Разве ж это жизнь? Невозможно сказать "где живу". Нахожусь. В данный момент нахожусь в Израиле, под Хайфой. Через некоторое время буду находиться в Москве. Конца этому возвратно-поступательному процессу пока не видно, видимо он и есть эта самая.
Отмотаем назад в 1997. Что бы ты сделал по-другому?
Тут надо пояснить: в 97 году начала разворачиваться идея "русский интернет", в апреле 97-го я взял отпуск и на неделю поехал в Москву (на самом деле - в Журнал.ру) знакомиться с Горным, свалился на голову Ицковичу, непонятно чем там неделю занимался, влюбился по уши в весь город...
Если бы отмотать. О, я бы многое сделал по-другому. Потом бы отмотал и еще раз сделал по-другому, и опять бы отмотал и так дальше. В общем, основательно подсел бы на это дело. А еще лучше - запустил бы по разным маршрутам пару-тройку параллельных Шерманов и посмотрел бы, кто выиграет.
Мне последние четыре года жизни нравятся очень, все было правильно. Но, обладай я даром убеждения, я бы убедил Ицковича продолжать издавать Журнал.ру и нашел бы соответствующий концепт-рецепт под это дело. Это было явление - больше с тех пор столько уникумов вместе не собиралось (в интернете). Но все эти уникумы понятия не имели зачем это все надо (типа - как с русалкой спать). На первый взгляд - гора родила мышь. С другой стороны - Журнал стал катализатором, поводом, выполнил историческую задачу и прочая... Но он, увы, не сделал то, чего хотелось лично мне - не родил стиля и языка. А другим чего-то другого хотелось, или они по-другому вообще дело видели.
Извините за вопрос. Но - что для Вас значит "быть евреем", Александр?
Значит. Крест какой-то - причем не очень понятно куда его тащить и что с ним делать. Ощущение что ты являешься частью неведомого замысла. Может быть похоже на паранойю со стороны. Вопрос сводится к тому чтобы вообще понять сам проект "Евреи". Его соурсы, его структуру.
Мне "Евреи" видятся как-то по-военному. Некий десант, заброшенный в неведомую местность, без права на возвращение. У десантников есть все необходимое для выживания - амуниция, оружие, приборы, карты какие-то. Десантники использует их для добывания пропитания, просто для развлечения. И еще им даны зашифрованные инструкции. Практически - в них самих зашитые. Живет в них какое-то то ли чувство, то ли поверие, то ли программа - должен прийти Командир и дать ключ к инструкции. Но его нет и нет. И вот этот отряд ходит со всем своим грузом, не понимает зачем он здесь оказался, десантники забывают назначение своих приборов и оружия, которые они с собой таскают, придумывают объяснения такого положения, пытаются выйти на связь с кем-то там. Причем само ощущение принадлежности к "десанту" возникает видимо только при взаимодействии с "внешним" миром. У индивидуума никако!
й "принадлежности" нет - он бы так и ходил сам по себе, без имени, без "нации" - охотился или рыбку ловил.
Им уже легче было бросить все это сто раз - а они не могут физически, как не пытаются.
По Ицхаку Лурии, этот десант - мастера-ремонтники. Их назначение - "тиккун" - ремонт. Они мир чинить должны - восстанавливать духовные сосуды, разбитые при родах этого мира.
И вот по-моему ощущение "еврейства" это прежде всего чувство колоссального разлада и несоответствия между тем что происходит вокруг и в тебе самом, с тем что должно быть. При этом как оно "должно" ты конечно же не знаешь - и сказать это некому. Начинаешь делать наугад, а оно только еще больше все крошится.
Очень возможно что о "проекте Евреи" пишет моя русская половина. Начитавшаяся Стругацких.
Александр, чем Вы объясните, что в Рунете столько выходцев из Израиля? Носик, Дамиан Кудрявцев, Морейнис, Корзун, Вы, в конце концов?
Ряд кажется не очень правильный назван. Израильтян действительно довольно много в русском интернете, но я бы десяток других фамилии назвал. Они не "выходцы", заметьте, они - возвращенцы.
Мне про них трудно объяснять - про "евреев" было легче. Я, например, вернувшись в страну после 7 лет пребывания вне ее, абсолютно в нее влюбился. У меня никогда не было ностальгии, "тоски по родине" и сантиментов по поводу совка. Что было - так это ощущение нехватки языка, определенного "культурного" поля. Не болезненное, но стойкое, в частности именно оно привело меня в интернет. А вернувшись физически и глотнув этого воздуха я почувствовал что-то похожее на встречу с девочкой, которую любил 15 лет назад в школе. Вроде и дети уже у ней, и морщинки под глазами, и муж урод полный - а все равно она только роднее стала и кажется что вот еще чуть-чуть и наконец-то "у нас все получится". Не тут-то было, конечно. Но все равно - восторг. Думаю, что это не только мое ощущение - всем "возвращенцам" так или иначе это знакомо.
Есть конечно и более приземленные мотивы. Своеобразный реваншизм может быть. Возможностей самореализации Россия больше предоставляет. Много места. Известное поле. Понятные понятия. Благоприятная среда. Отсутствие необходимости сражаться с израильским истеблишментом за свое место в нем. Для бизнеса - высокий риск, но и довольно низкая планка входа. А интернет это отчасти бизнес, отчасти шарлатанство, отчасти инструмент саморекламы. У "израильтян" в свое время сложился имидж каких-то заезжих интернет-гуру. А мы и рады.
Спасибо. Крыса жива и не одна. Их вообще трудно извести.
Вы следите за Рунетом? Какое впечатление произвели на вас результаты академического конкурса (nagrada.ru). Можете ли назвать свои кандидатуры по каким-нибудь номинациям?
Не слежу как-то особо пристально. Читаю лист рассылки "Ежей", РИКН меня на свои сплетни подписал, есть конечно несколько знакомых, которые в разных местах работают и волей-неволей в курсе держат. nagrada.ru - меня разочаровала результатами, главным образом потому что НГ-Интернет там награду не дали, хотя мы действительно сделали лучшую интернет-версию "конвенционального" СМИ. Второй раз подряд дали "Эху". Если там кроме звания еще и деньги какие-то давали, то жалко.
- Какой из твоих Интернет-проектов (муз-раздел журнала.ру, Русский Журнал, CEBEP, досье газеты.ру, НГ.ру) тебе всего приятнее вспоминать? Почему?
Ни о каком из них я не вспоминаю. Вот свою страницу в ZR никак не могу починить - руки не доходят. А Музыку-ZR Вилли П. так изуродовал, что и вспоминать не хочется. Причем сам после этого устранился.
Из всего сделанного лучше всего было "Досье" в Носиковской Газете.ру. По настоящему "своего" проекта у меня не было. Я имею в виду проекта величины хотя бы той же газеты.ру. Приходится признать, что интересен только такой масштаб.
Ты сейчас ничего не публикуешь, кроме официоза. Изменился Интернет, или тебе надоело?
Не публикую я официоз. Я запустил машинку под названием "НГ-Интернет". Вышло неплохо - я тому даже удивляюсь несколько. Теперь она практически сама публикуется, а я там потихоньку учу предмет.
Интернет изменился, конечно. Мне пока не надоело - но новых ходов и продолжений сейчас в нем нет. Что-то будет, что-то зреет.
Наши ровесники слушают музыку для старых пропердышей. Какой, в zhопу, радикализм?
Действительно - непонятно какой. И вообще не вижу непосредственной связи между возрастом, жопой, радикализмом и музыкой.
Правда, мы тут в Израиле движение организуем сейчас радикальное - "За Родину". Нас и так пока мало, а один уже в тюрьме. Без шуток. Движению гимн нужен, а музыканта понимающего нет. Очень нужен Неумоев израильский.
Не хочется ли тебе кого-нибудь убить? Почему?
Да, вот кстати. Хочется. Чтобы купить пистолет, главным образом.
Вопрос об убийстве - очень серьезный. Художественные жесты придумали как раз те кто на убийство не способен ("не убий" - не морально-социальная заповедь, это целый кусок нашего программного кода). Художественный жест это одно. А как насчет того чтобы взять и по трезвому размышлению списать из этого мира кого-то живого и человекобразного - совсем другое. Ужель приятно будет вам?
Тут процесс сложнее - он у историка Поршнева хорошо и наглядно описан. Его идея в том что современные люди произошли от разделения стада протолюдей на тех, кто мог есть себе подобных и тех кто ел травку. Людоеды первыми преодолели обезьяний инстинкт "не убий". Те которые могли жрать только человечину, стали разводить травоядных на убой. А травоядные не могли их убивать, как раз потому что видели в них себе подобных, хоть и очень страшных, но зато стали учиться противостоять волевым усилием своим "пастухам". Учиться не давать себя убивать. И эта воля породила слово - речь. И в конце концов "травоядные" подавили в себе инстинкт "не убий" - но уже на более высоком, осознанном уровне: они вывели людоедов из разряда себе подобных. Перестали считать их людьми. Их стало можно убивать. К тому же умненьким бывшим травоядным это было легко и приятно.
Они извели "людоедов" в считанные тысячелетия. И принялись друг за друга. Новую расу выводить. Так что конечно хочется убивать - это тоже кусок кода.
В чем смысл жизни?
Смотрите выше. "Я все-тки профессионал, а не любитель".
Какой вкус у удара током?
Наверное он зависит от силы и места удара. Во рту есть такие пупырышки - для ощущения вкуса предназначены разные пупырышки. Как правило человеку известен разве что вкус контактов подсевшей батарейки. Вкус железа и крови.
Как платил Незнайка? И зачем.
Вопрос к Незнайке, не ко мне.
Очевидно что это знает моя свобода, мое поражение, мое торжество. Но третья раскавыченная цитата из классиков на одной странице это уже стилистическая ошибка.
Саша, почему Вы оставили независимые проекты типа Севера или Журнала.ру? Захотелось денег или жанр исчерпал себя?
Журнал.ру сам всех оставил. А Север я оставил потому что его мы решили запустить в момент когда мне и многим собравшимся казалось что есть какой-то импульс, что можно сделать такой вот проект независимый на этом импульсе и дальше - кривая вывезет. Но я быстро остыл, просто удивительно быстро. Вдруг мне перестало быть понятно для кого все это писать - ни богу свечка ни черту кочерга. А Вербицкому, наоборот, стало все понятно. И он начал писать свой :ЛЕНИН:. И писал его два года. И сейчас иногда пишет. И все получилось очень хорошо.
Юля Фридман (которую я люблю, но боюсь ужасно), объяснила собранию, что Шерман - это типа такой дезодорант "Сирень" ("в мужском туалете", - добавила она). Вот теперь он закончился и нечего ему зря на шляпку давить, он только шипит, а субстанция не выходит. Примерно так оно и было. Ничего более яркого про себя я в жизни не слышал.
Да, я бы с радостью. Но "Досье" - очень большая, интересная и серьезная работа. Каждый день готовить информационную консерву в таком объеме - трудно, потому что каждая тема почти новая и нужно очень много действительно знать (а не "где-то слышал, где-то читал") чтобы тянуть такой воз. Или - гнать полную халтуру (иногда так и получалось). "Досье" - это вот типичная интерент-журналистика. наблюдение за наблюдающим, информационный срез. Идея его была в том что "правду" не знает никто. Есть только та "правда" которую написали опубликовали в интернете. Задача - собрать это (наиболее типичные куски) и показать что получилось.
Расскажите, пожалуйста, что-нибудь интересное из сетевой жизни редакции НГ. Как Виталий Товиевич и коллектив НГ восприняли Интернет, как устроена работа над сайтом? Ну, и т. п.
В "НГ" мне нравится. Для меня (инженера-электронщика, израильтянина) это была чудесная возможность посмотреть изнутри на большую московскую газету. Это целый мир, о них книгу можно писать. Иван Засурский им главу посвятил в своей книге, но этого мало.
У меня к ней только одна претензия карьерного характера: мне не дали быть редактором нормального издания под крышей "НГ". Даже электронного. Сказали что на это денег нет - гонорары платить нечем, расширять газету некуда. Это ошибка Третьякова - он все никак не может расстаться с представлением об интернете как о некой игрушке. Объяснял ему проблему несколько раз. Но пока для него интернет - это счетчик Рамблера и наш сайт, где та же НГ опубликована, новости и ругань на форумах.
С самой редакцией мы, как отдел, очень мало контактируем. Нет нормального взаимодействия - это кстати проблема всех "интернетчиков" в регулярных СМИ. Та же "русалка", с которой непонятно как быть.
Ничего особо интересного в нашей "сетевой жизни" я не вижу - запустили машинку она и работает себе. Мы готовим сейчас несколько новых вещей для разнобразия, но рано говорить - может и не пойдет.
Ты часто встречаешься с главным редактором НГ? Производит ли он впечатление человека или действительно является андроидом, заброшенным подземной цивилизацией для сбора данных о климате и вышедшим из-под контроля создателей (об этом писали в одной гостевой книге)?
Часто встречаюсь. Когда я в Москве, то каждый день. Подобного впечатления Виталий Товиевич не производит. Он является моим начальником и выглядит вполне соответственно.
Саша, что Вы думаете о перспективах развития электронных СМИ?
Все будет хорошо с ними. Куда мы денемся. Думаю что скоро новости будут прямо в мозг с помощью катетера специального подавать, разумеется вперемешку с рекламой. Причем - совершенно бесплатно: хочешь отписаться - плати деньги.
В перспективе мы станем как телевизор и даже лучше. На это нужно много денег. Чем больше дадут - тем быстрее станем.
Назовите, пожалуйста, трех персонажей русской истории, которым Вы согласились бы сделать сайты. И таких же трех персонажей всемирной истории.
Я не стал бы делать такие сайты. Для этого нужен историк. Политику могу сделать сайт. Например у Березовского до сих пор нет сайта. И у Третьякова - тоже нет У Проханова нет...
Вы религиозны? Помогает ли Вам это в работе?
Нет, я не религиозен. В работе это конечно помогает - не надо вставать рано утром на молитву, можно выспаться и в течение дня не отвлекаться.