Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Сумерки просвещения


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Андрей Борзенко
Неглобальная проблема национального масштаба

Более или менее активно обсуждая "глобальные" проблемы образования, вроде целесообразности единого экзамена, двенадцатилетки и т.п., мы все время забываем различные "мелкие" сложности, с которыми непосредственно сталкиваются далеко не все и которые, следовательно, мало кого интересуют. Таковы проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, причем здесь это не политкорректный термин, подразумевающий детей-инвалидов, но общее обозначение всех детей, у которых нет возможности спокойно учиться в обычных школах.

О чем речь?

В Москве около двухсот тысяч беженцев с Кавказа. В том числе - тридцать тысяч детей. Это все приблизительные данные, других быть не может из-за отсутствия у большинства регистрации. То же отсутствие регистрации долгое время служило столичным школам отличным формальным предлогом, чтобы отказаться принять этих детей к себе. В сентябре 2000 года Московское правительство издало указ, согласно которому дети могут учиться в школе и без московской прописки. Ситуация несколько изменилась, но по-прежнему остается множество препятствий, мешающих чеченскому, например, ребенку нормально учиться в нормальной школе. Для того, чтобы эти препятствия можно было преодолеть, и существует Центр адаптации и обучения для детей беженцев и вынужденных переселенцев при благотворительной организации "Гражданское содействие".

Центр возник в марте 96-го, когда тысячи людей бежали в Москву от первой чеченской войны. Дети нигде не учились и учиться не могли, причем не только из-за "отзывчивости" школьных администраций и разного рода чиновников, но и из-за того, что не были к этому готовы ни морально, ни по уровню знаний. Так у Центра появилось две задачи: готовить детей к школе и продалбливать административные стены. Решение второй осложнялась специфическим отношением многих школьных директоров к выходцам с Кавказа: с одной стороны, ставшая уже привычной неприязнь к "лицам кавказской национальности", с другой - они практически всегда рассматриваются как потенциальный источник взятки. Поэтому юристам "Гражданского содействия" и сотрудникам Центра приходилось каждого ребенка проталкивать в школу всеми возможными способами. В том числе через суд - действие Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка (1975) пока никто ! не отменял.

Хотя сентябрьский указ и позволил большинству детей-беженцев где-то учится, но все-таки они не достаточно подготовлены, а потому все равно нуждаются в помощи. Центр часто называют школой, но это скорее собрание бесплатных репетиторов. Сейчас здесь работают около пятидесяти учителей-волонтеров, в основном, это студенты, и преподают они русский язык, математику и английский. Математике и русскому обучают только индивидуально, английским занимаются небольшими группами. Каждый семестр в Центре учатся около тридцати детей: на большее не хватает ни помещений, ни волонтеров.

Кстати, откуда волонтеры вообще берутся? Первые учителя находили их просто - приводили своих знакомых. Со временем этот круг был исчерпан, и сотрудники Центра начали расклеивать объявления в вузах - пришли новые люди. Понятно, что без сложностей с уровнем преподавания не обошлось: писать более грамотно, чем чеченский ребенок, перебивающийся у себя в школе с двоек на тройки, скажем прямо, совсем несложно. Научить же его писать грамотно - несколько труднее. Чтобы волонтеры могли помогать детям, им самим помогают три опытных педагога-куратора, учителей английского "курирует" преподавательница из Англии, которая заодно привлекает к работе волонтеров-иностранцев, "нэйтив-спикеров".

В чем суть?

Как говорит директор Центра Илья Колмановский, из беседы с которым и почерпнута большая часть информации к размышлению, обучение - это лишь сюжет для общения. Образовательная сфера - не главное. Куда важнее априорное приятие, любовь, которую встречают дети, приходя в Центр. Важнее - сосредоточение на личности каждого из них, и так многое перенесших, да еще и сталкивающихся с "бытовой ненавистью". Но ведь это-то и есть самое сложное.

Представьте себя на месте двадцатилетнего студента (студентки), вдруг берущего на себя ответственность за 10-15-летнего ребенка, которым больше заняться некому. Какой молодец! Но с этой ответственностью еще надо справиться. А в такой ситуации очень просто залюбоваться собой и закрыть глаза на возникающие проблемы. Очень просто наслаждаться своей самоназначенной взрослостью и незаменимостью, любовью ребенка и уважением знакомых. Куда сложнее действительно отдать все силы и постараться, чтобы ребенок не чувствовал себя никому не нужным, да к тому же и научить его чему-то. Если эти опасности и можно преодолеть, то только целенаправленно говоря о них. Что и происходит на педсоветах и в беседах с волонтерами-новичками: в Центре сложилось своего рода ядро из нескольких человек, достаточно адекватных и опытных, чтобы отрефлектировать существующие проблемы. В их задачу и входит попытаться, разговаривая с остальными, как-то уравновесить отношения между учителями и учениками: с одн! ой стороны, не допустить полной расхлябанности и панибратства, с другой - не давать учителям самоутверждаться за счет учеников. Впрочем, жестких правил все равно быть не может: каждый волонтер общается и работает со своими подопечными на той дистанции, на которой у них общение и работа лучше всего получаются. Другой вопрос, что не всегда удается наладить этот самый контакт - во многом из-за этого в Центре достаточно высокая "текучка кадров".

Дети растут, дети "сложные", они требуют внимания, они разными способами проверяют твою любовь на прочность, потому что им сложно в нее поверить: "А если я вот так сделаю, ты все равно будешь меня любить?" У родителей всегда полно забот, им надо выживать во враждебном мире, у них часто просто нет времени на детей. И получается, что некоторым детям волонтеры, по сути, заменяют родителей. Насколько это тяжело, наверное, нет нужды объяснять.

Что еще?

Есть у Центра еще и специфические проблемы, связанные с тем, что здесь в основном учатся именно чеченские дети. Из серьезных - их собственный национализм и национализм, с которым им приходится сталкиваться в школе. Из забавных (на наш взгляд) - свои соображения по поводу распределения ролей женщины и мужчины.

Часто первым вопросом, который задает, приходя в Центр, чеченский ребенок своему учителю, оказывается вопрос "а вы какой национальности?". Для него это очень важно: он так воспитан. И приходится объяснять и потом многажды подчеркивать, что не надо делить людей на породы. Но если ребенка помладше, вероятно, убедить легче: доказательство - работающие в центре русские, евреи, англичане, немцы - перед глазами, то как быть с подростком, в сознании которого глубоко укоренились собственные на этот счет соображения, да еще их подпитывают нередкие драки в "обычной" школе? Как быть - непонятно. Видимо, только повторять и повторять одно и то же и подтверждать свои слова своей любовью.

В случае травли со стороны школьных учителей полезно бывает съездить в школу, поговорить, если надо - припугнуть какой-нибудь "корочкой", а также оглаской. Практика показывает, что после этого ситуация резко улучшается. А вот с конфликтами со сверстниками - сложнее. В них нет абсолютно правых и виноватых. Часто ребенок своей замкнутостью сам дает повод к нападкам, он сам изначально настроен враждебно и настраивает сверстников против себя. А "по ту сторону баррикад" такие же замороченные и часто брошенные подростки, которых напугали "злыми чеченами". Как бороться с этим - опять же непонятно.

Правда, немало случаев, когда чеченские дети вполне органично вливаются в школьные компании. А Илья Колмановский радостно рассказывает, как один парень, разговаривая с приятелем по-чеченски, вдруг вворачивает по-русски: "...решить проблему без насилия". Усваивают!..

И, наконец, о кавказских мужчинах. Они в любом возрасте уверены, что женщине надлежит знать свое место и исправно выполнять работу по дому. Поэтому очень часто в Центре девочки с удовольствием моют посуду вместо дежурящих мальчиков. И, не в силах вынести такую дискриминацию, европейски мыслящие сотрудники Центра борются с нею единственным доступным способом - собственным примером. Практически всю беседу со мной директор сам старательно мыл посуду...





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное