Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6951 участник
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Русская история рижских улочек.

 Сергей Васильев  

Старый город (сред­не­ве­ко­вая Рига) - это кро­хот­ный пя­та­чок раз­ме­ром ки­ло­метр на пол­ки­ло, где добрую по­ло­ви­ну всей пло­ща­ди за­ни­ма­ют квар­та­лы между между риж­ски­ми Дом­ским со­бо­ром и По­ро­хо­вой башней с крайне ин­те­рес­ной ис­то­ри­ей, о ко­то­рой молчат, как рыбы об лёд, обычно сло­во­охот­ли­вые ла­тыш­ские экс­кур­со­во­ды. Ин­фор­ма­цию эту еще помнит ви­ки­пе­дия, но уже на­прочь «забыли» учеб­ни­ки ис­то­рии  и  обычно стыд­ли­во опус­ка­ют про­фес­си­о­наль­ные экс­кур­со­во­ды.

С 1212 года, когда между риж­ски­ми тор­гов­ца­ми и Пско­вом было за­клю­че­но со­гла­ше­ние о бес­пре­пят­ствен­ном пе­ре­ме­ще­нии пско­ви­чей по За­пад­ной Двине в тер­ри­то­ри­аль­ных водах, на­хо­див­ших­ся под кон­тро­лем Аль­бер­та фон Букс­гев­де­на, эта тер­ри­то­рия на­зы­ва­лась не иначе, как «Рус­ское по­дво­рье» 

Оби­та­те­ля­ми по­дво­рья в ос­нов­ном были купцы, при­бы­вав­шие с вер­хо­вьев Да­у­га­вы. Также можно утвер­ждать, что вместе с неза­ви­си­мы­ми псков­ски­ми и по­лоц­ки­ми тор­гов­ца­ми в по­дво­рье при­бы­ва­ли и се­ли­лись цер­ков­но­слу­жи­те­ли. По этому поводу риж­ский ар­хи­епи­скоп Аль­берт в 1222 году от­пра­вил пись­мен­ную жалобу папе Го­но­рию III, в ко­то­рой се­то­вал на от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков на мест­ное бал­тий­ское на­се­ле­ние.

В 1229 ко Пскову на­чи­на­ют при­со­еди­нять­ся другие кня­же­ства. В этом году смо­лен­ский князь Мсти­слав-Фёдор Да­вы­до­вич от­пра­вил в Ригу по­соль­ство, со­сто­яв­шее из «луч­ша­го попа Пан­те­лея и умна мужа Еремея» для того, чтобы упро­чить тор­го­вые со­гла­ше­ния и под­ве­сти базу для бу­ду­щих ком­мер­че­ских от­но­ше­ний между ри­жа­на­ми и куп­ца­ми из при­гра­нич­ных рус­ских кня­жеств. 

В ре­зуль­та­те их ак­тив­ной ди­пло­ма­ти­че­ской де­я­тель­но­сти возник ком­плекс­ный тор­го­во-по­ли­ти­че­ский до­го­вор, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Мсти­сла­во­ва правда». Она ре­гу­ли­ро­ва­ла мно­го­сто­рон­ние тор­го­вые и эко­но­ми­че­ские вза­и­мо­от­но­ше­ния между Ригой и рус­ски­ми го­ро­да­ми — Смо­лен­ском, По­лоц­ком и Ви­теб­ском, а также с немец­ки­ми круп­ны­ми тор­го­вы­ми го­ро­да­ми — Бре­ме­ном, Лю­бе­ком, Ро­сто­ком и дру­ги­ми. 

До­го­вор су­ще­ствен­но по­вли­ял на укреп­ле­ние по­зи­ций рус­ско­го по­дво­рья в Риге, придал ему более офи­ци­аль­ный статус и дал стимул для раз­ви­тия са­мо­сто­я­тель­ной рус­ской тор­го­вой фак­то­рии в немец­кой Ли­во­нии. 

Спе­ци­аль­но при­во­жу до­ку­мен­ты тех времен, чтобы вы смогли их найти и по­чи­тать, а про­чи­тав, ска­зать, име­ет­ся ли в них хотя бы одно слово, од­но­ко­рен­ное со сло­ва­ми «ла­тыш­ский» и «Латвия». Это я к ак­ту­аль­ным се­год­ня при­бал­тий­ским во­про­сам: «кто тут раньше по­явил­ся» и «кто на чьей земле живёт…»

Чтобы кар­тин­ка была полной, можно не огра­ни­чи­вать­ся Ригой, и вспом­нить, что в то время уже в 95 км от Риги (ны­неш­ний город Кок­не­се) на­чи­на­лись удель­ные вла­де­ния Вя­че­сла­ва Рю­ри­ко­ви­ча, ле­ген­дар­но­го князя Вячко, ко­то­ро­го Хро­нист Генрих Лат­вий­ский на­зы­ва­ет рус­ским ко­ро­лём, но нигде и ни­ко­гда не го­во­рит, что он был ла­ты­шом… 

Если же коп­нуть ещё глубже, то ока­жет­ся, что на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ной Латвии из­ряд­но на­сле­ди­ли венеды, оста­вив в память такие то­по­ни­мы, как река Вента, город Вентс­пилс (ранее – Вин­да­вы), Цесис (ранее - Венден). То есть, с какой сто­ро­ны ни копни, ка­те­го­ри­че­ски не вы­тан­цо­вы­ва­ет­ся ис­то­ри­че­ское обос­но­ва­ние экс­клю­зив­ных прав ла­тыш­ско­го этноса на за­ни­ма­е­мую тер­ри­то­рию.

Однако, вер­нем­ся в Ригу. Вот так вы­гля­де­ло 700 лет назад место, на ко­то­рое от­кры­ва­ет­ся вид с Дом­ско­го собора (ре­кон­струк­ция карты сред­не­ве­ко­вой Риги 1400 года, про­ве­ден­ная немец­ким ар­хи­тек­то­ром, ар­хи­ви­стом и кра­е­ве­дом Виль­гель­мом Ней­ма­ном в 1892 году)

Рус­ская улица, ко­то­рая се­год­ня на­зы­ва­ет­ся улицей Трокш­ню (шумная) в то время была мест­ным про­мыш­лен­ным цен­тром - помимо тор­гов­цев, дер­жав­ших свои амбары для хра­не­ния то­ва­ров, на тер­ри­то­рии риж­ско­го рус­ско­го по­дво­рья су­ще­ство­ва­ло ши­ро­кое ре­мес­лен­ни­че­ское по­се­ле­ние: ра­бо­тал цех бо­ча­ров, скор­ня­ков, ого­род­ни­ков и са­до­во­дов, а также ка­мен­щи­ков и куз­не­цов.

Бывшая Рус­ская улица, а ныне улица Трокш­ню

Се­год­ня улочки бывшая Рус­ская (Трокш­ню) и Пи­во­ва­рен­ная (Алдару) из­вест­ны тем, что на их пе­ре­крест­ке на­хо­дит­ся ту­ри­сти­че­ская до­сто­при­ме­ча­тель­ность – швед­ские ворота, с ко­то­ры­ми свя­за­ны сразу две ле­ген­ды.

Швед­ские ворота в Риге по­яви­лись отнюдь не бла­го­да­ря шведам. Шведы вообще к их по­яв­ле­нию ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не имеют. Зато очень даже имеет чисто рус­ская сме­кал­ка и неже­ла­ние пла­тить налоги. В то время в Риге налог пла­тил­ся при въезде в город. Один из оби­та­те­лей рус­ской де­рев­ни, ко­то­ро­го из­ряд­но уто­ми­ла эта про­це­ду­ра, разо­брал часть кре­пост­ной стены в соб­ствен­ном доме, пре­вра­тив, таким об­ра­зом, всю рус­скую фак­то­рию в без­на­ло­го­вый «оффшор», и про­де­мон­стри­ро­вав ис­то­ри­че­ское бес­си­лие фис­каль­ной бю­ро­кра­тии перед со­об­ра­зи­тель­но­стью на­се­ле­ния.

Швед­ски­ми эти ворота стали 4 сто­ле­тия спустя, когда в сто­я­щих рядом с ними ка­зар­мах (это здание так и на­зы­ва­ет­ся се­год­ня – «швед­ские ка­зар­мы») квар­ти­ро­вал гар­ни­зон, со­сто­я­щий, как вы сами по­ни­ма­е­те из мо­ло­дых неже­на­тых «наших скан­ди­нав­ских парт­нё­ров», в одного из ко­то­рых влю­би­лась без памяти або­ри­ген­ская пей­зан­ка.

«Наш скан­ди­нав­ский парт­нёр», сек­су­аль­но по­поль­зо­вав пред­мет ко­ло­ни­за­ции, сту­ка­нул затем на несчаст­ную своему на­чаль­ству, ко­то­рое, воз­му­тив­шись мат­ри­мо­ни­аль­ны­ми по­полз­но­ве­ни­я­ми ун­тер­мень­ши, по­ве­ле­ло за­му­ро­вать её заживо в кре­пост­ной стене ак­ку­рат в проёме ворот, с тех пор и на­зы­ва­е­мых швед­ски­ми.

Это дей­ство, даже будучи ле­ген­дой, пол­но­стью от­ра­жа­ют кон­со­ли­ди­ро­ван­ную по­ли­ти­ку «наших за­пад­ных парт­не­ров» по от­но­ше­нию к ти­туль­но­му на­се­ле­нию Латвии за все 800 лет риж­ской ис­то­рии. «Не кор­мить и пороть», а также «за гра­ни­цы сви­нар­ни­ка не пус­кать!» - это те ло­зун­ги, ко­то­рые ак­ку­рат­но вы­пол­ня­лись в от­но­ше­нии ла­тыш­ско­го на­се­ле­ния, и ко­то­рые вполне можно впи­сать  в ро­до­вые гербы ост­зей­ских ба­ро­нов, поль­ские шлях­ти­чей, швед­ских дра­бан­тов. 

Только потом, на­чи­ная с Петра 1го, «рус­ские ок­ку­пан­ты», не стес­ня­ясь, брали в жёны и вво­ди­ли в своей дом ти­туль­ных пей­за­нок, давали за ка­зён­ный счёт уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние вче­раш­ним сви­но­па­сам и воз­во­ди­ли их в дво­рян­ское до­сто­ин­ство. «Наши за­пад­ные парт­нё­ры» о таком мах­ро­вом ли­бе­ра­лиз­ме в от­но­ше­нии «ун­тер­мень­шей» не по­мыш­ля­ли в самых смелых своих фан­та­зи­ях.

Ла­тыш­ское на­се­ле­ние вообще не имело право жить в сред­не­ве­ко­вой Риге. Латыши могли при­во­зить на рынки про­дук­ты, ра­бо­тать в ка­че­стве при­слу­ги, но оста­вать­ся в городе на ночь  - ни в коем случае! По­это­му, как стем­не­ет – Auf Wiedersehn, и «кто не спря­тал­ся, я не ви­но­ват» … Именно это время латыши вспо­ми­на­ют с при­ды­ха­ни­ем, именуя его не иначе, как «добрые швед­ские вре­ме­на» (labie zviedru laiki)

Впро­чем точно с таким же пи­е­те­том они от­но­сят­ся и к немец­ким вре­ме­нам, за­яв­ляя устами ми­ни­стра обо­ро­ны: «Мы с 1940 года рады немец­ко­му сапогу на лат­вий­ской земле» 

Ла­тыш­ские ис­то­ри­ки-по­ли­ти­ки-обы­ва­те­ли уве­ре­ны, что тогда был Первый Приход Ев­ро­Ща­стья, и именно в таком виде он вошёл уже в самые первые ла­тыш­ские учеб­ни­ки ис­то­рии, и до сих пор это утвер­жде­ние кочует из учеб­ни­ка в учеб­ник, мель­ка­ет в ис­то­ри­че­ских и пуб­ли­ци­сти­че­ских ста­тьях как что-то бес­спор­ное и об­ще­из­вест­ное

Порой до­во­дит­ся читать даже по­доб­ные пас­са­жи: «Латвия имела ко­ло­нии…», «ко­раб­ли под лат­вий­ским флагом бо­роз­ди­ли океаны…», а латыши того вре­ме­ни по­си­жи­ва­ли дома, одетые в вил­лайне с сак­та­ми, играя на кокле и со­чи­няя дайны, хотя всё было несколь­ко про­за­ич­нее. :

«Мы про­ез­жа­ли мимо неболь­ших де­ре­вень, жители ко­то­рых были очень бедны. Одежда женщин со­сто­ит из куска ткани или тряпки, едва при­кры­ва­ю­щей их наготу; волосы у них под­стри­же­ны ниже ушей и висят, как у бро­дя­че­го народа, ко­то­ро­го мы на­зы­ва­ем цыгане.

Их домики, или лучше хижины, самые плохие, какие только можно пред­ста­вить, в них нет ни­ка­кой утвари, кроме гряз­ных горш­ков и ско­во­ро­док, ко­то­рые, как дом и сами люди, так за­пу­ще­ны и неопрят­ны, что я пред­по­чел по­стить­ся и про­ве­сти ночь под от­кры­тым небом, нежели есть и спать с ними...»

У них нет по­сте­лей, и они спят на голой земле. Пища у них грубая и сквер­ная, со­сто­я­щая из греч­не­во­го хлеба, кислой ка­пу­сты и несо­ле­ных огур­цов, что усу­губ­ля­ет жалкое по­ло­же­ние этих людей, жи­ву­щих все время в нужде и го­ре­сти бла­го­да­ря от­вра­ти­тель­ной же­сто­ко­сти своих господ, ко­то­рые об­ра­ща­ют­ся с ними хуже, чем турки и вар­ва­ры со своими рабами.

По-ви­ди­мо­му, этим на­ро­дом так и должно управ­лять, ибо если с ним об­ра­щать­ся мягко, без при­нуж­де­ния, не давая ему правил и за­ко­нов, то могут воз­ник­нуть непо­ряд­ки и раз­до­ры.

Это очень неук­лю­жий и суе­вер­ный народ, склон­ный к кол­дов­ству и черной магии, чем они так нелов­ко и глупо за­ни­ма­ют­ся, как наши дети, пу­га­ю­щие друг друга букой. Я не видел у них ни школ, ни вос­пи­та­ния, по­это­му растут они в боль­шом неве­же­стве, и у них меньше разума и знаний, чем у ди­ка­рей.

И несмот­ря на то, что неко­то­рые из них счи­та­ют себя хри­сти­а­на­ми, они едва ли больше знают о ре­ли­гии, чем обе­зья­на, ко­то­рую вы­учи­ли ис­пол­нять обряды и це­ре­мо­нии...»

Теперь, на­де­юсь, вы по­ни­ма­е­те, почему латыши, немед­лен­но после вос­ста­нов­ле­ния Гор­ба­чё­вым их неза­ви­си­мо­сти, снесли па­мят­ник Ленину, ко­то­рый им эту неза­ви­си­мость по­да­рил, и по­ста­ви­ли па­мят­ник рыцарю Ро­лан­ду, ко­то­рый их вообще за людей не считал.

Па­мят­ник рыцарю Ро­лан­ду в Риге на Ра­туш­ной пло­ща­ди  от бла­го­дар­ных ла­ты­шей

В это же время па­мят­ник Петру 1му, вос­ста­нов­лен­ный на част­ные по­жерт­во­ва­ния, латыши ка­те­го­ри­че­ски уста­нав­ли­вать за­пре­ти­ли. Ибо именно он  пре­рвал вы­ше­опи­сан­ные «добрые швед­ские вре­ме­на» (labie zviedru laiki) и вообще был вар­ва­ром, не за­му­ро­вав­шим в кре­пост­ную стену ни одной мест­ной пей­зан­ки, а даже сам лично, рискуя жизнью, при­ни­мал уча­стие в ту­ше­нии одного из риж­ских по­жа­ров.

А вот, кстати,  на втором плане - собор Петра, ко­то­рый лично тушил рос­сий­ский им­пе­ра­тор. Назван он не в честь его, а честь его свя­то­го тёзки. 

С жизнью и бытом ла­тыш­ских небра­тьев кар­ди­наль­но кон­тра­сти­ру­ет жизнь и быт рус­ско­го по­дво­рья, ко­то­рое около 1230 года по указу недав­но сфор­ми­ро­ван­но­го ма­ги­стра­та было офи­ци­аль­но вклю­че­но в го­род­скую си­сте­му, то есть стало частью ган­зей­ско­го города, об­ла­да­ю­ще­го всей пол­но­той го­су­дар­ствен­но­го су­ве­ре­ни­те­та. 

Рус­ские него­ци­ан­ты имели право тор­го­вать не только в Риге, но и в Любеке, к тому вре­ме­ни — стра­те­ги­че­ском фи­нан­со­вом центре Се­вер­ной Гер­ма­нии. Также рус­ские купцы от­кры­ли тор­го­вую фак­то­рию на ост­ро­ве Гот­ланд в Висбю. В свою оче­редь, немец­ким тор­гов­цам было раз­ре­ше­но вести бес­по­сред­ную тор­гов­лю в Смо­лен­ске.

Кроме Рус­ской улицы (plаtea Rutenorum) в Риге были также Малый рус­ский пе­ре­улок и Боль­шой рус­ский пе­ре­улок. Они при­мы­ка­ли к Ра­туш­ной пло­ща­ди, там, где сейчас на­хо­дит­ся Дом Чер­но­го­ло­вых. 

Дом Чер­но­го­ло­вых в Риге на Ра­туш­ной пло­ща­ди

Риж­ские бур­го­мист­ры вели спе­ци­аль­ную Дол­го­вую книгу для записи сделок риж­ских купцов: со­глас­но све­де­ни­ям, со­бран­ным в ней с 1286 по 1352 годы, из 2000 за­пи­сей, сде­лан­ных за этот период, около 400 ка­са­лось тор­го­вых сделок, за­клю­чён­ных рус­ски­ми куп­ца­ми (пятая часть всех тор­го­вых сделок). Члены ма­ги­стра­та, от­вет­ствен­ные за ве­де­ние Дол­го­вой книги, делали помету перед ука­за­ни­ем о сделке или же после фа­ми­лии участ­ни­ков: Ruthenus или Ruthe (рус­ский), опре­де­ляя таким об­ра­зом ра­бо­чий язык сделки.

Часть рус­ских тор­гов­цев вла­де­ла домами, что опре­де­ля­ло их при­над­леж­ность к бюр­гер­ско­му со­сло­вию. Из­вест­но, что в 1327 году рус­ский купец Ти­мош­ка тор­го­вал в Любеке от имени Риги, то есть, будучи бюр­ге­ром, от­ста­и­вал ин­те­ре­сы города в усло­ви­ях за­ру­беж­ной тор­гов­ли. 

Из­вест­ны неко­то­рые имена бо­га­тых и вли­я­тель­ных жи­те­лей рус­ско­го двора, со­хра­нив­ши­е­ся в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах. Можно на­звать часто упо­ми­нав­ше­го­ся Якима-скор­ня­ка с зя­тья­ми, ко­то­рые фак­ти­че­ски дер­жа­ли в своих руках тор­гов­лю воском. Также до­сто­ин упо­ми­на­ния за­жи­точ­ный риж­ский ком­мер­сант Иван Ру­те­нус (обо­зна­че­ние на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти пре­вра­ти­лось в фа­ми­лию), ко­то­рый несколь­ко раз за­клю­чал круп­ные сделки на 150 се­реб­ря­ных марок (что эк­ви­ва­лент­но 50 ки­ло­грам­мам се­реб­ра). Из­вест­но, что один из круп­ных тор­гов­цев воском Ва­си­лий продал бюр­ге­ру Ген­ри­ху Бор­не­су пол-ласта (то есть около тонны) этого товара.

Знание рус­ско­го языка в то время для немец­кой сто­ро­ны было одним из клю­че­вых. Со­став­ля­ли даже спе­ци­аль­ные раз­го­вор­ни­ки, ко­то­рые со­дер­жа­ли фразы, обя­за­тель­ные для за­по­ми­на­ния, слова, на­зва­ния то­ва­ров, пра­ви­ла зна­ком­ства и об­ра­ще­ния с рус­ски­ми де­вуш­ка­ми.

В конце 13-го века Рига всту­пи­ла в Ган­зей­ский союз, в ко­то­рый вхо­ди­ли города се­вер­ной Гер­ма­нии, от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли лон­дон­ских кругов, кон­то­ры Бер­ге­на, Нов­го­ро­да и купцы Ган­зей­ско­го союза мо­но­по­ли­зи­ро­ва­ли тор­гов­лю с го­ро­да­ми Северо-За­пад­ной Руси, опре­де­лив для себя мо­но­поль­ное право на изу­че­ние рус­ско­го языка. Был также на­ло­жен запрет на обу­че­ние раз­го­вор­ной норме рус­ско­го языка пред­ста­ви­те­ля неган­зей­ско­го города. (По­дроб­нее смотри тут)

Вся вы­ше­из­ло­жен­ная ин­фор­ма­ция вряд ли будет до­ве­де­на до вас про­фес­си­о­наль­ны­ми экс­кур­со­во­да­ми, и уж тем более – про­фес­си­о­наль­ны­ми ис­то­ри­ка­ми, по­это­му, когда будете в Риге – просто знайте – каждый ка­ме­шек мо­сто­вых Ста­ро­го города помнит рус­скую речь и рус­ские руки с мо­мен­та своего ос­но­ва­ния.

Именно по­это­му, какую риж­скую до­сто­при­ме­ча­тель­ность не возьми – в ней всегда най­дёт­ся ча­стич­ка рус­ской ис­то­рии. А мы – по­след­ние хра­ни­те­ли этой ис­то­рии – надо по­ста­рать­ся быть её до­стой­ны­ми.

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка
 
  Комментарии Аватар пользователя Дмитрий Донбас Дмит­рий Донбас(4 года 2 месяца)(17:53:32 / 08-08-2018)

Очень ин­те­рес­но, спа­си­бо!

Аватар пользователя gridd gridd(2 года 12 ме­ся­цев)(18:05:32 / 08-08-2018)

"у латыша - хрен да душа". Не я сказал.

Аватар пользователя Мих Мих(10 ме­ся­цев 2 недели)(18:24:03 / 08-08-2018)

Спа­си­бо за труды. 

Аватар пользователя gruzzy gruzzy(4 года 12 ме­ся­цев)(18:44:33 / 08-08-2018)

Много ли людей, кроме вас, кто это помнит?

Аватар пользователя Сергей Васильев Сергей Ва­си­льев(3 года 1 месяц)(09:01:29 / 09-08-2018)

Ну вот я помню. Пока жив буду - буду об этом пом­нить и другим рас­ска­зы­вать. Может это и есть такая миссия - пом­нить то, что другие уже забыли?

Аватар пользователя Igoris Igoris(5 лет 6 ме­ся­цев)(18:44:35 / 08-08-2018)

Спа­си­бо, ин­те­рес­но!

Аватар пользователя Сергей Вятский Сергей Вят­ский(1 год 11 ме­ся­цев)(19:01:32 / 08-08-2018)

В тев­тон­ских/ли­вон­ских ор­де­нах немцы с каких-то пор в ос­нов­ном были ком­со­ста­вом, а ря­до­вой состав на­би­рал­ся в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни из мест­ных. Уже в 13-м веке, видимо, так оно и было. Так что князь А.Я.Нев­ский задал трепку по­нят­но кому.  В общем, ны­неш­ние дела имеют давние корни.  Глядя на опыт 20-го века и начала 21-го, при­хо­дит­ся по­до­зре­вать, что пе­ре­убеж­де­ние в чистом виде - не лучший метод пе­ре­вос­пи­та­ния.  Ра­бо­та­ет только в со­че­та­нии  с  не вполне гу­ман­ны­ми сред­ства­ми. Ни одно жи­вот­ное не по­стра­да­ло - это только для кино.  

Аватар пользователя Плюшкин Плюш­кин(3 года 10 ме­ся­цев)(20:18:30 / 08-08-2018)

река Лента

Опе­чат­ка - Вента.

Аватар пользователя Сергей Васильев Сергей Ва­си­льев(3 года 1 месяц)(09:00:31 / 09-08-2018)

Это ав­то­кор­рек­тор - вра­жи­на из­де­ва­ет­ся...))

Аватар пользователя Изоцианатыч Изо­ци­а­на­тыч(3 года 4 месяца)(23:20:33 / 08-08-2018)

Спа­си­бо за ин­фор­ма­цию!

Аватар пользователя Светлана236 Свет­ла­на236(3 года 2 недели)(10:06:42 / 09-08-2018)

Боль­шое Вам спа­си­бо! В юности бывала в Риге ни раз и, пра­виль­но, ни разу по­доб­но­го не слы­ша­ла! Помню от­да­лен­но какой-то непри­ят­ный ин­ци­дент с Петром I. 

Аватар пользователя blkpntr blkpntr(3 года 6 ме­ся­цев)(13:11:07 / 09-08-2018)

Венеты/венеды и т.п. были рас­про­стра­не­ны в начале эры от се­вер­ной Италии до При­бал­ти­ки. Это озна­ча­ет, что их нельзя отож­деств­лять со сла­вя­на­ми, у ко­то­рых даже в 9 веке были вза­и­мо­по­нят­ные языки. Скорее всего, это общее на­зва­ние бал­то­сла­вян.

Ин­те­рес­нее по­смот­реть на остров Русне в устье Немана, где (и в бли­жай­ших окрест­но­стях), по неко­то­рым со­об­ще­ни­ям, в опи­сы­ва­е­мое время оби­та­ли скаль­вы (нем. Schalauer; прусск. Skalavo, Skalwa; лит. Skalviai), по офи­ци­аль­ной версии балты, чему нет ни­ка­ких до­ка­за­тельств. Зато именем скла­ви­ны все сред­ние века на­зы­ва­лись сла­вяне.

Мо­но­по­лия Ганзы на изу­че­ние рус­ско­го тоже по­ка­за­тель­на. Прак­ти­че­ски все города Ганзы - старые сла­вян­ские порты, даже Гам­бург пару раз был под сла­вя­на­ми.

Это интересно
0

12.06.2019
Пожаловаться Просмотров: 273  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены