Уважаемые читатели! 7 мая 2002 года исполнилось 10 лет со дня создания Российской армии. За прошедшее время было предпринято много безуспешных попыток военного реформирования. Мне, проходящему службу в Российских Вооруженных Силах, пришлось и пока еще приходится на собственном опыте испытывать все эти многочисленные эксперименты.
Выпуск 29.
О переподготовке
военнослужащих
Проблема
переподготовки военнослужащих
действительно стала актуальной в последнее
десятилетие. Если в советское время
отставные офицеры были "в цене" и
уважаемы, то в условиях новой российской
действительности приоритеты поменялись. И
офицер вынужден был после того, как 20-30 лет
отслужил верой и правдой Отечеству, идти на
ту работу, которая оказалась
невостребованной среди гражданских. Это,
несомненно, унижение, и пройти через такое
унижение тяжело.
Действительно, П.С.Грачев
одним из первых поднял проблему
переподготовки военнослужащих и пытался
сделать ее государственной. Но у
государства в 1990-х гг. были другие
приоритеты. Необходимо было удержать от
голодного бунта население путем мизерных
финансовых подачек в то время, как
разворачивалась массовая бесконтрольная
приватизация государственных ресурсов.
Военные не вписывались в данную политику.
Наблюдая со стороны за происходящими в
России событиями, Западная Европа поняла,
что, если такое положение дел будет
продолжаться, то в скором времени в России
накопится такое количество недовольных
офицеров, что это может повлиять на
повышение агрессивности армии и в целом - на
положение в стране. Иностранцы
заинтересованы были в скорейшем сокращении
вооруженных сил России, причем в сокращении
спокойном, без эксцессов. Сами они подобные
проблемы уже решали, и новостью для них
появление таких же проблем в России не
стало. Поэтому в 1993-1995 гг., благодаря
иностранному финансированию, появились ряд
программ по переподготовке военнослужащих
и созданы соответствующие центры.
Автору этих строк
пришлось в 1995-1999 гг. заниматься данной
проблемой в Великом Новгороде и могу с
полной ответственностью сказать, что
иностранцы полностью выполнили свои
функции в соответствии с программами: они
оборудовали центры самым современным
оборудованием, ежегодно проводили
подготовку преподавательского состава,
выделяли для деятельности центров
необходимые средства. Со стороны же России
всегда были и остаются до сих пор
неопреодолимые препятствия
бюрократического и финансового характера.
Например, по программе ТАСИС иностранцы
организуют учебу, а за обучение
военнослужащих должны платить
государственные структуры. В нашей же
стране сложилась такая тенденция: там, где
касается денег, проблемы или решаются очень
медленно или вообще не решаются.
Соответствующие приказы министра
обороны РФ, по которым осуществляется
переподготовка, разрешают кадровым
офицерам обучаться только в вечернее время,
т.е. им необходимо ходить на службу. Это
означает, что в другой город на учебу не
уедешь. Возможно, понимая невозможность
такой переподготовки В.Казанцев, будучи
командующим войсками Северо-Кавказского
военного округа, издал соответствующий
приказ, входящий в противоречие с приказом
МО РФ.
В середине 1990-х гг.
стали появляться российские организации,
осуществляющие переподготовку, как на
коммерческой основе, так и за
спонсорские деньги. Какие-то организации
стали просто прачечными для отмывания "грязных"
денег, некоторые действительно стали
аккумулировать средства как спонсорские,
так и местных бюджетов для обучения
военнослужащих. Иностранцы также оказались
настойчивыми и не отказались от своей затеи.
Тем более подготовка в центрах
действительно оказалась более
качественной, а специалисты - востребованы.
Что касается утечки
государственных секретов , то предельная
прозрачность нашей армии в 1990-х гг.
показывает абсурдность таких
предположений. То количество военных
секретов, которые продали офицеры и
генералы нашей доблестной армии за
прошедшее десятилетие иностранцам, пожалуй,
не знает история. Поэтому в этих целях
плодить учебные центры просто не имело
смысла.
У нас еще существует
подход времен холодной войны к
благотворительности иностранцев - просто
так никто ничего не делает. И они просто так
действительно ничего не делают. Они хотят
предсказуемости нашей армии,
заинтересованы в ее сокращении и
стабильном положении в обществе. А те
денежные средства, которые выделяются на
программы переподготовки российских
военнослужащих - это очень незначительные
средства для финансирующих стран и
являются скорее ориентиром для российских
государственных структур в плане повышения
их заинтересованности в данной
деятельности.
Все военнослужащие устали от проводимых военных реформ. Надежда на то, что период дилетантского реформирования когда-нибудь завершится, продолжает теплиться у людей в погонах. Но постепенно затухает вместе с очередным витком неудач, преследующих нашу армию последнее десятилетие. Целью данных публикаций является информирование о ходе "очередного" этапа реформирования армии, о том, как эксперименты государственных мужей сказываются на жизни офицеров и их семей, на настроении офицерского состава и, в конечном счете, на отношении военнослужащих к военным преобразованиям и к военной службе.
С уважением, автор рассылки
Николай Алексеевич Баранов Адрес для электронной почты: nbar@mail.natm.ru
Адрес сайта: http://nicbar.narod.ru
Адрес для обычной почты: Россия, 199106, Санкт-Петербург, Детская, 15-25