Все выпуски  

Современныe AV-процессоры/AV-ресиверы


Информационный Канал Subscribe.Ru

        Хотите быть в курсе всех новинок и технологий «Домашнего кинотеатра»? Все, кого интересует мир аудио и видео, смогут получить много интересной информации об индустрии домашних электронных развлечений. Кроме того, в рассылку включены анонсы самых интересных выставок и событий по «Домашнему кинотеатру» и Hi-Fi/hi-end.

Информационный выпуск №07 - 2004

5.08.2004
Современныe AV-процессоры/AV-ресиверы

        Домашний кинотеатр – это не только превосходное изображение, но и высококачественный звук. Ведь основным отличием домашнего кинотеатра от простого телевизора является эффект присутствия. И это достигается не просто качественным звуком, а созданием атмосферы происходящего события на экране у вас в комнате. И вы оказываетесь в центре событий. Это стало возможно благодаря многоканальному звуку. При помощи декодера окружающего звучания саундтрек к фильму преобразуется во фронтальные сигналы центрального, левого, правого канала и тыловые левый, правый канал. А за передачу низкочастотных звуковых эффектов отвечает отдельный шестой канал, сабвуферный.

        Преобразованием двухканального сигнала «Dolby Surround» и декодирование сигналов в формате «Dolby Digital» и «DTS» в сигналы левого, правого, центрального, тыловых и сабвуферного канала занимается «AV-процессор» (который также называют «AV-контроллер», «AV-предусилитель») или «AV-ресивер». Но они не только декодируют аудио сигналы, но и выполняют всю коммутацию, получают аудио и видео сигналы от различных источников (DVD, CD, VHS и спутникового телевидения) выбирают один из них для декодирования, усиления встроенным либо внешним усилителем мощности и передают для отображения на экране видеоизображения или передачи сигнала во вторую зону. На основе чего, строить систему «домашнего кинотеатра» зависит от многих факторов и условий в помещении, где планируется создать систему домашнего «кинотеатра». Так же не маловажно планируется ли просмотр фильмов или прослушивание музыки во второй комнате.

        Основное отличие процессора от ресивера состоит в том, что ресивер имеет встроенные усилители мощности. Это более простой и не дорогой путь к созданию системы домашнего кинотеатра. Ресивер кроме встроенных декодеров окружающего звучания и многоканального усилителя мощности имеет встроенный AM/FM-тюнер. Но по своим параметрам ресивер не всегда соответствует необходимым требованиям. Он может быть оснащен всевозможными декодерами, но не будет хватать мощности у встроенного усилителя для создания домашнего кинотеатра в большом помещении. Необходимо учитывать взаимосвязь между мощностью встроенного многоканального усилителя, чувствительность и сопротивлением акустических систем (АС), размером помещения и уровнем громкости прослушивания. Если слушать фильм на умеренной громкости через АС чувствительностью 86-88 дБ в комнате объёмом 85-120 м3 требуется примерно по 50-70 Вт на каждый канал. Это минимальные требования необходимые для воспроизведения сигнала в формате «Dolby Digital» и «DTS» с их широкополосными каналами окружения. Ещё всё зависит от наличия сабвуфера в составе системы. Его встроенный усилитель должен усиливать басовые частоты. Без него левая и правая АС воспроизводят все басы. Для воспроизведения басов требуется гораздо больше мощности, чем для высоких и средних частот. Если встроенный усилитель ресивера не обеспечивает достаточную выходную мощность, то искажаются наиболее громкие звуковые эффекты. Также минимально допустимая нагрузка должна быть не 8 (или 6), а — 4 ома. В этом случае вы не будете связаны какими-либо ограничениями по допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны АС. Ведь чем ниже сопротивление у АС тем тяжелее ресиверу управлять АС и передавать весь звуковой диапазон. Полное сопротивление АС (импеданс) принято указывать в виде числа из ряда 4, 6, 8. Чаще всего встречается 4-, 6- или 8-омная акустика, хотя, строго говоря, импеданс меняется от частоты и может снижаться до 1–2 Ом (обычно в НЧ-области) или, наоборот, подниматься до 30–50 Ом.

        Подчас удобнее отказаться от AV-ресивера и использовать AV-процессор вместе с внешним многоканальным усилителем мощности. Это позволяет выбрать более походящий процессор и уже в зависимости от размеров помещения подобрать соответствующий усилитель мощности. Компоновка системы из раздельных компонентов устраняет их взаимное влияния друг на друга. Процессор и усилитель мощности имеют независимые блоки питания. Если требуется бескомпромиссная система, то для её создания процессор можно использовать с моноблочными усилителями. При использовании активных АС можно обойтись без усилителя мощности.

        Но на что необходимо обращать внимание при выборе аппарата? Ряд технических параметров является общим и для процессора и для ресивера. Например, какими декодерами окружающего звучания оснащён выбираемый нами компонент. В настоящее время широко распространены - Dolby Pro Logic II, Dolby Digital и DTS. Наличием этих декодеров уже ни кого не удивишь. Такой набор уже стал стандартом. И они осуществляют декодирование звука в формате 5.1. Этого вполне достаточно, если у вас заложена пяти канальная система плюс сабвуфер. Но если вы захотите добавить центральный тыловой канал необходимо уже наличие Dolby Digital EX, DTS NEO: 6, DTS ES 6.1 Matrix, DTS ES 6.1 Discrete.

  • Dolby Pro Logic II – аналоговый декодер окружающего звучания. Усовершенствованный вариант Dolby Pro Logic. Матричный способ декодирования звука заложенного в двух канальный сигнал. Тыловой канал стереофонический. Способен также разложить в многоканальный сигнал обычное стерео.
  • Dolby Digital и DTS – цифровые декодеры окружающего звучания. Сигнал каждого канала записан на свою дорожку, что практически устраняет взаимное их влияние друг на друга и просачивание информации одного канала в другой. Но декодер DTS позволяет получить лучшее качество звучания. Это связано с тем, что при кодировании в DTS из сигнала удаляется меньше информации, чем у Dolby Digital.
  • DTS NEO: 6 – прямой конкурент Dolby Pro Logic II способный разложить двух канальный сигнал на 5.1 и на 6.1.
  • Dolby Digital EX и DTS ES 6.1 Matrix – декодеры позволяющие получить многоканальный сигнал в формате 6.1. Информация для центрального тылового канала подмешивается в тыловые каналы и при декодировании получается матричным способом.
  • DTS ES 6.1 Discrete – информация для центрального тылового канала записана на отдельной дорожке.

        Также основное внимание при выборе процессора или ресивера необходимо уделять задней панели, где сосредоточены разъёмы для подключения. Распределение по группам разъёмов на входные и выходные позволяет легко ориентироваться среди них при подключении. В зависимости от производителя аудио и видео разъёмы могут быть также разделены, видео разъёмы собраны в одну группу, а аудио в другую группу. Это может немного усложнить подключение, но при этом устранит их взаимное влияние. Или аудио и видео разъёмы чётко разделены на группы. Это когда рядом с видео разъёмом находятся соответствующие ему аудио разъёмы.

Parasound C1         По количеству и типу разъёмов на задней панели процессор сильно отличается от ресивера, но у них есть много общих разъёмов. Процессор или ресивер должен обладать хорошим набором входов для подключения различных компонентов и тогда вы сможете скоммутировать все свои компоненты в единую систему и получать удовольствие от просмотра фильма или прослушивания музыки. Какие разъёмы нам необходимы для свободной коммутации?

        По конструкции и количеству AV-входов процессор и ресивер практически не отличаются. Просто в зависимости от цены и конструктивных решений производителя, процессор и ресивер могут иметь на борту различное количество разъёмов. И как это не странно иногда недорогие аппараты обладают такими же или более широкими возможностями, чем более дорогие модели. AV-входы могут различаться по конструкции. Видео сигнал может передавать по композитному (разъём RCA, рис 1), S-Video (разъём S-Video, рис 2) или компонентному (разъём RCA или BNC, рис 3) соединению.

разъём RCA разъём  S-Video компонентное соединение

Рис 1.

Рис 2.

Рис 3.

        Различаются они не только по конструкции, но и по качеству передаваемого изображения. В самом низу по качеству изображения находится сигнал, передаваемый по композитному соединению. Вся передаваемая информация сводится в один сигнал. То есть по одному проводу передаётся вся информация о синхронизации, смешении цветов и яркости изображения и это не может не сказать на качестве получаемого изображения. Более качественная картинка получает при передачи сигнала по кабелю S-Video. В этом кабеле каждая составляющая передаётся раздельно. Подсоединение источников изображения по “S-Video” позволяет добиться более качественного изображения. В случае подключения видеомагнитофона передача изображения по “S-Video” даёт незначительное улучшение по сравнению с “композитным” из-за того, что сигнал изначально записан композитным. При подключении DVD-проигрывателя и спутникового цифрового ресивера, “S-Video” позволяет добиться более качественного изображения. Ведь на DVD-диске видеоинформация записана уже в раздельном виде. Но самая качественная картинка получается при передаче сигнала по компонентному соединению. Каждая составляющая сигнала передаётся по своему кабелю. В продвинутом аппарате должен быть хороший набор всех трёх типов разъёмов, но по настоящему классный аппарат умеет коммутировать все типы сигналов и конвертировать “композитный” и “S-Video” сигналы в “компонентный” что позволяет подсоединить аппарат к устройству отражения информации по одному типу разъёма.

        Аудио сигнал может передаваться в цифровом или аналоговом виде. Цифровой сигнал может передаваться по проводу, чаще всего коаксиальному (разъём RCA, рис 4) или по оптоволокну, чаще всего разъём TosLink (рис 5). Аналоговый сигнал по стерео паре, разъём “RCA” (рис 6) или “XLR“ (рис 7).

разъём RCA разъём TosLink разъём RCA разъём XLR

Рис 4.

Рис 5.

Рис 6.

Рис 7.

        По качеству звучания конечно более предпочтительно подсоединение через цифровые разъёмы, но это имеет отношение в первую очередь для цифровых источников звука (DVD/CD-проигрывателя и спутникового цифрового ресивера). К стерео разъёмам подключаются источники аналогового звука (видео магнитофон, кассетная дека или внешний AM/FM-тюнер). По коаксиальному соединению информация передаётся в виде электронных импульсов по проводу, а по оптическому соединению в виде световых импульсов по оптическому волокну. Какой тип соединения использовать, большой разницы нет. По качеству передачи звука они почти одинаковы, но по ряду причин использование коаксиального соединения предпочтительнее. Это связано из-за конструктивных особенностей строения коаксиального и оптического кабеля.

        Также немаловажное значение имеет наличие у процессора или ресивера многоканального аналогового входа 5.1/6.1/7.1 (рис 8). Наличие этого входа позволит вам подключить SACD/DVD-audio проигрыватель.

аналоговый вход 5.1/6.1/7.1

Рис 8.

        По выходным разъёмам процессор и ресивер уже очень сильно различаются. Благодаря встроенному усилителю, колонки можно подключать сразу к ресиверу. Клеммы для подключения колонок у хорошего аппарата должны быть винтовыми (рис 9). Винтовые клеммы обеспечивают надёжное соединение и не позволят случайно вырвать провод в отличии от пружинного. Очень полезным может оказаться, если винтовые клеммы рассчитаны на разъём типа «банан» (рис 10).

винтовые клеммы разъём типа «банан»

Рис 9.

Рис 10.

        Процессор подаёт сигнал на внешний усилитель, мощности с аналогового выхода 5.1/6.1/7.1. Большинство процессоров имеют два типа соединения многоканального выхода, симметричный (разъём “XLR“, рис 11) и несимметричный (разъём “RCA“, рис 12). Передача сигнала по симметричному соединению позволяет получить качество звучания выше, чем по несимметричному. Наличие разъёмов типа “XLR“ присуще в основном более дорогим процессорам. Ресиверы также могут оснащаться выходом 5.1/6.1/7.1 (рис 12). Наличие этого выхода у ресивера может позволить вам улучшить вашу систему, подключив внешний усилитель мощности.

аналоговый выход, разъём XLR

Рис 12.

аналоговый выход, разъём RCA

Рис 11.

        Видео выходы также бывают трёх типов. Видео лучше всего подавать на устройство отображения видео информации по компонентному соединению. Как было сказано выше, он позволяет получить более высокое качество картинки. Хотя подачу сигнала можно осуществить и по “S-Video”. Особенно это касается подачи изображения во вторую зону.

        У процессора или ресивера могут быть встроенные триггеры. Тригерные разъёмы находятся на задней панели. На разъёмы подаётся напряжение в 12V (рис 13). Через триггеры можно включать или управлять другими компонентами. Например, это позволит автоматически опустить экран проектора тёмные занавески на окна и плавно погасить свет, если вы захотите посмотреть фильм на DVD-проигрывателе. Или включится усилитель мощность подключённый к процессору, как только будет включён процессор.

триггеры

Рис 13.

        Также на задней панели находиться разъёмы для подключения внешнего приёмника ИК-сигналов (рис 14) для основной и второй зоны. Наличие этих разъёмов позволит в первом случае управлять аппаратом когда он находится вне зоны прямой видимости (например установлен в специальном помещении где смонтирована вся система), а во втором случае когда необходимо осуществлять управление из второй зоны.

разъёмы приёмника ИК-сигналов

Рис 14.

        Немаловажное значение имеет настройка процессора или ресивера. Очень удобно проводить настройку аппарата, если он оснащён удобным и интуитивно понятным экранным меню, чем по показаниям дисплея на передней панели. При первоначальной настройке необходимо указать время задержки для каждого канала или расстояние от места прослушивания до АС и время задержки будет выставлено автоматически, размеры АС и наличии сабвуфера. Также необходимо выставить громкость для каждого канала, что бы в месте прослушивания громкость каждого канала была одинаковая. Если громкость одного канала больше чем у других, то происходит смещение звуковой сцены в ту сторону, откуда пришёл более громкий сигнал. Одинаковую громкость для каждого канала можно выставить на слух, но лучше это сделать при помощи специального измерительного прибора. На процессоре или ресивере запускается специальный тестовый сигнал и его громкость выставляется одинаковая для всех каналов, что позволяет добиться более точного сведения звуковой сцены.

        Многие производители добавляют в процессоры и ресиверы системы автоматической настройки и калибровки. К аппарату прилагается калибровочный микрофон, который устанавливается в месте прослушивания и на колонки подаётся тестовый сигнал. Система авто настройки выставляет одинаковый уровень громкости и временные задержки для каждого канала. Но не всегда наличие встроенных систем автоматической настройки является залогом превосходного качества. В недорогих процессорах или ресиверах наличие системы авто настройки зачастую служит маркетинговым ходом для привлечения дополнительного внимания при выборе данного аппарата, а бывают производители, которые встраивают калибровочный микрофон в пульт ДУ. Нужно сразу определить насколько будет вам необходима эта опция, которая понадобиться только один раз и добавление которой достигается за счёт удешевления или упрощения основных узлов процессора или ресивера, при этом очень часто не гарантирует идеального качества настройки. Но некоторые производители создают по настоящему бескомпромиссные системы авто настройки, что конечно требует определённых денежных затрат. И такие системы зачастую ставятся на аппараты высшей ценовой категории. Система авто настройки измеряет акустические параметры комнаты прослушивания. В соответствии с характеристиками комнаты настраивается работа АС. Это позволяет исправить акустические недостатки комнаты и избежать возникновения резонанса в комнатах, где не была проведена на должном уровне акустическая обработка помещения.

        Каким бы современным не был бы аппарат на данный момент, он рано или поздно морально устареет. Придумают новые форматы декодирования. Увеличится количество каналов звучания. И что придётся снова тратить много денег на приобретение нового аппарата? Поэтому очень полезно при выборе обратить внимание на способность процессора или ресивера к модернизации. Модернизация может осуществляться двумя способами, программно или аппаратно. Вы просто модернизируете свой аппарат вместо того, что бы покупать новый.

        Программная модернизация осуществляется посредством закачивания нового программного обеспечения через разъём «RS-232» (рис 15) или разъём «USB». Новое программное обеспечение может распространяться бесплатно, её например можно закачать с сайта производителя или в сервисный центрах.

разъём «RS-232»

Рис 15.

        Аппаратная модернизация осуществляется путём замены устаревших узлов новыми или добавлением новых узлов. Но это возможно только в том случае если конструкция аппарата имеете открытую архитектуру. В ряде случаев такая модернизация имеете преимущество перед программным. Например, необходимо увеличить количество входных или выходных разъёмов. В этом случае докупается ещё одна плата и вставляется в ваш аппарат, чего невозможно добиться программными улучшениями.

        В заключении можно сформировать приблизительный портрет идеального процессора или ресивера. Так как этот компонент станет центром вашей системы, от него потребуется следующие: хорошие коммутационные возможности, возможность работы со второй зоной, декодирование различных форматов звука, удобство управления, способность к модернизации и приятная внешность. Конечно не стоит кидаться в другую крайность и покупать аппарат, который напичкан всевозможными функциями и будет стоить дешевле всех остальных собратьев. Скорее всего, он будет всё делать на посредственном уровне. При выборе любого компонента необходимо соблюдать «золотую середину», чётко понимать, что действительно вам будет необходимо и что, возможно, вы ни когда не используете. Любой AV-компонент будет отвечать условиям своей ценовой категории, а вот что предпочесть, качество или максимальный набор сервисов – это уже выбор покупателя.

        Автор статьи: Урванов Сергей.

         Информация предоставлена компаниями AV-Театр и TRIA International.

        Более подробную информацию об этих новинках и технологиях можно получить на сайте компании "AV-Театр" (http://www.avteatr.ru)


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное