Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Чтение в современной России

В последние 10-15 лет в нашей стране идет процесс агрессивного ниспровержения чтения с пьедестала социальных ценностей,
уничтожения библиотек и хорошо отлаженной системы развития чтения…

Чтение – русская традиция, составляющая ядро национальной культуры, мощный механизм поддержания и приумножения богатств
родного языка, система формирования личности и развития социальной структуры общества, единственная технология,
выработанная человечеством за всю его историю, чтобы последовательно и гармонично выкристаллизовывать сознание и
совершенствовать духовный мир людей. Понятие чтения многомерно, а глубинная часть чтения-айсберга понимается специалистами
как высшая психическая функция человека (Л.С. Выготский).

Наш век информации ставит перед чтением новые задачи. Грамотность в разных странах является сегодня средством получения
образования, которое влияет на качество жизни человека и общества в целом. ООН считает грамотность взрослого населения
индексом развития человеческого рода. Международные организации регулярно исследуют качество обучения школьников и
студентов в разных странах мира. Россия впервые участвовала в исследованиях чтения Международной ассоциации чтения в
2000г., и среди 265 тысяч учащихся из 32 стран наши дети заняли 27-29 места. Результаты 2003г. оказались еще плачевнее:
32-34 места из 40 стран-участниц. Эти цифры красноречиво характеризуют ситуацию с чтением в России как стремительно
ухудшающуюся. Навыками грамотного чтения, необходимого для успешной адаптации в обществе, обладает 65-80% учащихся за
рубежом, а в России – лишь 35%. Высший же уровень грамотности, т.е. способность критически оценивать предоставленную
информацию, формулировать гипотезы и выводы из прочитанного продемонстрировали только 2% российских школьников, – это в 6-8
раз ниже зарубежных учащихся. Если в развитых странах 1-8% пятнадцатилетних не достигают нижней границы грамотности, то в
России этот показатель – 13%.

На столь печальные, шокирующие результаты повлияли многие причины: место и роль чтения в обществе, количество книг на
человека в публичной и домашней библиотеке, а также газет, журналов и других доступных изданий. Не последнюю роль играет
конкуренция чтению со стороны ТВ, Интернета, компьютеров и развлекательной индустрии в целом.

По данным внутрироссийского исследования аналитического центра Ю.Левады, сегодня 40% россиян не читают книг и почти 80% –
газет и журналов. Доля читающего населения в возрасте до 30 лет за последние годы снизилась наполовину: на 2006г. в Росси
это всего 23%, а в развитых странах доля читающих составляет 52-56%.

Тиражи газет в сравнении с 1990г. сократились в 6 раз, журналов – в 8 раз, при этом подписка на газеты упала в 7 раз, на
журналы – в 16 раз. Абсолютное большинство российских семей сегодня не имеют домашних библиотек. Более половины россиян
сегодня не покупают книг. Если в конце 80-ых годов в России издавалось и раскупалось почти 2 млрд. книг, то в 2006г. выпуск
книг и брошюр составил 90 тыс. названий, причем средний тираж сейчас – 7000 экз., – при миллионных тиражах и дефиците на
книги в советское время. А сегодня в России почти половина изданий имеет тираж 500 экз. Кроме того, до 50% всех издаваемых
книг ныне оказываются невостребованными и остаются на складах, а затем кочуют в макулатуру. Это самый серьезный показатель
глубины кризиса, в котором пребывают книга и чтение в современной России.

Одна из главных причин – невиданное обнищание: четверть населения имеет зарплату ниже прожиточного минимума, им не до
приобретения книг. 48% россиян еще покупает минимум книг: треть их купили за последний год 1-2 книги, другая треть – 3-5
книг, а 20% – 6-10книг. Прекрасное полиграфическое оформление делает книги непомерно дорогими, только 2005г. дал рост цен
на детские книги и "нежанровую прозу" почти на треть, литературу по домоводству – на 47%, техническую литературу – на 38%...
Значительное влияние на ситуацию оказывает увеличение доли платного вузовского обучения. Сегодня количество бюджетных
студентов в России составляет около 30% (во Франции это 80%, в Германии – свыше 90%). Многим российским студентам
приходится самим оплачивать обучение и с первых курсов совмещать учебу и работу, минимум времени тратить на чтение,
подчинив его только профессиональному профилю, игнорируя общекультурный.

Изменились и формы чтения, пришли "дисплейное и телевизионное чтение", которые оказались не столь уж безвредными.
Телевидение не только порождает пассивное созерцание, которым можно манипулировать, но и рассеянное внимание, особенно у
детей, бессистемное мышление. Все это формирует рваную, лоскутную картину мира; люди становятся торопливыми, испытывают
трудности в речи, перескакивают в разговоре с одного предмета на другой, им не хватает словарного запаса…

В то же время распространяется поверхностное чтение – по принципу обладания информацией, оно не оказывает качественного
влияния на читателя. Утрачивается процесс чтения как событие, связанное с усвоением новых знаний и образных представлений,
влияющее на личность читателя. Падение интереса к чтению негативно воздействует на умственный потенциал всего общества,
систему нравственных и духовных ценностей, особенно среди молодежи, ведет к деградации… Отсюда понятно, что образование и
культура вместе с их неотъемлемой частью – чтением нуждаются в защите, организованном и продуманном отражении духовной
интервенции – антиобразования, антикультуры, засилья всевозможных духовных наркотиков, внедряемых в России под предлогом
плюрализма. Без возвращения традиции чтения страна будет пребывать бездуховной, криминальной и безнравственной.
На основе статьи доктора исторических наук, профессора Ольги ЕЛАНЦЕВОЙ, "Светоград"


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное