Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Об Иисусе Христе
Воскресение

Воскресение Иисуса Христа - существеннейший элемент христианской веры.

По прошествии субботы, ночью, на третий день после смерти, Иисус воскрес из мертвых, т.е. ожил. Так представляется эта история в Библии.

Более того. Воскресение Иисуса было предусмотрено Богом. Иисус говорил своим ученикам о своей приближающейся смерти и воскресении: "И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Евангелие от Марка 8:31). Таким образом, Иисус знал о том, какую судьбу приготовил ему родной отец. Что ж, страдания закаляют тело и волю человека. Будущий Бог должен быть именно таким - с сильной волей. А что Иисус получит статус бога и станет помогать ему вести земные дела - сам Бог знал заранее. Короче говоря, готовил себе помощника и заместителя по земным делам. Ну а сам Иисус не должен был бояться смерти, т.к. знал, что воскреснет.

Как же могло произойти воскресение?

Для начала изложим хронологически факты.

  1. Четверг, 23:00 - Иисус Христос арестован
  2. Пятница, 12:00 - Иисус пригвожден к кресту, начало казни
  3. Пятница, 15:00 - Иисус умирает
  4. Пятница, 18:00 - Перебивание колен разбойникам, тело Иисуса протыкают копьем
  5. Пятница, 20:00 - Иосиф Аримафейский и женщины кладут тело Иисуса в гробницу
  6. Суббота, 09:00 - У гроба выставляют стражу из римских легионеров, гроб запечатывают
  7. Воскресенье, 05:00 - Мария Магдалина видит землетрясение, молнию и обнаруживает, что печать сломана, камень отвален и гробница пуста.

Христиане говорят, что Христос воскрес, и тело исчезло. Но что было на самом деле? Возможны ли другие объяснения?

Версия первая. Тело Иисуса украли сами ученики.

Это самая древняя версия. Изложена в Евангелии от Матфея 28:11-15.

Почему ее отвергают сами христиане? А вот почему. Если в действительности воскресения не было (т.е. если это была ложь), то ученики об этом знали. Вряд ли они были обмануты. Стало быть, эти одиннадцать человек не только умерли за ложь, они знали, что умирают за ложь. Трудно найти одиннадцать человек в истории человечества, которые бы сознательно пошли умирать за ложь.

Но этот аргумент не состоятелен по одной причине: если человек во что-то очень сильно ХОЧЕТ верить, то начинает сам себя обманывать и убеждать (чаще всего в толпе единомышленников), что созданная им или толпой ложь (или модель их версии правды) в его сознании и есть настоящая правда. Любые факты и источники правдивой опровергающей информации отвергаются или подавляются силовыми методами и запретами. Наступает состояние психоза, при котором абсолютно убежденные в неправде люди готовы совершать акты самопожертвования во имя идеи (в том числе и массовые). В истории можно найти примеры тех, кто осознано умирал за идею, в которую свято верил. Например, Сократ, будучи осужден на смерть выпил яд и в ожидании смерти убеждал учеников (да и себя) что после смерти есть жизнь, что душа не умирает. Тысячи юных немцев шли на смерть в конце Второй мировой войны за идеи Третьего рейха, хотя было ясно, что Рейху настал конец. Примеров массового и единичного героизма советского народа во имя светлых идей коммунизма не счесть. То же имело место и в случае японских летчиков камикадзе, готовых пойти на смерть ради божественного императора Японии. Об исламских террористах и их убежденности вообще нет смысла напоминать.

Так что, например, после описанного в Евангелиях сильнейшего землетрясения, когда могилы пооткрывались и "повыходили" (видимо просто повыбрасывало) много тел умерших святых, последователи Иисуса могли действительно спрятать его тело, а затем начать себя и других убеждать, что он воскрес. В Советском Союзе, например, на полном серьезе печатали транспаранты с выражениями "Ленин жив" или "Ленин и теперь живее всех живых". Хотя доказательства его смерти были очевидны, это не мешало внушать массам идею, что он жив. И некоторые верили в это. То же самое с лозунгами "Цой жив" и "Джобс жив". Фанаты не хотят расставаться со своим кумиром. Подобное могло произойти и после смерти Иисуса.

Человек, видимо, так устроен, что не может смириться со смертью дорогих для себя людей. Так что это естественно, и именно эти сентиментальные чувства подталкивают людей на создание сказок, мифов и легенд о своих героях.

Версия вторая. Попадание молнии в склеп.

Вот что говорит Матфей: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; страшившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;" (Матфея 28:1-4)

Так может Мария увидела не ангела подобного молнии, а молнию, которая "сошла с небес" в склеп, где лежал Иисус? Тем более, затем последовало землетрясение - если молния попала в труп, лежавший в склепе, то труп превратился в газы, которые, взорвавшись, с грохотом вывалили камень. Естественно, даже закаленные в боях солдаты убежали бы оттуда подальше.

Таким образом мы имеем как минимум два объяснения того, почему в склепе не оказалось тела Иисуса. Кроме того, факт отсутствия трупа еще не делает воскресение фактом.

Посмотрим теперь с другой стороны.

Сделаем допущение, что Иисус в самом деле воскрес. Как же описывается это событие разными людьми?

Матфей (28 глава):

  • К гробу приходят две Марии - Магдалина и "другая Мария"
  • Ангел сидит на камне, закрывавшем вход
  • По дороге от гроба они встречают Иисуса
  • Они "ухватили его за ноги"
  • Иисус направляет их в Галилею к ученикам, рассказать о воскресении
  • Одиннадцать учеников видят Иисуса на горе в Галилее.

Марк (16 глава):

  • К гробу приходят Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия
  • Юноша в белой одежде сидит в склепе
  • Иисус является Марии Магдалине, отправляет ее в Галилею
  • Явился "двум из них на дороге"
  • Явился одиннадцати апостолам.

Лука (24 глава):

  • К гробу приходят: Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними
  • Им являются два мужа в блистающих одеждах
  • Петр бежит к гробу и находит лишь погребальные пелены
  • Иисус является двоим: Клеопе и ? (другому ученику, имя не названо)
  • Явился одиннадцати апостолам, и некоторым другим
  • Вознесся в окрестностях Вифании.

Иоанн (20,21 главы):

  • К гробу приходит одна Мария Магдалина
  • Никаких ангелов и т.п.
  • Петр и "другой ученик" (сам Иоанн ?) бегут к гробу и находят лишь погребальные пелены
  • Мария видит двух ангелов
  • Мария видит Христа, которого принимает за садовника
  • Он не дает ей прикасаться к себе
  • Иисус является в отсутствии Фомы апостолам
  • Иисус является Фоме и апостолам
  • Фома касается к Иисусу
  • Иисус является семи ученикам во время рыбалки.

Павел (1 Кор15:4-8):

  • Иисус явился Петру (Кифе)
  • "явился более нежели пятистам братий в одно время"
  • "явился Иакову, также всем Апостолам".

Возникает вопрос: можно ли доверять столь противоречивым сведениям? Противоречий масса. Сколько людей пришло утром к гробу Иисуса? Сколько ангелов они видели и видели ли вообще? Не принимали ли они за Иисуса просто чем-то похожих на него людей? Мария прикасалась к Иисусу или нет? Где находились ученики Иисуса: в Галилее или в окрестностях Иерусалима? Кому и в каком порядке явился Иисус? Может это был не Иисус?

Некоторые свидетельства в Новом завете заслуживают внимательного исследования:

1. "Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились" (Матфея 28:16,17)

Почему некоторые из ближайших учеников сомневались, что видят Иисуса? Может это был не Иисус, а кто-то похожий на него?

2. "После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение" (Марка 16:12)

Зачем Иисусу понадобилось являться "в ином образе"? Чтобы запутать учеников? Или же они приняли кого-то за Иисуса?

3. "В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его" (Луки 24:13-16)

"И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них" (Луки 24:28-31)

60 стадий - это около 12 километров. Как они могли пройти 12 километров - это 2,5-3 часа по времени - рядом с человеком и не узнать, что это был Иисус? Так может человек, который шел с ними, не был Иисусом? И зачем было "удерживать глаза"?

4. "И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его" (Иоанна 20:13-15)

Почему Мария приняла этого человека (якобы Иисуса) за садовника? Может это и был садовник? Почему Иисус (если это был он) называет Марию женой? Или она жена садовника?

5. "А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус" (Иоанна 21:4)

Почему они не узнали Иисуса? Может это действительно был не Иисус? Не может быть, чтобы из 7 учеников ни один не узнал учителя.

Такие "явления Христа" не вызывают веру в его воскресение. Если воскрес, то должен быть, как минимум, узнаваемым. К тому же, сам Иисус предупреждал, что появятся лжехристы и лжемессии, которые будут себя выдавать за него. И вот он сам закладывает фундамент для появления в мире таких двойников. Зачем?

Логичнее всего для воскресшего божественного небесного царя явиться как раз всем скептикам и таким образом вызвать в них великую правдивую надежду и веру в Бога. Но именно этого он не сделал, не дал человечеству реальных фактов для веры в Бога.

Таким образом можно заключить, что свидетельства в пользу воскресения противоречивы, неубедительны и могут быть объяснены стечением обстоятельств.Иисус Христос был убит и похоронен. Его труп исчез. Но то, что он воскрес - абсолютно недоказуемо, даже на основании текстов, которые сами христиане признают достоверными.

И еще один непонятный момент. Рождество каждый год приходится на один и тот же день. Крещение - тоже. А вот воскресает Иисус каждый раз по-разному. Как так? Должна быть одна дата воскресения. Как следствие: христиане ежегодно отмечают не воскресение Иисуса, а еврейскую Пасху. Именно потому, что дата воскресения не должна меняться.

 

Умер ли Иисус на кресте?

Вопрос также весьма неоднозначный, хотя любой верующий, не сомневаясь, ответит на него утвердительно. И, тем не менее, есть некоторые доводы, позволяющие в этом сомневаться.

Посмотрим на некоторые моменты, описанные в Библии:

  1. Иосиф Аримафейский оборудует гробницу
  2. Иисусу, распятому на кресте, дают выпить уксус
  3. Иисус умирает, провисев на кресте 3 часа (Матфея 27.45:50, Марка 15.33:37)
  4. Иосиф Аримафейский сообщает Понтию Пилату о смерти Иисуса и просит разрешения забрать тело
  5. Понтий Пилат удивляется быстрой смерти и посылает сотника установить факт смерти
  6. Сотник тыкает копьем Иисуса, делает вывод, что тот умер и докладывает об этом Пилату
  7. Пилат разрешает забрать тело
  8. Иосиф Аримафейский забирает тело, заворачивает в ткань и переносит в гробницу, где Иисус лежит до воскресенья (потому что в субботу, по еврейским законам, работать нельзя)
  9. В воскресенье рано утром в гробницу наведываются две Марии и приносят с собой масло миро и алоэ

Теперь рассмотрим все это более внимательно и немного с другой стороны. Что, если некая группа людей решила спасти Иисуса? И возглавлял эту группу Иосиф Аримафейский, поскольку разделял учение, которое проповедовал Иисус.

Можно задать вопрос: почему Иосиф Аримафейский не спас Иисуса раньше? Ведь он был высокопоставленным чиновником, представителем местной власти. Возможно, он не хотел идти на прямой конфликт с более высокопоставленным римским чиновником. Возможно, он опасался волнения народных масс, настроенных первосвященниками против Иисуса. Как бы там не было, но распятие он остановить не мог.

Иисусу, распятому на кресте, дают выпить уксус. Но откуда мы знаем, что это был действительно уксус? Что, если это было снотворное или какое-то наркотическое вещество, вызывающее у человека глубокое бессознательное состояние? Отличить его от настоящей смерти в те времена не могли. Да особо и не старались, судя по тому, что будет дальше.

Иисус умирает, провисев на кресте всего 3 часа. Однако хорошо известно, что распятый на кресте человек умирает через трое суток, а если погода нежаркая и идут дожди, то через 5-7 дней. Именно поэтому Понтий Пилат так удивляется, узнав, что Иисус так быстро умер. Настолько удивляется, что посылает сотника проверить, действительно ли это так.

Правда, есть способ смерть ускорить. Например, прибить руки гвоздями. У пригвожденных от грязных гвоздей и жаркого солнца уже через несколько часов начинался сепсис, и человек быстро отходил. К тому же, Иисуса перед казнью основательно побили, о чем свидетельстует Евангелие. А это не в лучшую сторону сказывается на физическом состоянии человека.

Итак, сотник ткнул Иисуса снизу вверх острием копья. Пошла кровь. На этом основании он объявил, что Иисус мертв. Хотя кому как не солдату знать, что у мертвого человека кровь не течет. Однако допустим, что некоторое количество крови просто вытекло из раны. А может, он был заодно с Иосифом?

Тело было снято с креста, завернуто в чистую ткань и отнесено в гробницу. Там Иисус, находясь в бессознательном состоянии, отлеживается до воскресенья. Ткань защищала израненное тело от попадания загрязнения и от насекомых.

В воскресенье на самом рассвете к Иисусу приходят две женщины и начинают его лечить. В качестве лекарств они использовали масло алое и миро. Алое и миро известны в медицине и используются до сих пор. Алое, например, ускоряет процесс заживления. Закончив лечение, они забирают с собой Иисуса и оставляют гробницу открытой. Дело, напомню, происходит ранним утром, поэтому все проходит гладко и без посторонних глаз.

Тут можно возразить, что гробницу охраняли солдаты. Однако вспомним, что говорится в Евангелие от Матфея (28:11-14): "Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим."

Стражниками были явно не евреи. Потому что евреям в субботу работать запрещено. Значит, скорее всего, римские воины.

Мог ли римский воин заснуть на посту, зная, что за это положена смертная казнь? Точнее, заснуть, может быть, и мог, а вот признаться в этом - вряд ли. Старейшины дают денег стражникам и приказывают им говорить, что те спали на посту. Как-то не вяжется.

А раз так, то возникает вопрос: была ли вообще стража у гробницы? Тем более что в Евангелии от Луки, например, вообще никакая стража не упоминается.

Итак, Иисус, порядком покалеченный, но все-таки живой, был вывезен из Иерусалима, после чего скрылся со своими спасителями в неизвестном направлении.

Кстати, в этом случае "воскреснуть" и "явиться" кому-либо, о чем говорят Евангелия, ему было гораздо легче.

 

На сегодня все. До новых встреч.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное