Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Политика
http://russ.ru/politics
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии рубрики "Политика" http://russ.ru/forums/msg/935/935.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Андрей Мадисон. Обзоры прессы
http://www.russ.ru/authors/madison.html

Андрей Мадисон

Не обзор российских еженедельников

(27.12.1999 - 03.01.2000)

О том, как в канун Нового года дороги сны и дороги, и о том, почему дешево 
все остальное

Нет, конечно, такого императива, но есть частное волеизъявление: чтоб на 
Новый год умолкли пушки, а звучали одни хлопушки. То есть, иными словами - 
музы. Или даже так: Музы. Поскольку политике, к счастью, не сумели 
приписать никого из этих вечно юных созданий, то с легкой душой обойдемся 
на сей раз без нее. Чуждый ей в плане корыстной прагматики, Велимир 
Хлебников утверждал, что родина творчества - будущее. С которым мы, если 
отбросить зряшные сомнения, связаны либо снами, либо проекцией нашего 
жизненного пути. В преддверии Нового года - как самой условной и вместе с 
тем значимой границы между прошлым и будущим - несколько бессвязных, с 
точки зрения яви, слов о том и о сем.

Как явствует из писаний просвещенных индусов древности, которым доводилось 
еще видывать спящим самого Шиву, наиболее возвышенным из сонных состояний 
почитается ими сон без сновидений. Ход мысли тут таков, что у человека, 
мудрого, продвинутого и оттого безмятежного, сознание ничем не замутнено, и
засыпает он так, будто нажимает в себе клавишу с надписью "выкл." и, в 
полном соответствии с таковой надписью, "выключается". Пробуждение при этом
оказывается ни чем иным, как нажатием клавиши "вкл.", что в итоге означает
полный прогар не только для высокопросвещенных издателей сонников, но и 
для всех тех, кто практикует психоанализ по методе своего идейного отца 
доктора Фрейда.

Оный венский психиатр, написавший не только тягомотное "Толкование 
сновидений", но и другие несколько более зажигательные книжки (отчего они 
так хорошо и горели с подачи нацистского осваговца Геббельса), так вот, 
психиатр Фрейд сновидения называл "царской дорогой в бессознательное" и, 
надо сказать, частенько по ней ездил - как сам к себе, так и в гости к 
другим.

И слово "дорога", если даже оговорился, что тем более ценно, употребил он 
здесь явно не случайно. Мог бы ведь сказать и "царский перст", и "царский 
трон", и "царский стул" - все, в конечном счете, ведет в бессознательное, 
если оно, конечно, существует. Вместе с принципом удовольствия, которому 
оно, яко глаголет тот же Фрейд, якобы подчиняется.

Однако основоположник сказал "дорога" - и мнения своего, несмотря даже на 
приход к власти Гитлера и последовавший за ним аншлюс, не менял. Что 
заставляет отнестись к его словам с особенным уважением и расположением.

Правда, писатель Набоков, исследовавший ту же проблематику на примере 
насекомых и ничего подобного бессознательному у них не обнаруживший, 
возымел к Фрейду отчаянное презрение, каковое частенько и демонстрировал 
досужей публике с высоты столь любезного ему велосипеда. В чем ему 
деятельно споспешествовала советская власть, мчавшаяся в то время на 
паровозе к коммунизму. И это обстоятельство вновь со всей неизбежностью 
возвращает нас к теме дороги, тем более что, по выражению одного 
философского дискурсиста, советская эпоха - это коллективное 
бессознательное всех постсоветских людей.

Так уж случилось, что тема пути-дороги, а вместе с тем всего 
процессуального, длящегося, принципиально незавершенного, становящегося, 
чтобы вновь становиться, но никак не стать, а если все-таки стать, то как 
бы не замечать этого и вновь двигаться дальше, - лучше всего оказалась 
разработана китайцами. Оттого, надо понимать, их движение сквозь века и 
принесло наибольшие плоды - в том хотя бы простом смысле, что китайцев 
скоро будет на Земле полтора миллиарда. Соответственно, потомки Лао-цзы 
(вероятно, бездетного) и Конфуция (линия потомства которого прослежена по 
сей день) - это единственный народ, который можно целиком заносить в книгу 
Гиннеса.

Вместе с тем, тут никак нельзя не вспомнить, что свобода - это право на 
выпадение из исторического процесса. Именно благодаря тому, что до 
завоевания себя монголами китайцы не пускали к себе исторический процесс, 
им и удалось построить свою великолепную философию Пути, едва ли не главным
в которой было пристальное невнимание к оппозиции субъекта и объекта, а 
также нахальное третирование начала и конца, понимаемых как исходная точка 
и цель.

Тут с ними мог спеться и наш Федор Михайлович Достоевский, молвивший 
как-то, что "на свете ничего не начинается и ничего не оканчивается". 
Подтверждением тому, что слова эти - не пустая писательская риторика, 
служат воспоминания проницательного Николая Страхова, который говорит о 
творце "Бобка" буквально следующее: "Его широкая способность всему 
симпатизировать, его уменье примирять в себе, по-видимому, несогласные 
настроения, его стремление ничего не отвергать, ничего не исключать 
безусловно и оставаться верным в любви к тому, что раз он полюбил".

Так он был верен, на сей раз уже по воспоминаниям дочери писателя с 
неслучайным именем Любовь, любви же к порядку на своем письменном столе. Из
чего доктор Фрейд непременно бы сделал соответствующее заключение в духе 
анальной эротики. Некоторый намек на такую возможность содержится в его 
словах о том, что Достоевский уязвим, скорее всего, как моралист. То есть, 
"после исступленной борьбы во имя примирения притязаний первичных позывов 
индивида с требованиями человеческого общества - он вынужденно регрессирует
к подчинению мирскому и духовному авторитету - к поклонению царю и 
христианскому богу, к русскому мелкодушному национализму", что позволяет 
Фрейду сделать смелый вывод, будто "культура будущего будет немногим 
обязана Достоевскому". Что ж, обидные слова Фрейда, которые кое-кто, 
возможно, уже успел объявить национальной местью, слабо коррелируют с 
утверждениями русских религиозных мыслителей, что Достоевский - это 
истинный революционер Духа.

Сам Федор Михайлович, к счастью, не знал о себе ни того, ни другого, но 
очень любил путешествовать - причем на Восток не по своей воле, а на Запад,
напротив, по своей. В этом отношении его можно сравнить разве что с 
Владимиром Ильичом Лениным. Факт этот хорошо известен, однако напомнить о 
нем еще раз совсем нелишне, хотя бы потому, что, согласно словам Реми де 
Гурмона, "все уже сказано, но так как никто не слушает, приходится 
повторять снова и снова".

Преимущественный адресат приведенных слов - это люди так называемого 
"религиозного типа сознания": именно в их среде родилась максима, 
традиционно приписываемая Честертону, что, мол, "безумец - вовсе не тот, 
кто разума лишился; безумец - это тот, кто всего лишился, кроме 
собственного разума". Узнав о таком вердикте Честертона, хитрый Лоуренс тут
же поспешил заявить во всеуслышание, что он только удивляется и ничего не 
знает. Вообще, когда сталкиваешься с подобным ползучим конформизмом, 
невольно начинаешь понимать того Волконского, который заявил, что наилучшим
подтверждением присутствия человека в мире служит прямая линия.

Которая, в свою очередь, вновь возвращает нас к теме дороги, а поскольку 
идеальная прямая линия - это своего рода фантом, то, соответственно, и к 
теме сновидений. О них же еще триста пятьдесят лет назад Ангелус Силезиус 
отозвался с окончательной таки прямотой:

Спит праведник, во сне вкушая благодать,
А грешник молится и всем мешает спать.

Если присесть на пенек и попытаться помедитировать над этими строчками, то 
невольно придешь к согласию с Джорджем Сантаяной относительно того, что 
материя только порождает потребности, но не создает условий для их 
удовлетворения, отчего, остается предположить, некоторые люди и совершают 
уход в духовную жизнь. Единственный способ балансировать на грани материи и
духа - это либо погрузиться в сон, либо отправиться путешествовать. 
Возможна, правда, и психоделическая амальгама обоих способов - ведь совсем 
не зря то, что следует за приемом дозы LSD, обозначается на языке оригинала
словом trip.

И здесь у нас появляется шанс вновь вернуться к теме поруганных было 
сонников, ибо очевидно, что они - не более чем первоначальные попытки 
литературной обработки снов, т.е. художественные их дескрипции, а не (пусть
даже "квази") научные их интерпретации. А чтобы реченное не повисло в 
воздухе, подобно облаку замерзшего пара, позвольте завершить этот экскурс в
область неизвестно чего несколькими цитациями из одного сонника 
осьмнадцатого года, каковой ничтоже сумняшеся объявляю одним из высочайших 
достижений русского поэтического гения в уходящем веке. Итак:

- пить во сне молоко дикой ослицы - к благополучию;

- видеть венецианского дожа - иметь давно желанное свидание с интересующей 
вас особой;

- сидеть в дупле - иметь в виду вакансию хорошего места;

- быть выкрашенным в цвет индиго - знаменует, что вы получите очень толстый
пакет с изрядным количеством пятирублевок;

- ставить во сне клистир - к веселому расположению духа;

- переспать с мертвецом - успех, а вот носить его - смерть;

- увидеть во сне подагру в левой ноге - удача, укусить тело жене - прочная 
любовь;

- негра голого видеть - к печали;

- ну а столкнуться во сне с журналистом означает пренеприятную встречу с 
мазуриком, который успеет так или сяк заехать в карман.

Впрочем, последнее уже относится к области политических технологий. А 
посему - стоп, "махина". "Деус" легко может обойтись и без тебя.

----------------------------------------------------------------------------
Новости дня http://russ.ru/politics
Интернет-парламент http://elections.ru
Фонд эффективной политики http://fep.ru

Дискуссии рубрики "Политика":
Сегодня в России
Россия и заграница
http://russ.ru/forums/msg/935/935.html


----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное