Уважаемые читатели! 7 мая 2002 года исполнилось 10 лет со дня создания Российской армии. За прошедшее время было предпринято много безуспешных попыток военного реформирования. Мне, проходящему службу в Российских Вооруженных Силах, пришлось и пока еще приходится на собственном опыте испытывать все эти многочисленные эксперименты.
Выпуск 30.
Об оптимизации штатов
управленческих структур
Заметки на данную тему
получили критику со стороны
управленческого аппарата, поэтому есть
необходимость пояснить точку зрения автора.
1. Кадры
управленческих структур раздуты. Есть
такие должности, отсутствие которых
абсолютно никак не скажется на управлении
войсками. Некоторые должности появляются
под конкретного человека, под конкретную
идею большого начальника, зачастую просто
не оправданную. А отказаться от такой идеи
начальник уже не может - это означает
признать свою неправоту.
2. Интенсивность
работы офицеров определяется, прежде всего,
командующим войсками округа (КВО). Если он
организует работу так, что офицеры штаба
округа становятся практически
исполнителями его поручений в конкретной
части, то это порождает потребительские
настроения в войсках. Существует такая
практика: приезжает КВО в конкретную часть,
ставит задачи командиру, оставляет своих
офицеров для контроля и уезжает. Затем эти
же офицеры, а не офицеры части, отчитываются
за выполнение задач перед КВО. Поэтому
офицеры части спокойны - спрос все равно
будет не с них. При такой постановке вопроса,
какой штат ни создавай в штабе округа -
офицеров всегда будет не хватать. Т.е.
армейское руководство не хочет отходить от
старых стереотипов: младшие офицеры
выполняют роль сержантского состава, а
офицеры штаба округа - функции офицеров
частей. Такой подход приводит к снижению
эффективности управления войсками, т.к.
офицер штаба округа выполняет не
свойственные для него функции.
3. Снижение
численности офицеров должно
осуществляться за счет повышения
информатизации управленческой работы. Все
офицеры должны владеть компьютером и теми
программами, которые необходимы для их
деятельности. Если офицер не соответствует
этим требованиям, он не должен работать в
штабе. В противном случае появляется целый
штат помощников: младших офицеров, солдат,
владеющих компьютером и выполняющих работу
за этих офицеров. Информатизация позволит
сократить значительное количество
офицерских должностей. Если данному
аспекту управленческой деятельности не
будет придано должного значения и внимания
- управление войсками безвозвратно
отстанет от требований времени.
4. Сокращение
отчетности. Генштаб должен сохранить
только самые необходимые отчеты,
отказаться от надуманных, а нижестоящие
структуры не должны создавать
дополнительные отчеты, пользуясь только
генштабовскими. Иначе отчетность
возрастает со скоростью снежного кома
сверху до низу. И низовые структуры: штабы
частей, учреждений, военные комиссариаты
районов, городов - львиную часть времени
вынуждены тратить на бумаготворчество. В
итоге страдает конкретная работа.
Вывод:
до тех пор, пока не будет выработана
стандартизация процессов управления, пока
военачальники занимаются волюнтаризмом,
может быть даже с благими намерениями, пока
у нас в армии не появится решительный
руководитель, который сможет повести
борьбу с бюрократизмом и осознает
необходимость информатизации
управленческого процесса, все предложения
по сокращению армейского управленческого
аппарата останутся благими пожеланиями.
Самый большой враг в борьбе с бюрократизмом
- сам бюрократ.
Все военнослужащие устали от проводимых военных реформ. Надежда на то, что период дилетантского реформирования когда-нибудь завершится, продолжает теплиться у людей в погонах. Но постепенно затухает вместе с очередным витком неудач, преследующих нашу армию последнее десятилетие. Целью данных публикаций является информирование о ходе "очередного" этапа реформирования армии, о том, как эксперименты государственных мужей сказываются на жизни офицеров и их семей, на настроении офицерского состава и, в конечном счете, на отношении военнослужащих к военным преобразованиям и к военной службе.
С уважением, автор рассылки
Николай Алексеевич Баранов Адрес для электронной почты: nbar@mail.natm.ru
Адрес сайта: http://nicbar.narod.ru
Адрес для обычной почты: Россия, 199106, Санкт-Петербург, Детская, 15-25