Жажда вечной жизни

Жажда вечной жизни (Часть 2)

Информационный Канал Subscribe.Ru

Жажда вечной жизни (Часть 2)
Исследователи расшифровывают загадки старения.

14.01.2006 Longevita.ru

Продолжение. Начало в выпуске от 02.01.2006

Нир Бэрзилай (Nir Barzilai)Впервые идея о том, что человек может быть носителем генов, способствующих замедлению процесса старения, была высказана в 30-х годах, когда ученые Корнельского Университета (Cornell University), продемонстрировали, что крысы, которых содержали на низкокалорийной диете, жили гораздо дольше, чем контрольные.

Данное наблюдение было подтверждено и для мышей, дрозофил, червей и других лабораторных животных. Уменьшение калорий примерно на 40 % способствует увеличению на 40% средней и максимальной продолжительности жизни, обеспечивая при этом защиту от атеросклероза, рака и заболеваний почек. Такая диета снижает также кровяное давление, содержание сахара и холестерина в крови. Исследования, проводимые уже в наши дни на резус-макаках, обещают принести еще более интересные результаты. Один из приматов, получавших низкокалорийную диету, умер в возрасте 41 года – что эквивалентно 123 человеческим годам.

В течение многих лет биологи полагали, что процесс старения является настолько сложным, затрагивает тысячи генов, что делает практически невозможным его эффективную терапию. Но с 1988 года в этом зародились сомнения – благодаря изучению круглых червей Нематод, длиной всего лишь 1 мм. Генетик Томас Джонсон (Thomas Johnson), работающий сегодня в Университете Колорадо (University of Colorado), показал, что изменение только одного гена под названием age-1, увеличило продолжительность жизни червей вдвое – до одного месяца. «Все отказывались в это верить», – вспоминает он. Исследователь из Калифорнийского Университета в Сан-Франциско (University of California at San Francisco) Синтия Кеньон (Cynthia Kenyon), впоследствии воспроизвела посредством генной инженерии червей, которые жили в шесть раз больше обычных, оставаясь при этом до самого конца полными энергии.

Подобным же образом, высокая активность гена под названием sir2 в дрожжевых клетках, делает их живущими на 50 % дольше, чем их обычные собратья. Это открытие произошло в лаборатории биолога Леонардо Гуаренте (Leonard Guarente) из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), чья рабочая группа провела над микроскопом многие годы, пересчитывая тысячи дрожжевых клеток. «Мои коллеги считали меня сумасшедшим» – говорит он. Но когда команда Гуаренте удалила ген sir2 из дрожжей, а затем ограничила калории, диета больше не удлиняла продолжительность жизни.

Другие исследования также продемонстрировали, что высокая активность данного гена продлевала жизнь червей и дрозофил, что наводит на мысль, что ген sir2 является частью древней программы выживания, которая является общей для многих видов животных. Sir2 может выключать целые цепочки генов в клетках, удерживая ДНК свернутой в спираль – в защитной позиции , делающей клетку менее уязвимой к экологическим повреждениям в тяжелые для организма времена. Гуаренте в партнерстве с Кеньон и другими венчурными вкладчиками создали в 1999 г. компанию Elixir Pharmaceuticals, сумев привлечь в ее уставной капитал 56 млн. долларов.

Вопрос состоит в том, сможет ли лекарственный препарат, в противовес низкокалорийной диете, активизировать ген sir2. Дэвид Синклэйр (David Sinclair), работавший на неполной ставке в лаборатории Гуаренте в конце 90-х годов, стал проводить альтернативные исследования после открытия собственной конкурирующей лаборатории в Гарвардской Медицинской Школе (Harvard Medical School) в 1999 году. Команда его сотрудников смешала человеческий ген sir2 с 10000 химических веществ, пытаясь найти вещества способствующие активации данного гена. Самым мощным стимулятором, который они обнаружили, был ресвератрол (resveratrol), химическое вещество, обнаруженное в красном вине, которое было описано ранее, как отвечающее за целебные свойства красного вина для сердечно-сосудистой системы. После того как команда Синклэйра ввела ресвератрол в рацион дрожжевых клеток, дрозофил и червей, продолжительность их жизни повысилась на 14 – 70 %, о чем они сообщили в двух исследовательских статьях в журнале Nature. «Речь идет о молекулах, которые включают защитные механизмы организма против болезни. Современная медицина даже не знала, что существуют такие способы», говорит Синклэйр.

Статьи из Nature попали на глаза Кристофу Вестфалю (Christoph Westphal), в то время работавшему в компании Polaris Venture Partners. Он предположил, что препараты, стимулирующие человеческий вариант гена sir2 (именуемый sirt1) могли бы мобилизовать природную защиту на борьбу с возрастными заболеваниями. Он смог собрать 45 млн. долларов для основания компании Sirtris Pharmaceuticals в 2004 г., и возглавил ее. Компания специалистов под руководством Вестфаля разрабатывают в данный момент химические соединения, которые оказывают гораздо больший, по сравнению с ресвератролом, активирующий эффект на sirt1, и смогут в перспективе преодолеть такие заболевания как сахарный диабет и болезнь Альцгеймера. Следующим шагом будет применение результатов этих исследований на людях. При этом Вестфаль заявляет, что у него нет никакого интереса в разработке лекарств от старения.

Elixir Pharmaceuticals фокусирует свое внимание на другом молекулярном механизме, связанном со старением, тем самым бросая тень сомнения на популярное сегодня увлечение человеческим гормоном роста (Growth Hormone) для сохранения молодости. Несколькими исследованиями установлено, что мыши-мутанты, спроектированные резистентными к эффектам гормона роста или сопутствующего ему гормона IGF-1, жили дольше, чем контрольные. Другие же мыши-мутанты – с повышенным уровнем этих гормонов, – умирали в молодом возрасте. Компания Elixir надеется разработать препараты, которые будут блокировать действие натурального гормона грелина (ghrelin), способствующего секреции гормона роста и стимулирующего аппетит. Elixir намерена проверить эту концепцию для лечения диабета и ожирения. Испытания на людях должны начаться в течение ближайших двух лет.

Дэвид Синклэйр, 36-летняя звезда в области изучения старения из Гарварда, говорит, что нынешняя волна исследований "обещает продлить Ваши здоровые годы настолько, что в 90 Вы будете здоровы и чувствовать себя как в 60". Наука о старении "расщепила атом", – добавляет он.

"И вопрос сегодня, не «возможно ли это», а «когда это произойдет»".

Взламывание Кода

Исследователи изучают защитные гены и белки, замедляющие старение лабораторных животных и увеличивающие продолжительность жизни людей. Экспериментальные препараты, воспроизводящие их эффекты, смогут однажды излечить бесчисленные болезни старения. Ниже – некоторые из уже полученных результатов

Sir2

Ген sir2 и другие "sir-гены" переводят клетки в защитный режим, охраняющий их от развития патологий. Соединения, стимулирующие sir2, повышали продолжительность жизни лабораторных животных до 70 %.

Компания Sirtris создает лекарства для лечения диабета, ожирения и нейродегенеративных заболеваний.

Белок переноса холестерилового эфира (CETP)

Одна их генных вариаций этого белка, регулирующего уровень холестерина, связана с удивительным долголетием евреев Ашкенази.

Pfizer находится на заключительном этапе тестирования на человеке препарата Torcetrapib, блокирующего CETP и, повышающего уровень хорошего холестерина.

Adiponectin

Этот жирный гормон защищает нас от резистентности к инсулину. У многих пожилых Ашкенази генная мутация побуждает организм производить высокие уровни этого гормона.

Биотехнологическая фирма Serono изучает adiponectin в лабораторных тестах с целью разработки препаратов для лечения ожирения и диабета.

IGF-1/Гормон роста

Лабораторные исследования указывают на эти гормоны как на регуляторы продолжительности жизни. Самки мышей с меньшим количеством рецепторов IGF-1 живут на одну треть дольше нормальных.

Elixir Pharmaceuticals надеется проверить антагонисты грелина на блокирование секреции гормона роста и понижение уровня глюкозы, с целью лечения диабета.

Любовь, Секс и Смерть

Исследователи ломают голову над колебаниями максимальной продолжительности жизни нижеперечисленных животных. Начинающие спариваться рано и делающие это часто, умирают моложе, чем начинающие размножаться в более позднем возрасте и имеющие длинные перерывы между свиданиями.

4 года

Мышь

20 лет

Собака

80 лет

Слон

150 лет

Человек

120 лет

Слоновая Черепаха

210 лет

Гренландский кит

Источники: S. Jay Olshansky; Steven Austad.

Оригинал на англ. - Robert Langreth, 11.14.05, Want To Live Forever?

Код этой рассылки: science.health.gerontology