Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] возьмите их хотя бы в гости

www.nsad.ru
"Возьмите их хотя бы в гости..."
Антон и Наташа Платоновы женаты чуть более двух лет и имеют уже троих детей.
Их первенец Коля усыновлён в пятимесячном возрасте. Сейчас ему почти два года.
Он, кстати, очень похож на Наташу

Очень часто бывает, что после усыновления ребёнка в семье рождается свой, кровный
малыш, иногда прямо следом за усыновлением. У Наташи с Антоном, возможно,
это ещё впереди. А пока двое других их детей - Кристина восьми лет и Света пяти
лет - тоже приёмные.

- В основном, усыновители в России - это люди, у которых нет своих собственных
детей, и которые хотят ребёнка для себя. Это такой стандартный путь, которым
и мы пошли, - рассказывает Наташа, - Мы совсем не планировали за год с небольшим
взять к себе троих детей, мы собирались взять одного маленького мальчика,
ну и может быть ещё когда - нибудь потом маленькую девочку:Начали мы с того,
что в Интернете набрали: <усыновление>, попали на сайт
7ya.ru,
почитали, какие требования к усыновителям, какие нужны документы, справки: Из
Интернета мы узнали, что в Москве существует Школа приёмных родителей, и записались
туда на занятия:Там мы познакомились с живыми приёмными родителями, нам рассказали
о медицинских, юридических, психологических проблемах, которые могут
возникать; педиатр из дома ребенка рассказывала об особенностях детей, находящихся
там, говорила, каких диагнозов бояться, каких не бояться. Там же мы
познакомились с Алексеем Рудовым, у него кроме своего ребёнка есть ещё усыновлённая
девочка, которую они взяли уже взрослой. И Алексей как-то сказал такую
фразу: <Все хотят взять маленьких детей, а подросшие уже никому не нужны>. Это
мне очень запало в душу:
Параллельно с занятиями в Школе приёмных родителей мы собирали всякие справки.
Затем у нас был второй этап - это органы опёки. Если теоретически уже всё
понятно, нужно идти в местные органы опеки или попечительства, которые находятся
в муниципалитете. У них есть база детей по Москве. Нужно заполнить анкету
- пол, цвет волос, глаз, возраст ребёнка, которого хотелось бы усыновить. И вам
дают или анкеты с фотографиями, или, если ребёнок ещё очень маленький -
просто информацию. Далее нужно связаться с главврачом Дома ребёнка и договориться
о встрече.
Нашего Колю мы впервые увидели в доме ребенка, когда ему было чуть больше четырех
месяцев. Если честно, то первая мысль была - <с ним что-то не в порядке>.
Его вынесли на руках в коридор, и он совершенно не двигал руками, ногами и головой,
только глаза бегали в разные стороны. Потом-то я уже стала понимать,
что его почти никогда не держали в вертикальном положении, да и на руки не брали.
Мужу тоже сначала показалось, что ребенок очень нездоров. Слишком уж
он был <замороженный>, даже голову держал плохо. Не могу сказать, что у нас что-то
<дрогнуло>, но мы начали регулярно навещать мальчика. На обложке медицинской
карты у Коли было написано <Гипотрофия 1 степени. Инфекция мочевыводящих путей>.
Да и в карте тоже было много всего грустного. Родился Коля весом в 2,5
кг и полтора месяца потом находился в больнице. ПЭП и ЗПМР (перинатальная энцефалопатия
и задержка психомоторного развития соответственно - ред.) у нас
тоже присутствовали.
До суда я навещала ребенка почти каждый день. Мы гуляли с ним по территории дома
ребенка.
Домой мы приехали, когда нам было 5 месяцев и 5 дней. А дальше: У меня полное
ощущение, что Колю выносила и родила я сама, ну просто я плохо помню беременность
и роды. Сейчас ему почти два года, он развивается в соответствии с нормой, а
все диагнозы нам сняли уже через несколько месяцев. Совершенно непонятно,
как мы жили без него раньше.

- Люди, работающие в органах опеки, в домах ребёнка, настроены на то, чтобы детей
усыновляли? Бытует мнение, что зачастую они строят всякие препятствия?
- Настроены. Бывают, конечно, какие-то сложности, часто работники органов опеки,
запугивая родителей, таким образом проверяют их решимость.

- Я сталкивалась и с таким мнением, что усыновить ребёнка - это дело невероятно
сложное, что в основном усыновляют детей за границу, что за это нужно заплатить
кучу денег:
- :А потом из них всё равно вырастают преступники:Я не знаю, откуда взялось такое
мнение: Это мнение в обществе надо как - то менять. Во-первых, мы не платили
ни копейки. Во-вторых, сейчас оформляется всё больше и больше опек, в школе приёмных
родителей занимается очень много людей, и сейчас стали брать детей
люди, у которых уже есть свои дети, вот что хорошо:Мне кажется, сейчас общество
начинает выздоравливат.

- Т.е. получается другая причина для усыновления, кроме желания иметь ребенка?
- Да, получается, ты берёшь ребёнка не для себя, а для ребёнка. На нас очень
повлияли Алексей Рудов и Школа приёмных родителей, особенно на Антона. Мы поняли,
что это, конечно, хорошо - взять маленького ребёнка со славянской внешностью,
но ведь существует много детей подросших, у которых всё меньше шансов быть
усыновлёнными. Очень потрясает, как страшно и несправедливо, что дети находятся
в домах ребёнка. Когда мы навещали уже выбранного нами Колю, мы видели
всех других детей, и очень переживали. Видишь, что детей много, что им нужны
родители прямо сейчас, немедленно, и остаться равнодушным уже невозможно.
Главврач дома ребёнка, из которого мы брали Колю, сказал, что практически все
дети из домов ребёнка в возрасте до 5 лет усыновляются, чаще за границу,
реже в Россию, но практически все дети уходят.

- Откуда же тогда берутся дети в детских домах?
- Это уже другая категория детей, эти дети в более старшем возрасте изъяты из
неблагополучных семей.

-А как к вам попали Кристина и Света?
- Одна из наших знакомых, тоже из группы усыновителей, сказала, что в Серпухове
есть детский дом, что город бедный, и мы решили собрать какие-то игрушки,
одежду, и отвезти. Мы подружились с этим детским домом - с детьми, воспитателями,
руководством. Стали периодически навещать детей, брали кого-нибудь из
них в гости на выходные. Сейчас в детских домах практикуется гостевой режим с
детьми от семи лет. Это замечательная практика. Если ребёнка берут просто
в гости - это уже очень полезно для него.

- А что нужно, чтобы взять ребёнка в гости? Это может сделать любой человек?
- В принципе, конечно, любой, главное, чтобы было желание как-то помочь детям.
Хорошо, чтобы администрация вас уже немного знала - сначала можно просто
навещать детей. Потом, может быть, понадобится обратиться в органы опёки за разрешением.
Из органов опёки выдаётся письмо, что такая-то такая-то или супруги
такие-то могут брать конкретного ребёнка или разных детей в гости. В некоторых
детских домах без ночёвки разрешают брать детей в гости и без такой бумаги;
если вас уже знают, достаточно написать заявление.

-Но многие боятся этого гостевого режима, потому что им кажется, что если они
взяли ребёнка в гости, то они уже впоследствии должны его усыновить, а люди
по каким-то причинам не готовы к усыновлению.
- Нет, ничего подобного. Брать ребёнка просто в гости - это очень хорошо, просто
нужно его сразу настроить, что он идёт именно в гости. Дети старше 7 лет
это прекрасно понимают. Маленьким, конечно, это трудно объяснить, а с большими
вполне можно договориться, главное - ничего не обещать. Берёте же вы в гости
соседских детей, племянников. Всё зависит от настроя взрослых и детей. Даже если
вас дети мамой называют - не надо этого бояться. Дети из дома ребёнка
другой смысл вкладывают в это слово.

- Когда вы навещаете детей в детском доме в том же Серпухове, вы в качестве кого
туда приезжаете?
- В качестве обычных людей, желающих помочь детям. Нас примерно восемь постоянно
ездящих туда семей. У некоторых из них уже есть усыновлённые дети, у некоторых
нет. Мы берём их, гуляем, ходим в театр или кино. Кстати, театры не производят
на них особенного впечатления, а вот, например, просто прогулку на детской
площадке с качелями они вспоминали несколько месяцев. Или просто ребёнку в ванной
помыться - уже здорово, или полечить его - у многих из них какие-то запущенные
бронхиты - вот тёплые носочки им оденешь, молочко с мёдом в кроватку:Некоторые
брали ребёнка на выходные и шли с ним к зубному, потому что зубы запущенные,
а в детском доме руки до всех не доходят:
Когда мы начали ездить в Серпуховской детский дом, мы не планировали, что будем
оттуда кого-то брать насовсем. И вот однажды я взяла в гости семилетнюю
Кристину. И сразу поняла, что это наш ребёнок. До Кристины я брала в гости других
девочек, мы с ними общались, но такого контакта, такой гармонии у нас
ни с кем не возникало. Я почувствовала, что это моя дочка. Если бы мне год назад
кто-нибудь сказал, что мы возьмём проблемного ребёнка, который постоянно
раскачивается, бьётся перед сном головой, потому что она не могла заснуть, если
не постучится лбом об подушку, я бы не поверила. Я помню, она говорила:
<А я на таком стульчике никогда не сидела, а я никогда не ездила на коляске.
А я не родилась, я появилась в приюте>. Когда я ей читала, первое время она
не понимала смысла того, что я читаю, но она была потрясена, что я лично ей читаю,
она просто млела, замирала и дышать боялась оттого, что читают лично
ей.
Мы оформили над Кристиной опеку. Поначалу, конечно, были у нас всякие сложности:
она что-нибудь делала назло, или говорила - хочу обратно в детский дом
- всё это у нас было, и бутылочку сосала, глядя на Колю, но всё постепенно прошло,
и засыпает она уже без того, чтобы биться головой. Были у нас и проблемы
со школой. В первую школу, куда мы хотели поступить, её отказались взять, потому
что ещё в мае, в семь с половиной лет, она знала только буквы А и Б и
цифры 1, 2, 3. Тогда же она первый раз в жизни увидела кисточки и краски. Мы
всё лето занимались перед школой, и сейчас дополнительно занимаемся с логопедом
и дефектологом. Во вторую школу нас тоже взяли с трудом. Посмотрели медкарту
и спрашивают: <А она шнурки умеет завязывать и пуговки застёгивать?> Я говорю:
<Да она Коле памперсы меняет и с ложки его кормит!> Взяли: Сейчас она уже потихоньку
читает, и учится ей нравится, ей всё очень интересно.

-А Света?
-А со Светой было так: выяснилось, что у Кристины есть сестра, которую из Серпуховского
приюта перевели в Сергиево-Посадский интернат для умственно отсталых
детей. Когда мы узнали об этом из органов опеки, мы решили попробовать Кристинину
сестру навестить. Конечно, тут уже ни о каком усыновлении и мысли не
было. Когда мы ехали в Сергиев Посад, я представляла себе тяжелобольного ребёнка,
понимая, что ничем помочь не сможем, ну если только какими-то лекарствами:
Мы, помню, со страху навезли каких-то шампуней, памперсов и конфет:Я представляла,
что сейчас введут такого глубочайшего инвалида, и вдруг входит такое
совершенно очаровательное болтливое существо:Мы с ней пообщались, и внешне у
неё не было каких-то следов инвалидности, кроме, пожалуй, речи. Вообще этот
интернат - страшное место. Там такие тяжёлые дети!.. Например, идёшь по коридору,
смотришь - целая палата 8-10-летних детей, которые голые сидят на кроватях,
раскачиваются и орут страшными голосами: Впоследствии я раз десять там была,
и каждый раз, когда оттуда уезжала, меня просто колотило: И на фоне тех детей
Светка смотрелась здоровым ребёнком - оказывается, когда мы её в первый раз увидели,
она там была только неделю как. И когда мы вышли из интерната, Антон
сказал: <Да, теперь хочется поскорее её отсюда забрать.> Потом я с Кристиной
и Колей уехала в Анапу почти на два месяца, и когда мы приехали навестить
Свету во второй раз, она уже сильно изменилась. Всего двух месяцев в этом интернате
хватило, чтобы у неё чисто внешне стали проявляться манеры, мимика
больного ребёнка: она стала выпячивать глаза, что-то говорить несуразное: Сейчас
потихонечку это у неё проходит.

- Вас отговаривали?
- Да, в Серпухове в органах опёки отговаривали. Говорили, что Света в приюте
грызла кровати. Это как же должно быть ребёнку плохо, если он грызет кровати!
И в интернате никак не могли понять и поверить, что мы берём ребёнка насовсем.
У них, кажется, до этого было только одно усыновление:
Диагноз у Светы: умеренная умственная отсталость. Общее недоразвитие речи второго
уровня.
Адаптация, конечно, была сложная и у Кристины и у Светы. Всякие истерики были:
Со Светой поначалу было тяжело - второй месяц её жизни у нас был очень трудный,
мы много чего с ней испытали:У неё была и аутоагрессия - она чуть что себя царапала
и кусала, и билась перед сном в истерике по несколько часов: но постепенно
всё проходит, их привязанность и любовь растет, сейчас всё чаще слышится: <Мамочка!
Мамочка!>. Сейчас уже пять месяцев, как Света у нас живёт, потихонечку
становится легче.

У них малогабаритная двухкомнатная квартира, но очень уютно. У Наташи высшее
образование, но когда в их семье появились Света и Кристина, Наташа уволилась
с работы и занимается детьми и домом.

-Я поняла, что при всём богатстве различных психологов у нас нет специалистов
по патологиям старших приёмных детей. Я поняла, что нужно этому учится, и
пошла получать второе высшее образование в Открытый Социальный Университет -
учиться на коррекционного педагога. Занятия у меня один день в неделю, поэтому
один день в неделю я учусь с утра до вечера, а Антон сидит с детьми. Мне очень
нравится там учиться, мне кажется, что это так надо - посвятить свою жизнь
вытягиванию детей, которым так досталось:У меня нет ощущения какого-то креста,
мне кажется, что так должно быть и нужно. Я не боюсь каких-то чужих генов.
У меня нет такой мысли, что вот мои гены должны быть очень замечательными. Я
не думаю, что рождённый мной ребёнок был бы каким-то гениальным или очень
здоровым.

- Но ведь бывают случаи, когда детей возвращают.
- Да, обычно отказываются от детей те, кто берёт под опеку или усыновляет детей
постарше, поломанных, и сразу хотят от них результатов, отдачи, чтобы дети
их ценили, любили, а ведь у таких детей нет чувства привязанности, ни любить
они не умеют, не заботится: Алексей Рудов нам всегда говорил: <Не ждите, что
дети будут вам благодарны, что вы их забрали и выращиваете, тратите на них силы
и деньги. Не ждите.> А вот те, кто ждёт - обжигаются.
У этих детей нет перед глазами даже модели семьи, отношений матери с ребёнком,
они не видят, как общаются мужчина и женщина, поэтому для них практически
невозможно создать свою нормальную семью Поэтому если брать их хотя бы на короткое
время в семью - это уже для них огромная польза. И в бытовых вопросах
они совершенно ничего не знают. Например, девочки, которых я брала в гости, говорили:
<Тётя Наташа, а как это - чай не сладкий!> или < А это что - картошка
или капуста?> Детей постарше можно и просто необходимо вовлекать в домашние дела,
для них это тоже событие. А самое важное для них - это просто забота.
Когда я забирала Свету из интерната, ездила за ней я одна, Антон оставался с
Кристиной и Колей. Мы со Светой приехали, а Антон срочно убежал на работу.
И вот он поздно вечером приходит, дети уже все спят, а он вошёл домой и всё время
улыбается. Я говорю: <Ты что так сияешь?>, а он отвечает: <Ты знаешь,
я сегодня хожу весь день такой счастливый, и думаю - чего это я такой счастливый,
а потом вспомнил - у меня же теперь трое детей дома!..>

Беседовала Марина Нефёдова.


--

Выпуск 1320
Количество подписчиков: 85


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   "Nataly" Sun, 28 May 2006 14:20:43 +0300 (#554675)