Русский Журнал. Политика
http://russ.ru/politics
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии рубрики "Политика" http://russ.ru/forums/msg/935/935.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Андрей Мадисон. Обзоры прессы
http://www.russ.ru/authors/madison.html
Андрей Мадисон
Не обзор российских еженедельников
(27.12.1999 - 03.01.2000)
О том, как в канун Нового года дороги сны и дороги, и о том, почему дешево
все остальное
Нет, конечно, такого императива, но есть частное волеизъявление: чтоб на
Новый год умолкли пушки, а звучали одни хлопушки. То есть, иными словами -
музы. Или даже так: Музы. Поскольку политике, к счастью, не сумели
приписать никого из этих вечно юных созданий, то с легкой душой обойдемся
на сей раз без нее. Чуждый ей в плане корыстной прагматики, Велимир
Хлебников утверждал, что родина творчества - будущее. С которым мы, если
отбросить зряшные сомнения, связаны либо снами, либо проекцией нашего
жизненного пути. В преддверии Нового года - как самой условной и вместе с
тем значимой границы между прошлым и будущим - несколько бессвязных, с
точки зрения яви, слов о том и о сем.
Как явствует из писаний просвещенных индусов древности, которым доводилось
еще видывать спящим самого Шиву, наиболее возвышенным из сонных состояний
почитается ими сон без сновидений. Ход мысли тут таков, что у человека,
мудрого, продвинутого и оттого безмятежного, сознание ничем не замутнено, и
засыпает он так, будто нажимает в себе клавишу с надписью "выкл." и, в
полном соответствии с таковой надписью, "выключается". Пробуждение при этом
оказывается ни чем иным, как нажатием клавиши "вкл.", что в итоге означает
полный прогар не только для высокопросвещенных издателей сонников, но и
для всех тех, кто практикует психоанализ по методе своего идейного отца
доктора Фрейда.
Оный венский психиатр, написавший не только тягомотное "Толкование
сновидений", но и другие несколько более зажигательные книжки (отчего они
так хорошо и горели с подачи нацистского осваговца Геббельса), так вот,
психиатр Фрейд сновидения называл "царской дорогой в бессознательное" и,
надо сказать, частенько по ней ездил - как сам к себе, так и в гости к
другим.
И слово "дорога", если даже оговорился, что тем более ценно, употребил он
здесь явно не случайно. Мог бы ведь сказать и "царский перст", и "царский
трон", и "царский стул" - все, в конечном счете, ведет в бессознательное,
если оно, конечно, существует. Вместе с принципом удовольствия, которому
оно, яко глаголет тот же Фрейд, якобы подчиняется.
Однако основоположник сказал "дорога" - и мнения своего, несмотря даже на
приход к власти Гитлера и последовавший за ним аншлюс, не менял. Что
заставляет отнестись к его словам с особенным уважением и расположением.
Правда, писатель Набоков, исследовавший ту же проблематику на примере
насекомых и ничего подобного бессознательному у них не обнаруживший,
возымел к Фрейду отчаянное презрение, каковое частенько и демонстрировал
досужей публике с высоты столь любезного ему велосипеда. В чем ему
деятельно споспешествовала советская власть, мчавшаяся в то время на
паровозе к коммунизму. И это обстоятельство вновь со всей неизбежностью
возвращает нас к теме дороги, тем более что, по выражению одного
философского дискурсиста, советская эпоха - это коллективное
бессознательное всех постсоветских людей.
Так уж случилось, что тема пути-дороги, а вместе с тем всего
процессуального, длящегося, принципиально незавершенного, становящегося,
чтобы вновь становиться, но никак не стать, а если все-таки стать, то как
бы не замечать этого и вновь двигаться дальше, - лучше всего оказалась
разработана китайцами. Оттого, надо понимать, их движение сквозь века и
принесло наибольшие плоды - в том хотя бы простом смысле, что китайцев
скоро будет на Земле полтора миллиарда. Соответственно, потомки Лао-цзы
(вероятно, бездетного) и Конфуция (линия потомства которого прослежена по
сей день) - это единственный народ, который можно целиком заносить в книгу
Гиннеса.
Вместе с тем, тут никак нельзя не вспомнить, что свобода - это право на
выпадение из исторического процесса. Именно благодаря тому, что до
завоевания себя монголами китайцы не пускали к себе исторический процесс,
им и удалось построить свою великолепную философию Пути, едва ли не главным
в которой было пристальное невнимание к оппозиции субъекта и объекта, а
также нахальное третирование начала и конца, понимаемых как исходная точка
и цель.
Тут с ними мог спеться и наш Федор Михайлович Достоевский, молвивший
как-то, что "на свете ничего не начинается и ничего не оканчивается".
Подтверждением тому, что слова эти - не пустая писательская риторика,
служат воспоминания проницательного Николая Страхова, который говорит о
творце "Бобка" буквально следующее: "Его широкая способность всему
симпатизировать, его уменье примирять в себе, по-видимому, несогласные
настроения, его стремление ничего не отвергать, ничего не исключать
безусловно и оставаться верным в любви к тому, что раз он полюбил".
Так он был верен, на сей раз уже по воспоминаниям дочери писателя с
неслучайным именем Любовь, любви же к порядку на своем письменном столе. Из
чего доктор Фрейд непременно бы сделал соответствующее заключение в духе
анальной эротики. Некоторый намек на такую возможность содержится в его
словах о том, что Достоевский уязвим, скорее всего, как моралист. То есть,
"после исступленной борьбы во имя примирения притязаний первичных позывов
индивида с требованиями человеческого общества - он вынужденно регрессирует
к подчинению мирскому и духовному авторитету - к поклонению царю и
христианскому богу, к русскому мелкодушному национализму", что позволяет
Фрейду сделать смелый вывод, будто "культура будущего будет немногим
обязана Достоевскому". Что ж, обидные слова Фрейда, которые кое-кто,
возможно, уже успел объявить национальной местью, слабо коррелируют с
утверждениями русских религиозных мыслителей, что Достоевский - это
истинный революционер Духа.
Сам Федор Михайлович, к счастью, не знал о себе ни того, ни другого, но
очень любил путешествовать - причем на Восток не по своей воле, а на Запад,
напротив, по своей. В этом отношении его можно сравнить разве что с
Владимиром Ильичом Лениным. Факт этот хорошо известен, однако напомнить о
нем еще раз совсем нелишне, хотя бы потому, что, согласно словам Реми де
Гурмона, "все уже сказано, но так как никто не слушает, приходится
повторять снова и снова".
Преимущественный адресат приведенных слов - это люди так называемого
"религиозного типа сознания": именно в их среде родилась максима,
традиционно приписываемая Честертону, что, мол, "безумец - вовсе не тот,
кто разума лишился; безумец - это тот, кто всего лишился, кроме
собственного разума". Узнав о таком вердикте Честертона, хитрый Лоуренс тут
же поспешил заявить во всеуслышание, что он только удивляется и ничего не
знает. Вообще, когда сталкиваешься с подобным ползучим конформизмом,
невольно начинаешь понимать того Волконского, который заявил, что наилучшим
подтверждением присутствия человека в мире служит прямая линия.
Которая, в свою очередь, вновь возвращает нас к теме дороги, а поскольку
идеальная прямая линия - это своего рода фантом, то, соответственно, и к
теме сновидений. О них же еще триста пятьдесят лет назад Ангелус Силезиус
отозвался с окончательной таки прямотой:
Спит праведник, во сне вкушая благодать,
А грешник молится и всем мешает спать.
Если присесть на пенек и попытаться помедитировать над этими строчками, то
невольно придешь к согласию с Джорджем Сантаяной относительно того, что
материя только порождает потребности, но не создает условий для их
удовлетворения, отчего, остается предположить, некоторые люди и совершают
уход в духовную жизнь. Единственный способ балансировать на грани материи и
духа - это либо погрузиться в сон, либо отправиться путешествовать.
Возможна, правда, и психоделическая амальгама обоих способов - ведь совсем
не зря то, что следует за приемом дозы LSD, обозначается на языке оригинала
словом trip.
И здесь у нас появляется шанс вновь вернуться к теме поруганных было
сонников, ибо очевидно, что они - не более чем первоначальные попытки
литературной обработки снов, т.е. художественные их дескрипции, а не (пусть
даже "квази") научные их интерпретации. А чтобы реченное не повисло в
воздухе, подобно облаку замерзшего пара, позвольте завершить этот экскурс в
область неизвестно чего несколькими цитациями из одного сонника
осьмнадцатого года, каковой ничтоже сумняшеся объявляю одним из высочайших
достижений русского поэтического гения в уходящем веке. Итак:
- пить во сне молоко дикой ослицы - к благополучию;
- видеть венецианского дожа - иметь давно желанное свидание с интересующей
вас особой;
- сидеть в дупле - иметь в виду вакансию хорошего места;
- быть выкрашенным в цвет индиго - знаменует, что вы получите очень толстый
пакет с изрядным количеством пятирублевок;
- ставить во сне клистир - к веселому расположению духа;
- переспать с мертвецом - успех, а вот носить его - смерть;
- увидеть во сне подагру в левой ноге - удача, укусить тело жене - прочная
любовь;
- негра голого видеть - к печали;
- ну а столкнуться во сне с журналистом означает пренеприятную встречу с
мазуриком, который успеет так или сяк заехать в карман.
Впрочем, последнее уже относится к области политических технологий. А
посему - стоп, "махина". "Деус" легко может обойтись и без тебя.
----------------------------------------------------------------------------
Новости дня http://russ.ru/politics
Интернет-парламент http://elections.ru
Фонд эффективной политики http://fep.ru
Дискуссии рубрики "Политика":
Сегодня в России
Россия и заграница
http://russ.ru/forums/msg/935/935.html
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/