Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Анна Болотова
Живой Журнал словами писателей
Выпуск 10. Анна Болотова. Черным по белому, или Рыбка пряного посола

Анна Болотова - идеальный клиент нашего проекта. Как и заокеанская ее подруга Татьяна Волошина, Анна - эксклюзивный автор, уже достаточно (камерно, но верно) знаменитый в Живом Журнале, но еще совершенно неизвестный в литературной среде. Очевидно, что в будущем это положение изменится, но сегодня ее дневник, закрытый на замок, - почти единственный источник тихого счастья Аниных поклонников. Будем надеяться, это интервью сыграет скромную прагматическую роль во вхождении писательницы Болотовой в посудную лавку матерых прозайцев и прозаичек.

Структура получившегося разговора - фотографический негатив предыдущей "тишины #9" с Андреем Башаримовым. Идея элементарна, но в нашей прихотливой галерее важны не концептуальные трюки, которыми мы оформляем каждый диалог, но их внутреннее соответствие персонажам.

Судите сами: высокий, под два метра ростом, производящий впечатление добродушного и неповоротливого, петербургский программист Башаримов, работающий с пустотами и межстрочными интервалами - и маленькая (156 см), подвижная, острая на язык и солено-смачная на образы одесско-сочинско-московская психоэтнолингвист Болотова. Даже на уровне имен возникает явственная перекличка: андрее-"белое" интервью и анно-черный "монолог". Я мог бы продолжать, но боюсь слыть мракобесом.

При этом настоящие антиподы должны иметь несколько общих черт, дабы мы, зачарованно узнавая в одной амальгаму другого, неожиданно больно стукнулись о притолоку и пришли в себя. Здесь эти параметры - место и время. И то, что оба пишут во френд-моде. И, что совсем красиво, имеют одинаковые инициалы.

Для полноты картины осталось лишь вообразить, что это вступление, как и вопросы, тоже дано белым цветом.


Русский Журнал:

Анна Болотова: Начала по недосмотру родителей. Понравилось. Было приятно смотреть, как движется рука, детская ладонь шершаво трется о белое, грызть ручку, ковыряться стрежнем в ухе, щекотливо шебурша по барабанной перепонке.

Прекрасные детские воспоминания. Получалось так:
"Незабудку не забуду / Голубые глазки / Очень долго помнить буду / Взгляд тот, полный ласки."

или

"Ну, я пошла - сказала тихо Зоя, вставая от потухшего костра"

или

"И дикие лебеди в поту прилетали к саду".

[Здесь взрослые заявляют поверх газет, что птицы и рыбы не потеют, по радио идет "опять двадцать пять", стоит месяц май, начала вяло рисовать медовый вензель в манной каше].

Позже бойкая подруга X с острыми локотками отослала в журнал Z мой рассказ сомнительной художественной ценности "Ленчик", пришла телефонограмма: "Вынуждены отказать ввиду сомнительной художественной ценности". Грузите апельсины.

Графиня изменившимся лицом рыдала на подоконнике. X стучала жестким кулачком по покоцанной парте и говорила, что все козлы и надо запомнить фамилии нижеподписавшихся, чтоб молиться за их упокой. И тогда они все умрут.

Сладкая месть редакторам от графоманов - молиться за их упокой.

Детям нельзя позволять писать и хвалить за это. Их надо тыкать жилистой рукой в страницы, держать ледяными пальцами за нежный русый затылок и ругать, что мало прочли. Поколачивать время от времени. Проверять прочитанное: "Чем пах снег на странице пять? Арбузом! (затрещина) Какого цвета глаза? Цвета черной смородины! (затрещина) На что похожа пашня? На лоскутное одеяло! (Затрещина)"...

РЖ:


А.Б.: И никакого постмодерна. Все вон с корабля современности. Оставить старосветских помещиков с квасом, Елену Молоховец с морсом и дядю Гиляя на козлах.

А писателей - на переосвидетельствование. Занимайте за мной, Женя. Будете сто пятым.

РЖ:

А.Б.: Да. Но ты хочешь и персональную харизму, и ремесленные мозоли. У Жванецкого где-то было: жена писателя - это женщина, которая сидит дома и с отвращением видит в писателе человека. И Бунин своей любовнице твердил: "Ты вот восторгаешься таким-то, а я ведь то же самое говорю - но я в одних носках".

А носки писателей пахнут также, как носки не-писателей. (Это гипотеза. Может, у них в паху туберозами пахнет или рододендроном.)

РЖ:

А.Б.: Все же писателей надо читать в твердых обложках, а не нюхать в ЖЖ. Тут все мясисто, с порами, в натуре, с перегаром даже, с прыщичками, без глянцевых петитов, но с лоснящимися коленками.

РЖ:

А.Б.: Русские и испанские.

РЖ:

А.Б.: Ну так... по мелочи, но приятно: есть на Заграницце, скоро чуть-чуть будет на Топосе. Ничего не инициирую. Все как-то само и постепенно. Вот еще важное.

РЖ:

А.Б.: Не знаю, что дальше. Молоко тумана. Не жалею, не зову, не плачу, пишу медленно, хронически - от воспаления к воспалению.

РЖ:

А.Б.: Онлайн вспарывает герметичность, интим письма. Онлайн - это инъекция социального в индивидуальный метаболизм. Поэтому он и априори, и апостериори плох. Но он эпидемичен, как холера, поэтому надо вырабатывать антитела. Чтоб не замечать.

Включить однажды онлайн в свою парадигму, как коммунальные платежи - и забить. Не рыпаться, не удалять журналы, не прощаться, не возвращаться. Ничего не надо делать. Переварить и использовать, как электричество. Без страха, упрека и с безразличием.

Тогда никто никому не должен: ни ты онлайну, ни он тебе.

РЖ:

А.Б.: ЖЖ - это addiction. Как кофе с сигаретой по утрам, повторяющееся полусонное моторное действие. Так, наверное, по ночам кормят грудью.

РЖ:

А.Б.: Но от передозировки сплющивается объемное представление о реальности. Кровавые резиновые утята в глазах. Все, что за пределами текста, обнуляется, перцептивно недоступно. Бесконечно перекодированное, после перегонки, из сочного существования на письме выходит чача.

РЖ:

А.Б.: ЖЖ в этом смысле, видимо, винный магазин. Виноматериал. Водка исправленная.

И это мультипликация in vitro, спрессованные выжимки, выпаренные кристаллы. Вечный хлеб по Беляеву. Сожрать его весь невозможно, и от этого он стремительно множится. Как дикое мясо.

РЖ:


А.Б.: Уф, ну непереваренные пубертатные поиски "духовной близости" - это сперма в кулачке. Помнишь, как в "Амаркорде" мальчики дрочили на табачницу, и один из них время от времени выкрикивал: "Задница!", "Сиськи!"? Вот чего хочет наш юный друг. Это очень в стиле ЖЖ - совместный дроч.

РЖ:





А.Б.: Да, ты верно улавливаешь аналогии: подростковый онанизм транс-концептуален, а концептуализм аутоонанистичен. Но использование в речи незнакомых слов озлобляет слушателя, Пельмень, поэтому ответ такой: между "уже" и "еще" все же уже следует выбирать первое.

РЖ:


А.Б.: Давай я лучше спляшу.

РЖ:


А.Б.: А я про гендерный дискурс писала: "Не люблю мужчин. Они блеют, блюют, срут и ссут. Мы писяем, какаем, лепечем, щебечем, лопочем, шуршим, мишенька, шушера, рожать же страшно, ротики округлые - а, э, о, ротики сонорные - м, н, л, ротики заднещелочные - кх-кх, прст. Епрст - ротик в дудочку, засвистел.

Гнездышко вертляво на крючковатых зубах: епрст, епрст, епрст. По небным горкам Шахерезада.
Толчками перекачивается воздух из диафрагмы: оулйа, анйюа, танйыа.
В этом месте полковник Ребров прикладывает рот к губам и ловит соноры языком, заглатывает, и оно растекается в его упругом, с плиточками, животе, поглаживает ладонью живот: "Танйыа, добавки!"
А они - Э, ТЫ, ЖРИ, ЕБИ, ГЛЕБ. Законотворчество.
Это некрасиво, негигиенично, от этого ротик гузочкой, пластиночкой - "б'е'е'е'е'е'е'е". И ускакала в кусты - захотелось писять, присела на корточки, раздвинула ветки - там машина ехала. Покачала головой налево-направо - лопух сорвала, кизиловую ягоду засунула, подумала: "Господи, что же за такое, папочка, родненький". Подтерлась мягкой стороной и шагнула из куста. Как новенькая, но уже покакав. Виляя задом, семенила, крошки в карманах от печенья и прокомпостированный талон.
Он же взял в правую, поводил восьмеркой, пока ссал, уперся взглядом: "Русская семья снимет жилье. Спросить Рафика Давтяна", хмыкнул, потряс, циркнул, резко развернулся и протянул ей руку после хуя. Я тебя тоже люблю, цыпа".

РЖ:

А.Б.: Хм. Психопат - приступами недержания, приходами, невымеренными вспышками, болезненным энурезом, плохой свертываемостью, эпилептическими биениями о чугунную решетку черепа.

Потом приходит простота и ясность, алюминиевая четкость, острота. Условный звон во внутренних ушах, выкладываемый в текст.

Этому просто не надо мешать. Надо отодвинуться, пропустить, убрать себя и других. И контекст ЖЖ. Смыть, смылить, спилить, истончить, проигнорировать факт онлайна, вообще факт письма, факт твоего тварного наличия в этом всем.

РЖ:


А.Б.: Да, собственно, и факт написания, и его последствия также не важны. Все одинаково условно и равнозначно. И ЖЖ этот... И интервью... Все крошится, и все неважно. Кто я, кто ты, для чего это все - все сминать. Ничего не должно остаться после. Чтобы как было, но еще и сквозняк поверх.

Остаточная мышечная усталость и пустота.

Но перечитывать свои постинги очень странно. Еще более странно видеть, что это в ком-то вызывает интерес. Наверное, хорошо, что так. Я не знаю, почему меня читают.

РЖ:








А.Б.: Это нормально. Не знали, кто такая - не комментировали. Или не хотели. Дело не в этом. Дело в том, что текст (пост) он либо обладает интенцией возвратного импульса, либо не обладает. И эта его прагматика сознательно или бессознательно транслируется (такой звательный падеж).

РЖ:




А.Б.: То есть ты подвергаешь сомнению возможность манипуляции комментами-реакциями. Да нет же, если поставить на широкие рельсы, так и можно a la Шерер устроить. Заниматься хирургией, организовать банк крови, проводить там ежедневные операции, мини-митинги, штрафовать за бесплатный проезд.

Это большой иллюзион, но лень же. Ямщик, не гони. Все. Некуда больше и некого. Поэтому "ничто не радует, не удивляет, не впечатляет". А ты говоришь "вокруг света за 80 дней..."

РЖ:


А.Б.: Мы не красные кавалеристы, никаких речистых былинников. Сидят уставшие люди, ноги в тапочках, настроение ровное, ужин удался - филе кефали, по телевизору байда, пистолет на фоне потных ягодиц, падает мокрый снег, у соседа играет Юрий Визбор, подоткнул спящей дочери Соне плед, грузится ЖЖ.

РЖ:



А.Б.: Тема "волки-волки" с непрерывными предсуицидами - это да... ЖЖ - катакомбы для недолюбленных детей с родовыми и сексуальными травмами, поэтому любимым моим френдам не меньше тридцати. У них всегда есть работа, часто деньги и иногда дети.

РЖ:

А.Б.: Со комментами просто выровнялся баланс отношений: если у меня, скажем, фонетический припадок, то участие в нем не обязательно - можно попасть в противофазу. Если луна в экстраверте, так и можно пропустить по рюмочке бехеровки.

РЖ:





А.Б.: Видишь ли, "постсоветский" человек излишне суетлив, много бессмысленных движений, реплик, полусознательный экспансивный дискурс, часто фамильярный, демонстративный, с брожением каких-то полувытесненных комплексов, подозрений. Нет легкости "проговаривания" (унылая семантическая пробуксовка) и чувства естественной дистанции. И эти убогие неуместные смайлики в "этой мрачной,обыдинной жызни:)))))))))))))))))))))))))".

Да нет, я понимаю людей, отключающих комменты.

РЖ:

А.Б.: А вообще неважно: отключены комменты, не отключены комменты, ответили - не ответили, взял трубку - не взял трубку, открыл дверь - не открыл дверь. Это перфорированные рулоны. Можно рвать произвольно, в обход перфорации и по нужде.

РЖ:





А.Б.: :-))))))))))))) Похоже, все так.

РЖ:





А.Б.: Это произошло спонтанно, быстро и взаимно. Ну.. появились люди, с которыми комфортно. Но мы редко видимся. Явки провалены, герань с окна стащили, Плейшнер вернулся в свой пентхуаз, остались липкие обертки с отпечатками пальцев, божоле пылится на шкафу.

РЖ:




А.Б.: Нет. Нет. ЖЖ ведь очень пластичная структура - коммуникативный момент можно гнуть, чужеродные кванты всасывать фракциями. Диктат не заложен в структуру, он индуцируется игроками. Играть не обязательно.

РЖ:

А.Б.: Обязательно быть имманентным своему состоянию, обязательно уметь снять лишнее, словить интимное, удержать, сплести его, сделать паузу, насытить подтекст - или размыть его, избегать автоматизма письма. Быть пластилиновым, гуттаперчевым, быть в горячке, быть стальным, быть нудным, ставить растяжки, рисовать засечки, врать, щупать фактуры, кроить их, может бросать, потом опять начинать.

Это и есть "живое" в ЖЖ. Текучесть.

РЖ:

А.Б.: И все-таки приятно нормальное человеческое присутствие - это в ЖЖ есть. Интерпретировать френдов сугубо как аудиторию все же не следует - это заведомо ложный ход, по-моему.

РЖ:

А.Б.: Если речь не идет о специально созданном для публикаций проекте, коммуникативном жесте. Тогда френд-лист в принципе избыточен.

РЖ:


А.Б.: Да, все так. Есть персональное гетто из 15 человек и еще 200 человек. Система групп. С пятнадцатью у меня поочередный эпистолярный роман и близость с разным коэффициентом интима. К остальным отношение родственное - хочется, чтоб не болели и избегали рефлексий.

РЖ:


А.Б.: Ну, тебе это должно быть известно как никому другому...

РЖ:


А.Б.: Читать и редактировать опасно - улетучивается искомый психоз и спонтанность. Бывает, в приступе эксгибиционизма яростно мастурбируешь в траве площади Броза Тито, кончишь и умчишь на желтом самокате. На следующий день смотри-ка: люди, дети, лица, осколки лежат, собачка прошла, слепой дождь щурится.

И ты мимо дефилируешь в темных очках, будто не ты вчера кричал, держась за дверной косяк: "Зовите горничную!"

РЖ:


А.Б.: А это отчет? Ходим с Ма по IKEA. Она рассеянно проводит руками по плетеным сундукам и корзинкам, упирается коленом в вязанку прутьев, сосредоточенно щурится через очки.

Тут же пасхальное.

Яйца на нитке. Яйца в керамических гробах. Яйца под конфеты. Яйца под яйца. Сменные яйца на яйца. Не-яйца. Яйца складные, со съемной ручкой. Яйца плиссированные, огнеупорные.

Покупатели вертлявы, таращат подтекшие белки. Переругиваются, выдавливая яйца через губы - гузки. Ма плюет на покупки, тянет в ресторан и заказывает рыбу без кляра.

Попили вина, уплотнили фирменный яйцеклад, покурили и упиздили в настежь распахнутую лазурь стеклянного неба.

РЖ:


А.Б.: Набор языковых стратегий и практик ограничен не потому что ЖЖ, а в силу общей человеческой перцептивной однородности. Все об одном. Эта почти неизбежная цикличность усиливается в ЖЖ за счет бесконечной ретрансляции.

РЖ:

А.Б.: Общие концепты, общие мифологемы, настроения, состояния. Это один пирог. Опять же - можно не жрать. Но "коллективный разум" сохраняется и подпитывается, даже когда ты условно спишь.

Эта музыка будет вечной, уверяю тебя.

О какой стилистической новизне может идти речь, если лексический диапазон один на всех. Вколи ссылку про сикель, и через три дня ты поймешь, как работают жежелчевыводящие пути.

РЖ:

А.Б.: Вышеупомянутый "свой круг".

РЖ:


А.Б.: Возможно, мелкая моторика мельтешения над клавишами отличается от лебяжьего размашистого онанизма "ручного письма". Печатающий ввинчен в свою текстовую рефлексию, в предсонье и абстрагирован, малокровен, анемичен, пиявен.

РЖ:

А.Б.: Может, правда, в моторике все дело? Но ручку держать неудобно. Хочется, представь, засунуть ее в рот (пост-никотиновое).

РЖ:

А.Б.: Ну, импульсивный человек всегда уязвимее. "Мышастость" как "каличность", юродивость - и открытость. Восприимчивость, избыточная лабильность, паника в условиях жесткой модальности. Метания.

"Взял мышью и люби во мне мышь. Ласкай, корми, пои, сыра мне, сыро!

Приподнял глаза над книжкой, проушность напряглась, заострило, передерг, сединой рванул в дугу, цокнул:

- Прививать и отшелушить. Хвост, кстати, в говне. Не первый, заметь, день. Брал розово. Имеем спустя сроки хвост в говне. Тошнотварно, - выцедил.

Осмотрела рейтузы, отряхнула, пружинит, ерзает, врет, роняет. Треволнения и терпел, да и ебанул подушкой. Заметалась было в межстенке. А там были шпонты и гайдамаки по двести граммов, подобрав колени, диатезные лапы сложив корзинкой.

И звезды."

Ну, сверхзадача - транспонировать внутреннее во внешнее, перцепцию в некоторый ряд событий, доступных [внутреннему] зрению; преломить на принципиально ином уровне - никогда прямо. Не надо наррации.

И врать не надо.

РЖ:



А.Б.: В свободное от работы время меня интересует вопрос о связи сексуальных триггеров с коэффициентом интеллекта. И в этой связи - технический момент: когда триггерный мячик начинает скакать по заданной траектории. И какова она, эта траектория, в каждом конкретном случае.

И еще меня беспокоит быстротечность молодости, отсутствие горячей воды, наличие тараканов, долгая зима в этих широтах, диссертационные документы и мозоль на большом пальце левой ноги.

И звездное небо над головой.

И библейский город Капернаум.

РЖ:

А.Б.: Найди мне для этого в ЖЖ хорошую, классическую, чисто сартикулированную, с аккуратными надрезами по бокам шизофрению.

Падающего не подтолкни. Займи место в зрительном ряду, разверни бутерброд и наблюдай, как будет падать.

РЖ:

А.Б.: Изначальный языковой нюх может наскочить на пустую породу и там вхолостую буриться в суглинках. А потом на поверхность выбрасывает влажные ошметки перемолотого крота.

РЖ:

А.Б.: ЖЖ все же имеет тенденцию к изложению, пересказу, быличке, ре-нарративу, пограничному бормотанию: "сегодня я прожил день, и мне был сегодня [дан] трепет [радость, уныние, печаль, сомнение, зависть]".

Кардебалет в ЖЖ стоит с человеческим лицом и кривыми ногами. Он прекрасен своими мятыми пачками. Я не знаю, кто эти люди. Но они имеют что сказать.

РЖ:

А.Б.: Да. Но сам факт моего ответа противоречит идее привата. Поэтому нет.

РЖ:



А.Б.: Это разновидность хамсы, кильки. Она такая... мелковатая, ходит косяками, проваливается в дыры в сети, и юнга смывает ее водой с дощатой палубы. Юнге 16 лет, он прикладывает ладонь ребром ко лбу и смотрит на громких альбатросов, [censored] глядит на юнгу, на его загорелый нос, чешуйки, прилипшие к щеке, замаранную рубашку и стремительно исчезает в зеленой толще холодной воды.

РЖ:

A.Б. Да, идет на нерест. Выпучивая подслеповатые глазки, тужась и хватаясь треморными ручками за палубу, мечет осетровую икру.

РЖ:

А.Б.: Черный охотник желает знать где сидит фазан.
Беспечный фазан сидит в каждом.

РЖ:

А.Б.: В каждом.

Беседу вел Евгений Майзель

В следующем выпуске читайте интервью с Дмитрием Бавильским.

PS Трудно сказать, сколько еще будет длиться этот проект, но десятый выпуск, кажется, можно считать юбилейным. Мы рады откликам, и в частности - обсуждению, начавшемуся в "Нет-культуре" (тут и тут). В скором времени мы непременно отреагируем на прозвучавшие мнения и критику.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное