Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Признан невиновным

Как действовать при разборе ДТП в спорной ситуации.

Заместитель директора
юридической фирмы
«Правозащита «За рулем»
Сергей Волгин

Больше всего юристам «Правозащиты» приходится заниматься дорожно-транспортными происшествиями. При этом часто оказывается, что простые ситуации не так уж просты. Вот один из таких случаев.

– Я ехал по дороге, где всего две полосы движения с прерывистой линией посередине, – рассказал Николай П. – собрался поворачивать налево во двор и только начал поворот, как почувствовал сильный удар в водительскую дверь. Как выяснилось позже, слева обгонял автомобиль (см. рис.). В ГИБДД меня обвинили в нарушении пункта 8.1 Правил.

Схема дорожно-транспортного происшествия

Казалось бы, все очевидно. Пункт 8.1 требует подавать сигналы указателями поворота перед выполнением маневра, обеспечивать его безопасность и не создавать помех другим участникам движения.

Поворот во двор не считается перекрестком, а потому обгон здесь разрешен. В то же время другой пункт Правил – 8.8 обязывает при повороте налево вне перекрестка пропускать только встречные транспортные средства и трамвай попутного направления. Более того, пункт 11.1 требует от водителей, совершающих обгон, перед началом маневра убедиться, что идущее впереди попутное транспортное средство не подало сигнал о повороте или перестроении налево.

Учитывая все это, сделать однозначный вывод о виновности кого-либо из участников аварии не так просто. Прежде всего, надо установить, кто из водителей раньше приступил к маневру – тот, кто поворачивал налево, или тот, кто обгонял. Без свидетельских показаний или специальной экспертизы ответить на этот вопрос невозможно.

Чтобы найти свидетелей, достаточно записать номера проезжавших в этот момент мимо автомобилей.

Надо еще иметь в виду, что ПДД запрещают движение по встречной полосе лишь на дорогах с четырьмя и более полосами. В данном же случае полосы всего две, и водитель, который обгонял, имел право двигаться по «встречке» совсем необязательно для обгона. Но тогда однозначно виновен он, поскольку пункт 1.5 Правил требует «не создавать опасности для движения и не причинять вреда». Езда же по встречной полосе создает повышенную опасность, и в случае подобного ДТП вся ответственность ложится на обгонявшего.

Что касается другого водителя, то перед поворотом он должен занять крайнее положение на проезжей части. Заметьте: не просто крайний ряд, а крайнее положение в этом ряду. Кстати, схитрить здесь не получится.

Опираясь на справочные данные конкретного автомобиля, экспертиза без труда определит угол, под которым столкнулись транспортные средства, и установит, из какого положения водитель начал выполнять маневр.

Если не из крайнего – виновен тот, кто поворачивал. Если же при этом доказано, что обгон начат уже после включения сигнала поворота – вина обоюдная.

Водителям, оказавшимся в такой ситуации, остается посоветовать:

ни в коем случае не убирайте транспортные средства с проезжей части! По прибытии инспектора ГИБДД обратите внимание на то, как оформляются материалы ДТП, особенно схема.

В ней максимально точно должно быть указано расположение транспортных средств, место удара, наличие или отсутствие разметки, размеры проезжей части. В объяснениях участников ДТП очень важно выделить момент, когда водитель начал выполнять маневр: за сколько метров до столкновения включил указатель поворота, за сколько – начал перестроение, в каком месте почувствовал удар. Или, соответственно, за сколько метров до столкновения выехал на встречную полосу для обгона, когда впереди идущий автомобиль начал выполнять маневр, с какого места на проезжей части он начал движение. Если есть свидетели, их данные надо указать в объяснениях. Только подробное описание обстоятельств происшествия поможет восстановить истинную картину ДТП и определить виновного при рассмотрении дела в группе разбора. Кстати, Николая П. суд признал невиновным.

Ссылки в тему:
Не обмани! Не обманись!
Наш автодром
Безопасная скорость
Осторожно – дети!
Ты за рулем!
Учитесь прогнозировать
Накат и безопасность движения
Вы и ремень безопасности
Умелому занос не страшен
В теории и практике
Одного метра не хватило
Ощущение переднего привода
Обгон
Уверен – обгоняй
На буксире
В горах
По городу
Впотьмах
Едем ночью
Не теряя присутствия духа
Передний привод на скользкой дороге
Если ездить зимой
На перекрестке – регулировщик
Собираясь в дальний путь
«Тревожный» чемоданчик
Разберитесь с «автоматикой»
Чем располагает водитель
Ваш помощник тахометр
И конечно же, тесты
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное