Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этнические кладбища Москвы



Этнические кладбища Москвы
2020-10-21 13:17 Редакция ПО

Как сообщается на сайтах различных бюро ритуальных услуг, похоронить умершего в соответствии с его национальными традициями сегодня совсем не сложно. Правда, обходятся такие похороны существенно дороже обычных. Ведь система заточена на "основного потребителя услуг", а это православные русские. Просто потому, что 9 из 10 москвичей – русские, а свыше 70% жителей столицы называют себя православными христианами и в соответствии с многовековой традицией хоронят усопших в гробу на третий день после смерти. И вот здесь случаются казусы.

О недавнем кладбищенском ЧП "НацАкценту" рассказывает работник Домодедовского кладбища: "Приезжает к нам полиция со словами, мол, у вас посреди дороги гроб валяется! Один из водителей чуть не въехал в него. Приезжаем на место: действительно – гроб... Пустой, слава Богу. Выяснилось, это мусульмане хоронили родственника, а у них ведь не принято в гробу, они же в саване хоронят. Вот они гроб, в котором из морга везли, выкинули".

По словам сотрудников Домодедовского кладбища, несколько лет назад на окраине погоста постепенно стал разрастаться исламский участок. Специально его никто не обустраивал, но так сложилось, что последователи пророка Мухаммеда начали хоронить "своих" отдельно.

Головой к Мекке

В мусульманской похоронной традиции гроб, действительно, не присутствует. На кладбище тело несут на специальных носилках. По правилам хоронить принято в день смерти на ближайшем к дому кладбище. Кремация категорически запрещена. Класть усопшего в одежде в могилу тоже не принято, поэтому умершего укутывают в специальный саван – "кяфен". Над ним читается вначале специальный намаз "джаназа", потом Коран. Хоронят мусульман головой в сторону Мекки.

Изначально на мусульманских кладбищах не было надгробий, они появились позже, но оформление памятников у мусульман всегда было простым и лаконичным. Как правило, надгробие представляет собой плоскую каменную плиту, закругленную или прямоугольную. На памятнике строжайше запрещено размещать фото и вообще любое изображение умершего. В качестве украшения допускаются полумесяцы, звезды, орнаменты и рамки.  Точно так же на магометанском кладбище вы не встретите цветов, тем более искусственных.

В Москве и Московской области существует уже достаточно большое количество территорий, выделенных для мусульманских захоронений. Однако учитывая рост количества мигрантов из Середней Азии и приезжих с Северного Кавказа, можно предположить, что их в столице будет становиться все больше.

Смерть всех уравнивает

Согласно данным последней переписи, численность еврейского населения в Москве составляет около 53 тысяч человек. Московских евреев традиционно хоронили на  Салтыковском, Малаховском и Востряковском кладбищах в Москве, на специально отведенных участках. Сегодня официально все эти кладбища закрыты для новых захоронений, но, как водится, некоторым удается договориться о погребении "нефомально", в обход правил.

Вообще у иудеев не положено хоронить на нееврейских кладбищах, но многие верующие вынуждены хоронить родственников на общегородских погостах.

Перед началом похорон друзья и близкие покойного собираются рядом с гробом, чтобы попросить прощения и попрощаться. Произносится молитва, скорбящие совершают обряд "криа" - надрыв одежды, который является высшим проявлением скорби.

На похоронах и церемонии прощания тело и лицо умершего должны быть постоянно закрыты. Еврейские традиции не одобряют вскрытие усопшего и использование органов в донорских целях. Тело не бальзамируют, а кремация категорически запрещена. В гробу делают небольшое отверстие для связи с землей. "Как человек создан из праха, так и возвращается в прах", - говорят иудеи. Иногда, по желанию родственников, хоронят и вовсе без гроба.

Памятник над еврейской могилой - обычно скромный и лаконичный, ведь, по мудрому представлению евреев, смерть всех уравнивает. Поэтому вычурные и помпезные монументы над могилами не устанавливают. Изображение умершего на могиле тоже не поощряется. Так что еврейские захоронения на старинных кладбищах выглядят очень однообразно: небольшое надгробие в виде сундучка из белого камня с надписью.

На еврейских кладбищах не принято ни есть, ни пить, ни садиться, ни ходить по чужим захоронениям. Разрешается лишь подойти к своей могиле, прибраться на ней, прочитать молитву и тотчас уйти прочь.

Прах по ветру

Буддисты в Москве представлены такими народами как калмыки, буряты, тувинцы. Это, пожалуй, единственная в столице конфессия, чьим традициям не противоречит кремация. Впрочем, современным буддистам сложно соблюдать погребальные обряды своих предков, согласно которым тело заворачивали в белую ткань и предавали одной из пяти стихий. Древние буддисты просто оставляли умершего в степи, в горах или долине, а в отдельных случаях сжигали и развеивали прах. 

Любопытно, что кремация с приходом к власти большевиков стала символом активного богоборчества. Сжигали тела умерших в России и до 1917 года, но исключительно по санитарно-медицинским соображениям. Православные традиции и русский погребальный обряд предписывали предавать тело земле. Ислам и иудаизм тоже категорически запрещали кремирование. Так что трупы сжигали лишь в исключительных случаях. Единственный крематорий в Российской империи действовал на территории форта "Александр I" недалеко от Кронштадта. В форте размещалась первая в России эпидемиологическая лаборатория, там же сжигали погибших от заболеваний лабораторных животных. 

Похороны на свой лад

У населяющих Россию народов - множество необычных погребальных обычаев. Так, корейцы сжигают на могиле одежду покойного, которую тот носил накануне смерти, его постельное белье. В рот умершему кладут немного риса, а под ладони – монеты. Надевают сшитые рукавички, ведь согласно древним преданиям по пути в мир духов нужно будет преодолеть колючее поле. У могилы накрывают стол с любимыми блюдами покойного. Этот ритуал носит название "деса" и представляет собой аналог православных поминок. Все присутствующие должны попробовать еду, чтобы усопший знал, кто с ним прощается.

Роскошные и иногда даже вычурные цыганские захоронения на московских кладбищах давно стали притчей во языцех. Многие цыгане хоронят своих близких с любимыми личными вещами – гитарой, трубкой, личной одеждой, украшениями. Некоторые даже дополнительно докупают умершему вещи. В последнее десятилетие появилась особая мода не просто укладывать вещи покойного в склеп, а расставлять их там, как в комнате.

Любопытно, что издревле "мир мертвых" самые разные народы представляли как мир "наоборот". Правому в мире людей соответствовало левое в мире ином, красивое – уродливому и так далее. Поэтому в погребальных обрядах была распространена инакость действий. Например, коряки своих умерших зимой одевали в летнюю одежду, летом – в зимнюю. Правую перчатку надевали на левую руку, левую – на правую, а шапку – задом наперед. Облачение вообще подбирали неброское, в белых тонах и без украшений, чтобы в загробном мире он предстал в роскошных одеждах.

Старая Москва

В многонациональной Москве с давних пор существовали отдельные места захоронений для иноверцев. До революции похороны считались именно религиозным обрядом, поэтому кладбища делились по конфессиональным и национальным признакам.

Самым большим иноверческим кладбищем Москвы было Введенское или "немецкое". До 1917 года оно оставалось единственным погостом в столице, где хоронили "западных христиан" - лютеран и католиков, которых в народе называли "немцами". В старину иноверцы, как и русские, погребались при церквях. Так что выходцев из Европы также хоронили в Марьиной Роще, на Лазаревском кладбище, в Немецкой слободе около Старолютеранской кирхи Святого Михаила и Новолютеранской кирхи Святых Апостола Петра и Павла.

Нельзя не вспомнить о небольшом Армянском кладбище, расположенном в Пресненском районе напротив Ваганьковского. Оно было основано в 1805 году по ходатайству старейшины армянской общины в Москве Минаса Лазарева. При его содействии была построена и армяно-григорианская церковь Воскресения Христова - Сурб Арутюн. Примечательно, что у храма нет колокольни, ведь до 60-х годов XIX века колокольный звон в армянских церквях Москвы и Петербурга был запрещен. В 1859 году погост обнесли величественным капитальным забором с башнями.

Сегодня большинство могил на кладбище датируются концом XIX - началом XX веков. Здесь можно встретить усыпальницы-часовни, выполненные по средневековому армянскому канону, надгробия-хачкары и современные вычурные могильные плиты с фигурами покойных в полный рост.

Примерно с XVI века (со времени появления Крымского двора) и до конца XVIII в Москве существовало татарское кладбище. Оно находилось за Калужскими воротами Земляного города где-то на территории нынешнего парка Горького. В 1771 году после эпидемии чумы было открыто Даниловское мусульманское кладбище. После этого захоронения на старом татарском кладбище прекратились.

В 1788 году еврейской общине Москвы был выделен участок земли по соседству с православным Дорогомиловским кладбищем. Отделялись они друг от друга деревянным забором. Вход на еврейское кладбище находился близ моста Окружной железной дороги. Вдоль центральной аллеи хоронили наиболее состоятельных и известных людей. С правой стороны выступало серое в арабском стиле здание молельни с куполом, увенчанным переплетающимися треугольниками.

В период Первой Мировой войны на кладбище кроме горожан хоронили евреев-беженцев и раненных солдат иудейского вероисповедания.

Кладбище перестало существовать примерно к концу 1920-х годов. Захоронения на нем были прекращены, ограды и надгробия стихийно снесены и разобраны нищавшим населением. В 1932 году еврейской общине выделили территорию вблизи поселка Востряково.

Новая религия

В советское время в результате атеистической пропаганды похороны превратились в гражданский ритуал, а кладбища перестали быть религиозными объектами. Хоронили без учета национальности и веры. Так что могила русского на советском кладбище спокойно соседствовала с захоронением еврея и татарина. Обособленные национальные погосты кое-где еще оставались, но властями не поощрялись.

Родился новый советский похоронный ритуал с "гражданскими панихидами" и красными обивками для гробов. Над могилами появились пирамидки из тонкого металла со звездой. Впрочем, некоторые религиозные традиции сохранились. Например, обычай устраивать после похорон поминальный обед, отмечать девятый и сороковой дни.  

Места всем хватит

Несмотря на светский характер нашего нынешнего государственного устройства, сегодня столичные власти и руководства кладбищ стараются идти на компромисс. По мере возможностей тем или иным национальным объединениям выделяют собственные участки на погостах. Однако, по словам самих представителей некоторых религиозных общин, таких мест в Москве и области категорически не хватает.

В 2014 году мэрия Москвы запланировала открыть новые зоны захоронения для мусульман и иудеев на расширенных территориях Бутовского, Перепечинского, Щербинского и Востряковского кладбищ. Кроме того, в "новой Москве" в ближайшее время должно открыться единственное в столице еврейское кладбище. Его обещали проспонсировать некие бизнесмены, исповедующие иудаизм. При кладбище будет создан специальный попечительский совет, который станет давать разрешения на захоронения. Предварительно он будет устанавливать, был ли усопший иудеем и состоял ли в общине. На могилах не позволят ставить роскошные дорогие памятники, оформляться они будут в едином стиле. Для безопасности погост хотят оснастить по последнему слову техники.

Таким образром этническое и конфессиональное разнообразие в столице многонациональной России будет учтено от начала и до конца жизни человека. Правда отношение к этому факту неоднозначное. Некоторые наблюдатели отмечают, что разделение по этническим и конфессиональным кладбищам является одним из признаков разобщенности граждан страны.  

Ирина Архипова

Источник: https://nazaccent.ru/content/11959-kladbisha-moskvy.html

 



Министерство по делам национальностей предложили создать на базе ФАДН
2020-10-21 13:21 Редакция ПО

На встрече, которую посетили руководители общественных и автономных некоммерческих организаций, национальных объединений области и общественные эксперты, представители органов власти, речь шла об актуальных задачах реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года.

В работе круглого стола участвовали заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин и член президиума Совета при Президенте России по межнациональным отношениям, председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин.

Собравшиеся обсудили роль гражданского общества в гармонизации межнациональных отношений и сохранении этнокультурного многообразия и необходимости усилить информационно-просветительскую работу.

По итогам встречи был выработан ряд рекомендаций в адрес Правительства РФ. Одна из них касается создания Министерства по делам национальностей РФ на базе ФАДНа. Предполагается, что министерство будет заниматься не только вопросами межнациональных отношений, но и работой с российскими диаспорами за рубежом, вопросами адаптации мигрантов.

"Помимо этого участники предложили расширить название профильной комиссии Общественной палаты РФ, которую возглавляет Владимир Зорин. Она должна называться - комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, а также по социальной адаптации и интеграции иностранных граждан", — сообщается на официальном портале органов власти Калужской области.

Вопрос о воссоздании профильного министерства  в России неоднократно поднимали  представители общественности и политические партии. Профильный орган по делам национальностей существовал в том или ином виде с 1917 до 2001 год. После упразднения единого органа, отвечающего за национальную политику, с 2004 года вопросы государственной нацполитики и межнациональных отношений, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов нашей страны передали в ведение Министерства регионального развития. После того как в сентябре 2014 года было упразднено Министерство регионального развития, блок межнациональных и межконфессиональных отношений перешел в ведомство Министерства культуры России.

В марте 2015 года был подписал указ о создании Федерального агентства по делам национальностей.

Источник: https://nazaccent.ru/content/34264-v-rossii-mogut-sozdat-ministerstvo-po...



России предстоит драться за свои интересы
2020-10-21 13:28 Редакция ПО

Нельзя быть пленниками идеи партнерства. Мы все время становимся пленниками этой идеи. Мы партнерствовали с Западом, мы были пленниками идеи партнерства с Западом. Мы начали партнерствовать с Турцией, мы партнерствовали так, что теперь не понятно, что с этим делать. Мы партнерствовали на евразийском пространстве таким образом, что мы подписали настолько ассиметричные экономические соглашения, в том числе в рамках ЕАЭС, что потом пришлось явочным порядком по ряду позиций их исправлять. В этом смысле, конечно, основой внешней политики, когда нам не нужно отыгрывать назад, является прогноз: прогноз ситуации, просчет шагов. У нас он есть? В каких-то сферах, наверное, есть. Очевидно, что в военно-технической тематике он есть, а в политической тематике он не проглядывается, потому что у нас любое событие на постсоветском пространстве сопровождается удивлением. Ой, внезапно свергли этого. Ой, а тут нам пообещали, что сделают так, а потом кинули. Замечательный пример наших отношений с тем же великим Туркменбаши. Я уже не говорю, о наших еще более замечательных отношениях с Александром Григорьевичем Лукашенко. Здесь, конечно, контур единого не ведомственного, а именно межведомственного прогноза, просчета ситуации и операционного единства является очень важным. Пока что границы нашей империи не в космосе, не на Марсе. Границы нашей империи пока проходят по границам России, и, возможно, чуть-чуть расширятся, если мы будем проводить удачную внешнюю политику. А могут и не расширятся. Никто не говорит о том, что мы обречены на сохранение территории России в нынешних границах. За них надо драться. Готова ли наша элита драться за наши границы? Вот этот вопрос должен задавать себе каждый элитарий, претендующий на должность. Лукашенко готов. А мы?

Я думаю, что есть три безусловные красные линии, которые мы можем и должны заявлять. Первое — это наличие на территории стран Евразии террористических организаций. В данном случае тумблер расположения «выкл» должен переходить в положение «вкл». Все должны знать появление доказанных, признанных террористическими, организаций влечет за собой немедленный разрушительный и тотальный российский ответ по этим объектам. Второе — это организации на территории соответствующих государств постсоветского пространства, антироссийских центров и антироссийских систем. С этой точки зрения, вопросов к Пашиняну и его команде море. Если мы посмотрим анамнез наших молодых революционеров, то там через одного Ереван значится. Пока никаких признаков того, что великий Сердар из Еревана каким-то образом пересмотрел это политику, я не вижу. Я думаю, что будет наоборот. Я думаю, что, если он удержится на должности, он будет еще более активен в проведении антироссийской политики и в создании на территории Армении антироссийских центров. Третье — иностранное военное присутствие. Здесь, конечно, не нужно бомбить центры материально-технического снабжения НАТО, которые расположены в ряде государств. Но вот сокращать количество экономических льгот, которые эти государства и политические элиты получают, безусловно, необходимо.

И последние, что я хотел бы сказать, мы переборщили с ассиметричными ответами. Как говорилось в одном фильме: «Дома надо держать и мясные закуски». Когда мы начинаем постоянно говорить о том, что наш ответ будет  ассиметричным, наши западные партнеры переводят это как «никакого ответа не будет». Периодически нужно давать симметричный ответ.

Дмитрий Евстфьев

Источник: https://actualcomment.ru/rossii-predstoit-dratsya-za-svoi-interesy-20101...



В избранное