Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Можно ли не зависеть от общества, живя в нем?

Что такое общество? Разве это не отношения между одним человеком и другим? Не усложняйте вопрос, не цитируйте умные книги
– посмотрите на это совсем просто, и вы увидите, что общество – это взаимоотношения между вами, мной и другими людьми.
Человеческие взаимоотношения и составляют общество; а наше нынешнее общество построено на отношениях стяжательства. Не так
ли? Большинство из нас желает иметь деньги, власть, собственность, авторитет. Мы хотим положения, престижа на том или ином
уровне; и таким образом мы построили общество потребителей. А пока мы полны стяжательства, пока нам нужны положение,
престиж, власть и т.п., мы принадлежим к этому обществу и потому находимся в зависимости от него. Но если человек не
нуждается ни в какой из этих вещей, если он с великим смирением остается просто тем, что он есть, тогда он находится вне
общества; он восстает против общества и порывает с ним – прежде всего внутри.

К несчастью, в настоящее время образование имеет целью заставить вас приспособиться к этому обществу приобретателей,
пристроиться к нему и согласовать себя с ним. Именно это заботит ваших родителей и учителей, именно этому учат вас книги. И
пока вы приспосабливаетесь, пока вы честолюбивы, полны стяжательства, пока вы разлагаете и уничтожаете других в своем
стремлении к положению и власти, вас считают добропорядочным гражданином.

Вас воспитывают и обучают так, чтобы вы точно соответствовали обществу; но это – не воспитание, а всего лишь процесс
вырабатывания у вас обусловленности – приспособлением к какому-то образцу. Ваше образование поощряет вас к тому, чтобы вы
стали тем или другим; но это не есть понимание и познание самого себя. Ваше "я" – весьма сложная вещь; это не просто
существо, которое ходит в школу, ссорится, играет в разные игры, боится – это также нечто скрытое и неочевидное. Оно
составлено в том числе и из всего того, что было вложено в ваш ум другими людьми, книгами, газетами, вашими руководителями;
и понять все это можно, лишь если вы не желаете стать кем-то, не стремитесь подражать, когда вы никому и ничему не следуете
– а все это в действительности означает, что вы восстали против целой традиции, состоящей в стремлении стать чем-нибудь.
Это и есть единственная истинная революция, которая ведет к необыкновенной свободе. Культивирование такой свободы и
является подлинной функцией образования человека.

Ваши родители, учителя, собственные ваши желания хотят, чтобы вы с чем-то себя отождествили, дабы стать счастливыми
людьми. Пребывающими в безопасности – в полном соответствии с общепринятыми стандартами. Но разве вы не должны преодолеть
все те влияния, которые вас порабощают и подавляют? Для чего вы пришли в мир? Истинная задача воспитания и образования как
раз и состоит в том, чтобы помочь вам понять структуру и принцип действия этого загнившего общества, дать вам возможность
вырасти к свободе, так чтобы вы порвали с этим обществом и создали другое, создали новый мир. Всегда на Земле есть люди,
которые пребывают в состоянии мятежа, которые полностью восстали против отжившего и фальшивого – только такие люди способны
создать новый мир, который не будет основываться на стяжательстве, власти и престиже.

Я уже слышу, как пожилые люди станут говорить: "Этого никогда нельзя сделать. Человеческая природа останется такой, какова
она есть, и вы говорите вздор". Но мы ведь никогда даже не думаем о том, как освободить от обусловленности взрослого
человека и не создавать обусловленности для ребенка. Несомненно, воспитание имеет одновременно лечебное и профилактическое
значение. Старшие ученики наверняка уже сложились и обусловлены, уже честолюбивы; каждый хочет добиться успеха подобно
своему отцу, губернатору или кому-то еще…

Потребность выяснить, что такое Бог, что такое истина – это единственная реальная потребность человека, все прочие
второстепенны. Это похоже на то, как вы бросаете камень в стоячую воду, и от него расходятся круги. Эти расходящиеся круги
суть второстепенные движения, социальные реакции, а реальное движение – в центре, оно-то и есть внутреннее движение в
поисках счастья, Бога, истины. Однако вы не сможете ничего этого найти, пока уловлены страхом и опасением не стать кем-то
"великим". Когда внутреннее движение задержано авторитетом, традицией, угрозами – налицо распад и разрушение.

Вот почему так важно, чтобы вы еще в молодости не стали обусловленными, не были удержаны от развития страхом перед
родителями, перед обществом – так чтобы внутри вас существовало это вневременное движение открыть, что такое истина. Люди,
которые стараются выяснить, что такое Бог, что такое истина – только они могут создать новую цивилизацию и культуру. Те
же, кто приспосабливается, бунтуют лишь внутри социальной тюрьмы и старой обусловленности. Вы можете надеть на себя одеяние
аскета, вступить в то или иное общество, покинуть одну религию ради другой, пытаться различными способами достичь свободы;
но если в вас нет этого движения выяснить, что такое реальность, что такое истина, любовь, ваши усилия не будут иметь
значения. Вы можете стать весьма ученым человеком и делать то, что общество называет полезным; но все это будет совершаться
внутри тюрьмы, в стенках мертвых традиций – и потому не будет иметь никакой реальной ценности.

Поэтому настоящая задача образования состоит в том, чтобы помочь вам освободиться от обусловленности, а прежде – понять
весь этот процесс жизни ото дня ко дню, чтобы вы смогли вырасти в свободе и создать новый мир – мир, который должен
полностью отличаться от нынешнего. К сожалению, ни ваши родители, ни учителя, ни само общество в этом не заинтересованы.
Вот почему процесс воспитания должен распространяться и на ученика, и на самого воспитателя.

Благодаря сегодняшнему воспитанию большинство людей не удовлетворены тем, кто они есть; а недовольство тем, что есть, как
раз и порождает зависть и недоброжелательство по отношению к другим, не так ли? Вы хотите быть похожими на кого-то, кто
обладает большим знанием, или более красив, или имеет более просторный дом, лучшее, чем у вас положение. Вы хотите быть
более добродетельным, хотите достичь Бога, быть чем-то иным по сравнению с тем, что вы есть; и потому вы завистливы и
недоброжелательны, хотя и не сознаете этого. Понять то, что вы есть, невероятно трудно, ибо это требует полной свободы от
всякого желания изменить то, что вы собой представляете, на нечто другое. Именно осознание того, что вы сейчас такое, и
заключает в себе преображение того, чем вы являетесь. Но ведь все ваше воспитание и побуждает вас становиться отличным от
того, что вы такое. Когда вы завистливы, вам говорят: "Не будьте завистливы, это ужасно". И вы стараетесь не быть
завистливыми; но само подобное старание есть часть зависти, потому что вы желаете стать кем-то иным.

Наше нынешнее образование состоит в том, что нам говорят, о чем мы должны мыслить; оно не учит нас, как следует мыслить,
как проникать вглубь, исследовать. Только когда учитель, как и ученик, знают, как правильно мыслить, школа достойна
называться школой.

(из цикла бесед Кришнамурти с индийскими школьниками, их преподавателями и родителями)


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное