Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6946 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Ресурсный кризис наступит не завтра, он уже случился вчера.

 Лукич  

Пред­ла­гаю вашему вни­ма­нию взгляд с другой сто­ро­ны на теорию тех­но­ло­ги­че­ских укла­дов. По­ла­гаю, это может лучше объ­яс­нить те­ку­щую си­ту­а­цию и оце­нить пер­спек­ти­вы.

 

В разных ин­тер­пре­та­ци­ях теории о тех­но­ло­ги­че­ских укла­дах акцент всегда де­ла­ет­ся именно на новые тех­но­ло­гии, ко­то­рые всё и опре­де­ля­ют. Однако, про­бле­ма ре­сур­сов ока­зы­ва­ет­ся в лучшем случае вто­ро­сте­пен­ной. И отсюда воз­ни­ка­ют во­про­сы, по­ло­же­ние дел не укла­ды­ва­ет­ся в теорию.

 

Начну с при­ме­ров. Во вре­ме­на 2МВ в США мас­со­во стро­и­лись транс­порт­ные суда класса «Ли­бер­ти». Это до­воль­ные круп­ные (14 000 тонн во­до­из­ме­ще­ния) и тех­ни­че­ски слож­ные для тех времен из­де­лия. Ма­те­ри­а­ло-, энерго-, тру­до­ем­кость из­го­тов­ле­ния были весьма велики.

 

По­строй­ка первых 14 судов заняла около 230 дней. В те­че­ние 1941—1942 путём по­сле­до­ва­тель­ных усо­вер­шен­ство­ва­ний срок по­строй­ки (от за­клад­ки до спуска на воду) был умень­шен до 42 суток. Всего на по­строй­ке «Ли­бер­ти» было занято 18 верфей (не считая мно­го­чис­лен­ных суб­под­ряд­чи­ков), и в 1943 выпуск со­ста­вил в сред­нем 3 судна в день.

 

Всего за ко­рот­кий период их было по­стро­е­но более 2000 штук.

 

По­вто­рить такое се­год­ня аб­со­лют­но невоз­мож­но. Судно со­по­ста­ви­мо­го типа будет стро­ить­ся на верфи год. Мак­си­маль­ное мас­шта­би­ро­ва­ние даст в год де­ся­ток-другой таких. А ведь у нас теперь тех­но­ло­гии со­вре­мен­нее. У нас лучше краны, лучше сварка, иде­аль­ные чер­те­жи, ма­те­ма­ти­че­ски оп­ти­ми­зи­ро­ван­ные гра­фи­ки про­из­вод­ства работ. В чем дело?

 

Бри­тан­цы сто лет назад были спо­соб­ны делать дред­но­у­ты на 30 тысяч тонн за пол­то­ра года – от за­клад­ки до ввода в строй, и се­рий­но. Теперь авиа­но­сец «Куин Эли­за­бет» (70 тысяч тонн) в лучшем случае будет готов за 12 лет.

 

Воз­мож­но, во­ен­ная необ­хо­ди­мость по­рож­да­ла воз­мож­ность столь мас­со­во­го про­из­вод­ства? – Да, армии второй ми­ро­вой за­кан­чи­ва­ли войну, имея в разы (в чем-то и на по­ряд­ки) больше со­вре­мен­ных во­ору­же­ний, чем то, с чем они войну на­чи­на­ли. А уж как ка­че­ствен­но оно раз­ли­ча­лось…

 

Однако, в со­вре­мен­ных войнах мы не на­блю­да­ем того же эф­фек­та. Ирано-ирак­ский кон­фликт был долгим. Но со­вре­мен­ной тех­ни­ки на поле боя ста­но­ви­лось только меньше и меньше. Се­год­ня тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти многих во­ю­ю­щих сторон огра­ни­чи­ва­ют­ся со­зда­ни­ем та­ча­нок из ав­то­мо­би­лей и пу­ле­ме­тов (изоб­ре­те­ния 150-летней дав­но­сти, ак­ту­аль­ные мо­ди­фи­ка­ции 70-летней дав­но­сти), и то не своего про­из­вод­ства. А тот случай, когда англо-фран­цуз­ское воз­душ­ное на­па­де­ние на Ливию было при­оста­нов­ле­но из-за ис­чер­па­ния бомб. У вас за­кон­чи­лись бомбы на войне? В 21-ом веке?

 

Транс­си­бир­скую ма­ги­страль начали стро­ить в 1891 году, а в 1903 году уже было ре­гу­ляр­ное со­об­ще­ние между Пе­тер­бур­гом и Вла­ди­во­сто­ком. Кайлом, ло­па­той и тачкой. Сколь­ко по­тре­бу­ет­ся для стро­и­тель­ства такого же мас­шта­ба с экс­ка­ва­то­ра­ми, буль­до­зе­ра­ми, пу­те­уклад­чи­ка­ми и с ин­тер­не­том в каждой бы­тов­ке? – От два­дца­ти лет, я думаю.

 

Че­ло­ве­че­ство что-то по­те­ря­ло. Нам не хва­та­ет чего-то, чтобы до­стичь преж­них уров­ней мо­гу­ще­ства в про­из­вод­стве. Ка­за­лось бы, тех­ни­ка у нас теперь го­раз­до со­вер­шен­нее, энер­гия до­ступ­на, нехват­ки людей тоже не на­блю­да­ет­ся. В чем про­бле­ма?

 

Да­вай­те по­смот­рим на аспект эф­фек­тив­но­сти в ди­на­ми­ке эко­но­ми­че­ских волн. В ис­точ­ни­ках обычно го­во­рят о вы­со­кой эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства на вос­хо­дя­щей фазе и низкой эф­фек­тив­но­сти в фазе спада. Что ин­ту­и­тив­но ло­гич­но объ­яс­ня­ет воз­ни­ка­ю­щий кризис, ко­то­рый должен пре­одо­ле­вать­ся пе­ре­хо­дом на новый тех­но­ло­ги­че­ский уклад.

По­ла­гаю это прин­ци­пи­аль­ной ошиб­кой.

 

На самом деле в фазе роста эко­но­ми­че­ской волны нового тех­но­ло­ги­че­ско­го уклада эф­фек­тив­ность крайне низка. А к фазе кри­зи­са эф­фек­тив­ность до­сти­га­ет прак­ти­че­ско­го мак­си­му­ма.

 

Эф­фек­тив­ность – это ведь от­но­ше­ние до­стиг­ну­то­го ре­зуль­та­та к за­тра­чен­ным ре­сур­сам и уси­ли­ям (это тоже вид ре­сур­са). А ее путают с эф­фект­но­стью. В данном случае эф­фект­ность – это субъ­ек­тив­ная (не ин­те­граль­ная) оценка до­стиг­ну­то­го аб­со­лют­но­го ре­зуль­та­та в срав­не­нии с какими-то иными ре­зуль­та­та­ми.

 

На этой се­ман­ти­че­ской ошибке к эко­но­ми­че­ским фазам при­ме­ня­ют закон убы­ва­ю­щей до­ход­но­сти. Нет, сам по себе в неко­то­рых гра­ни­цах он справ­де­лив. Дей­стви­тель­но, вло­же­ние до­пол­ни­тель­ных ре­сур­сов не всегда обес­пе­чи­ва­ет про­пор­ци­о­наль­ный рост эф­фек­та (эф­фект­но­сти) при со­хра­не­нии иных усло­вий.

 

Однако, на прак­ти­ке в фазе кри­зи­са мы на­блю­да­ем об­рат­ный про­цесс – из про­из­вод­ства за­би­ра­ют ре­сур­сы. И по­вы­ша­ют этим эф­фек­тив­ность. При со­хра­не­нии эф­фект­но­сти. По­нят­но, что это про­цесс ко­неч­ный, по­это­му таким об­ра­зом выйти из кри­зи­са невоз­мож­но.

 

Кстати, за­бав­но, что в таком ра­кур­се что до­бав­ле­ние ре­сур­сов, что их изъ­я­тие при­во­дит к одному и то же фи­наль­но­му ре­зуль­та­ту – кризис так не пре­одо­леть, все за­кон­чит­ся кол­лап­сом. Эмм… Так значит, дело не в ре­сур­сах, и их можно сво­бод­но вы­бро­сить из урав­не­ния? – Вовсе, нет, но об этом позже.

 

Рас­сла­бим­ся при­ме­ра­ми еще.

До­пу­стим, вам нужно вы­ко­пать 20 метров тран­шеи. Вы можете нанять за деньги двух про­фес­си­о­наль­ных зем­ле­ко­пов, ко­то­рые вы­пол­нят вам ее за 8 часов в лучшем виде. Но у вас вместо денег и/или зем­ле­ко­пов име­ет­ся огром­ный и бес­плат­ный ресурс – рота солдат. И вы от­прав­ля­е­те их.

 

Ста­ро­слу­жа­щие копать вообще не будут, по ходу дела будут про­тра­че­ны во­ен­ным спо­со­бом три лопаты и пять пар вер­хо­нок, кто-то по­лу­чит травму. Но и тран­шею вы по­лу­чи­те. И всего за два часа.

 

Эф­фект­ность выше. Тран­шея отрыта быстро и бес­плат­но. Эф­фек­тив­ность ниже, если ее из­ме­рять по ко­ли­че­ству ис­поль­зо­ван­ных ре­сур­сов – ко­па­ю­щих.

 

А вы когда-нибудь за­да­ва­лись во­про­сом, почему самые бо­га­тые не яв­ля­ют­ся од­но­вре­мен­но самыми умными и на­о­бо­рот? Ведь тео­ре­ти­че­ски умный по­сту­па­ет эф­фек­тив­но, по­это­му в фазе роста (ко­то­рой якобы при­су­ща эф­фек­тив­ность) он должен иметь пре­иму­ще­ства.

 

Возь­ми­те ве­ду­ще­го про­грам­ми­ста Петю из про­вин­ци­аль­но­го рос­сий­ско­го банка и срав­ни­те его с мо­ло­дым Биллом Гейт­сом по на­вы­кам в про­грам­ми­ро­ва­нии (можно и с те­ку­щим). На­вер­ня­ка наш про­грам­мист ока­жет­ся на голову силь­нее. И он даже тео­ре­ти­че­ски может стать ве­ду­щим про­грам­ми­стом в Май­к­ро­соф­те. Но Биллом Гейт­сом ему не стать. Наш Петя эф­фек­тив­нее, но эф­фект­но­сти ему не до­стичь. Чего-то не хва­та­ет. Того, что есть в фазе роста, а в фазе кри­зи­са нет.

 

А теперь к сути.

 

Именно ре­сур­сы дают воз­мож­ность роста на новом тех­но­ло­ги­че­ском укладе. Но не просто ре­сур­сы. Аиз­бы­точ­ность ре­сур­сов. Чу­до­вищ­ная из­бы­точ­ность ре­сур­сов.

 

Новый тех­но­ло­ги­че­ский уклад нужен и ста­но­вит­ся та­ко­вым не сам по себе. Он дает воз­мож­ность ис­поль­зо­вать  в ка­че­стве кри­ти­че­ски важ­но­го ре­сур­са то, что ранее та­ко­вым не яв­ля­лось. И этого ре­сур­са должно быть очень, очень много. Тогда и только тогда на базе без­гра­нич­но­го и по­лез­но­го ре­сур­са на­чи­на­ет­ся фаза подъ­ема. Тех­но­ло­гия – это лишь ин­стру­мент, без ее при­ло­же­ния к Ре­сур­су она оста­нет­ся ма­ло­по­лез­ной иг­руш­кой. Как ложка без на­пол­нен­ной та­рел­ки.

 

Это не тех­но­ло­ги­че­ские уклады у нас сме­ня­ют­ся, а ре­сурс­ные уклады.

 

Когда-то гектар земли давал охот­ни­ку-со­би­ра­те­лю две горсти съе­доб­ных ко­реш­ков и пять сус­ли­ков. Гектар земли имел по­лез­ность, но крайне скуд­ную. А од­на­ж­ды вы­яс­ни­лось, что вы­ра­щи­ва­ние на нем злаков может при­не­сти про­корм на год. И ока­за­лось, что этой земли бес­ко­неч­но много. Цен­ней­ший ресурс и в из­быт­ке.Тех­но­ло­гия – зем­ле­де­лие, ресурс – земля. Чего бы стоила тех­но­ло­гия сама по себе, если бы при­год­ной земли было очень мало? А мы по­лу­чи­ли на новом и из­бы­точ­ном ре­сур­се нео­ли­ти­че­скую ре­во­лю­цию, рост по­пу­ля­ции на по­ряд­ки и саму по себе нашу ци­ви­ли­за­цию.

 

Та же ис­то­рия про­изо­шла с углем. Да, уголь знали, до­бы­ва­ли и огра­ни­чен­но при­ме­ня­ли. На отоп­ле­ние хва­та­ло и дров, их было проще до­стать, они были де­шев­ле. Тех­но­ло­гия па­ро­вых дви­га­те­лей сде­ла­ла уголь Ре­сур­сом. И его ока­за­лось из­бы­точ­но много. На угле мы и по­стро­и­ли нашу ма­шин­ную ци­ви­ли­за­цию.

 

С точки зрения эко­но­микс ре­сур­сом яв­ля­ет­ся спрос. А ре­сур­сом су­ще­ствен­ным – неогра­ни­чен­ный неудо­вле­тво­рен­ный спрос на рынке, где от­сут­ству­ет пред­ло­же­ние кон­ку­рен­тов. Вот тут и воз­ни­ка­ют все про­мыш­лен­ные и фи­нан­со­вые им­пе­рии с точки зрения сфе­ри­че­ской эко­но­ми­ки.

 

Теория тех­но­ло­ги­че­ских укла­дов об­хо­дит вопрос ре­сур­сов сто­ро­ной. Вот один из ва­ри­ан­тов опре­де­ле­ния укла­дов (он не хуже других):

 

Первый тех­но­ло­ги­че­ский уклад


Ос­нов­ной ресурс – энер­гия воды.
Глав­ная от­расль – тек­стиль­ная про­мыш­лен­ность.
Клю­че­вой фактор – тек­стиль­ные машины.
До­сти­же­ние уклада – ме­ха­ни­за­ция фаб­рич­но­го про­из­вод­ства.

Второй тех­но­ло­ги­че­ский уклад


Ос­нов­ной ресурс – энер­гия пара, уголь.
Глав­ная от­расль – транс­порт, чёрная ме­тал­лур­гия.
Клю­че­вой фактор – па­ро­вой дви­га­тель, па­ро­вые при­во­ды стан­ков.
До­сти­же­ние уклада – рост мас­шта­бов про­из­вод­ства, раз­ви­тие транс­пор­та.
 

Третий тех­но­ло­ги­че­ский уклад


Ос­нов­ной ресурс – элек­три­че­ская энер­гия.
Глав­ная от­расль – тя­жё­лое ма­ши­но­стро­е­ние, элек­тро­тех­ни­че­ская про­мыш­лен­ность.
Клю­че­вой фактор – элек­тро­дви­га­тель.
До­сти­же­ние уклада – кон­цен­тра­ция бан­ков­ско­го и фи­нан­со­во­го ка­пи­та­ла; по­яв­ле­ние ра­дио­свя­зи, те­ле­гра­фа; стан­дар­ти­за­ция про­из­вод­ства.
 

Чет­вёр­тый тех­но­ло­ги­че­ский уклад


Ос­нов­ной ресурс – энер­гия уг­ле­во­до­ро­дов, начало ядер­ной энер­ге­ти­ки.
Ос­нов­ные от­рас­ли – ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние, цвет­ная ме­тал­лур­гия, неф­те­пе­ре­ра­бот­ка, син­те­ти­че­ские по­ли­мер­ные ма­те­ри­а­лы.
Клю­че­вой фактор – дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния, неф­те­хи­мия.
До­сти­же­ние уклада – мас­со­вое и се­рий­ное про­из­вод­ство.
 

Пятый тех­но­ло­ги­че­ский уклад


Ос­нов­ной ресурс – атом­ная энер­ге­ти­ка.
Ос­нов­ные от­рас­ли – элек­тро­ни­ка и мик­ро­элек­тро­ни­ка, ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии, генная ин­же­не­рия, про­грамм­ное обес­пе­че­ние, те­ле­ком­му­ни­ка­ции, осво­е­ние кос­ми­че­ско­го про­стран­ства.
Клю­че­вой фактор – мик­ро­элек­трон­ные ком­по­нен­ты.
До­сти­же­ние уклада – ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния.
 

Шестой тех­но­ло­ги­че­ский уклад

(все со­став­ля­ю­щие нового тех­но­ло­ги­че­ско­го уклада носят ха­рак­тер про­гно­за)


Ос­нов­ные от­рас­ли – нано- и био­тех­но­ло­гии, на­но­энер­ге­ти­ка, мо­ле­ку­ляр­ная, кле­точ­ная и ядер­ная тех­но­ло­гии, нано­био­тех­но­ло­гии, био­ми­ме­ти­ка, нано­био­ни­ка, на­но­тро­ни­ка, а также другие на­но­раз­мер­ные про­из­вод­ства; новые ме­ди­ци­на, бы­то­вая тех­ни­ка, виды транс­пор­та и ком­му­ни­ка­ций; ис­поль­зо­ва­ние ство­ло­вых клеток, ин­же­не­рия живых тканей и ор­га­нов, вос­ста­но­ви­тель­ная хи­рур­гия и ме­ди­ци­на.

Клю­че­вой фактор – мик­ро­элек­трон­ные ком­по­нен­ты.

До­сти­же­ние уклада – ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния, резкое сни­же­ние энер­го­ём­ко­сти и ма­те­ри­а­ло­ём­ко­сти про­из­вод­ства, кон­стру­и­ро­ва­ние ма­те­ри­а­лов и ор­га­низ­мов с за­ра­нее за­дан­ны­ми свой­ства­ми.
 

 

Вы можете пред­по­чи­тать иное де­ле­ние, дело не в том. За­меть­те. В первых раз­де­лах ре­сур­сы прямо и точно ука­за­ны. Для пятого уклада в таком ка­че­стве ука­за­на атом­ная энер­гия, что никак с ре­аль­но­стью не со­гла­су­ет­ся. Для ше­сто­го уклада ресурс вообще не указан. О чем это го­во­рит прежде всего? – О том, что шестой уклад на се­год­ня – фикция, фан­та­зия, ко­то­рая не под­креп­ле­на ни чем.

 

Иногда от­дель­но вы­во­дят тех­но­ло­ги­че­ский уклад из мик­ро­элек­тро­ни­ки и ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. С этим можно и со­гла­сить­ся. Да, мир су­ще­ствен­но из­ме­нил­ся. Но ка­че­ствен­но ли? У Шер­ло­ка Холмса в конце 19 века не было имейла. Но маль­чиш­ка за пару пенни от­но­сил на почту его те­ле­грам­му, ко­то­рую ад­ре­сат по­лу­чал через 15 минут через дру­го­го маль­чиш­ку. (Хех, в нашем мо­гу­чем циф­ро­вом тех­но­ло­ги­че­ском укладе по улицам го­ро­дов тас­ка­ют­ся желтые ходоки, раз­но­ся­щие бу­тер­бро­ды. Мы точно пре­вос­хо­дим 19 век?)

 

Я вот не вижу ре­сур­са, ко­то­рый мы по­лу­чи­ли в поль­зо­ва­ние бла­го­да­ря ин­фор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям. Где он? Га­д­же­ты ис­поль­зу­ют время своих поль­зо­ва­те­лей, отняв его у других за­ня­тий. А что мы по­лу­чи­ли-то?

 

 

Вы ведь не ду­ма­е­те, что транс­пор­ты класса «Ли­бер­ти» стро­и­лись очень эф­фек­тив­но. На­вер­ня­ка, там было за­дей­ство­ва­но го­раз­до больше ра­бо­чих и про­че­го пер­со­на­ла, чем это бы по­тре­бо­ва­лось се­год­ня. Ка­те­го­рии типа «время жизни про­ек­та» или «эко­но­мия» не рас­смат­ри­ва­лись. Мы по­стро­им 20 верфей, а если они нам через три года больше не будут нужны, то снесем их и по­стро­им там что-то другое. А лишние суда по­ре­жем на металл или рас­стре­ля­ем из пушек.

 

Ре­сур­сов было очень много, из­бы­точ­но много. Нанять еще пять тысяч ра­бо­чих? – Нет про­блем. Сталь?  - Сколь­ко угодно. Уголь, лес, ми­не­ра­лы – полно. Это теперь мы пы­та­ем­ся эф­фек­тив­но и нудно вы­пи­лить та­бу­рет­ку весом в 3 кг из 3,2 кг дре­ве­си­ны. А тогда брали пол-куба и за три се­кун­ды по­лу­ча­ли го­то­вую.

 

Бизнес на пустом рынке ( = на бес­ко­неч­ном ре­сур­се) про­ща­ет все ошибки. Можно вы­ки­нуть в брак ре­зуль­тат ме­сяч­но­го про­из­вод­ства, можно за­ка­зать на кор­по­ра­тив Ма­дон­ну, можно почти ничего не по­ни­мать в своем деле – 1000% при­бы­ли про­стят всё. По­чи­тай­те аме­ри­кан­ских клас­си­ков про жизнь в 19 веке. Стать мил­ли­о­не­ром за пол­го­да – ря­до­вое со­бы­тие.

 

Тут непло­хо бы под­кре­пить циф­ра­ми? Они есть. Ди­на­ми­ка по­треб­ле­ния ме­тал­лов на душу на­се­ле­ния в США. Пики по­треб­ле­ния при­хо­дят­ся на 50-70 года про­шло­го века. Тогда и был из­бы­ток ре­сур­сов, ко­то­рый обес­пе­чил те­ку­щий зо­ло­той век че­ло­ве­че­ства. Никто не жил богаче, чем белые аме­ри­кан­цы в 50-ых годах.

 

Иные счи­та­ют, что се­год­ня не су­ще­ству­ет де­фи­ци­та ре­сур­са. А как же? Любые ре­сур­сы про­да­ют­ся на сво­бод­ном гло­баль­ном рынке, до­ступ­но всё, цены пока при­ем­ле­мы. Но фаза роста может су­ще­ство­вать лишь за счет огром­но­го из­быт­ка ре­сур­сов. И это в про­шлом.

 

Только из­бы­ток ре­сур­сов может за­крыть от­сут­ствие эф­фек­тив­но­сти, про­стить любые ошибки, обес­пе­чить взрыв­ной рост про­из­вод­ства и его гло­баль­ное мас­шта­би­ро­ва­ние, сверх­при­бы­ли, со­зда­ю­щие новые ка­пи­та­лы.Ре­сурс­ный кризис на­чал­ся 70 лет назад. Это и СССР кос­ну­лось – способ про­из­вод­ства у нас был точно таким же, других не при­ду­ма­но. Сейчас мы входим в острую фазу.

 

Не зря ведь до­ми­нант на­шеп­ты­ва­ет о нашей гря­ду­щей жизни, где у людей не будет соб­ствен­но­сти, при­нуж­да­ет нас об­хо­дить­ся без энер­гии, при­уча­ет к бу­ду­ще­му от­сут­ствию всего, кроме экран­чи­ка, за­ме­ня­ю­ще­го жизнь.

 

Вот когда гос­по­да ученые при­ду­ма­ют, как сде­лать так, чтобы, на­при­мер, гранит стал по­ле­зен не только в виде ще­бен­ки, но и как топ­ли­во, тогда и по­го­во­рим про новый тех­но­ло­ги­че­ский уклад. А пока надо го­то­вить­ся к дру­го­му.

 

А со­оте­че­ствен­ни­кам скажу, что в нашей бо­го­спа­са­е­мой стране ре­сур­сов еще много. Не столь много, чтобы мы на из­быт­ке могли бы рва­нуть ра­ке­той вверх – тут у нас си­ту­а­ция та же – из­быт­ка нет, ре­сурс­ный кризис налицо. У нас их столь­ко, что когда ре­сурс­ный кризис будет до­би­вать ми­ро­вую эко­но­ми­ку, мы сможем пе­ре­кан­то­вать­ся и даже кого-нибудь спасти по со­от­вет­ству­ю­щей цене.

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка   Ком­мен­та­рий ре­дак­ции раз­де­ла проект бу­ду­ще­го.
.
  Комментарии Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(09:43:03 / 05-05-2019)

почти все понял и бла­го­да­рю вас за труд 

и со­гла­сен 

осо­бен­но по­нра­ви­лось вот это 

Как ложка без на­пол­нен­ной та­рел­ки.

похоже се­год­ня многие с пу­сты­ми лож­ка­ми бегают в по­ис­ках на­пол­нен­ной та­рел­ки 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя ИльдарН Иль­дарН(5 лет 1 месяц)(11:14:53 / 05-05-2019)

Сейчас, ре­сур­сом яв­ля­ют­ся люди.

Все эти субъ­ек­ты с га­д­же­та­ми, волной на­кры­ва­ю­щие Европу - это ресурс. А в Африке и Азии - его много.

Аватар пользователя iAndrey iAndrey(2 года 11 ме­ся­цев)(13:41:12 / 05-05-2019)

Сейчас, ре­сур­сом яв­ля­ют­ся люди

 Вы имеете в виду труд че­ло­ве­ка?

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(13:52:44 / 05-05-2019)

даже уже го­во­рят что они есть новая нефть 

тут была статья про воз­врат ра­бо­вла­де­ния 

все нор­маль­но по­лу­ча­ет­ся

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя Фантомас Фан­то­мас(1 год 1 месяц)(16:41:14 / 05-05-2019)

Ильдар, я, скорее, скло­нен со­гла­сить­ся именно с Вами, а не с ав­то­ром, при всём моём к нему глу­бо­ком ува­же­нии. Ре­сур­сов до­ста­точ­но. Ис­поль­зо­ван­ные ранее ци­ви­ли­за­ци­ей ме­тал­лы никуда не делись с по­верх­но­сти нашей пла­не­ты. В конце концов, при ис­то­ще­нии рудных за­ле­жей в та­ко­вые могут пре­вра­тить­ся и по­ли­го­ны ТБО. Уг­ле­во­до­ро­ды можно за­ме­стить дре­ве­си­ной, и прак­ти­че­ский опыт этого на­ра­бо­тан за по­след­ние 100 лет пре­из­ряд­ный, а дре­ве­си­на - ресурс вос­пол­ня­е­мый, под­да­ю­щий­ся се­лек­ции и аг­ро­куль­ти­ви­ро­ва­нию. Мне ка­жет­ся, кризис именно в че­ло­ве­че­стве, в ка­че­стве че­ло­ве­че­ско­го ма­те­ри­а­ла. Че­ло­ве­че­ство, осо­бен­но "зо­ло­той мил­ли­ард", как будто мо­раль­но сильно по­ста­ре­ло, над­ло­ми­лось. Наи­бо­лее обес­пе­чен­ные слои об­ще­ства не только по­те­ря­ли ин­те­рес к жизни, по­треб­ность в твор­че­ской де­я­тель­но­сти - они даже тупо раз­мно­жать­ся не хотят, хотя с чисто фи­нан­со­во-бы­то­вой точки зрения именно для них раз­мно­же­ние и вос­пи­та­ние себе по­доб­ных яв­ля­ет­ся на­и­ме­нее про­блем­ным. По­смот­ри­те вокруг - целью "ци­ви­ли­зо­ван­но­го об­ще­ства" ещё 20 лет назад было ис­клю­чи­тель­но удо­вле­тво­ре­ние своих фи­зио­ло­ги­че­ских же­ла­ний и по­лу­че­ние удо­воль­ствия при ми­ни­маль­ной фи­зи­че­ской и ин­тел­лек­ту­аль­ной ак­тив­но­сти, а в по­след­ние 10 лет даже эта цель стре­ми­тель­но утра­чи­ва­ет­ся. Се­год­ня цель су­ще­ство­ва­ния ин­ди­ви­ду­у­мов стре­ми­тель­но уходит из ре­аль­ной жизни в вир­ту­ал. Люди всё больше по­тре6­ля­ют даже не ма­те­ри­аль­ные блага, а "ими­дждт", вир­ту­аль­ное чучело самих себя, са­мо­лич­но вы­леп­лен­ное и вы­став­лен­ное на все­об­щее обо­зре­ние в Ин­тер­не­те. Именно по­это­му всё больше мо­ло­дых людей ставят перед собой целью даже не такие па­ра­зи­ти­че­ские про­фес­сии, как эко­но­ми­сты-юристы, а вовсе бло­ге­ры, суть ко­то­рых - по-обе­зья­ньи пуб­лич­но крив­лять­ся в на­деж­де ещё и сру­бить на этом бабла. Вот где глав­ный утра­чен­ный ресурс. Как в старой сказке про Во­ен­ную Тайну:

Вот при­хо­дит вечер, и лёг Маль­чиш спать. Но не спится Маль­чи­шу — ну, какой тут сон?
      Вдруг слышит он на улице шаги, у окошка — шорох. Глянул Маль­чиш и видит: стоит у окна все тот же че­ло­век. Тот да не тот: и коня нет — пропал конь, и сабли нет — сло­ма­лась сабля, и папахи нет — сле­те­ла папаха, да и сам-то стоит — ша­та­ет­ся.
      — Эй, вста­вай­те! — за­кри­чал он в по­след­ний раз. — И сна­ря­ды есть, да стрел­ки побиты. И вин­тов­ки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вста­вай­те, кто ещё остал­ся! Только бы нам ночь про­сто­ять да день про­дер­жать­ся.
      Глянул Маль­чиш-Ки­баль­чиш на улицу: пустая улица. Не хло­па­ют ставни, не скри­пят ворота — некому вста­вать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не оста­лось.
      Только видит Маль­чиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед вин­тов­ку под­нять, да такой он старый, что не под­ни­мет. Хотел дед саблю на­це­пить, да такой он слабый, что не на­це­пит. Сел тогда дед на за­ва­лин­ку, опу­стил голову и за­пла­кал…

Аватар пользователя Watcher Watcher(7 ме­ся­цев 2 недели)(09:56:26 / 05-05-2019)

Спа­си­бо, ин­те­рес­но, непро­ти­во­ре­чи­во. 

Мне ка­жет­ся, что в до­пол­не­ние к  ос­нов­ной мысли автора можно еще по­рас­суж­дать в сто­ро­ну  пе­ре­рас­пре­де­ле­ния ре­сур­сов в сто­ро­ну лич­но­го по­треб­ле­ния все воз­рас­та­ю­ще­го на­се­ле­ния. Ну, услов­но, стро­и­те­ли транс­си­ба или бри­тан­ских дред­но­у­тов жили всей семьей в лачуге/одной-двух ком­на­тах, с двумя парами обуви и одним ко­стю­мом, не имея ни личных  ав­то­мо­би­лей, ни бы­то­вой тех­ни­ки, ни этих клятых га­д­же­тов, на­ко­нец.  То есть боль­шая часть ре­сур­сов, до­ступ­ная  со­вре­мен­но­му, на тот момент, об­ще­ству, ухо­ди­ла на пре­сло­ву­тый транс­сиб или дред­но­ут. А сейчас - услов­но - на личные авто.

Аватар пользователя Лукич Лукич(2 года 4 месяца)(10:07:59 / 05-05-2019)

Я тут не рас­смат­ри­вал про­цес­са пе­ре­хо­да от фазы роста к фазе кри­зи­са через ис­чер­па­ние из­быт­ка ре­сур­са. Ты назвал одну из причин этого.

Аватар пользователя Skygoo Skygoo(4 года 9 ме­ся­цев)(18:14:52 / 05-05-2019)

Так это и есть глав­ная при­чи­на. То­ва­рищ прав на все 100. Да, аме­ри­кан­цы стро­и­ли Ли­бер­ти в четыре раза быст­рее, чем маль­чи­ки Деница топили их в Ат­лан­ти­ке. По­это­му под­вод­ная бло­ка­да Англии так и не со­сто­я­лась.

Но если тогда во всем мире про­из­во­ди­ли всего мил­ли­он сти­раль­ных машин в год, то се­год­ня их 200 мил­ли­о­нов. Вот вам и ис­ко­мые дред­но­у­ты.

Аватар пользователя kychkin kychkin(3 года 8 ме­ся­цев)(13:53:25 / 05-05-2019)

ваш пример с ав­то­мо­би­ля­ми пра­виль­ный. именно так дело и об­сто­ит. все ре­сур­сы по­гло­ща­ет раз­ду­тое на­се­ле­ние.

 

Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(09:57:51 / 05-05-2019)

Ну может быть управ­ля­е­мый тер­мо­ядер­ный синтез?

Аватар пользователя segerist segerist(7 лет 4 месяца)(10:15:52 / 05-05-2019)

Где он?

Когда по­явит­ся в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах?

Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(10:26:45 / 05-05-2019)

Пока этого нет, но кто знает, может быть в бу­ду­щем че­ло­ве­че­ству удаст­ся со­здать такой ре­ак­тор, наука не стоит на месте, рож­да­ют­ся гении, ко­то­рые изоб­ре­та­ют что-то новое.

Если по­лу­чит­ся, ре­сур­сов будет в из­быт­ке и тогда че­ло­ве­че­ству удаст­ся выйти на новый тех­но­ло­ги­че­ский уклад.

А если нет, то нет))) 🤷‍♀️

Аватар пользователя ctrl_points ctrl_points(3 года 10 ме­ся­цев)(10:37:38 / 05-05-2019)

Если по­лу­чит­ся, ре­сур­сов будет в из­быт­ке. 

Сда­ёт­ся мне, что ука­зан­ный Лу­ки­чом "из­бы­ток ре­сур­сов" в первую оче­редь озна­ча­ет их до­ступ­ность. Когда любой ам­би­ци­оз­ный поц лишь начав с при­ме­не­ния ти­по­вой личной раб­си­лы, мог вклю­чить­ся в про­цесс чер­па­ния этого из­быт­ка. С тер­мо­ядом, даже если, что ма­ло­ве­ро­ят­но с но­неш­ним под­хо­дом, его удаст­ся осед­лать, сей фокус не выйдет - ре­ак­тор в любом ва­ри­ан­те смогут оси­лить не только лишь все, а мон­стры гос кор­по­ра­тив­но­го мас­шта­ба. И вот они то давать нам и вам энер­гию за ко­пей­ки для во­жде­ле­е­мых рывков отнюдь не по­то­ро­пят­ся.

 

Аватар пользователя darkwave darkwave(5 ме­ся­цев 1 неделя)(10:44:09 / 05-05-2019)

Думаю, за­ви­сит от того какая страна/группа стран и с какой по­ли­ти­кой осед­ла­ют тер­мо­яд

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(10:46:49 / 05-05-2019)

ну и чем этот тер­мо­яд от­ли­ча­ет­ся от обыч­ной АЭС 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(11:13:35 / 05-05-2019)

Прак­ти­че­ски неис­чер­па­е­мые запасы топ­ли­ва 

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(11:16:24 / 05-05-2019)

со­мни­тель­ная ра­дость 

При­ро­да устро­е­на не так как нам хо­чет­ся 

мне ка­жет­ся что в этом доводе кро­ет­ся только мечта хру­щев­ско­го типа 

Солнце и то вы­го­ра­ет  без по­пол­не­ния бун­ке­ра топ­лив­но­го 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(11:18:47 / 05-05-2019)

Есте­ствен­но, что это ра­бо­та­ет на опред­лен­ном про­ме­жут­ке вре­ме­ни, и Солнце тоже когда-то по­гас­нет))

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(11:22:25 / 05-05-2019)

я про другое

ны­неш­ние тех­но­ло­гии со­зда­ют даже мини АЭС вплоть до каких то даже ба­та­ре­ек, а вот тер­мо­яд навряд ли такое со­здаст 

раз­ни­ца между АЭС и тер­мо­ядом при­мер­но такая как дви­гать­ся с горы вниз - это распад или в гору вверх - это тер­мо­яд 

с горы легше ведь, а ре­сур­сы этих полно в земле ма­туш­ке 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя ctrl_points ctrl_points(3 года 10 ме­ся­цев)(12:11:04 / 05-05-2019)

дви­гать­ся с горы вниз - это распад или в гору вверх - это тер­мо­яд

Нужно не просто лезть в гору, а рас­хо­до­вать при этом массу (пе­ре­во­дя в энер­гию) быст­рее, чем тра­тить энер­гию на подъем)). Вот мно­го­сту­пен­ча­тые ракеты пер­вы­ми на­учи­лись это делать)

Такшта, со­мни­тель­ный это из­бы­ток - при де­фи­ци­те-то))) 

Аватар пользователя ctrl_points ctrl_points(3 года 10 ме­ся­цев)(10:49:31 / 05-05-2019)

Да хоть какая)) Россия, Китай, Швей­ца­рия - тер­мо­ядер­ня кор­по­ра­ция лбой страны впер­вой за­хо­чет при­бы­ли, а не по­дар­ков всем же­ла­ю­щим

Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(11:01:26 / 05-05-2019)

Да, на­вер­ное это ос­нов­ная при­чи­на. Ре­сур­сы не до­ступ­ны не потому, что их нет, а потому, что доходы от их ре­а­ли­за­ции со­сре­до­то­че­ны в одних руках. Раньше любой мог пойти на­ру­бить себе дров, услов­но говоря. Можно было себе дом из бревен по­ста­вить. Дар­мо­вые ре­сур­сы, это была мощная мо­ти­ва­ция на че­ло­ве­че­ском уровне

Аватар пользователя ctrl_points ctrl_points(3 года 10 ме­ся­цев)(11:05:44 / 05-05-2019)

Вот да, это пра­виль­ное по­ни­ма­ние из­быт­ка. Те же первые па­ро­вые машины и первые ДВС ле­пи­лись на ко­лен­ке в личной ма­стер­ской, а не раз­да­ва­лись налево и на­пра­во кор­по­ра­ци­я­ми. 

Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(10:50:52 / 05-05-2019)

Может быть и так.

Возь­мем к при­ме­ру Би­ли­бин­скую атом­ную стан­цию, ко­то­рая по­след­ние годы то ли за­кры­ва­ет­ся, то ли нет, вопрос до сих пор как бы под­ве­шен. Там энер­гии хоть "опой жуй", но вся она уходит на отоп­ле­ние и осве­ще­ние по­сел­ка Би­ли­би­но, каких-либо пред­при­я­тий, го­то­вых по­треб­лять эту энер­гию, там не со­зда­ет­ся, че­ло­ве­че­ский ресурс никак не под­клю­ча­ет­ся. Почему? По­нят­но, что разные фак­то­ры влияют, прежде всего кли­ма­ти­че­ские усло­вия, труд­но­до­ступ­ность и пр. Но явно одно - ре­сур­сов много, но это не ра­бо­та­ет

Аватар пользователя ctrl_points ctrl_points(3 года 10 ме­ся­цев)(11:01:28 / 05-05-2019)

Би­ли­бин­ская АЭС была по­стро­е­на при Со­ве­тах, то есть, - с другим эко­но­ми­че­ским под­хо­дом, когда осу­ще­ствить ги­гант­ские за­тра­ты с непри­быль­ным эф­фек­том, в рас­чё­те на где-то в планах учтен­ное "бу­ду­щее раз­ви­тие", было обыч­ным делом. Или для. "во­ен­ной необ­хо­ди­мо­сти". Сейчас же "ду­ра­ков"-аль­тру­и­стов, го­то­вых чего то раз­да­вать на­се­ле­нию, нет ни в одной стране на над­ле­жа­щем уровне. Так что будет на­се­ле­ние до­воль­ство­вать­ся лишь чуть по­пол­нев­шим до­стат­ком, а отнюдь не необ­хо­дим­вм, по Лукичу, из­быт­ком. 

Аватар пользователя Muller Muller(7 лет 4 месяца)(17:32:47 / 05-05-2019)

Би­ли­бин­ская АЭС стро­и­лась под пе­век­ское олово. А в ны­неш­них усло­ви­ях олово до­бы­вать на Чу­кот­ке нерен­та­бель­но. Импорт в разы де­шев­ле.

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(20:13:10 / 05-05-2019)

там еще рудное золото по­бли­зу  и много ево 

так что сго­дит­ся , пусть дымит по чуть 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя Кабан Кабан(6 лет 9 ме­ся­цев)(11:19:31 / 05-05-2019)

> рож­да­ют­ся гении, ко­то­рые изоб­ре­та­ют что-то новое.

Рож­да­ют­ся и идут тор­го­вать фью­черса­ми. Или изоб­ре­та­ют сто­ты­сяч­ный тетрис для "смарт"фонов. Тоже своего рода де­фи­цит ре­сур­сов - новых тол­ко­вых мозгов уже не хва­та­ет на се­рьёз­ную науку. Если ска­зать точнее - тол­ко­вых кадров не хва­та­ет на ор­га­ни­за­цию и фи­нан­си­ро­ва­ние науки.

Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(11:50:59 / 05-05-2019)

То есть в ны­неш­них усло­ви­ях у людей нет мо­ти­ва­ции для со­зда­ния новых ис­точ­ни­ков энер­гии? Воз­мож­но, но это не может про­дол­жать­ся бес­ко­неч­но. Рано или поздно че­ло­ве­че­ство по­лу­чит хо­ро­ший такой пинок от все­лен­ной, когда оно на­пря­мую столк­нет­ся с во­про­сом вы­жи­ва­ния

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(13:32:10 / 05-05-2019)

оста­ет­ся еще ши­ро­кая дорога об­рат­но в обе­зьян 

гра­бить будут 

кон­чи­лись хо­ро­шие мозги и сим не по­спо­ришь 

в науке вообще идет вы­ти­ра­ние пыли со старых теорий 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя Баска Баска(6 лет 8 ме­ся­цев)(13:36:39 / 05-05-2019)

Ну может и будет какой откат в про­шлое, голод, мор, войны. Транс­фор­ма­ции ни­ко­гда не про­хо­дят без­бо­лез­нен­но. Если по­смот­реть так в про­шлое, пе­ре­ход на новый тех­но­ло­ги­че­ский уклад всегда всегда со­про­вож­да­ет­ся со­ци­аль­ны­ми по­тря­се­ни­я­ми

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(20:14:31 / 05-05-2019)

сейчас какие то пе­ре­хо­ды ка­че­ствен­ные что ли стали , аж жуть 

чел на­ту­раль­ный тупо вы­ми­ра­ет , хотя это объ­ек­тив­ный про­цесс

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя Vladyan Vladyan(4 года 4 недели)(09:59:31 / 05-05-2019)

Вот такой Лукич нра­вит­ся куда больше по­след­них его статей.

Аватар пользователя задумавшийся за­ду­мав­ший­ся(1 год 11 ме­ся­цев)(10:00:07 / 05-05-2019)

Не сказал бы что нашёл для себя что-то новое, но неко­то­рые фор­му­ли­ров­ки впе­чат­ля­ют. Спа­си­бо за труд. Часто бывает так что мысль трудно до­не­сти пока не об­ка­та­ет­ся фор­му­ли­ров­ка. Иногда это длится долго. 

Аватар пользователя Liker Liker(3 года 6 ме­ся­цев)(10:05:05 / 05-05-2019)

Га­д­же­ты ис­поль­зу­ют время своих поль­зо­ва­те­лей, отняв его у других за­ня­тий. А что мы по­лу­чи­ли-то?

Мы по­лу­чи­ли де­фи­цит вре­ме­ни, как мне ка­жет­ся, время это един­ствен­ный стра­те­ги­че­ский ресурс до­ступ­ный любому че­ло­ве­ку от рож­де­ния. То есть га­д­же­ты могут дать доступ к ин­фор­ма­ции, но чаще лишают стра­те­ги­че­ско­го ре­сур­са.

Аватар пользователя дедушка де­душ­ка(3 месяца 1 неделя)(10:06:56 / 05-05-2019)

yes

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** От­клю­чен (лидер бан-рей­тин­га, слиш­ком обиль­ный гной го­лов­но­го мозга) *** Аватар пользователя Корректор Кор­рек­тор(2 года 1 месяц)(10:10:15 / 05-05-2019)

Че­ло­ве­че­ство что-то по­те­ря­ло. Нам не хва­та­ет чего-то, чтобы до­стичь преж­них уров­ней мо­гу­ще­ства в про­из­вод­стве. Ка­за­лось бы, тех­ни­ка у нас теперь го­раз­до со­вер­шен­нее, энер­гия до­ступ­на, нехват­ки людей тоже не на­блю­да­ет­ся. В чем про­бле­ма?

Не по­те­ря­ло, а при­об­ре­ло - со­ци­аль­ное раз­ви­тие. А про­бле­ма в том, что тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие и со­ци­аль­ное раз­ви­тие тре­бу­ет смены ме­то­дов ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. А тех­но­ло­ги­че­ские уклады, это прежде всего смена модели хо­зяй­ство­ва­ния, когда за­ме­ня­ют­ся ба­зо­вые тех­но­ло­гии. Но смена ба­зо­вых тех­но­ло­гий меняет и ба­зо­вые ре­сур­сы. В ста­ра­тель­но ис­клю­ча­е­те из схемы самих людей, но без че­ло­ве­ка все эти "уклады" не ра­бо­та­ют, а эко­но­ми­ка не имеет смысла.

Именно ре­сур­сы дают воз­мож­ность роста на новом тех­но­ло­ги­че­ском укладе. Но не просто ре­сур­сы. А из­бы­точ­ность ре­сур­сов. Чу­до­вищ­ная из­бы­точ­ность ре­сур­сов.

:))) Да из­бы­точ­ность люд­ских ре­сур­сов обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­ход на новую модель. Из­бы­точ­ность люд­ских ре­сур­сов на новом уровне со­ци­аль­но­го раз­ви­тия. ;)

Аватар пользователя Лукич Лукич(2 года 4 месяца)(10:16:09 / 05-05-2019)

тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие и со­ци­аль­ное раз­ви­тие тре­бу­ет смены ме­то­дов ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства.

про­из­вод­ство в те­ку­щем по­ни­ма­нии при­ду­ма­но в 15 веке, оно прин­ци­пи­аль­но не из­ме­ни­лось. У Еф­ре­мо­ва, кстати, тоже иного не пред­по­ла­га­лось.

Да из­бы­точ­ность люд­ских ре­сур­сов обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­ход на новую модель.

угу. Ста­лин­ская ин­ду­стри­а­ли­за­ция одним из кри­ти­че­ских ре­сур­сов имела именно людей. Ко­то­рых надо было взять из де­рев­ни и по­ста­вить к стан­кам. И любая другая ин­ду­стри­а­ли­за­ция.

Аватар пользователя Liker Liker(3 года 6 ме­ся­цев)(10:20:52 / 05-05-2019)

А вот замена ло­шад­ки трак­то­ром, поз­во­ли­ла взять из де­рев­ни кри­ти­че­ски важный ресурс. 

Аватар пользователя Корректор Кор­рек­тор(2 года 1 месяц)(10:24:27 / 05-05-2019)

Чтобы не по­вто­рять­ся, просто при­ве­ду недав­но уже на­пи­сан­ное:

Ну надо же, кто-то вспом­нил про социум. Вспом­нил, что об­ще­ствен­ное про­из­вод­ство и эко­но­ми­ка су­ще­ству­ет только для об­ще­ства, но ха­рак­тер об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства и струк­ту­ра эко­но­ми­ки опре­де­ля­ет социум. И все это вместе опре­де­ля­ет об­ще­ствен­ное со­зна­ние, что фор­ми­ру­ет бу­ду­щее со­сто­я­ние со­ци­у­ма и эко­но­ми­ки. Когда как обо­ро­но­спо­соб­ность об­ще­ства опре­де­ля­ет­ся устой­чи­во­стью струк­ту­ры эко­но­ми­ки, ха­рак­те­ром об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства и об­ще­ствен­ным со­зна­ни­ем. С другой сто­ро­ны, вся эта си­сте­ма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния, об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства, эко­но­ми­ки и со­ци­у­ма су­ще­ству­ет, не абы как, а так и только так как поз­во­ля­ют объ­ек­тив­ные ре­сурс­ные усло­вия. И су­ще­ству­ют все эти вза­и­мо­свя­зи систем только с целью устой­чи­во­го су­ще­ство­ва­ния об­ще­ства в ди­на­ми­че­ских ме­ня­ю­щих­ся ре­сурс­ных воз­мож­но­стях. За счет опе­ре­жа­ю­ще­го научно-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия над ре­сурс­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми. Что по сути, и есть опе­ре­жа­ю­щее фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ствен­но­го со­зна­ния по от­но­ше­нию к ре­сурс­ным усло­ви­ям.
А все эти танцы вокруг ВПК и "боевых ро­бо­тов", пять же, потому что ВПК это един­ствен­ное что ин­те­гри­ро­ван­но­го оста­лось в усло­ви­ях на­ступ­ле­ния ар­ха­и­ки в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве, и потому что уже пол­но­му дураку по­нят­но рост во­ен­ных угроз, опять же по при­чине ар­ха­и­ки в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве ве­ду­щей к ар­ха­и­ки в об­ще­ствен­ном со­зна­нии.
Вопрос се­год­ня вообще не в ро­бо­ти­за­ции, а в самом мас­со­вом про­из­вод­стве. Просто прак­ти­че­ски про­яв­ля­ет­ся как "циф­ро­ви­за­ция" и "ро­бо­ти­за­ция". :)))
Мас­со­вое про­из­вод­ство это прежде всего неиз­мен­ное углуб­ле­ние раз­де­ле­ния труда. Но всему есть фи­зи­че­ские пре­де­лы. А с другой сто­ро­ны, воз­рас­та­ет слож­ность, что ведет к уве­ли­че­нию ко­ли­че­ства ин­тел­лек­ту­аль­но­го труда в про­из­вод­стве. Раз­де­лить на боль­шее ко­ли­че­ство эле­мен­тар­ных про­цес­сов давно не поз­во­ля­ет физика, а уве­ли­чить ко­ли­че­ство ин­тел­лек­ту­аль­но­го труда уже не поз­во­лят эко­но­ми­ка. Что и есть объ­ек­тив­ные "пре­де­лы роста", предел раз­ви­тия модели ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. И как воз­мож­ное ка­че­ствен­ное из­ме­не­ние си­сте­мы, в СССР было пред­ло­же­на кон­цеп­ция гиб­ко­го ро­бо­ти­зи­ро­ван­но­го про­из­вод­ства. Но вос­при­ни­ма­лась тогда как модель ка­че­ствен­но­го улуч­ше­ния удо­вле­тво­ре­ния по­тре­би­тель­ско­го спроса. Когда в дей­стви­тель­но­сти гибкое ро­бо­ти­зи­ро­ван­ное про­из­вод­ство может слу­жить за­да­чам мак­си­маль­ной эко­но­мии ре­сур­сов и энер­гии. Но дей­стви­тель­но тре­бу­ет пе­ре­смот­ра всей эко­но­ми­че­ской модели и ме­то­дов ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. И бла­го­да­ря таким из­ме­не­ни­ям воз­мож­но за­дей­ство­вать мак­си­мум ин­же­нер­ных и на­уч­ных ре­сур­сов непо­сред­ствен­но в про­из­вод­стве. Таким об­ра­зом раз­де­ле­ния труда пе­ре­хо­дит в об­ласть научно-тех­но­ло­ги­че­ских знаний и ре­ша­ет­ся вопрос ка­че­ствен­но­го уве­ли­че­ния участ­ни­ков ин­тел­лек­ту­аль­но­го труда. В зна­ни­ях и тех­но­ло­ги­ях можно за­ни­мать­ся раз­де­ле­ни­ем труда бес­ко­неч­но, при еще боль­шем эко­но­ми­че­ском ре­зуль­та­те за счет мак­си­маль­но эф­фек­тив­но­го ре­ше­ния по удо­вле­тво­ре­нию каждой об­ще­ствен­ной по­треб­но­сти. Каждой по­треб­но­сти, и каж­до­го ре­ше­ния. Новый метод ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства, когда ра­бот­ник спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся в зна­ни­ях и тех­но­ло­ги­ях, а не при­вя­зан к ра­бо­че­му месту в кон­крет­ном про­из­вод­стве, со­зда­ет по­тен­ци­аль­ную воз­мож­ность со­сре­до­то­чить все ин­тел­лек­ту­аль­ные ре­сур­сы об­ще­ства в пре­де­лах одной задачи. Раз­ви­тие мас­со­во­го про­из­вод­ства уже за­кон­чи­лось, и наи­бо­лее со­вер­шен­ной формой яв­ля­ет­ся гло­ба­ли­за­ция. Но и в случае гло­ба­ли­за­ции ло­ги­сти­че­ские из­держ­ки, де­фи­цит энер­гии и окон­ча­ние лег­ко­до­ступ­ных ре­сур­сов го­во­рят о "пре­де­лах роста". Все рано или поздно за­кан­чи­ва­ет­ся.
Но суть даже не в этом. А в том, что такие методы ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства и такая эко­но­ми­ка, это ка­че­ствен­но иной уро­вень об­ще­ствен­но­го со­зна­ния. Что и поз­во­ля­ет решать задачи ка­че­ствен­но иного уровня слож­но­сти. Именно то что нам се­год­ня недо­ступ­но. Что и поз­во­ля­ет пре­взой­ти объ­ек­тив­ные ре­сурс­ные огра­ни­че­ния. А неиз­мен­ное из­ме­не­ние со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции поз­во­лит осва­и­вать новые ранее недо­ступ­ные ланд­шаф­ты. Все как всегда. Или раз­ре­ша­ем вопрос ре­сурс­ных огра­ни­че­ний и осва­и­ва­ем новые ланд­шаф­ты, или ба­наль­ное вы­ми­ра­ние.
Ну и ко­неч­но ба­наль­ная обо­ро­но­спо­соб­ность об­ще­ства. Мы не одни на этой пла­не­те в бес­по­щад­ном кон­флик­те между ре­сур­са­ми и об­ще­ством, между по­треб­но­стя­ми об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства и ар­ха­ич­ной струк­ту­рой об­ще­ства. И обя­за­тель­ной най­дут­ся кто будет раз­ре­шать про­ти­во­ре­чия самыми древни­ми и "ар­ха­ич­ны­ми" спо­со­ба­ми. Вот только в самой со­вре­мен­ной тех­но­ло­ги­че­ской упа­ков­ке. Все как обычно, в ход пойдет самое эко­но­ми­че­ски эф­фек­тив­ное оружие - мак­си­мум трупов на еди­ни­цу затрат. И мы уже знаем какие это сред­ства.

Аватар пользователя Liker Liker(3 года 6 ме­ся­цев)(10:19:08 / 05-05-2019)

Скорее новый тех­но­ло­ги­че­ский уклад со­зда­ёт из­бы­ток люд­ских ре­сур­сов. По­яв­ле­ние экс­ка­ва­то­ра делает ненуж­ным труд тысячи зем­ле­ко­пов, но не тысяча зем­ле­ко­пов вы­зы­ва­ют по­яв­ле­ние экс­ка­ва­то­ра. Хотя по­треб­ность в ты­ся­чах зем­ле­ко­пов несо­мнен­но родило мысль о со­зда­нии за­ме­ня­ю­щей их машины. Но по­треб­ность в ты­ся­чах зем­ле­ко­пов не равноиз­бы­точ­но­сти люд­ских ре­сур­сов.

Аватар пользователя Корректор Кор­рек­тор(2 года 1 месяц)(10:27:09 / 05-05-2019)

Да просто про­цесс ди­на­ми­че­ский и дву­сто­рон­ний. Это ди­на­ми­че­ское рав­но­ве­сие. Но именно со­ци­аль­ное раз­ви­тие раз­ру­ша­ет рав­но­ве­сие и тем за­став­ля­ет искать новую точку рав­но­ве­сия си­сте­мы, чем обес­пе­чи­ва­ет­ся выход из ре­сурс­ных огра­ни­че­ний. Именно со­ци­аль­ное раз­ви­тие поз­во­ля­ет пе­ре­шаг­нуть через "пик ре­сур­сов".

Аватар пользователя Liker Liker(3 года 6 ме­ся­цев)(10:32:57 / 05-05-2019)

Вос­пи­та­ние нового че­ло­ве­ка? С ми­ни­маль­ны­ми по­треб­но­стя­ми и мак­си­маль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми? Как ва­ри­ант.

Аватар пользователя Корректор Кор­рек­тор(2 года 1 месяц)(10:40:43 / 05-05-2019)

Че­ло­век это про­дукт со­ци­у­ма, а социум от­ра­же­ние ме­то­дов хо­зяй­ство­ва­ния в усло­ви­ях ланд­шаф­та. Сме­ни­те методы ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства и по­лу­чи­те новый социум, а уже в новом со­ци­у­ме воз­ни­ка­ет "новый че­ло­век". А сама идея "вос­пи­та­ния" воз­ник­ла когда иных ва­ри­ан­тов ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства пред­ста­вить не могли, по­сколь­ку могли раз­ви­вать­ся только в на­прав­ле­нии ин­ду­стри­а­ли­за­ции. И ко­неч­ным итогом "ин­ду­стри­а­ли­за­ции" стала гло­ба­ли­за­ция, и тут модель за­кон­чи­лась. :))) Так что совсем не вос­пи­тать, они все сами быстро вос­пи­та­ют­ся. Жизнь за­ста­вит.

Аватар пользователя Скурлатий Магома Скур­ла­тий Магома(1 год 7 ме­ся­цев)(12:24:34 / 05-05-2019)

Для пра­виль­ной оценки сле­ду­ет к экс­ка­ва­тор­щи­ку до­ба­вить все тру­до­за­тра­ты на добычу сырья и про­из­вод­ство самого экс­ка­ва­то­ра. Ну и топ­ли­ва к нему. Пока эти тру­до­за­тра­ты падают и меньше тысячи зем­ле­ко­пов - все от­лич­но, но когда про­ис­хо­дит на­о­бо­рот - все ста­но­вит­ся до­воль­но пе­чаль­но. А именно это про­ис­хо­дит сейчас. Во­об­щем-то пик ре­сур­сов чест­нее оце­ни­вать не по объ­е­мам про­из­вод­ства этих ре­сур­сов, а по тру­до­за­тра­там на их про­из­вод­ство. Но это на­мно­го слож­нее и не так на­гляд­но. Если, услов­но, тонна угля тре­бо­ва­ла пол­ве­ка назад 10 че­ло­ве­ко-часов (с учетом про­из­вод­ства машин для добычи, транс­пор­та и тд), а сейчас 15 че­ло­ве­ко-часов (хотя бы в силу того, что копать надо глубже, и не только уголь, но и металл для про­из­вод­ства машины) и име­ет­ся тен­ден­ция к его росту. В итоге по­лу­чим ва­ло­вой пик добычи ре­сур­сов с неким за­поз­да­ни­ем от­но­си­тель­но ре­аль­но­го пика ре­сур­сов на основе тру­до­за­трат. И с этой точки зрения он дей­стви­тель­но на­сту­пил вчера.

Аватар пользователя Кот Баюн Кот Баюн(6 лет 4 месяца)(13:35:29 / 05-05-2019)

Ис­то­рия уг­ле­до­бы­чи. Штат Кен­тук­ки.

" Этот рас­чет­ный листок по­ка­за­те­лен для за­ра­бот­ной платы аме­ри­кан­ских шах­те­ров в 1895 году. 12 ра­бо­чих смен за две недели, во время ко­то­рых шахтер на­гру­зил 79 пя­ти­тон­ных ва­го­не­ток угля. Т.е. еже­днев­но он вруч­ную грузил 32.9 тонны. Его ставка со­став­ля­ла 40 центов за ва­го­нет­ку, т.е. за две недели он за­ра­бо­тал 31,60$. Он делал по­куп­ки в ма­га­зине при пред­при­я­тии на сумму 17,00$. Двух­не­дель­ная аренда жилья, на­хо­дя­ще­го­ся в соб­ствен­но­сти ком­па­нии, со­ста­ви­ла 3,00$. За ис­поль­зо­ва­ние ин­стру­мен­тов и обо­га­ще­ние до­бы­то­го угля ком­па­ния вычла 25 центов. Итого к выдаче 11,35$, но шахтер был должен врачу ком­па­нии 9,10$. После вычета этой суммы чистая за­ра­бот­ная плата за две недели со­ста­ви­ла 2,25$ - при­мер­но пол­цен­та за каждую до­бы­тую и на­гру­жен­ную тонну угля. "

Ис­то­рия уг­ле­до­бы­чи США. Кен­тук­ки — MiningWiki — шах­тёр­ская эн­цик­ло­пе­дия Аватар пользователя Kirpi Kirpi(6 ме­ся­цев 1 неделя)(00:15:54 / 06-05-2019)

Он делал по­куп­ки в ма­га­зине при пред­при­я­тии на сумму 17,00$.

Он это по­тра­тил на себя. То есть, эта сумма входит в его зар­пла­ту. 

но шахтер был должен врачу ком­па­нии 9,10$

(кстати он мог быть должен и про­сти­тут­кам. Врач тут вообще ни при чем.)

В по­луч­ку за сле­ду­ю­щие две недели он уже врачу пла­тить не будет. Плю­су­ем к его зар­пла­те эту сумму. 

По­лу­ча­ет­ся его зар­пла­та 28.35?

 

Аватар пользователя ДоброКот Доб­ро­Кот(5 лет 1 неделя)(21:57:26 / 08-05-2019)

Он это по­тра­тил на себя.

нет, эти деньги он вернул ком­па­нии, потому что других ма­га­зи­нов нет, и цены в ма­га­зине-мо­но­по­ли­сте вы­став­лен­ны про­из­воль­но

кстати он мог быть должен и про­сти­тут­кам. Врач тут вообще ни при чем

нет не мог. по­про­буй­те на досуге пе­ре­ки­дать 30 тонн угля и потом схо­дить к про­сти­тут­кам. после этого рас­ска­же­те мог или не мог. и врач тут очень даже причем. 400 тонн за 2 недели - после такого вам точно будет нужен врач. и хорошо если это будет не па­та­ло­го­ана­том.

По­лу­ча­ет­ся его зар­пла­та 28.35?

нет. его зар­пла­та 31.60, но 29.35 ком­па­ния вер­ну­ла себе так как яв­ля­ет­ся мо­но­поль­ным по­став­щи­ком услуг для своих ра­бот­ни­ков

Аватар пользователя picozoid picozoid(5 лет 1 месяц)(09:51:00 / 06-05-2019)

Зна­ко­мый нанял двух зем­ле­ко­пов вы­ко­пать тран­шею для трубы от сква­жи­ны. Двух - чтобы по­быст­рее. зем­ле­ко­пов - потому что экс­ка­ва­тор дороже. На сле­ду­ю­щий день зем­ле­ко­пы пред­ло­жи­ли (тадам!) нанять экс­ка­ва­тор.

Про­бле­ма в том, что мы сами себе при­ду­мы­ва­ем труд­но­сти. Раньше (лет 60 назад), чтобы уле­теть в Москву надо было с би­ле­том при­е­хать в аэро­порт, по­ка­зать билет, пройти в са­мо­лет, сесть на си­де­нье, и выйти уже в Москве. Да, лететь было нужно часов пять.

Сейчас надо при­е­хать в аэро­порт (же­ла­тель­но по­рань­ше, а то мест не хватит), пройти ре­ги­стра­цию, сдать багаж, пройти до­смотр, по­си­деть часок в на­ко­пи­те­ле, потом пройти в ав­то­бус, по­сто­ять там минут 10, до­е­хать до са­мо­ле­та, зайти в са­мо­лет, потом выйти в Москве, снова ав­то­бус, до­ждать­ся багажа. Вы­хо­дят те же пять часов, хотя лету стало вдвое меньше по вре­ме­ни. Зато сколь­ко народу до­пол­ни­тель­но ра­бо­та­ет, это и аэро­дром­ные службы, и ра­бот­ни­ки аэро­пор­та, и без­опас­ни­ки... И все они - ра­бо­та­ют в разных ор­га­ни­за­ци­ях, т.е. тут еще и вза­и­мо­рас­че­ты (т.е. бух­гал­те­рия) до­бав­ля­ют­ся.

Сейчас в меж­ду­го­род­ный ав­то­бус слож­нее сесть, чем в са­мо­лет лет 20 назад, тот же до­смотр, по­ка­зать пас­порт и т.п...

Аватар пользователя Непонял Непо­нял(3 года 6 ме­ся­цев)(10:07:45 / 05-05-2019)

Маль­ту­зи­ан­ство, вид с боку.

Ло­ги­че­ский вывод статьи - "всем не хватит"(с). А зна­чить оправ­дан­но мас­со­вое уни­что­же­ние на­ро­до­на­се­ле­ния (война, конц­ла­ге­ря и проч.).

Может быть автор этого и не имел ввиду, но "бла­ги­ми на­ме­ре­ни­я­ми ,,,,,,,,,,"

Страницы 1234567следующая ›последняя »

Это интересно
0

28.05.2019
Пожаловаться Просмотров: 351  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены