Жажда вечной жизни

Мозг может синтезировать антиоксиданты

Информационный Канал Subscribe.Ru

Мозг может синтезировать антиоксиданты
Jan-27-2006 Коммерческая биотехнология

В результате совместной работы исследователей Burnham Institute for Medical Research (Ла-Джолла, Калифорния) и представителей четырех японских университетов был разработан новый метод лечения инсульта и нейродегенеративных заболеваний. Разработанный ими подход заключается в стимуляции нервных клеток головного и спинного мозга к выбросу естественных антиоксидантов, защищающих нейроны от вредного действия стресса и свободных радикалов.

Считается, что при инсульте и нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезни
Альцгеймера и Лу Герига, в мозге происходит накопление глутаматов – солей аминокислоты глутамина. В нормальной концентрации глутаматы выполняют роль нейротрансмиттеров, участвующих в передаче сигналов между нейронами. Однако в повышенной концентрации они токсичны и вызывают гиперстимуляцию нервных клеток, что приводит к их чрезмерному стрессу и гибели.

Исследователи доказали, что препараты класса NEPP (NEurite outgrowth-Promoting Prostaglandins – простагландины стимулирующие рост аксонов) способны накапливаться в нейронах и, активируя механизм Keap1/Nrf2, регулирующий продукцию естественных антиоксидантов, освобождать клетки от свободных радикалов, образующихся в результате стресса и гиперактивности.

Это первая работа, результаты которой свидетельствуют о возможности синтеза антиоксидантов непосредственно в нервных клетках. В дальнейшем планируется изучить возможность использования препаратов класса NEPP для лечения ишемии мозга при инсульте, рассеянном склерозе, болезнях Альцгеймера и Лу Герига и других нейродегенеративных заболеваний.

Статья T. Satoh et al.
«Activation of the Keap1/Nrf2 Pathway for Neuroprotection by Electrophilic Phase II Inducers» опубликована в Proceeding of the National Academy of Sciences 17 от января 2006 года.

Лазерная технология мгновенно выявляет раковые клетки
26.01.2006 Радио Свобода

В американской Национальной лаборатории Сандия разработан лазерный метод, позволяющий мгновенно отличать раковые клетки от нормальных.

Метод основан на особенностях расположения в клетках митохондрий - органелл, которые обеспечивают клетки энергией. В раковых клетках митохондрии разбросаны беспорядочно, тогда как в нормальных они собраны в упорядоченные цепочки.

Эти особенности расположения влияют на рассеяние коротких импульсов лазерного излучения. В новом методе каждая клетка анализируется отдельно, поэтому лазер используют совместно с конвейером, который подает клетки образца по одной.

Ожидается, что лазерная технология позволит диагностировать рак на самых ранних стадиях, когда другие методы еще ничего не обнаруживают.

Обнаружено вещество, регулирующее аппетит
Александр Марков

Гиперфагия, то есть обжорство, — главная причина ожирения. Аппетит регулируется гипоталамусом, который, в свою очередь, находится под контролем гормонов. Американские ученые обнаружили вещество, недостаток которого в гипоталамусе приводит к обжорству и ожирению невзирая ни на какие гормоны.

Гипоталамус играет ключевую роль в регуляции внутренней среды организма. Одна из его многочисленных функций состоит в регуляции пищевого поведения. Проще говоря, от него зависит аппетит. После приема пищи в крови повышается концентрация некоторых гормонов, например лептина и инсулина. Голодание, соответственно, ведет к снижению их концентрации. Гипоталамус «оценивает» эти изменения и, в зависимости от результата оценки, мы либо испытываем чувство голода, либо, наоборот, не испытываем. Если тем или иным способом заблокировать систему оценки гипоталамусом уровня лептина в крови, это может привести к неумеренному аппетиту и ожирению — как у крыс и мышей, так и у человека.

В последнее время появились данные, свидетельствующие о том, что гипоталамус может оценивать потребность организма в пище не только по уровню гормонов-посредников, но и напрямую — по концентрации в крови тех или иных питательных веществ или продуктов их метаболизма.

Одним из таких сигнальных веществ может служить малонил-кофермент А. Это соединение — продукт метаболизма жиров, и его концентрация в крови является хорошим показателем «уровня сытости». Некоторые ткани организма действительно используют это вещество как индикатор доступности энергетических ресурсов.

Сотрудники Медицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна (Нью-Йорк, США) решили проверить, может ли снижение концентрации этого вещества в гипоталамусе (например, из-за какого-либо нарушения обмена веществ в этом отделе мозга) быть причиной ожирения. С этой целью ученые сконструировали искусственный вирус, в геном которого был вставлен ген фермента малонил-кофермент А декарбоксилазы (MCD). Этот фермент разрушает малонил-кофермент А, превращая его в ацетил-кофермент А.

Вирус ввели в гипоталамус крыс. Это привело к снижению уровня малонил-кофермента А в гипоталамусе на 75% по сравнению с контрольными крысами, которым вводили такой же вирус, но без гена MCD. Более того, если у контрольных крыс при удвоении концентрации липидов в крови уровень малонил-кофермента А в гипоталамусе резко возрастал, то у крыс с MCD-вирусом этого не происходило.

В результате у подопытных крыс печень стала производить на 35% больше глюкозы. Если у нормальных крыс (как и у людей) синтез глюкозы в печени подавляется инсулином (который выделяется в ответ на рост концентрации глюкозы в крови), то печень подопытных крыс реагировала на инсулин гораздо слабее, продолжая производить ненужную глюкозу. Иными словами, печень продолжала действовать по «голодной» схеме, несмотря на вполне достаточное количество питательных веществ в крови.

Но самое главное — подопытные крысы стали набирать вес значительно быстрее контрольных. И по очень простой причине: у них усилился аппетит, и они стали поедать на 25% больше корма. К концу эксперимента у подопытных крыс жира было на 50% больше, чем у контрольных, тогда как различия в длине тела и массе всех остальных тканей (кроме жировой) оказались незначительными. Таким образом, почти всё избыточное питание у подопытных крыс ушло в жировые отложения. И это при том, что двигательная активность у подопытных крыс несколько возросла по сравнению с контролем. Еще бы, ведь они испытывали постоянный голод!

Таким образом, удалось показать, что гипоталамус действительно регулирует аппетит в зависимости от колебаний концентрации малонил-кофермента А, причем эта сигнальная система оказалась в определенном смысле сильнее, чем ранее известная гормональная. В частности, гормон лептин, концентрация которого повышается при хорошем питании и в норме это заставляет гипоталамус отключить чувство голода, в данном случае оказался бессилен. Также и инсулин не смог «убедить» печень крысы, что глюкозы в крови уже достаточно, в отсутствие соответствующих руководящих указаний от гипоталамуса.

Источник: He W., Lam T. K. T., Obici S., Rossetti L. Molecular disruption of hypothalamic nutrient sensing induces obesity // Nature Neuroscience. 2006. Advance Online Publication. doi:10.1038/nn1626

См. также:
Л. П. Чурилов. Новое о патогенезе ожирения.

Тефлон вреден для здоровья
27  января  2006 ИноПресса

Со вчерашнего дня американцы смотрят на сковородки с антипригарным покрытием со страхом: тефлон, знаменитый тефлон, который не дает котлете и мясу прилипнуть к сковороде, оказался опасен и будет запрещен. В ходе лабораторных экспериментов с животными, которым вводились большие дозы одного из компонентов покрытия, выяснилось, что эти вещества способствовали возникновению рака печени, низкому весу новорожденных, вызывали проблемы с иммунной системой и процессом развития.

Могущественное американское федеральное агентство по защите окружающей среды (EPA) наложило запрет на этот один из самых раскрученных промышленных продуктов, который нашел применение как в производстве кухонной утвари, так и в аэрокосмической и текстильной промышленности, в производстве сердечных клапанов, в электронике и изготовлении пакетов для поп-корна для микроволновых печей, и приносит немалые доходы. Производителям было заявлено о необходимости сократить на 95% производство кислоты Pfoa до 2010 года и затем до 2015 года планомерно завершить ее производство.

Американское агентство заявило, что будет продолжать исследовать влияние этого компонента на здоровье человека, чтобы понять, нужны ли дополнительные меры. "Наука изучает все качества Pfoa, но обеспокоенность существует, и поэтому свести к минимуму последствия использования этого вещества – совершенно справедливое решение и с точки зрения окружающей среды, и с точки зрения здоровья людей", – заявила Сьюзан Хейзен, заместитель руководителя отдела пестицидов EPA.

DuPont, одна из компаний, к которой было обращено требование, заявила о том, что исследования, проводившиеся ее специалистами и некоторыми независимыми учеными, свидетельствуют о том, что сковородки и другие предметы, сделанные из ее материалов, вполне надежны. Кроме того, подчеркнули в компании, до сих пор ничего не известно о пагубном влиянии Pfoa на здоровье людей и пока не удалось найти достойной замены этому химическому компоненту при производстве тефлона. "Мы ведем поиски в течение 30 лет, безуспешно". И все же восемь предприятий, использующих тефлон, сделали хорошие лица при плохой игре и согласились с программой: речь идет о 3M/Dyneon Arkema, AGC Chemicals/Asahi Glass, Ciba Specialty Chemicals, Clariant, Daikin и Solvay Solexis.

По мнению наблюдателей, данное решение агентства можно считать самым агрессивным с тех пор, как 15 лет назад оно наложило запрет на асбест. Все понимают, что вчерашнее заявление – в большей степени рекомендация, а не запрет. Вместе с тем, эксперты советуют: "Избавляйтесь от поцарапанных сковородок".

Код этой рассылки: science.health.gerontology