Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6947 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

ПАМЯТЬ.Зинаида Виссарионовна Ермольева.

PIPL

 

Зи­на­и­да Ер­мо­лье­ва на­сто­я­щая дон­ская ка­зач­ка. Она ро­ди­лась в Дон­ской об­ла­сти, в хуторе Фролов в 1898 г.  Ма­ри­ин­скую жен­скую гим­на­зию в Но­во­чер­кас­ске окон­чи­ла с зо­ло­той ме­да­лью. С юности больше всего на свете она любила две вещи: танцы и  мик­ро­био­ло­гию. 

Когда на вы­пуск­ном балу гим­на­зии за­зву­чал ее лю­би­мый «Сен­ти­мен­таль­ный вальс» Чай­ков­ско­го, она, при­знан­ная «ко­ро­ле­ва танцев», вдруг непо­движ­но за­сты­ла у окна. Она вспом­ни­ла недав­но про­чи­тан­ную строч­ку о Петре Ильиче:

"Гений...  И вдруг такой страш­ный, такой неле­пый конец: черный гроб, за­ли­тый едкой из­ве­стью".

Ее лю­би­мо­го ком­по­зи­то­ра унесла «бо­лезнь тя­же­лая, же­лу­доч­ная, плохо под­да­ю­ща­я­ся ле­че­нию» - холера.

Ис­то­рия смерти П.И. Чай­ков­ско­го опре­де­ли­ла окон­ча­тель­ный выбор Зи­на­и­ды Ер­мо­лье­вой: она станет врачом. Вскоре Зи­на­и­да по­сту­пи­ла на ме­ди­цин­ский фа­куль­тет Дон­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (ныне Ро­стов­ский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цин­ский уни­вер­си­тет).  Сту­дент­кой она рано утром про­кра­ды­ва­лась в уни­вер­си­тет­скую ла­бо­ра­то­рию, чтобы вы­кро­ить час-другой для са­мо­сто­я­тель­ной работы.

 

 

Сту­ден­че­ские годы за­кон­чи­лись в 1921 году, а в 1922 на Дону начала сви­реп­ство­вать холера. Сразу со сту­ден­че­ской скамьи,  Зи­на­и­да оку­ну­лась в работу. Мо­ло­дая, 23-летняя со­труд­ни­ца бак­те­рио­ло­ги­че­ской ла­бо­ра­то­рии за­ду­ма­ла целую серию опытов. Но самый опас­ный опыт она решила по­ста­вить на себе. Из про­стой во­до­про­вод­ной воды она вы­де­ли­ла вместе с ти­пич­ны­ми хо­лер­ны­ми виб­ри­о­на­ми и другие, от­лич­ные от них рядом свойств. Чтобы понять, спо­соб­ны ли они вы­звать холеру, Ер­мо­лье­ва на глазах у изум­лен­ных со­труд­ни­ков, выпила вы­де­лен­ную куль­ту­ру, приняв 1, 5 мил­ли­ар­да мик­роб­ных тел. Через 18 часов она за­бо­ле­ла. Вскоре из ее ор­га­низ­ма были вы­де­ле­ны ос­нов­ные, ти­пич­ные хо­лер­ные виб­ри­о­ны. В ее про­то­коль­ной на­пи­са­но: «Опыт, ко­то­рый едва не кон­чил­ся тра­ги­че­ски, до­ка­зал, что неко­то­рые хо­ле­ро­по­доб­ные виб­ри­о­ны, на­хо­дясь в ки­шеч­ни­ке че­ло­ве­ка, могут пре­вра­щать­ся в ис­тин­ные хо­лер­ные виб­ри­о­ны, вы­зы­ва­ю­щие за­бо­ле­ва­ние». Ер­мо­лье­ва вы­де­ли­ла и изу­чи­ла виб­ри­он, об­ла­дав­ший необыч­ной спо­соб­но­стью све­тить­ся в тем­но­те, ко­то­рый позже был назван ее именем. Это было на­уч­ное от­кры­тие.

Вскоре ее учи­тель, про­фес­сор, за­слу­жен­ный  де­я­тель науки, на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель Цен­траль­но­го ин­сти­ту­та эпи­де­мио­ло­гии и мик­ро­био­ло­гии Нар­ко­ма­та здра­во­охра­не­ния РСФСР Вла­ди­мир Ба­ры­кин при­гла­сил Зи­на­и­ду, одну из своих лю­би­мых учениц, на работу в Москву. В сто­ли­цу она при­вез­ла всю свою кол­лек­цию из 500 хо­лер­ных куль­тур и воз­гла­ви­ла первый в стране отдел био­хи­мии, мик­ро­бов и им­му­ни­те­та в Био­хи­ми­че­ском ин­сти­ту­те (сейчас им. А.Н. Баха).

Неко­то­рое время Зи­на­и­да Вис­са­ри­о­нов­на ра­бо­та­ла в Таш­кент­ском ин­сти­ту­те вакцин и сы­во­ро­ток, и ей уда­лось за­вер­шить поиск путей со­зда­ния ком­плекс­но­го пре­па­ра­та бак­те­рио­фа­га: она сумела со­еди­нить 19 видов «по­жи­ра­те­лей» мик­ро­бов. По­лу­чен­ный ком­плекс­ный пре­па­рат был спо­со­бен бо­роть­ся с воз­бу­ди­те­ля­ми не только холеры, но и таких опас­ных за­бо­ле­ва­ний, как брюш­ной тиф и диф­те­рия.

Вдруг в жизнь всей страны во­рва­лась война. На фронте Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной Войны еже­днев­но гибли тысячи че­ло­век. Они под­став­ля­ли свои тела под пули, за­щи­щая собой Родину, а врачи спа­са­ли их. В гос­пи­та­лях шли свои сра­же­ния. Сра­же­ния за жизни ра­не­ных. Но, даже если оно было вы­иг­ра­но и жизнь ра­не­но­го, ка­за­лось, была спа­се­на, по­яв­ля­лась другой, не менее гроз­ный враг - ин­фек­ция. Уми­ра­ли не столь­ко от круп­ных ра­не­ний, сколь­ко от кро­шеч­ных бак­те­рий. Они, по­па­дая в рану, вы­зы­ва­ли га­зо­вую ган­гре­ну, за­ра­же­ние крови.

Ер­мо­лье­ва, воз­глав­ляв­шая Все­со­юз­ный ин­сти­тут экс­пе­ри­мен­таль­ной ме­ди­ци­ны, за­да­лась целью: спасти как много больше людей от смерти в гос­пи­та­лях. Для этого ей было необ­хо­ди­мо по­лу­чить пе­ни­цил­лин, об­ла­да­ю­ще­го бак­те­ри­цид­ным эф­фек­том,  из оте­че­ствен­но­го сырья. И в 1942 году она его по­лу­чи­ла.

В 1943 году Зи­на­и­да Ер­мо­лье­ва вместе со своим кол­лек­ти­вом ла­бо­ра­то­рии от­пра­ви­лись в оса­жден­ный Ста­лин­град. В несколь­ких ки­ло­мет­рах от города за­фик­си­ро­ва­ли вспыш­ку холеры. При­ле­тев в по­лу­раз­ру­шен­ный город, Ер­мо­лье­ва тут же взя­лась за дело. Она лично обу­ча­ла де­во­чек-са­ни­та­рок делать при­вив­ки. В тя­же­лей­ших усло­ви­ях, под бом­беж­ка­ми, в под­валь­ных по­ме­ще­ни­ях, она ор­га­ни­зо­ва­ла слож­ней­шее мик­ро­био­ло­ги­че­ское про­из­вод­ство. С хо­ле­рой бо­ро­лось все на­се­ле­ние: хло­ри­ро­ва­ли все ко­лод­цы, еже­днев­но об­хо­ди­ли квар­ти­ры, чтобы вы­явить боль­ных, обез­за­ра­жи­ва­ли места с нечи­сто­та­ми, круг­ло­су­точ­но де­жу­ри­ли на эва­ко­пунк­тах. В бу­лоч­ных без справ­ки о при­вив­ках не вы­да­ва­ли хлеб. Од­на­ж­ды Зи­на­и­да Вис­са­ри­о­нов­на  для пробы на­би­ра­ла в про­бир­ку волж­скую воду, а под­бе­жав­ший маль­чу­ган строго ее от­чи­тал: «Тетя, ты что — не видишь? Везде на­пи­са­но: «Ку­пать­ся нельзя, сырую воду пить нельзя»!

Так про­фес­сор Ер­мо­лье­ва до­би­лась того, что за­бо­лев­ших людей не оста­лось. Бо­лезнь была оста­нов­ле­на.  За свои за­слу­ги она по­лу­чи­ла Орден Ленина и Ста­лин­скую премию  1 сте­пе­ни в раз­ме­ре 75 000 рублей. Боль­шую часть этих денег она по­жерт­во­ва­ла на стро­и­тель­ство са­мо­ле­та. Несколь­ко ме­ся­цев спустя в небо взле­тел ис­тре­би­тель «Зи­на­и­да Ер­мо­лье­ва».

Осенью 1944 года бри­га­да ученых-ис­сле­до­ва­те­лей и врачей, воз­глав­ля­е­мая Н.Н. Бур­ден­ко, на­прав­ля­ет­ся в дей­ству­ю­щую армию, на 1 При­бал­тий­ский фронт для новых ис­пы­та­ний пе­ни­цил­ли­на в по­ле­вых усло­ви­ях. Зи­на­и­да Ер­мо­лье­ва воз­гла­ви­ла группу мик­ро­био­ло­гов. Теперь вы­яс­ня­ли его дей­ствие в первые часы после ра­не­ния. Из потока ра­не­ных вы­би­ра­ли самых тя­же­лых: с га­зо­вой ган­гре­ной, с про­ни­ка­ю­щи­ми ра­не­ни­я­ми, с че­реп­но-моз­го­вы­ми трав­ма­ми, сеп­си­сом. Многие были об­ре­че­ны. Ра­не­ные, ко­то­рым неделю еже­днев­но вво­ди­ли пе­ни­цил­лин, вы­здо­рав­ли­ва­ли без ослож­не­ний. Ей почти пол­го­да при­ш­лось про­ве­сти в при­фрон­то­вой полосе  и год на фронте. Там про­фес­сор Ер­мо­лье­ва ра­бо­та­ла в ла­бо­ра­то­рии, на­ско­ро обо­ру­до­ван­ной в под­ва­ле, а то и в блин­да­же или па­лат­ке. Она ни­ко­гда не жа­ло­ва­лась на усло­вия быта,  просто за­бы­ва­ла о них.  В слож­ней­ших фрон­то­вых усло­ви­ях пе­ни­цил­лин вы­дер­жал все ис­пы­та­ния.

После войны, с 1945 по 1947 года, Ер­мо­лье­ва Зи­на­и­да Вис­са­ри­о­нов­на воз­гла­ви­ла Ин­сти­тут био­ло­ги­че­ской про­фи­лак­ти­ки ин­фек­ций. В 1947 году на базе этого ин­сти­ту­та был создан Все­со­юз­ный научно-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут пе­ни­цил­ли­на (позд­нее — Все­со­юз­ный научно-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут ан­ти­био­ти­ков), в ко­то­ром она за­ве­до­ва­ла от­де­лом экс­пе­ри­мен­таль­ной те­ра­пии. Од­но­вре­мен­но с 1952 г. и до конца жизни воз­глав­ля­ла ка­фед­ру мик­ро­био­ло­гии и ла­бо­ра­то­рию новых ан­ти­био­ти­ков Цен­траль­но­го ин­сти­ту­та усо­вер­шен­ство­ва­ния врачей (се­год­ня Рос­сий­ская ме­ди­цин­ская ака­де­мия по­сле­ди­плом­но­го об­ра­зо­ва­ния).

З.В. Ер­мо­лье­ва автор более 500 на­уч­ных работ и 6 мо­но­гра­фий. Под её ру­ко­вод­ством под­го­тов­ле­но и за­щи­ще­но около 180 дис­сер­та­ций, в том числе 34 док­тор­ские.

О ней вспо­ми­на­ют и сейчас:

- Зи­на­и­да Вис­са­ри­о­нов­на была невы­со­ко­го роста, сим­па­тич­ной, очень при­ят­ной и го­сте­при­им­ной. У себя на даче в Москве она очень при­вет­ли­во при­ни­ма­ла гостей, осо­бен­но с Ро­сто­ва-на-Дону, - рас­ска­зы­ва­ет за­слу­жен­ный врач Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, доктор ме­ди­цин­ских наук, про­фес­сор, ве­те­ран труда Инна Пет­ров­на Его­ро­ва.

Экс­пе­ри­мен­ты Ер­мо­лье­вой Зи­на­и­ды Вис­са­ри­о­нов­ны по­мог­ли не только по­бе­дить холеру, но и от­кры­ли методы ее про­фи­лак­ти­ки. Ве­ли­чай­шей за­слу­гой Ер­мо­лье­вой яв­ля­ет­ся то, что она не только первой в нашей стране по­лу­чи­ла пе­ни­цил­лин, но и ак­тив­но участ­во­ва­ла в ор­га­ни­за­ции и на­ла­жи­ва­нии про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства этого пер­во­го оте­че­ствен­но­го ан­ти­био­ти­ка. По­яв­ле­ние пе­ни­цил­ли­на стало от­прав­ной точкой для со­зда­ния других ан­ти­био­ти­ков: пер­во­го оте­че­ствен­но­го об­раз­ца стреп­то­ми­ци­на, тет­ра­цик­ли­на, ле­во­ми­це­ти­на и эк­мо­ли­на. Она первая из оте­че­ствен­ных ученых начала изу­чать ин­тер­фе­рон как про­ти­во­ви­рус­ное сред­ство.

З.В. Ер­мо­лье­ва ра­бо­та­ла до по­след­не­го дня своей жизни – она умерла 2 де­каб­ря 1974 г., после того как про­ве­ла на­уч­ную кон­фе­рен­цию.

 

  Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  http://люди-дона.рф/  


01.11.2018
Пожаловаться Просмотров: 333  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены