Жажда вечной жизни

Почему бы не воспользоваться возможностью дожить до 150 лет?

Информационный Канал Subscribe.Ru

Почему бы не воспользоваться возможностью дожить до 150 лет?
08  февраля  2006 ИноПресса
Джеймс Уилсдон

Обри ди Грей – человек с пронзительным взглядом голубых глаз и рыжей бородой, одетый в неряшливые джинсы. В прошлом году этот геронтолог-самоучка, работающий в департаменте генетики Кембриджского университета, привлек большое внимание своими теориями старения.

Ди Грей утверждает, что в ближайшие 30 лет появится возможность кардинально увеличить продолжительность жизни человека. "Возможности медицины растут, и мы сможем справляться с проблемой старения так же эффективно, как сегодня справляемся со многими заболеваниями", – говорит он. Он не видит причин, по которым живущие сегодня люди не должны жить 150 лет или больше. Его уверенность основана на работе над проектом, который он назвал "Стратегии управления старением". В ходе исследования он определил семь типов молекулярных или клеточных повреждений, вызывающих старение, каждый из которых "в перспективе можно устранить с помощью технологий либо уже существующих, либо активно разрабатываемых".

В научных кругах к ди Грею относятся по-разному, некоторые – с восхищением, другие – со скептицизмом. Кто он – первооткрыватель или чудак? Наивный человек или пророк? Ясно одно: независимо от того, согласны вы с его теориями или нет, их трудно проигнорировать. Джей Ольшанский, профессор эпидемиологии Чикагской школы общественного здоровья, признается: "Я большой поклонник Обри. Он нужен всем нам. Я не согласен с некоторыми из его выводов, но его теории не расходятся с наукой. Он – первооткрыватель в своей сфере".

Ди Грей привлекает большой интерес и за пределами научного сообщества. Он возглавил новое политическое движение, набирающее силу в Великобритании. Это движение носит название "трансгуманизм", и его ключевая идея заключается в том, что достижения в науке и технологии освободят нас от болезней и старения и дадут нам возможность жить более долгой и здоровой жизнью.

Умеренные сторонники трансгуманизма выступают за широкое применение новых технологий, таких как пластическая хирургия и генная терапия, которые могут улучшить наши физические и умственные данные. Более радикальные трансгуманисты сходятся во взглядах с футуристом Рэем Курцвайлом, который в своей книге "Единство близится" пишет: "В конечном счете, мы сольемся с нашими технологиями: К середине 2040-х годов небиологическая часть нашего интеллекта будет в миллиарды раз мощнее, чем его биологическая часть".

Такие прогнозы вызывают ожесточенную критику со стороны консерваторов в сфере религии и культуры, которые считают трансгуманизм насилием над человеческой природой. Критические замечания высказывают и представители либеральных и левых сил, обеспокоенные тем, что идеи трансгуманизма противоречат понятиям равенства и прав человека. К примеру, американский академик Фрэнсис Фукуяма назвал трансгуманизм "самой опасной идеей в мире".

Между тем технологии усовершенствования человека начинают переходить со страниц научно-фантастических произведений в лаборатории, а затем – в широкое применение, и в этих условиях такая негативная реакция не оправдывает себя. Трансгуманизм основан на прогрессивной идее – стремлении усовершенствовать медицину и здравоохранение таким образом, чтобы у нас появилась возможность жить более долгой, здоровой и полной жизнью.

Первоисточник  - Who would not seize the chance to live to 150? Financial Times, By James Wilsdon, February 7 2006

Ученые выяснили почему капуста предотвращает рак

Фото с сайта http://www.cambridge2000.com
Натуральные биохимические компоненты, содержащиеся в капусте, капусте брокколи и других зеленых овощах, стимулируют работу генов, предотвращающих перерождение клеток.

К таким выводам пришли американские ученые из Университета Джорджтауна, исследование которых опубликовано в British Journal of Cancer.

Способность богатой растительными продуктами диеты снижать риск развития ряда онкологических заболеваний давно известна ученым. Новая работа предлагает реконструкцию молекулярных процессов, лежащих в основе благотворных свойств зеленых овощей.

Полезные свойства капусты и других крестоцветных связаны с повышенным содержанием в них вещества под названием индол-3-карбинол. В бобах сои содержится другое полезное вещество – генистеин.

Как удалось выяснить ученым, оба эти вещества обладают способностью активизировать работу генов  BRCA1 и BRCA2, отвечающих за структуру протеинов, играющих важную роль в предотвращении перерождения нормальных клеток различных тканей и органов в злокачественные клетки.

Люди с мутациями этих генов подвержены повышенному риску таких онкологических заболеваний как рак молочной железы, яичников или простаты. В клетках злокачественных опухолей наблюдается пониженная концентрация протеинов, структура которых определяется BRCA1 и BRCA2.

“Теперь нам окончательно ясно, что работа генов, играющих ключевую роль в предотвращении раковых заболеваний, регулируется веществами, содержащимися в продуктах питания. – заявил координатор исследовательского проекта профессор Элиот Розен, - В нашем исследовании предлагается четкий молекулярный механизм, объясняющий взаимосвязь между питанием и предотвращением раковых заболеваний”.

Ссылки по теме:
Broccoli chemical's cancer check – BBC News, 08.02.2006

Забудьте все, что вы знали о диетах
09  февраля  2006 ИноПресса
Дэвид Осборн

Американское исследование, длившееся 8 лет, пришло к выводу: желающие быть здоровыми могут с равным успехом поедать сэндвичи с беконом и обезжиренные йогурты.

Авторы американского исследования, которые хотели продемонстрировать, что диета с низким содержанием жиров уменьшает риск рака и инфаркта, вчера пытались скрыть разочарование. Полученные результаты восьмилетнего исследования, финансируемого правительством, не дали ожидаемых результатов.

Хотя это хорошая новость для любителей масла и сэндвичей с беконом, она, конечно, озадачит потребителей, заботящихся о своем здоровье, которые годами меняли одну диету с низким содержанием жиров на другую в поисках идеального рецепта здоровья, долголетия и, конечно, упругого живота.

Только что сели на диету F2? Не стоит того. Холодильник забит обезжиренными йогуртами? Бегите за мороженым Häagen-Daz. На первый взгляд, это может показаться единственным разумным выводом исследования, которое никак не назовешь неполным или экономным. Результаты, совсем не те, на которые рассчитывали эксперты, были опубликованы вчера в Journal of the American Medical Association.

Но прежде чем все набросятся на шоколад, некоторые скептики – и некоторые авторы – хотели бы напомнить о недочетах исследования, в котором не проводилось различия между разными видами жиров. Они сомневаются и в том, что восьми лет достаточно, чтобы считать результаты окончательными.

В эксперименте, профинансированном Национальными институтами здравоохранения США и стоившем налогоплательщикам 415 млн долларов, участвовали 48 тыс. женщин в возрасте от 50 до 79 лет. Идея была простой – научно доказать то, что многие из нас инстинктивно считают правдой (или нам это внушили путем пропаганды): есть меньше жира полезно.
Ученые, в частности, хотели продемонстрировать связь между диетой с низким содержанием жиров и уменьшением количества случаев рака молочной железы и прямой кишки, а также таких сердечно-сосудистых заболеваний, как инфаркты и инсульты. Но, собрав статистику, они не нашли никаких доказательств этой связи. У женщин, соблюдавших диету, уровень заболеваемости был примерно таким же, как у тех, кто ел все, что им нравится.

Д-р Майкл Тан из Американской онкологической ассоциации назвал результаты исследования "нулевыми". Его организация не будет давать рекомендации, касающиеся снижения потребления жиров в качестве профилактического средства против рака.
"Конечно, результаты в чем-то разочаровывают, – отметила д-р Джоанн Мэнсон, признанный авторитет в области диетологии и профилактической медицины. – Нам бы хотелось, чтобы диета отражалась на здоровье".

Это удар и для женщин, вызвавшихся участвовать в исследовании, таких как 66-летняя Джуди Лакур, которую завербовали в 1993 году.
"Я была поражена, – сказала она. – Я думала, что ответ о ценности диеты с низким содержанием жиров будет более определенным".

Около 40% женщин, выбранных случайным образом, посадили на диету с низким содержанием жиров. Им была поставлена задача сократить долю жира в количестве ежедневно потребляемых калорий до 20%, одновременно увеличив потребление фруктов, овощей и зерна. "Я выросла на ферме, жирная пища в нашей семье была нормой, – сказала Лакур. – Вначале для меня это было культурным шоком". Все остальные сохранили свой обычный режим питания.

У женщин, сидевших на диете с низким содержанием жиров, уровень заболеваемости раком молочной железы был на 9% ниже, чем в контрольной группе, но ученые пришли к выводу, что это различие статистически незначительно. Что касается сердечно-сосудистых заболеваний, то один из изменившихся факторов риска был связан с так называемым холестерином LDL. Этот "плохой холестерин" может вызывать сердечные заболевания. У женщин в контрольной группе его было больше, но не настолько, чтобы риск инфаркта увеличился.

В остальном польза для здоровья Лакур и всех тех, кто боролся за снижение потребления жира, оказалась нулевой. Рак грудной железы, прямой кишки и сердечно-сосудистые заболевания случались у них не реже, чем у остальных женщин, при этом они даже не теряли вес. (Стоит добавить, что уменьшение объема талии и бедер не входило в задачи исследования.)
Мэнсон была в числе тех, кто предупредил, что не надо придавать слишком большое значение выводам исследования. "Эти результаты не подразумевают, что людям дано разрешение потреблять жирную пищу без риска для здоровья", – подчеркнула она. Иными словами, не спешите выбрасывать руководства по диете с низким содержанием жиров.

Отчасти проблема исследования могла заключаться в том, что женщинам не удалось сократить потребление жира до требуемых 20%. На шестой год средний уровень потребляемого жира составлял 27%. В контрольной группе этот показатель составлял 35% в начале и 37% к концу исследования. То есть разница в потреблении жира между двумя группами была не так велика, как рассчитывали ученые.

Есть еще сложная проблема "плохого" и "хорошего" жира. Когда начиналось исследование, эта область диетологии была в зачаточном состоянии, а сегодня многие специалисты полагают, что в действительности нам следует избегать жареных и обработанных продуктов, которые часто содержат насыщенные жиры. Жиры, содержащиеся в орехах, рыбе и оливковом масле, говорят сегодня, возможно, полезны. Следствием этого является агрессивная реклама средиземноморской диеты, которая побуждает потреблять именно эти жиры.

"Простое переключение на диету с низким содержанием жиров не обязательно полезно для здоровья многих женщин, – заявила вчера Марсия Стефаник, профессор медицины из Стэнфорда. – Это свидетельствует о том, что нельзя полагаться на использование обезжиренных заменителей. Необходимо думать о том, какие виды жиров вы едите, и о продуктах, которые должны стать частью рациона, например, овощах".

Наверное, многие готовы сдаться в отчаянии. Мы увлекались диетой Аткинса – мясо и сыр полезны, картошка и макароны вредны, – пока ее автор Роберт Аткинс не умер, веся 258 фунтов (117 кг. – Прим. ред.). Потом была пляжная диета, солитерная диета (правда-правда, Мария Каллас, похоже, ела паразитов, чтобы стать стройной), диета с повышенным содержанием клетчатки. Считалось, что пища, богатая клетчаткой, защитит нас от рака прямой кишки. Неправда, установили новые исследования. Полагали, что некоторые витамины предотвращают рак. Тоже неправда.

Но, конечно, ничто не огорчало нас так, как последняя новость: все, что мы знали о жире, тоже оказалось неправдой. Что нам теперь делать?

Пожалуй, самый разумный ответ дает Питер Либби, профессор медицинского факультета Гарварда. Он считает, что количество пищи на тарелке должно волновать нас гораздо больше, чем представленные на ней группы продуктов, витамины, белки и жиры. Нас зачаровывает, говорит он, "идея, что на нашем здоровье отражается то, что мы едим, а не то, сколько мы едим".

Первоисточник - Modern nutrition: Forget all you ever knew about diets , The Independent, 9 February 2006