ФИЛАРЕТОВ ВЛАДИМИР ВАЛЕНТИНОВИЧ
В ПУРГУ ЗА ЯБЛОКАМИ: КОГДА ДАЧА ДАЕТ ОТДАЧУ
«Рублёвка» для простого человека. Корысть является становым хребтом капиталистического способа производства, поэтому в качестве товаров и услуг всегда следует сомневаться. Безудержная реклама превращает человека в винтик бездуховного общества потребления, которое четко характеризуют слова В.Высоцкого: «…И ни церковь, ни кабак – ничего не свято…».
Ставка на Природу и дачные подсобные хозяйства для меня оказалась беспроигрышной с начала 90-х годов. Если значительная часть рациона покрывается дарами Природы, то не так страшны тарифы ЖКХ, ущемляющие нововведения правительства и полисно-платная медицина. Ничто не может нарушить размеренный ход бытия, разве что капризы шаловливой погоды…
Человек – животное, которому для комфортного и соответствующего физиологическим потребностям существования необходим индивидуальный ареал обитания. Просматриваемый со всех сторон участок не может стать хорошей дачей, как и глухие заборы, превращающие ее в тюрьму.
Наиболее подходящими местами являются: пересеченная местность, крутые спуски к рекам, оползневые зоны и т.д. Труднодоступные участки без техногенной инфраструктуры обычно не пользуются спросом и рассматриваются как общественные территории. Там можно творить, подправляя рельеф местности для создания микроклимата, благоприятного для человека и плодовых деревьев. Одни любят Родину за небоскребы, а другие – за нехоженые места и оазисы.
Вложения в комфортабельные дачи не окупаются, особенно, когда сезон ограничивается половиной года. Для «распрямления извилин» лучше подходит незатейливый дощатый домик или ничего не стоящая, кроме труда, полуподземка. Настоящая жизнь начинается там, где можно услышать редких птиц, нет соседства с автомобилями, не пронизывает рёв бензопил и газонокосилок, никому ни за что не нужно платить, и никто не предлагает дачной амнистии.
Немного надо человеку. Для удовлетворения потребностей организма в энергии необходимы, прежде всего, простые углеводы: (глюкоза, фруктоза, сахароза). Поступление клетчатки обеспечивает своевременное освобождение кишечника от токсичных продуктов распада, которые образуются из белков и жиров в результате их неполного сгорания, как говорят, «в огне углеводов».
Белков в рационе должно быть столько, чтобы обеспечить рост тканей и компенсировать их снашивание. Жиры обладают примерно в шесть раз большей энергоемкостью по сравнению с углеводами, поэтому важны для продолженного насыщения и обеспечивают согревание тела при пониженной температуре.
Избыток белковой пищи приводит к снижению иммунитета, поскольку мясо- и рыбопродукты, расщепляются до глюкозы с большими затратами энергии, образуя питательную среду для болезнетворных бактерий. Продукты со сложной структурой не могут быть усвоены, если поступает недостаточно простых углеводов. Сонливость после еды можно сравнить с состоянием горящих дров, к которым подбросили сырые дрова или перекрыли доступ кислорода. Во сне его требуется меньше.
Круглогодичное употребление ягод и фруктов обеспечивает организм энергией, клетчаткой, витаминами и нормализует кишечную флору. Фруктоза клеточного содержимого ферментируется слюной и в виде глюкозы быстро поступает в кровь.
Целлюлоза клетчатки расщепляется до глюкозы, аминокислот и витаминов благодаря кишечным бактериям и существенно дольше – в зависимости от объема съеденных ягод или фруктов и состояния кишечной флоры. Этим обеспечивается продолженное насыщение после обильного приема яблок, что нужно рассматривать как отдельный прием пищи.
Пепин Шафранный – шедевр Мичурина. О яблоках нужно сказать особо. Это с незапамятных времен наш основной, самый питательный и полезный, фрукт. Из многочисленных сортов яблонь, выведенных И.В.Мичуриным, Пепин Шафранный считается самым удачным по многим показателям и вкусовым характеристикам.
Этот сорт яблок Иван Владимирович вывел в 1907 году в Тамбовской губернии, а первое плодоношение селекционер получил в 1915 году. Яблони самоопыляемы, имеют высокую самоплодность. Плоды транспортабельны (можно пересылать в картонных ящиках с дырками, не беспокоясь о сохранности) с длительным сроком хранения – до 2/3 года.
В процессе лёжки яблоки улучшают вкусовые качества и сохраняют товарный вид. Урожай собирают обычно в середине–конце сентября, а к концу октября яблоки приобретают еще более насыщенный вкус. Мякоть яблок сочная, плотная, тонкозернистая, твердая и хрустящая, кремового оттенка. Химический состав мякоти довольно богат, причем сахара содержится 12%.
Для выживания садовода ключевым показателем является не только энергетическая ценность, но и отсутствие периодичности плодоношения – каждый год можно получать стабильные высокие урожаи. Получается, что семье достаточно одной яблони.
Круглогодичная кормилица. В традиционных руководствах для садовода указывается также, что «плоды Пепин Шафранный удерживаются на дереве очень прочно». Но нигде не найдете сведений о том, что эти яблоки можно сохранять на ветках больше времени, чем отводится на хранение сорванного плода. Удивитесь, если я назову годичный срок.
Это так. Яблоневый цвет появляется примерно в середине мая, а завязи в его конце. Сейчас март, а неснятые яблоки висят. Ведер пять, там они в лучшей сохранности. Как заканчиваются на балконах и лоджиях, так отправляюсь за новой партией.
Яблоки провисели бы и до апреля, но если, как мёдом намазанные, плоды не сорвать, то их склюют уже возвратившиеся из теплых краев птицы. Другие сорта яблок имеют хрупкую плодоножку и падают на землю по мере созревания. К снегу обычно все яблони голые. Конечно, даже прочные плодовые прутики и копьеца не спасают Пепин Шафранный от сильного ветра, если дерево не находится в естественном укрытии, например, на крутом восточном склоне к реке. Это обеспечивает защиту от преобладающего западного ветра и создает воздушную подушку арктическим восточным ветрам.
Яблони одного и того же сорта проявляют индивидуальность, различаясь, например, сахаристостью и прочностью крепления плодов. Эти два свойства существенны для зимнего плодоношения. Первое – препятствует порче–гниению, а второе – исключает соприкосновение с влажной землей, что гарантирует сохранность плода.
Яблоки – моя слабость, поэтому можно принять во внимание субъективное мнение, что обсуждаемая яблоня Пепин Шафранный отличается аномальной сахаристостью и степенью удержания плодов. Эта яблоня растет на оползневом склоне к Волге рядом со сливами и абрикосом.
Поодаль, как бы в закутке-подкове, горделиво стоят две груши, созревание плодов которых обеспечивается только такой естественной защитой от западного и южного ветра. Солнца деревьям хватает благодаря 10-метровой высоте.
На открытом месте груши падали бы незрелыми из-за хрупкости черенков. В сентябре мне не до яблок – поедание приторно сладких груш превращается в работу. Полезный выход энергии обеспечивают пила-ножовка и лопата. И каждый год сбрасывается несколько десятков ведер плодов... Доставать их в лучшей сохранности не удаётся.
К счастью, Пепин Шафранный осенью не утомляет. Более 15 лет плоды «круглогодичной кормилицы» собираются только зимой и весной. В октябре поднимаются только упавшие плоды, не удержавшиеся на ветках из-за тесного соседства с другими яблоками или повреждения личинками.
Особенности плодоношения этой яблони избавляют от необходимости в страду бабьего лета поднять на гору десятки ведер плодов, и «нянчится» с их размещением на хранение. Куда проще отложить сбор урожая Пепина Шафранного до зимы и весны, когда уровень физической нагрузки недостаточен, и больше свободного времени.
В наволочках за яблоками. Для хождения по снегу и дачных работ в сугробах подойдет не всякая обувь. Пробираться на дачу по белому безмолвию увлекательное занятие, если в ботинки не забивается снег. Вытряхивать его, начавший таять, бесполезно – тут же набьётся новый. При морозе ниже 15 градусов этим заниматься не стоит из-за охлаждения пальцев рук, которые наиболее чувствительны к низкой температуре. Потом, даже сжав их в кулак под перчаткой, не скоро согреешь.
Нужно просто идти дальше, не обращая внимания на попавший снег, движение согреет. Вскоре наледь закупорит «предательские» поры верха обуви, образуя воздушную прослойку, и ноги перестанут мерзнуть. Много так ходил по снегу, не испытывая особого удовольствия, прежде чем пришло простое решение.
Берешь с собой две старые наволочки и два отрезка резинки. Перед сходом с тропы и выходом на глубокий снег «обуваешь-наматываешь» на ботинки наволочки и затягиваешь до колен резинками. Если нет подходящих наволочек, то можно воспользоваться женскими ночными рубашками, завязанными узлом со стороны ручных проемов.
«Хит» этого сезона – комплект для ходьбы из наволочки и женской рубашки. Что на какую ногу надевать неважно. Вот в петровскую эпоху это помогло бы солдатам различать, где правая нога, где левая. А то им приходилось на одну ногу солому привязывать, а на другую – сено.
После успешного прохода туда и обратно «бахилы» присыпаются снежком под приметным кустиком для повторного использования. Наружная «обувь» быстро заиндевеет, что увеличит площадь соприкосновения и трение о снег, намного облегчив спуски и подъемы.
Резинки обеспечивают не слишком жесткое крепление, а прижим исключает сползание обмоток при вынимании ноги из сугроба. Одинаково прочно крепится как наволочка, так и женская рубашка. Ни разу не приходилось их перематывать в пути или даче.
Вспоминаются скифы, которые натягивали кожу молодых животных на ноги в виде сапог. После усыхания ее снять было нельзя. Кочевники так и спали в этой обуви, не снимая, пока она не снашивалась.
Узел из тесемок рубашки не только не мешает ходьбе, а препятствует проскальзыванию. Оценить эффективность такой экипировки можно, если пройти маршрут, сняв «бахилы». Ботинки будут уходить на глубину, причем резко проваливаясь. Это потребует существенно большего напряжения при ходьбе, лишенной плавности хода (изматывающая «рваная» ходьба).
Шерстяные штаны выше обмоток покрываются изморозью, что способствует сохранению тепла. Надевать двое штанов, как обычно делают, не следует, поскольку между слоями ткани будет сильное трение. Это резко затруднит и без того непростое движение по сугробам, ведь местами по снегу приходится «плыть».
А вот еще одна деталь женской одежды зимнему дачнику необходима. Это непопулярный ныне аксессуар – советские рейтузы с резинками на штанинах. Надеваются на пару полушерстяных плавок и защищают органы, которые не согреваются движением, как другие части тела. Иначе не спасешься от сильного ветра при короткой куртке. Понятно, что полы длинной верхней одежды будут тормозить движение по сугробам.
Зимний фитнес. В сухой обуви, да еще в воздушной подушке обмоток, замерзнуть на даче не получится. Конечно, совершая какую-то работу. В наволочках даже залезать на яблоню одно удовольствие – как в крагах на электрический столб. Это приходится делать, чтобы стрясать яблоки с нужных веток. Можно, конечно, доставать плоды подрезанной бутылкой на рейке, но эта продолжительная процедура трудно реализуется на сильном морозе.
Зимой лучше всего согревает работа ножовкой (только не с металлической рукояткой) и наклоны за упавшими в снег яблоками. Следов предыдущего пребывания под яблоней не остается, поэтому глубокие лунки на ровном снегу хорошо выделяются даже в потемках. Несмотря на короткий световой день, 100% сбор стрясенных яблок гарантируется.
Набираются яблоки в пакет, висящий на сучке, прямо со снегом, чтобы быстрее управиться. Затем, уже в домике, где теплее на несколько градусов, плоды вываливаются на подстилку лежака и вытираются от снега. В один мешок из-под крупы яблоки не кладутся, чтобы уменьшить давление на нижние слои плодов.
Наволочки на ботинках спасают и от влажного снега, который, кстати, увеличивает сцепление и намного облегчает подъемы. Это особенно важно при возвращении с грузом. Ясно, что зимой приходится класть в рюкзак в два, а то и в три раза меньше, чем осенью. У Пепина Шафранного плоды некрупные, что в сочетании с плотностью мякоти обеспечивает большой вес груза при сравнительно небольшом его объеме. Уже лишнюю бутылку родниковой воды не поставишь, хотя есть куда…
Морозильные-молодильные: самоконсервация яблок. Кто-то скажет: «Ну и зачем гниль таскать?». Не спешите делать выводы. Пепин Шафранному из-за высокой плотности и сахаристости вообще не свойственно гнить, если плоды не червивые. Могут до заморозков лежать под яблоней в дождливую осень. А засыпанные снегом эти яблоки в апреле выглядят, как в октябре, но лучше усваиваются. Откапываю их, а затем тут же употребляю, принимая первые полноформатные солнечные ванны.
Даже мороз за минус 30 не прекращает питание плодов, висящих на ветках. Внутренние слои мякоти продолжают жить, в чем можно убедиться, разрезав яблоко и увидев светлое нутро. Яблоко готово к употреблению, причем наружные слои мякоти оказываются намного слаще, поскольку фруктоза клеточного содержимого под воздействием низкой температуры преобразуется в более сладкую сахарозу.
В отличие от белого сахара, который не содержит ничего, кроме калорий, мороженое яблоко это кладезь витаминов, микроэлементов, и клетчатки, В результате ее расщепления кишечными бактериями образуется содержимое, необходимое для нормальной перистальтики кишечника.
Доставку яблок лучше выполнять при температуре минус 10–15 градусов. Когда и не слишком холодно, и яблоки не так сильно мнутся в рюкзаке, покрывая спину сахарным сиропом. При оттепелях приходится помещать плоды в обрезанные пластиковые емкости.
Мороз увеличивает энергетическую ценность любых ягод, которые удерживаются на ветках. В первую очередь нужно назвать шиповник, хотя им быстро не наешься. Технология употребления простая – набрал ягод полный рот, и шагаешь, выплевывая косточки. Так можно легко утолить витаминный и энергетический голод, хотя не так быстро, как съев несколько яблок. Косточки черноплодной рябины легко жуются и усваиваются, но эта ягода, даже мороженная, довольно терпкая, и ее много не съешь.
Оскомину хорошо снимает сливовая или вишневая смола («клей»). Ее срезаешь со стволов и сосешь-жуешь во время работы или ходьбы. При этом нормализуется кислотно-щелочной баланс. Употреблять что-то более серьезное на морозе не следует, иначе энергия, которая могла быть потрачена на согревание и движение, уменьшится и пойдет на переработку пищи.
Из-за охлаждения организма усвоение пищи резко замедлится. Даже небольшая загрузка желудка скажется на глубине диафрагмального дыхания и затруднит движение, вплоть до колик в нижней части живота. А делать подъемы вскоре после приема пищи, особенно с грузом, вообще небезопасно.
Для разнообразия весной можно пожевать набухшие почки калины или американского клена. Они тягучие, имеют нейтральный вкус и весьма питательны. Сок клена во много раз слаще березового. Почек смородины много не съешь, их лучше употреблять как острую приправу к черному хлебу с подсолнечным маслом. Бутылочка с маслом в рюкзаке или на даче придаст силы и позволит смотреть на будущее с оптимизмом.
Ларчик просто открывается. После пробуждения организм запускается сырой водой (её удобно согревать в бутылке под одеялом). Делается уборка и зарядка с выходом на балкон. Затем продолжительная процедура чаепития (чай несладкий и некрепкий) до появления чувства голода.
Завтракая яблоками, пареными в эмалированном блюде на водяной бане, можно не беспокоиться о калорийности питания и работе кишечника. Семечки легко разгрызаются в процессе пережевывания. Это белковое содержимое яблок. Выпаренный сироп (на дне блюда) употребляется позже на десерт для лучшего усвоения продуктов, содержащих много белка.
Непонятно, чем занимаются селекционеры-генетики? Страшно далеки они от Природы. На Мичурина нужно равняться, а не на высокие технологии «с двойным дном», имеющие противопоказания и непредсказуемые последствия.
Капитализм с порога отметает простые решения, на которых не нагреешь руки. Натуральное сырье в результате «глубокой переработки» превращается в дорогостоящую отраву, которая под рекламу и яркие упаковки «хавается» потребителем.
Мы так спроектированы эволюцией, что употреблению пищи должны предшествовать затраты мускульной силы на ее приобретение. Шаговая доступность супермаркетов превращает нас в тепличные растения, которые, возможно, проживут дольше. Но разве это жизнь?
Правительство не знает, как сократить стоимость потребительской корзины, уменьшив нагрузку на бюджет, чтобы улыбаться зловредным санкциям иноземцев. Но смешно импортировать ягоды и фрукты, когда дары Природы могут на большой части нашей территории попросту висеть на ветках почти до следующего цветения! Такого чуда вегетации даже в Африке нет…
А зимние каникулы – самое подходящее время не только для зарубежных поездок толстосумов, но и для сбора урожая яблок и ягод. Хватит времени, чтобы разложить их до весны в естественных холодильниках на балконах и лоджиях, угостив под завязку родных и знакомых.
Можно не торопиться до первых оттепелей, но приторно сладкие яблоки уже в феврале начинают клевать птицы. Ничего, поврежденные яблоки дают больше сиропа, а его можно сравнить только с мёдом...
Владимир ФиларетовЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

"ТЕОРИЯ АДЕКВАТНОГО ПИТАНИЯ И ТРОФОЛОГИЯ" А.М.УГОЛЕВ
2016-05-14 10:40
ЯБЛОКИ НА СНЕГУ: О ПРОДЛЕНИИ ДАЧНОГО СЕЗОНА
2015-10-04 21:37
Последние откомментированные темы: