Очень часто родители жалуются, что ребёнок не умеет и не любит писать сочинения, и постоянно звучит вопрос: «Почему он не пишет?»
Вопросами развития письменной речи я занимаюсь давно.
Владение письменной речью – важная составляющая интеллектуального развития и грамотности человека. А если говорить о школьном аспекте, то умение работать с текстами и писать их – одно из обязательных условий успешной сдачи итоговой аттестации.
Есть несколько факторов, так или иначе влияющих на развитие навыка письменной речи. В этой статье я не буду говорить об индивидуальных особенностях каждого ребёнка или, не дай бог, отклонениях в развитии. Я хочу поговорить об особенностях общения детей и взрослых при ситуации написания текста.
Любой текст – это самовыражение человека. Он неповторим. Письменное высказывание рождается из диалога. Сначала внешнего, а потом внутреннего.
Проблема в том, что учитель не может с каждым поговорить о тексте, обсудить тему текста, каждого выслушать и ответить на все вопросы, которые появляются у ученика. Не успевает учитель и сам задать вопросы, чтобы выяснить, что понял ребёнок, что он думает. Не состоялось внешнего диалога, а значит, менее содержателен и внутренний диалог.
И возникает такое знакомое нам: « Я не знаю, что писать!», даже если есть написанный в тетради план!
Следует также обратить внимание и на то обстоятельство, что любому человеку, особенно ребёнку, очень важен отклик на его творчество. Часто родитель или учитель не даёт своих комментариев по написанному тексту.
Давайте запомним: комментарий должен быть всегда! Любой письменный текст – это картина внутреннего мира, потому что он отражает индивидуальные эмоции. Ребёнок нам душу открывает, а мы этого не замечаем, и появляется: «Зачем я пишу? Кому это нужно?»
Или другая сторона вопроса: написал плохо, бедно, а мы сразу ругаем, что, мол, бездарь, не понял, ленив. А его не научили, не рассказали, что текст – это труд, его нужно не только писать, но и редактировать, переписывать; что письменная речь отличается от устной речи, что для того, чтобы поняли, что ты хотел выразить словами на бумаге, нужно поработать со словами, предложениями, абзацами.
Обучение письменной речи – это поэтапная кропотливая совместная работа взрослого и ребёнка. Мы должны быть терпеливыми, доброжелательными и последовательными, потому что письменная речь формируется только при регулярных занятиях. Это навык, который приобретается через деятельность.
Источник: Дзен-канал "МНОГОТОЧИЕ"
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: