
сами. Да и родителям сегодня и сложнее, и проще. Сложнее, потому что ребенка может воспитать только авторитет
взрослого. Для того же, чтобы авторитет обрести, надо быть, а не казаться. Эта задача многим не по плечу. Проще,
потому что легко списать огрехи воспитания на время, на среду, да на что угодно.
К тому же взрослого человека нынешнее время искушает едва ли не сильнее юного. Взрослому есть с чем сравнивать.
Ханжество и сплошное вранье времени его юности - и полная свобода слов и поступков, вплоть до разнузданности дня
сегодняшнего. Целостность внутреннего строя сохранить при таких условиях ох как не просто. Обретая мудрость,
человек обретает и целостность. Отношение внешнего мира к нему тоже меняется - мир видит в нем свое маленькое
отражение...
Так в одном слове видится путь от вечного к вечному. И для подтверждения того обратимся к классику: "Все
проистекает из единого источника; с ним сопряжены и неизбежное, и то, что идет на пользу всему миру, коего ты
составляешь часть. Для всякой же части природы будет благом то, что производит природа Целого и что способствует
ее поддержанию. Что же важно для человека? Только одно: праведное помышление, общеполезная деятельность, речь,
неспособная ко лжи, и душевное настроение, с радостью приемлющее все происходящее как необходимое,
предусмотренное и проистекающее из общего начала и источника" (Марк Аврелий)