"Не забывай, что фраза твоя – деяние. Совершенно не нужно приводить мне какие-то доводы, если ты хочешь побудить меня к
действию. Неужели ты думаешь, что выслушав доводы, я на что-то решусь? Я найду гораздо лучшие доводы против тебя…
Но я видел, как мирные толпы поднимались, повинуясь голосу пророка, и шли за ним следом, чтобы сгореть в огне битвы. Какую
же неотразимую силу должны были заключать в себе гонимые ветром слова, чтобы толпа, услышавшая их, могла опровергнуть
сравнение ее с муравейником и сама стать пожаром, обречь себя на смерть? Вот почему всякий раз я с вниманием вслушивался в
людские речи, стараясь определить, где слова действенные и где бесплодные, чтобы научиться распознавать, что же именно
несут в себе люди. Ибо то, о чем они во всеуслышанье заявляют, конечно же, в счет не идет. Иначе бы каждый был великим
поэтом. И каждый бы мог повести за собой людей, стоило бы ему только провозгласить: "Ступайте за мною в битву, в сладостный
запах порохового дыма!.." А попробуй-ка ты такое сказать – в ответ ты услышишь лишь смех. Так случается с теми, кто
проповедует благо.
Но поскольку мне довелось слышать и тех, кому удавалось людей изменять, и поскольку молил я Господа, дабы Он вразумил
меня, мне было дано научиться распознавать в ветре слов редкую россыпь семян".
Антуан де Сент-Экзюпери
На сегодняшний день большинству людей стало ясно, что основным источником опасностей для всего живого на Земле и для
самого человека в частности стал сам человек, вернее его деятельность. Все остальные проблемы носят вторичный характер.
Часто приходится сталкиваться с тем, как зачастую образованная, психически и физически здоровая личность ведёт себя так,
высказывает и реализует такие идеи, что порой становится похожа на без разбора “пожирающую” окружающий её мир. Как писал
М.Дудин в начале ХХ века:
Не насыщая пищей чрева,
Жуёт себя двадцатый век
И рубит, рубит жизни древо,
Как беспощадный дровосек…
Великий разум! Запрети ты
Рубить хотя б последний сук.
К великому сожалению, “массовая культура” формирует обилие внешне манящих красивых вещей, касочных действий, стереотипов
модного, популярного поведения. и уводит от осознания проблем человека и общества. Оказавшись в ситуации изобилия манящих
материальных, развлекательных соблазнов, подросток далеко не всегда может разобраться в сути предлагаемых ему действий,
образа жизни и мысли. Соответственно он не в состоянии принять правильное решение, т.е. наиболее безопасное для
внутреннего, духовного мира человека и общества. Подросток, не имеющий жизненного опыта и знаний, естественно не может
осознать пагубность большинства навязываемых стереотипов поведения, так называемой “крутизны”, и попадает под влияние
низких страстей. Причём, если наиболее здоровая часть молодёжи в состоянии через опыт понять пагубность такого поведения
для себя, то общественную угрозу подростку в сложившейся “культуре” понять практически невозможно.
Разумной части взрослых понятно, что НЕДОПУСТИМО выпускать ребенка в мир не вооруженным идейно. Ведь без личных убеждений
о том, каким должен быть настоящий человек, не обученный самостоятельно мыслить, определять причины большинства проблем и
их последствия, находить средства разрешения этих проблем, не обученный сохранять человеческое достоинство в любых
жизненных ситуациях, он становится лёгкой наживой “индустрии нравственного разложения”. Для того чтобы решить эту проблему,
нам, педагогам следует помочь подростку сформироваться как Человеку в первую очередь, и лишь во вторую помочь выбрать
специализацию своей Человеческой деятельности. "Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в
лестнице общественной иерархии – быть Человеком…", писал В.Г.Белинский. Именно тем Человеком, что как считал М.Горький,
зазвучит гордо. Да и многие великие люди предшествующих эпох призывали нас быть достойными этого великого звания.
Что же такое это великое звание, и какой человек соответствует этому званию, а какой нет? Какими качествами описывается
соответствующий этому званию, а какими не соответствующий, т.е. больной? И какие проблемы мешают нам воспитать Человека
достойного этого звания, здорового Человека?
В этом смысле проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из определяющих мышление
человека. “Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений”, – советовал, заботящийся о безопасной
жизни последующих поколений Декарт.
Одним из наиболее важных вопросов для понимания системы “Человек” является понятие “здоровье Человека”, где чаще всего в
первую очередь нам предлагают понимать здоровье физическое, в редких случаях говорят о психическом здоровье. Общественное и
духовное здоровье, нравственность, разум, возможность рассуждать самостоятельно и т.д. остаются вне системы “человек”.
Механизм такой примитивизации сознания, к сожалению, действует и на взрослых.
Для примера процитируем такой взгляд: “Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень
трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье
легко, а вот вернуть его очень и очень трудно”. Всё вроде очень даже правильно, только вот в русской культуре, в сказках,
сказаниях, притчах, пословицах и поговорках, культуре преданной нам в произведениях великих писателей, поэтов, философов,
педагогов главной задачей Человека ставится сохранение именно духовного здоровья, а не физического. Это хорошо выражено в
русской пословице: “Руку, ногу сломишь – срастётся, душу сломишь – не срастётся”. Естественно, что без физического здоровья
трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но ведь не невозможно, а трудно! А без труда не …
Из-за того, что современная система образования слабо решает насущные проблемы по формированию настоящих человеческих
качеств в подрастающем поколении, стоящие пред обществом проблемы не могут быть разрешены.
Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу общества. Комплексные медицинские осмотры, проведенные
в последние годы, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (95-98 %). Поэтому
большинству людей ясно, насколько важно определить основополагающие принципы здоровья Человека. В уставе ВОЗ здоровье
определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней
или физических дефектов”. По мнению ученых, наше здоровье на 50-55% зависит от образа жизни. Поэтому нельзя недооценивать
школьный период, когда формируется мировоззрение, миропонимание, соответствующая модель поведения, которая далее будет
определять здоровье Человека и общества.
Необходимо ориентировать ребят на развитие у них собственных человеческих убеждений. Если человек любит себя, людей, мир;
если он владеет культурой мышления, знает, для чего жили его прадеды, для чего живет он – он сумеет справиться и со всеми
своими проблемами и проблемами общества. Как говорил Галилео Галилей: “Настоящие знания – это знание причин”.
Следствием путаницы между духовным здоровьем и физическим, путаницы между богатством материальным и духовным, целостная
система мышления человека разрушается. В учебниках чрезвычайно редко затрагиваются вопросы нравственности, духовности, о
духовном и общественном здоровье говорится ещё реже и часто неправильно. И естественно, в такой ситуации при рассмотрении
общественных проблем возникают просто глупости. Например, в учебнике для 11-х классов можно встретить мысль о том, что
причиной нравственного падения общества является бурный рост числа заболевших венерическими заболеваниями и количества
бомжей. Даже большинство детей понимают, что авторы перепутали причину со следствием. А может быть, подлинные причины
сегодняшнего кризиса верно сформулированы еще два века назад Н.А.Добролюбовым: "Привыкая все делать без рассуждений, без
убеждения в истине и добре, а только по приказу (или за деньги), человек становится безразличным к добру и злу и без
зазрения совести совершает поступки, противные нравственному чувству"?..
Именно по причине отсутствия определенности в понятиях здоровья Человека, красоты Человека в современном обществе принято
говорить в первую очередь о красивых мужчинах, красивых женщинах, красивых юношах, красивых девушках... А о красоте
Человека с большой буквы – говорить не принято. А ведь, скажите, бывает ведь, что красивый мужчина не всегда красивый
человек, или красивая женщина не всегда красивый человек? Дружить лучше с красивым человеком, или с красивым телом, или с
богатой одеждой на этом теле? Кто является надёжным другом?
Скажите, пожалуйста, подлец, мерзавец, лживый человек, если займётся спортом, изменит своё внутреннее содержание, свою
духовную суть? Физическое здоровье – это гарантия духовности, доброты, мужественного поведения?..
"Здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко,
не теряя человеческого достоинства переносить любые невзгоды" (Перикл 490-429 г.до н.э.)
*
(…) Пускай всю жизнь душа меня ведёт!
– Чтоб нас вести, на то рассудок нужен!
– Чтоб мы не стали холодны как лёд,
Живой душе пускай рассудок служит!
В душе огонь – и воля, и любовь! –
И жалок тот, кто гонит эти страсти,
Чтоб гордо жить, нахмуривая бровь,
В лучах довольства полного и власти!
– Как в трёх соснах, блуждая и кружа,
Ты не сказал о разуме ни разу!
– Соединяясь, рассудок и душа
Даруют нам светильник жизни – разум!
Николай Рубцов
В.И.Даль в своём Толковом словаре Живого великорусского языка определяет: "Разум – духовная сила, могущая судить;
способность верного, последовательного сцепления мысли от причины, следствий её и до целей".
Итак, духовно красивый или духовно здоровый Человек, естественно здравомыслящий, разумный, ведущий здравый образ жизни,
имеющий хорошее психическое и физическое здоровье, это гармоничный человек. Однако, если люди забывают о духовном здоровье,
т.е о Добре, то "свято место пусто не бывает" и оно всегда заполняется, но чем? Чем заполняется духовный вакуум?..
Это совсем новый для нас вид здоровья – общественное здоровье. Вспомним русскую пословицу: “С волками жить – по-волчьи
выть”. А если с подлецами жить? То по-каковски выть?..
Как говорит китайская пословица: “Что бы добрый человек ни говорил, все есть истина; что бы злой человек ни говорил, все
есть ложь".
*
“Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу" (В. Сухомлинский)
“Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что нравственно, в высшей степени позорно”. (Цицерон)
СТАРОВЕРОВ Андрей Рэмович, преподаватель г.Санкт-Перербург
Жизнь короткую, но честную, всегда предпочитай жизни долгой, но позорной (Эпиктет)