Саша, вот вы такой замечательный поэт, почему вам литературных премий не
дают? Почему вас в школе не проходят? Может, вы вовсе не такой и
замечательный?
Нет, я такой именно замечательный! Просто те, которые премии дают, еще об
этом не догадались. Кстати говоря, премии дают вовсе не потому, что кто-то
замечательный поэт или про-заек, а потому, что у него высокая репутация в
кругах, где этим всем ведают. Согласитесь, что это не одно и то же. И
достигается разными средствами.
Уважаемый поэт! В ваших стихах и песнях встречаются странные слова. Вы их
придумываете сами или берете из языка? Если сами, то как; а если из языка,
то где?
В словарях таких слов нет (шибко грамотный Word стихи мои подчеркивает почти
сплошь - то красненьким, то зелененьким). Но берутся они из языка, больше
неоткуда. Неужели вам никогда не наворачивался на язык какой-нибудь
каламбур, какая-нибудь смешная переделка важного слова? Мне кажется, что
всякий человек, чувствующий нюансы языка, на котором говорит, понимает эти
игры и участвует в них по мере сил. Я таких людей сразу вижу, будь то чужая
компания или даже троллейбус 41-го маршрута. Скажешь по случаю что-то такое,
не вполне стандартное, и кто-то тут же отзывается - смотрит так, что видно:
понимает, внутренне (или уже и наружно) улыбается. А остальные граждане если
и взглянут на тебя, то с недоумением.
Но мне подходит не любой каламбур. Мне нужны особые словечки -
жизнеспособные. Точнее говоря, способные породить вокруг себя маленький
космос, планетку, биосферку такую. Или хотя бы ноосферку.
Процесс распадается на две части: сперва забредает в голову какой-нибудь
"хомо-сцапиенс", "сучёт" или "Борис Нелокаич", а потом забредает в голову
идея, зачем они, что они такое, как и где живут и чем питаются. Остается
только записать.
Кого бы ты мог назвать своими поэтическими учителями? Какие чужие строчки
у тебя чаще всего вертятся в голове?
Мои главные поэтические учителя - Николай Заболоцкий, Николай Олейников и
Корней Чуковский (не только как поэт, но и как автор книжки о детской речи
"От двух до пяти"). А кроме них - еще многие, очень разные авторы. И
Всеволод Некрасов, и Генрих Сапгир (периода "Терцихиев Генриха Буфарева"), и
Александр Введенский. Когда-то и Бродский с Мандельштамом. И Тютчев, и
А.К.Толстой, и Маяковский, и Хлебников. Да мало ли кто еще.
Строчки в голове вертятся разные. Зависит от того, кого читаешь. В середине
80-х, когда я на машинке перепечатывал себе стихи Бродского и Всеволода
Некрасова, в голове чаще всего вертелись строки именно Некрасова (и это
продолжалось довольно долго, несколько лет). Отсюда я (гораздо позже) сделал
вывод, что Некрасов лучше Бродского.
Кроме того, вертятся в голове строки из стихов друзей - Владимира Строчкова,
Ивана Ахметьева и других.
Но еще чаще в голове вертятся не строки, а мелодии (у меня половина головы
(красиво выражаясь - души) занята музыкой). Точнее обмылки мелодий, некие
музыкальные архетипы. Причем совершенно необязательно из любимых песен и
любимых авторов.
Хороший был журнал "Столица", в.а.! А с кем из его авторов вы теперь
общаетесь? Чем они занимаются?
Кто чем. В основном, тем же, чем занимались и раньше. Пишут или редактируют какие-нибудь тексты. Я, на самом деле, ни с кем не
общаюсь из того состава. Пару раз встречал в метро Колю Фохта, мы
договаривались созвониться, он мне давал свою визитку, но так и не...
Когда выйдет новый диск? И где купить предыдущие?
Работа над новым диском находится в средней стадии. Думаю, есть шанс к концу
года его сделать. Для меня очень непривычно - писать живой звук, работать с
музыкантами... Почти ничего не зависит от тебя, все - от какого-то дяди (или
мальчика)...
А предыдущие диски ("Французского кролика" и "Заводной зверинец") можно
купить одним из трех способов. Первый способ - найти такой необыкновенный
магазин, где они продаются (сейчас продажей моих альбомов занимается Артель
"Восточный ветер", только они знают, в каких магазинах чего есть
(artel@alo.ru). Второй - прийти на мое выступление,
сольное или с группой "Биомеханика", и там купить. Третий - сказать мне свой
адрес, и я вышлю кассету или диск по почте наложенным платежом (правда,
только по России).
Саша, интернет - молодежная, в общем, среда. А вы, в общем, лысый, если
называть вещь своим именем. Это вам не мешало?
Как это лысина может мешать в интернете? Лысина - понятие офф-лайновое. А то,
что среда молодежная, - это как раз привычно. В моей рок-группе играют
музыканты 18, 22, 26 и 35, скажем так, лет. Мы все - на "ты", общаемся
нормально, препятствий не возникает. У меня есть друзья как сильно старше,
так и сильно моложе. Поэтому я не делаю никаких скидок на возраст кому бы то
ни было - ни на старческий маразм, ни на пубертатную заносчивость. И мне
никто не делает.
Другое дело, что я не участвую в интернетовских тусовках, в полемике, во
флеймах. Но это не от возраста, а от характера. Скучно мне меряться с кем бы
то ни было апломбом и силлогизмами. Логика спора отлична от логики
поэтического высказывания. Да и от логики мира тоже. Красивая фраза в
споре - сильный аргумент, но дело в том, что красивая фраза обычно не имеет
отношения к истине, потому что следует не закономерностям мира, а
закономерностям риторики. Я, например, пытаюсь создать в каждом
стихотворении некий мир, при этом ни на секунду не делая вида, что весь мир
реально таков, как я про него написал. Мой мир виртуальный и ни для кого не
обязательный. А спорящие всегда норовят убедить меня (и других, конечно) в
том, что дела обстоят именно так, как они сказали. Это же, кстати, делают
все журналисты - "золотые перья" и "золотые микрофоны". И, что самое
обидное, философы. (Правда, философы не производят такого чудовищного
упрощения мира, как журналисты.)
Скажите, пожалуйста, на какие поэтические сайты в Интернете надо пойти
человеку, интересующемуся русской поэзией и литературой?
Во-первых, ко мне, на levin.rinet.ru. Кроме
такого замечательного меня самого, есть там совершенно уже замечательные
Друзья и Знакомые Кролика - Некрасов, Строчков, Сухотин, Эппель, Ахметьев и
другие. Во-вторых, заглядывать стоит на "Вавилон", в "Журнальный зал". Есть и другие существенные места,
каждый находит их сам по своему вкусу.
Windows 2000 - ставить или не ставить? У меня стоит 98 - и все работает
нормально.
Если все работает нормально, ничего трогать не надо. А вообще - ставить.
Забываешь о том, как часто раньше приходилось перезагружаться, переставлять
систему. Включил - поработал - выключил.
Александр, я читаю ваши справочные книги про компьютер. Очень хорошо
написано, живым русским языком, с юмором и без занудства. Над чем вы сейчас
работаете?
Над новым диском. Над новой книжкой стихов.
А за компьютерные книжки возьмусь ближе к лету. Предстоит сделать седьмое
издание "Самоучителя работы на компьютере", а также написать краткий
самоучитель страниц на 400. Как объяснили издатели, необходимо занять нишу
дешевых изданий для начинающих. Хотят вытеснить оттуда косноязычного
"фигурнова" (не имею в виду конкретного человека, имею в виду обобщенного
автора таких книжек) и водрузить в эту нишу меня.
У вас есть любимые бесплатные (freeware) программы для Windows? Если
можно, перечислите (с указанием - что для чего).
Я не только перечислил, я толстенную книжищу про это написал ("живым русским
языком, с юмором и без занудства"). Называется "Самоучитель полезных
программ". У меня на сайте есть оглавление этой книжищи (в первом
издании было 400 стр., а во втором уже более 700). Если интересно,
поглядите.
Твой любимый напиток?
Утром - кофе. Днем - чай. Вечером - еще что-нибудь. Если не за рулем, то
мартини с апельсиновым соком. В метафизическом плане - пиво.
Твое любимое блюдо?
Темно-синее. Я люблю это блюдо за то, что оно под цвет шкафчика, в котором
стоит, а еще за то, что его можно поставить в микроволновку и что-то на нем
подогреть. А что именно подогреть, не так важно. (Впрочем, яйцо нельзя -
лопнет.)
Твой любимый цвет?
Если я скажу голубой, то вы что-нибудь не то подумаете. Скорее всего, мой
любимый цвет - солнце сквозь листья. Или небо сквозь листья. Точно не решил.
Твой любимый размер?
Примерно с Пятачка.
У тебя была песня про Бориса Нелокаича. А когда будет песня про
Влудимира Вредимировича?
Стихи, как известно, не пишутся, случаются (друг с другом). А случаемость их
совершенно непредсказуема. Так что, может, и никогда.
На самом деле я вовсе не про Ельцина писал тогда. Главные герои моих
стихов - слова и их превращение в предметы и живые существа. Правда, слова
приходят из внешнего мира и в нем же норовят поселиться, оттого и кажется,
что они "про что-то".
Что это все кролик да кролик? Саша, не пора ли воспеть сурикат? Слабо -
воспеть сурикату прямо сейчас? Воспой, пожалуйста, сурикату!
Я воспоем не занимаюсь, это раз. Вовсе не только кролик, это два. Третье -
мне в сурикатах кое-что не нравится. Например, отсутствие первого
ложнокоренного зуба. Четвертое - см. п.15, абз.2, стр.1. И пятое - Рома, не
выпендривайся.