В прошлом выпуске рассылки фамилию главного положительного героя сериала «Империя под ударом» я назвал «ПУТИлиН». Уточняю, что в фильме бойца невидимого фронта зовут «ПУТИловский». Прошу прощения за недочет. Но сути всего сказанного в прошлый раз это не меняет.
Чтобы отделить вымысел от правды и понять, ЗАЧЕМ ОРТ и ФСБ вообще нужен этот вымысел про нехороших эсеров и добрых дяденек из охранного отделения, нам следует очень внимательно приглядеться к фигуре выдающегося провокатора охранного отделения Евно Азефа, который заслуженно играет в сериале одну из главных ролей. Уникальность Азефа состояла в том, что он руководил Боевой Организации эсеров, готовя теракты и организуя убийства по политическим мотивам. И, с другой стороны, он же и сдавал своих соратников полиции. Полиция, не зная, что Азеф и есть главный убийца, была им чрезвычайно довольна. Как и эсеры.
Сравните реального Азефа, которому в момент описываемых сериалом событий было 33 года, с исполнителем роли в фильме, которому на вид можно дать около пятидесяти лет. (Естественно, все факты – из моего «Досье...»)
Евно Фишелевич (Евгений Филиппович) Азеф родился в 1869 г в местечке Лысково, Гродненской губернии, в семье очень бедного портного Фишеля Азефа. В семье было три сына и четыре дочери. Евно был вторым. Кругом была отчаянная нищета. Кто мог, стремился вырваться из «черты оседлости» (т.е. разрешенных для проживания населенных пунктов), которая была установлена правительством для евреев. Когда Евно было пять лет, в погоне за лучшей жизнью выбрался из «черты» его отец. Семья поселилась в Ростове-на-Дону. Около 1890 г. Евно окончил гимназию и несколько лет давал уроки, был репортером местной газетки «Донская пчела», служил писцом, мелким торговцем.
Еще в гимназии он начал вести знакомства с революционно настроенною молодежью и посещал кружки. В начале 1892 г на него пало подозрение в распространении прокламации. На очереди стоял вопрос об его аресте. Ряд знакомых уже был арестован. Тогда он взял у мариупольского купца партию масла для продажи, выручил за нее 800 рублей и уехал с ними весной 1892 г в Германию, в Карлсруэ, где поступил в политехникум. В Карлсруэ существовала небольшая колония русской молодежи. Среди них был ряд знакомых Азефа. Азеф поселился на одной квартире со студентом из Ростова Козиным, вошел в русский социал-демократический кружок. При этом не забывал старательно изучать электротехнику.
Он любил зло подтрунивать над недостатками, был злопамятен и мстителен. Многие его уже тогда считали человеком, способным на все, если это ему выгодно. Некрасивый, рыхлый и грузный, с одутловатым желтым лицом, с большими торчащими ушами, с низким, кверху суженным лбом, с жирными губами и расплющенным носом, - он многих от себя отталкивал чисто физически. Его знакомый вспоминал: «Угловатая, неинтеллигентного склада голова с темными подстриженными щетиной волосами, низко набегавшими на узкий лоб, большие выпуклые непроницаемые глаза, медленно скользившие по лицам присутствующих, производили какое-то странное, несколько неприятное впечатление...»
800 рублей были большими деньгами (капитан парохода на Волге в те времена получал 80 рублей в месяц), но надолго их хватить не могло. Азеф бедствовал, производя впечатление человека «буквально терпящего голод и холод». Долго так существовать он не мог, и 4 апреля 1893 г он написал свое первое письмо в департамент полиции с предложением услуг тайного осведомителя. Далее назывался ряд имен, приводились факты, которые должны были показать, что автор письма может быть полезен в деле осведомления как о революционных настроениях русского студенчества за границей, так и о пропаганде в Ростове. Автор просил в случае, если его сведения окажутся полезными, уведомить его заказным письмом по условному адресу: настоящей своей фамилии он не называл. Только 16 мая 1893 года ему ответили из департамента полиции. Азеф быстро написал еще раз и цену за «услуги» запросил 50 рублей
в месяц.
После разоблачения Азефа, его начальник Зубатов свидетельствовал: «Азеф, был натура... чисто аферистическая... на все смотрящий с точки зрения выгоды, занимающийся революцией только из-за ее доходности и службой правительству не по убеждениям, а только из-за выгоды».
В 1901 году в Томске была разгромлена типография московского «Союза социалистов-революционеров». Московские руководители «Союза эсеров» не сомневались, что их очередь придет очень скоро. И поэтому были озабочены передачей всех связей человеку, который не скомпрометирован. Таким спасителем оказался Азеф, недавно вернувшийся из-за границы с рекомендациями от членов революционного кружка. В дни разгрома Азеф особенно сблизился с эсером Аргуновым, который вспоминал: «Азеф принял горячее участие в нашем горе. Оно стало как бы его горем. Из пассивного соучастника он превратился в активного члена нашего союза. Торжественного вступления в союз не было: сделалось это как-то само собою. Азефу мы поручили все, как умирающий на смертном одре. Мы рассказали ему все наши пароли, все без исключения связи, всех людей, все фамилии и адреса и отрекомендовали его заочно своим
близким. За границей он должен был явиться с полной доверенностью от нас как представитель союза, рядом с членом «Союза...» Марией Селюк. За эти дни несчастия его активное вмешательство сдружило нас».
Однако именно Азеф способствовал разгрому нарождавшейся организации. Одновременно рос и оклад его жалованья в полиции: с января 1900 г он получал по 150 рублей, а после томских арестов и в связи с его командировкой за границу оклад был повышен сразу до 500 рублей в месяц! Столько еще не получал ни один осведомитель охранки.
Представив вам несколько персонажей сериала – реальных и выставленных в фильмах - в последующих выпусках я, естественно, сравню ситуацию с сегодняшним днем. И тогда мы увидим механизм зарождения терактов и нежелание говорить по существу проблемы официальной власти. Но об этом – позже.
...И напоминаю, что вы можете приобрести у меня и поставить на свой компьютер «Досье (не шпионское)», присоединившись к уже сформировавшемуся кругу пользователей программы. Жду по адресу dossier@kzn.ru сообщения о переводе ваших денег. После получения денег я вам вышлю ссылки на адрес в Сети, где вы можете скачать дистрибутив. И большое спасибо тем, кто уже поддержал мою программу рублем, долларом, шекелем, евро и гривной. Вы даете мне возможность продолжать приносить вам пользу.