Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6957 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Читая Паустовского К.Г. Украина, Киев 101 год назад.

Йорген

Вот ничего не ме­ня­ет­ся в этом мире со вре­ме­нем. Может только ан­ту­раж, де­ко­ра­ции...
несколь­ко стро­чек про Укра­и­ну 1918-ого от оче­вид­ца - за­ме­ча­тель­но­го рус­ско­го пи­са­те­ля Па­у­стов­ско­го К.Г. От­рыв­ки из его про­из­ве­де­ния "По­весть о жизни". 


Коня по­кры­ва­ла го­лу­бая попона, об­ши­тая желтой каймой. На Пет­лю­ре же был за­щит­ный жупан на вате. Един­ствен­ное укра­ше­ние - кривая за­по­рож­ская сабля, взятая, оче­вид­но, из музея,- била его по ляжкам. Щирые укра­ин­цы с бла­го­го­ве­ни­ем взи­ра­ли на эту ка­зац­кую "шаблю­ку", на блед­но­го при­пух­ло­го Пет­лю­ру и на гай­да­ма­ков, что гар­це­ва­ли позади Пет­лю­ры на кос­ма­тых конях.
Гай­да­ма­ки с длин­ны­ми си­не­ва­то-чер­ны­ми чубами - осе­лед­ца­ми - на бритых го­ло­вах (чубы эти све­ши­ва­лись из-под папах) на­по­ми­на­ли мне дет­ство и укра­ин­ский театр. Там такие же гай­да­ма­ки с под­ве­ден­ны­ми синь­кой гла­за­ми за­лих­ват­ски от­ка­лы­ва­ли гопак. "Гоп, куме, не журысь, туды-сюды по­вер­нысь!"
У каж­до­го народа есть свои осо­бен­но­сти, свои до­стой­ные черты. Но люди, за­хле­бы­ва­ю­щи­е­ся слюной от уми­ле­ния перед своим на­ро­дом и ли­шен­ные чув­ства меры, всегда до­во­дят эти на­ци­о­наль­ные черты до сме­хо­твор­ных раз­ме­ров, до патоки, до от­вра­ще­ния. По­это­му нет злей­ших врагов у своего народа, чем квас­ные пат­ри­о­ты.
Пет­лю­ра пы­тал­ся воз­ро­дить сла­ща­вую Укра­и­ну. Но ничего из этого, ко­неч­но, не вышло.
Вслед за Пет­лю­рой ехала Ди­рек­то­рия - нев­ра­сте­нии пи­са­тель Вин­ни­чен­ко, а за ним - какие-то зам­ше­лые и никому неве­до­мые ми­ни­стры.
Так на­ча­лась в Киеве ко­рот­кая лег­ко­мыс­лен­ная власть Ди­рек­то­рии.
Ки­ев­ляне, склон­ные, как все южные люди, к иронии, сде­ла­ли из нового "са­мо­стий­но­го" пра­ви­тель­ства мишень для неслы­хан­но­го ко­ли­че­ства анек­до­тов. Осо­бен­но ве­се­ли­ло ки­ев­лян то об­сто­я­тель­ство, что в первые дни пет­лю­ров­ской власти опе­ре­точ­ные гай­да­ма­ки ходили по Кре­ща­ти­ку со стре­мян­ка­ми, вле­за­ли на них, сни­ма­ли все рус­ские вы­вес­ки и вешали вместо них укра­ин­ские.
Пет­лю­ра привез с собой так на­зы­ва­е­мый га­ли­ций­ский язык - до­воль­но тя­же­ло­вес­ный и полный за­им­ство­ва­ний из со­сед­них языков. И бле­стя­щий, дей­стви­тель­но жем­чуж­ный, как зубы за­дор­ных мо­ло­диц, острый, поющий, на­род­ный язык Укра­и­ны от­сту­пил перед новым при­шель­цем в да­ле­кие шев­чен­ков­ские хаты и в тихие де­ре­вен­ские левады. Там он и прожил "тишком" все тя­же­лые годы, но со­хра­нил свою по­э­тич­ность и не поз­во­лил сло­мать себе хребет.
При Пет­лю­ре все ка­за­лось на­ро­чи­тым - и гай­да­ма­ки, и язык, и вся его по­ли­ти­ка, и си­во­усые гро­ма­дяне-шо­ви­ни­сты, что вы­полз­ли в огром­ном ко­ли­че­стве из пыль­ных нор, и деньги,- все, вплоть до анек­до­ти­че­ских от­че­тов Ди­рек­то­рии перед на­ро­дом. Но об этом речь будет впе­ре­ди.
При встре­че с гай­да­ма­ка­ми все оша­ле­ло огля­ды­ва­лись и спра­ши­ва­ли себя - гай­да­ма­ки это или на­роч­но. При вы­му­чен­ных звуках нового языка тот же вопрос неволь­но при­хо­дил в голову - укра­ин­ский это язык или на­роч­но. А когда давали сдачу в ма­га­зине, вы с недо­ве­ри­ем рас­смат­ри­ва­ли серые бу­маж­ки, где едва-едва про­сту­па­ли туск­лые пятна желтой и го­лу­бой краски, и со­об­ра­жа­ли деньги это или на­роч­но. В такие за­му­со­лен­ные бу­маж­ки, во­об­ра­жая их день­га­ми, любят играть дети...

...Власть укра­ин­ской Ди­рек­то­рии и Пет­лю­ры вы­гля­де­ла про­вин­ци­аль­но.
Неко­гда бле­стя­щий Киев пре­вра­тил­ся в уве­ли­чен­ную Шполу или Мир­го­род с их ка­зен­ны­ми при­сут­стви­я­ми и за­се­дав­ши­ми в них Дов­гочху­на­ми.
Все в городе было устро­е­но под ста­ро­свет­скую Укра­и­ну, вплоть до ларька с пря­ни­ка­ми под вы­вес­кой "О це Тарас с Пол­тав­щи­ны". Длин­но­усый Тарас был так важен и на нем то­пор­щи­лась и пылала яркой вы­шив­кой такая бе­ло­снеж­ная рубаха, что не каждый от­ва­жи­вал­ся по­ку­пать у этого опер­но­го пер­со­на­жа жамки и мед.
Было непо­нят­но, про­ис­хо­дит ли нечто се­рьез­ное или разыг­ры­ва­ет­ся пьеса с дей­ству­ю­щи­ми лицами из "Гай­да­ма­ков".
Со­об­ра­зить, что про­ис­хо­дит, не было воз­мож­но­сти. Время было су­до­рож­ное, по­ры­ви­стое, пе­ре­во­ро­ты шли на­плы­ва­ми.. В первые же дни по­яв­ле­ния каждой новой власти воз­ни­ка­ли ясные и гроз­ные при­зна­ки ее ско­ро­го и жал­ко­го па­де­ния.
Каждая власть спе­ши­ла объ­явить по­боль­ше де­кла­ра­ций и де­кре­тов, на­де­ясь, что хоть что-нибудь из этих де­кла­ра­ции про­со­чит­ся в жизнь и в ней за­стря­нет.
От прав­ле­ния Пет­лю­ры, равно как и от прав­ле­ния гет­ма­на, оста­лось ощу­ще­ние полной неуве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и неяс­но­сти мысли.
Пет­лю­ра больше всего на­де­ял­ся на фран­цу­зов, за­ни­мав­ших в то время Одессу. С севера неумо­ли­мо на­ви­са­ли со­вет­ские войска.
Пет­лю­ров­цы рас­пус­ка­ли слухи, будто фран­цу­зы уже идут на вы­руч­ку Киеву, будто они уже в Вин­ни­це, в Фа­сто­ве и завтра могут по­явить­ся даже в Бояре под самым го­ро­дом бравые фран­цуз­ские зуавы в крас­ных штанах и за­щит­ных фесках. В этом клялся Пет­лю­ре его за­ка­дыч­ный друг фран­цуз­ский консул Энно.
Газеты, оша­лев­шие от про­ти­во­ре­чи­вых слухов, охотно пе­ча­та­ли всю эту чепуху, тогда как почти всем было из­вест­но, что фран­цу­зы сиднем сидят в Одессе, в своей фран­цуз­ской ок­ку­па­ци­он­ной зоне, и что "зоны вли­я­ний" в городе (фран­цуз­ская, гре­че­ская и укра­ин­ская) просто от­го­ро­же­ны друг от друга рас­ша­тан­ны­ми вен­ски­ми сту­лья­ми.
Слухи при Пет­лю­ре при­об­ре­ли ха­рак­тер сти­хий­но­го, почти кос­ми­че­ско­го яв­ле­ния, по­хо­же­го на мо­ро­вое по­вет­рие. Это был по­валь­ный гипноз.
Слухи эти по­те­ря­ли свое прямое на­зна­че­ние - со­об­щать вы­мыш­лен­ные факты. Слухи при­об­ре­ли новую сущ­ность, как бы иную суб­стан­цию. Они пре­вра­ти­лись в сред­ство са­мо­успо­ко­е­ния, в силь­ней­шее нар­ко­ти­че­ское ле­кар­ство. Люди об­ре­та­ли на­деж­ду на бу­ду­щее только в слухах. Даже внешне ки­ев­ляне стали похожи на мор­фи­ни­стов.
При каждом новом слухе у них за­го­ра­лись до тех пор мутные глаза, ис­че­за­ла обыч­ная вя­лость, речь из кос­но­языч­ной пре­вра­ща­лась в ожив­лен­ную и даже ост­ро­ум­ную.
Были слухи ми­мо­лет­ные и слухи долго дей­ству­ю­щие. Они дер­жа­ли людей в об­ман­чи­вом воз­буж­де­нии по два-три дня.
Даже самые ма­те­рые скеп­ти­ки верили всему, вплоть до того, что Укра­и­на будет объ­яв­ле­на одним из де­пар­та­мен­тов Фран­ции и для тор­же­ствен­но­го про­воз­гла­ше­ния этого го­су­дар­ствен­но­го акта в Киев едет сам пре­зи­дент Пу­ан­ка­ре или что ки­но­ак­три­са Вера Хо­лод­ная со­бра­ла свою армию и, как Жанна д'Арк, вошла на белом коне во главе своего бес­ша­баш­но­го войска в город При­лу­ки, где и объ­яви­ла себя укра­ин­ской им­пе­ра­три­цей.
Одно время я за­пи­сы­вал все эти слухи, но потом бросил. От этого за­ня­тия или смер­тель­но раз­ба­ли­ва­лась голова, или на­сту­па­ло тихое бе­шен­ство. Тогда хо­те­лось уни­что­жить всех, на­чи­ная с Пу­ан­ка­ре и пре­зи­ден­та Виль­со­на и кончая Махно и зна­ме­ни­тым ата­ма­ном Зе­ле­ным, дер­жав­шим свою ре­зи­ден­цию в селе Три­по­лье около Киева.
Эти записи я, к со­жа­ле­нию, уни­что­жил. По су­ще­ству это был чу­до­вищ­ный апо­криф лжи и неудер­жи­мой фан­та­зии бес­по­мощ­ных, рас­те­ряв­ших­ся людей...
 

  Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Био­гра­фия Кон­стан­тин Па­у­стов­ский: био­гра­фия, ин­те­рес­ные факты Ком­мен­та­рий автора: 

За­ме­нить в тексте фран­цу­зов на пин­до­сов, Пет­лю­ру на Петю... 

Это интересно
0

04.03.2019
Пожаловаться Просмотров: 319  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены