Слушая Король и шут - Забытые ботинки.
тороплюсь Всех поприветствовать.
Русский рецепт: чем проще, тем лучше (Chicago Tribune, США)
Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику
Калифорнийского Политехнического с его научной степенью и навороченным
компьютером.
Майк Томас (Mike Thomas), 28 июля 2005 г.
Пришло время сказать русским спасибо. Пришло время поблагодарить
их за то, что они держали международную космическую станцию <<на плаву>>
пока <<шаттлы>> разбирали по винтику в <<автосервисе>> НАСА. Более двух лет
они доставляли туда астронавтов, припасы и вывозили мусор. Без них нам
оставалось бы только затопить МКС в океане или замотать топливные баки
<<шаттлов>> скотчем и надеяться на лучшее.
А ведь когда-то чиновники из НАСА хотели вообще выставить россиян
из проекта МКС. Они жаловались, что у русских нет ни гроша в кармане,
что они ничего не способны сделать вовремя. Эти неумехи-Иваны понятия не
имеют о высоких технологиях: они только и умеют, что склепать пару
канализационных труб, залить туда керосин, посадить сверху парочку
астронавтов и запустить все это к сараю на орбите под названием <<Мир>>.
Но Билл Клинтон (Bill Clinton) решил: русские должны остаться.
Умный парень этот Билл! Дело в том, что русская космическая программа -
более безопасна и надежна, чем наша. С тех пор, как <<Колумбия>> сгорела в
атмосфере, русские успешно доставили на МКС пять экипажей.
Русские действуют по принципу: все гениальное просто. Они впервые
запустили корабль <<Союз>> в 1967 г. У него отказал парашют и космонавт
погиб. Еще три космонавта погибли в 1971 г., когда при спуске произошла
разгерметизация кабины. Но после этого все пилотируемые полеты в СССР и
России обходились без жертв. <<Шаттлы>> же стали могилой для 14
астронавтов. Катастрофы <<Колумбии>> и <<Челленджера>> приостановили
американскую космическую программу в общей сложности на пять с лишним
лет и обошлись в миллиарды долларов.
Русские же, тем временем, просто летают в космос. Они разработали
эффективную базовую конструкцию и остаются ей верны. Американцы создали
куда более сложный в техническом отношении корабль, и сегодня, почти
четверть века спустя, все еще не понимают, как он работает. Для запуска
кораблей на орбиту русские используют ракету <<Союз>>, сконструированную
еще в 1960е гг. Она стала <<рабочей лошадкой>> их космической программы:
на счету <<Союза>> более 1000 запусков, он доставлял на орбиту все, что
угодно - от военных спутников до космического туриста Денниса Тито
(Dennis Tito). Такую ракету конструкторы называют <<простой как топор>>.
На ум сразу приходит пикап <<Шевроле2 1967 г. - он пробежал уже 245000
миль, насквозь проржавел, но все равно заводится с первого раза. Вот и
русские ракеты надежны как скала.
Десятки лет эксплуатируя одну и ту же систему, вы изучите ее как
облупленную, и сможете устранить любые неполадки. Вы гарантированы от
неожиданных <<ударов в спину>> из-за прогоревших уплотнительных колец или
отвалившихся пластинок теплоизоляции. А если сбой и произойдет, вы
сможете быстро выяснить и устранить причину. В 2002 г., когда <<Союз>> с
автоматическим кораблем взорвался на старте, русские быстро поняли, что
это не связано с конструктивными дефектами, и меньше чем через месяц
успешно осуществили пилотируемый полет. Сравните это с задержками из-за
катастроф американских <<шаттлов>>.
Русские потратили не одно десятилетие, чтобы свести к минимуму
возможность любых неполадок космических систем, а мы все это время
двигались в противоположном направлении. Если бы мне пришлось лететь, я
бы выбрал <<Союз>>, а не <<шаттл>>. Я скорее доверюсь Ивану с разводным
ключом, чем выпускнику Калифорнийского Политехнического с его научной
степенью и навороченным компьютером.
И в этом я не одинок. Когда китайцы - мастера технологического
<<пиратства>> - запускали свою программу пилотируемых полетов, они не
стали красть чертежи <<шаттла>>, а скопировали <<Союз>>.
В 2010 г. <<шаттлы>> подлежат списанию. Высокотехнологичная система
X-33, которая разрабатывалась для их замены, была настолько
высокотехнологичной, что оказалась непригодной для практического
использования, и от проекта пришлось отказаться после того, как на него
уже было потрачено 1,3 миллиарда долларов. Теперь у нас появилось нечто
под названием <<Пилотируемый исследовательский корабль>> (Crew Exploration
Vehicle): проект обойдется в 15 миллиардов долларов, а первый запуск
запланирован на 2014 г. Вместе с ним в нашу космическую программу придут
неполадки <<нового поколения>>.
>>Союз>> же к моменту первого полета <<шаттла>> верой и правдой служил
своим создателям почти 15 лет, и будет служить и дальше - после того,
как последний <<шаттл>> встанет на вечную стоянку в Смитсоновском музее
авиации и космонавтики. В отличие от <<шаттла>>, <<Союз>> вечен. Меня
нисколько не удивит, что нам снова придется полагаться на него, чтобы
выручить из беды программу <<Пилотируемого исследовательского корабля>>.
Слава Богу, у нас есть эти неумехи-россияне с их <<безнадежно
устаревшей>> космической программой!