Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6953 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Советское кино и закат Империи

 мент  

Раз­мы­тые смыслы

От нечего делать, трав­ми­ро­ван­ный скукой хму­ро­го неба, на­ве­ва­ю­ще­го грусть и фи­ло­соф­ские раз­мыш­лиз­мы, пе­ре­смат­ри­ваю старые со­вет­ские фильмы. И не об­ще­при­знан­ную клас­си­ку, а про­из­ве­де­ния вто­ро­го эше­ло­на. В ос­нов­ном се­ми­де­ся­тых–вось­ми­де­ся­тых годов.  Самых разных жанров – био­гра­фи­че­ские, ко­то­рые о судь­бах наших зна­ме­ни­тых со­оте­че­ствен­ни­ков, про­из­вод­ствен­ные драмы о жизни сов­хо­зов и за­во­дов, ис­то­ри­че­ские мас­штаб­ные по­лот­на. Сни­ма­ли тогда много. В Ин­тер­не­те на сайте о со­вет­ском кино чис­лит­ся что-то около пяти тысяч только ху­до­же­ствен­ных картин, так что хватит на много лет вперёд.

Впе­чат­ле­ния  от про­смот­ров неод­но­знач­ные и стран­ные. Ко­неч­но, уро­вень ак­тёр­ских работ, ре­жис­су­ры, сце­на­ри­ев чрез­вы­чай­но высок. В оче­ред­ной раз на­гляд­но убеж­да­ешь­ся, что на самом деле была у нас и боль­шая ин­ду­стрия кино, и ве­ли­кое ис­кус­ство, и уни­каль­ная со­вет­ская дра­ма­ти­че­ская школа. Срав­не­ние с ны­неш­ни­ми по­дел­ка­ми при­мер­но как у про­из­ве­де­ний Репина с кар­тин­ка­ми вы­пуск­ни­ков ху­до­же­ствен­ной студии дет­ско­го сада. Хотя, надо от­ме­тить, что, вы­рвав­шись из зме­и­ных тисков гол­ли­ву­дов­ских стан­дар­тов, и ны­неш­ним твор­цам иногда уда­ёт­ся выдать непло­хие  работы, но это во­пре­ки, а не бла­го­да­ря, как любят го­во­рить ли­бе­ра­лы. То, что сейчас сни­ма­ет­ся хо­ро­ше­го – это как раз остат­ки той старой со­вет­ской школы. Прямо как по анек­до­ту. Бе­се­ду­ют два ученых.

- Вы знаете, на тер­ри­то­рии России на­хо­дят остат­ки  раз­ви­той тех­но­ло­ги­че­ской су­пер­ци­ви­ли­за­ции.

- Это вы про СССР?

В со­вет­ских про­из­ве­де­ни­ях неиз­мен­но при­сут­ству­ет чётко вы­ра­жен­ная гу­ма­ни­сти­че­ская на­прав­лен­ность, по ко­то­рой так со­ску­чи­лись все адек­ват­ные люди. Это когда че­ло­век че­ло­ве­ку вовсе не волк, а то­ва­рищ, брат и со­рат­ник. Когда для со­ли­дар­но­го труда, объ­еди­нён­но­го вы­со­кой идеей,  нет ни­ка­ких пре­град. И когда доб­ро­та, со­чув­ствие и бес­ко­рыст­ность – вовсе не пустые слова. Это вам не об­ще­при­ня­тый сейчас социал-дар­ви­низм, когда вы­жи­ва­ет силь­ней­ший, наг­лей­ший и жад­ней­ший.  

Самая жуть в старых филь­мах – это цвет­ная плёнка. Она со­зда­ёт ощу­ще­ние, что герои живут и дей­ству­ют в ак­ва­ри­уме. Всё вокруг рас­плыв­ча­то и зелено. Хотя, может быть, и при­да­ёт про­ис­хо­дя­ще­му некий шарм транс­це­ден­таль­ной неопре­де­лён­но­сти и арт­ха­у­за. Эта плёнка по­гу­би­ла многие ше­дев­ры ре­жис­су­ры и ак­тёр­ской игры.

Вон, угне­та­е­мый, го­ни­мый, можно ска­зать, чудом из­бе­жав­ший под­ва­лов Лу­бян­ки (если верить ли­бе­ра­лам) Тар­ков­ский снимал свои фильмы только а «Кодаке», ко­то­рый подлые ком­му­ни­сты за­ку­па­ли для него за валюту, на­вер­ное, чтобы ци­нич­нее его уни­зить. Были ре­жис­сё­ры первой линии, для ко­то­рых не жалели валюту на плёнку.  Правда, го­во­рят из­на­чаль­но пленка и непло­хая была, но ко­пи­ро­ва­ли её на какой-то нелик­вид. Почему страна, вы­шед­шая в космос, со­здав­шая ядер­ные стан­ции и до­стиг­шая огром­ных успе­хов в хи­ми­че­ской ин­ду­стрии не могла  на­хи­ми­чить в до­ста­точ­ном объёме плёнку – никому непо­нят­но. Ну да ладно – дела про­шлые. Вон, сейчас у Феди Бон­дар­чу­ка и мэтра Ми­хал­ко­ва с плён­кой все нор­маль­но, но оно им не шибко по­мо­га­ет.

Бро­са­ют­ся в глаза ряд мо­мен­тов, ко­то­рые мы, люди того вре­ме­ни, живя в общем вре­мен­ном потоке, тогда не за­ме­ча­ли. Но часто так ока­зы­ва­ет­ся, что с вер­ши­ны лет видишь то, что тогда  было не видно за­мы­лен­ным взором.

Се­год­ня яв­ствен­но ощу­ща­ешь, как в филь­мах се­ми­де­ся­тых-вось­ми­де­ся­тых все больше с каждым годом звучат де­прес­сив­ные и тоск­ли­вые нотки.  Все герои пе­ча­лят­ся за судьбы мира, все в нытье и грусти.  И идео­ло­ги­че­ски это было бы обос­но­ван­но, когда дей­ствие про­ис­хо­дит при про­кля­том ца­риз­ме, но эти нотки творцы рас­про­стра­ня­ли и на бла­гост­ные  со­вет­ские реалии.

Блед­ные краски, длин­ные де­прес­сив­ные речи, тя­гост­ные и груст­ные от­но­ше­ния между людьми. Со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что по­сте­пен­но страна впа­да­ла в грех уныния.

В лучших тра­ди­ци­ях клас­си­че­ской  рус­ской ли­те­ра­ту­ры в то время все больше вни­ма­ния ре­жис­сё­ры уде­ля­ли ма­лень­ко­му че­ло­ве­ку с его ма­лень­ки­ми стра­стя­ми. При этом ни­что­же сум­ня­щесь боль­ших людей изоб­ра­жа­ли ма­лень­ки­ми. В филь­мах про героев – ис­то­ри­че­ских или ре­аль­ных, те все больше за­ма­зы­ва­ют­ся какими-то мел­ки­ми стра­стиш­ка­ми и со­мне­ни­я­ми. Какие-то бес­ко­неч­ные, в стиле Чехова-Тол­сто­го-До­сто­ев­ско­го, ин­тел­ли­гент­ские вы­яс­не­ния от­но­ше­ний друг с другом, идейки типа – тварь я дро­жа­щая или право имею.  Какие-то се­мей­ные дрязги и лю­бов­ные вор­ко­ва­нья. Почему де­ла­лось так? По­ка­зать, что герои – это, прежде всего,  про­стые люди, на­шед­шие в себе силы на по­дви­ги? Но эффект об­рат­ный – по­лу­ча­ет­ся, что героев при­нуж­да­ет стать такими не внут­рен­няя сила, а всего лишь се­мей­ные об­сто­я­тель­ства и вор­ко­ва­нья с жёнами.

В во­ен­ные фильмы стали тащить этого пре­сло­ву­то­го ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка. «Летят жу­рав­ли» и прочие, несо­мнен­но, ве­ли­кие фильмы. Там крас­ной нитью про­хо­дит - война это плохо, и мы в ней такие несчаст­ные вы­нуж­де­ны во­е­вать, стре­лять и уми­рать мо­ло­ды­ми, ста­но­вить­ся ге­ро­я­ми. А глав­ное в мире – это любовь. Война  - подлая раз­луч­ни­ца. Важно это всё и имеет смысл, кто же спорит, но не самое важное. Что-то глав­ное при таком под­хо­де упус­ка­ет­ся. Что не рас­кры­ва­ет, а скры­ва­ет суть рус­ско­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся в боль­шин­стве именно в глу­бине души, в своей основе  эпи­че­ским героем. И этот герой вовсе не вы­нуж­ден под­ни­мать­ся из глубин наружу, когда ста­но­вит­ся плохо, а сам рвётся вверх, стре­мясь обу­стро­ить по­гряз­ший в бедах мир, свя­зать его цепями спра­вед­ли­во­сти и гар­мо­нии – по-нашему, по-русски.

Пол­но­стью был упущен язык эпи­че­ской саги, об­раз­цы ко­то­рой встре­ча­лись в тех же во­ен­ных филь­мах со­ро­ко­вых-пя­ти­де­ся­тых. Хотя эта нота много где ещё зву­ча­ла на­по­сле­док – и в «Осво­бож­де­нии», и в лю­би­мей­шем моём «Щите и мече». Но явно этого  недо­ста­точ­но. Тренд был на при­зем­ле­ние по­дви­га.

Ещё одна бо­лез­нен­ная тен­ден­ция ки­не­ма­то­гра­фа, на­чи­ная с се­ми­де­ся­тых. Идёт какое-то непро­из­воль­ное раз­мы­тие идео­ло­ги­че­ских и мо­раль­ных по­ня­тий. Нет, фор­маль­но всё в стиле мо­ну­мен­таль­но­го еди­но­мыс­лия и идей­ной спло­чён­но­сти – буржуи плохие, даёшь по­стро­е­ние ком­му­низ­ма, война язвам бур­жу­аз­но­го про­шло­го.  Но вот только с каждым годом зву­ча­ло это как-то неуве­рен­нее. И бес­ко­неч­ные об­суж­де­ния героев – кто прав и не прав, а если и прав, то прав ли на самом деле, или всё же не прав. Это от­го­лос­ки ку­хон­ных сло­вес­ных ин­тел­ли­гент­ских ба­та­лий бреж­нев­ской спо­кой­ной эпохи.

 До пе­ре­стро­еч­но­го бес­но­ва­ния и сры­ва­ния по­кро­вов ещё далеко, но нотки   идео­ло­ги­че­ско­го дис­со­нан­са  уже звучат – притом чем дальше, тем звонче.

А ещё какая-то неуве­рен­ность в филь­мах тех времён то и дело про­гля­нет, притом в таких мо­мен­тах, где со­мне­ний вроде бы вообще ни­ка­ких не может быть.

Непло­хой фильм «Выбор цели» - про Кур­ча­то­ва и со­зда­ние атом­ной бомбы. Ну, ка­за­лось бы – вопрос од­но­зна­чен. Даже для ны­неш­них по­ко­ле­ний, во всяком случае, боль­шин­ства их пред­ста­ви­те­лей. Чтобы выжить России, нужна была ядер­ная бомба. Иначе наши бывшие добрые со­юз­ни­ки оста­ви­ли бы на нашей тер­ри­то­рии вы­жжен­ную пу­сты­ню и от­пра­ви­ли бы уце­лев­ших нас в раб­ство – до­бы­вать им нефть и по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. И это не агитка – это непре­лож­ная истина, под­твер­ждён­ная в том числе рас­сек­ре­чен­ны­ми аме­ри­кан­ски­ми пла­на­ми нашего ядер­но­го уни­что­же­ния. А в фильме начала се­ми­де­ся­тых годов наши физики, уже после взрыва Хи­ро­си­мы, испив пару рю­ма­ше­чек водки, на­чи­на­ют с Кур­ча­то­вым невнят­но и до­ста­точ­но тупо рас­суж­дать, что, мол, они хотят за­ни­мать­ся мирным атомом и мирной фи­зи­кой, люди Земли их про­кля­нут за то, что они со­зда­ва­ли оружие страш­ной раз­ру­ши­тель­ной силы. Мол, мы за все хо­ро­шее, а нас вы­нуж­да­ют бомбой за­ни­мать­ся.  И это после уже со­сто­яв­шей­ся ядер­ной атаки, когда стало по­нят­но – мы сле­ду­ю­щие. Кур­ча­тов вместо того, чтобы дать под­чи­нён­но­му в лоб или по­са­дить в карцер на хлеб и воду, на­чи­на­ет что-то до­ста­точ­но жалко блеять – мол, мы вы­нуж­де­ны этим за­ни­мать­ся, а так мы хо­ро­шие, это они плохие. Но как-то скольз­ко и без убеж­дён­но­сти.

А ещё наш ве­ли­кий ядер­щик все время ходит как в воду опу­щенн­ный и стонет по поводу, что очень уж боль­шие сред­ства от­ни­ма­ет он у родной страны, ко­то­рая вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся после войны. Вот это чего такое? Это что за про­об­ра­зы ака­де­ми­ков Са­ха­ро­вых в офи­ци­оз­ном фильме, ко­то­рый должен звать как труба на свер­ше­ния? Смотрю, а автор сце­на­рия – Даниил Гранин, неко­гда по­чи­та­е­мый мной за его романы «Ис­ка­ти­е­ли» и «Иду на грозу, успеш­но про­шед­ший путь от вос­тор­жен­но­го ше­сти­де­сят­ни­ка до за­взя­то­го гнус­но­го ан­ти­со­вет­чи­ка.

Да и вообще весь фильм какой-то ми­нор­ный и мутный вышел. И где были такие страш­ные, как за­ве­ря­ют ши­зо­ли­бе­ра­лы, худ­со­ве­ты? Не слиш­ком ли много они поз­во­ля­ли?

Эти ми­нор­ные нотки звучат во многих ка­за­лось бы ге­ро­и­че­ских про­из­ве­де­ни­ях. Везде про­скаль­зы­ва­ют у по­ло­жи­тель­ных героев за­уныв­ные мотивы какой-то неуве­рен­но­сти в вы­бран­ном нами пути – пусть не явной, только лёг­ки­ми на­ме­ка­ми.  Вроде оно и пра­виль­но с ху­до­же­ствен­ной точки зрения – люди не био­ро­бо­ты, они должны быть неуве­рен­ны­ми. Но воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что за этим го­раз­до боль­шее. Что в филь­мах про­скаль­зы­ва­ют даже не ин­тел­ли­гент­ские ре­флек­сии твор­цов, а ре­аль­ное со­сто­я­ние  умов в стране - какой-то рас­слаб­лен­ной уста­ло­сти, овла­де­вав­шей на­ро­дом и при­вед­шей к раз­ва­лу ве­ли­кой страны.

Радует, что в филь­мах о до­ре­во­лю­ци­он­ной те­ма­ти­ке по­сте­пен­но стали от­хо­дить от при­выч­ки все, что до сем­на­дца­то­го года, мазать чер­ниль­но-чёрной крас­кой – там гро­теск­ные тупые буржуи и чи­нов­ни­ки, только и думали, как сосать кровь из тру­до­во­го народа. Со вре­ме­нем тех же цар­ских во­ен­ных, чи­нов­ни­ков и ари­сто­кра­тов стали по­ка­зы­вать как людей, среди ко­то­рых многие об­ла­да­ли неза­у­ряд­ным умом, по­ря­доч­но­стью, были пре­да­ны России и при­нес­ли боль­шую пользу.  И вы­гля­дят это порой так – а на фига, если все такие хо­ро­шие были, все  ре­во­лю­ции и граж­дан­ские войны нужны?  В общем, ощу­ще­ния ис­то­ри­че­ской необ­хо­ди­мо­сти, ис­тин­ных ис­то­ри­че­ских про­цес­сов, причин и след­ствий – как их не было в филь­мах два­дца­тых годов, так не было и в се­ми­де­ся­тых. Никто не желал се­рьёз­но­го раз­го­во­ра о том, откуда мы и куда идём. Идео­ло­гия за­сты­ла,  значит, и куль­тур­но­го осмыс­ле­ния ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са тоже не было. Ещё одна при­чи­на па­де­ния Дер­жа­вы – неже­ла­ние разо­брать­ся в при­чи­нах и след­стви­ях и вы­стра­и­вать новые теории со­ци­а­лиз­ма, го­су­дар­ства в целом и эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний.

Незыб­ле­мо­сти идео­ло­ги­че­ских по­сту­ла­тов все эти тренды не за­тра­ги­ва­ли. Просто так, на­мё­ка­ми, ого­вор­ка­ми слегка под­мы­ва­ли фун­да­мент. В это же время в ре­аль­но­сти сами люди-вин­ти­ки си­сте­мы стали по­сте­пен­но раз­вин­чи­вать­ся…

 

Амо­рал­ка

Озна­ком­ле­ние с куль­тур­ным на­сле­ди­ем тех времён на­гляд­но по­ка­зы­ва­ет, как с каждым годом раз­мы­ва­лись и ка­зав­ши­е­ся незыб­ле­мы­ми   мо­раль­ные по­ня­тия.

Есть такое дра­ма­тур­ги­че­ское пра­ви­ло – в каждой ис­то­рии должен быть злодей, подлец и вообще бестия, в кон­флик­те с ко­то­ры­ми рас­кры­ва­ет­ся во всей красе бла­го­род­ный глав­ный герой.  В те же со­ро­ко­вые-пя­ти­де­ся­тые годы ки­ноз­ло­деи были на за­гля­де­нье – у них даже рожи пас­куд­ные, про­ся­щие кир­пи­ча, а фигуры несклад­ные и неук­лю­жие. Нор­маль­но­му со­вет­ско­му че­ло­ве­ку  хо­те­лось таких убить сразу.

По­сте­пен­но злодеи и него­дяи стали при­об­ре­тать все более ци­виль­ный вид. А с се­ми­де­ся­тых они начали вы­пи­сы­вать­ся все с более по­ра­зи­тель­ной точ­но­стью, со­чув­стви­ем и лю­бо­вью. Даже на огол­те­лых на­ци­стов в «Сем­на­дца­ти мгно­ве­ни­ях весны» хо­чет­ся рав­нять­ся – на­столь­ко они умные, про­ни­ца­тель­ные и ин­тел­ли­гент­ные, да ещё в такой кра­си­вой эсе­сов­ской форме.

Ка­рье­ри­сты, хапуги, жулье всех мастей ста­но­ви­лись все более оба­я­тель­ны­ми и го­вор­ли­вы­ми. Озву­чи­ва­ли свои по­зи­ции кра­соч­но, по­дроб­но рас­пи­сы­вая мотивы своего ан­ти­об­ще­ствен­но­го по­ве­де­ния и при­зы­вая всех вести себя так же. В ре­зуль­та­те тот же ворюга и при­спо­соб­ле­нец Га­си­лов в фильме «И это всё о нём» ка­жет­ся до­ста­точ­но цель­ным и име­ю­щим свою правду, а его ан­ти­под – ро­зо­вым иде­а­ли­стом, хотя за­ду­ма­но было из­на­чаль­но на­о­бо­рот. Но уже на­кап­ли­ва­лись де­фек­ты не только изоб­ра­же­ния, но и вос­при­я­тия.

И эти самые под­лю­чие мотивы зву­ча­ли все более убе­ди­тель­но, вы­зы­вая со­чув­ствие и кра­моль­ную мысль – а чего, они правы, надо жить для себя, пы­тать­ся урвать по­боль­ше, сам о себе не по­за­бо­тишь­ся, никто не по­за­бо­тит­ся.

По­сте­пен­но  в мас­со­вом со­зна­нии все более чёткие очер­та­ния об­ре­та­ло мер­зо­па­кост­ное рыло гря­ду­ще­го хо­зя­и­на жизни.  Во время Граж­дан­ской войны про­тив­ни­ки со­вет­ской власти рас­суж­да­ли о Гря­ду­щем Хаме, то есть тру­дя­щем­ся че­ло­ве­ке, ре­шив­шем взять бразды прав­ле­ния в свои руки, но по­сколь­ку он хам по про­ис­хож­де­нию – не из го­лу­бых кровей, то и прав­ле­ние у него будет хам­ское.

В куль­ту­ре се­ми­де­ся­тых-вось­ми­де­ся­тых на­ли­вал­ся соком образ Гря­ду­ще­го Барыги, демона алч­но­сти и раз­ру­ше­ния.  Такое сжи­га­е­мое  безум­ной стра­стью за­ха­пать все на свете и об­ла­да­ю­щее раз­ру­ши­тель­ной силой по­бо­лее, чем тер­мо­ядер­ная бомба, ко­то­рые мы уви­де­ли в натуре. Вос­па­рив­шее ни­что­же­ству, при­зван­ное вскоре схрум­кать со­ци­а­ли­сти­че­скую сверх­дер­жа­ву. 

Это гря­ду­щее ин­фер­наль­ное су­ще­ство, пока ещё не столь гроз­ное, а больше какое-то по­теш­ное, мягкое и пу­ши­стое, мель­ка­ло во многих филь­мах. Апо­фе­оз, ко­неч­но, это «Блон­дин­ка за углом» - глав­ный позор ува­жа­е­мо­го мной от­лич­но­го ре­жис­сё­ра и до­стой­но­го граж­да­ни­на Бортко. В этой якобы ко­ме­дии, одном из по­след­них филь­мов с Ан­дре­ем Ми­ро­но­вым, дана целая га­ле­рея бу­ду­щих хозяев жизни – барыг, спе­ку­лян­тов, про­даж­ных чи­нов­ни­ков, тор­га­шей. Они были одер­жи­мы одним – жаждой при­об­ре­та­тель­ства, шмоток, услуг, и на ос­но­ва­нии того, что они вла­де­ют ма­те­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми, счи­та­ли себя ис­клю­чи­тель­ны­ми, эдакой кастой. По­ка­за­ны там уже сце­мен­ти­ро­ван­ные от­но­ше­ния между ними – это и правда клан, ос­но­ван­ный на вза­им­ной выгоде и услу­гах. Это такое урод­ли­вое дитё со­вет­ско­го де­фи­ци­та, под­поль­ной эко­но­ми­ки и за­ско­руз­лой идео­ло­гии. Вот только по­ка­за­но это не с брезг­ли­во­стью и пре­зре­ни­ем, ко­то­рых эта пуб­ли­ка, несо­мнен­но,  за­слу­жи­ва­ла, а с каким-то жадным при­ды­ха­ни­ем и нескры­ва­е­мой за­ви­стью. По­лу­чи­лась ре­кла­ма на­дви­га­ю­ще­го­ся на Союз Барыги. В общем, мутный фильм, непо­нят­но, почему на полку не по­ло­жи­ли, хотя, по­го­ва­ри­ва­ют, и по­чи­ка­ли его несла­бо.

По­сте­пен­но ки­не­ма­то­граф начал за­пу­ты­вать­ся и с мо­раль­ны­ми при­о­ри­те­та­ми. Нет, про­па­ган­ди­ро­ва­лось, ко­неч­но, что врать, во­ро­вать и ругать власть – это недо­стой­но. Но стал про­пол­зать про­кля­тый мо­раль­ный ре­ля­ти­визм, ко­то­рый се­год­ня вообще за­во­е­вал всю ми­ро­вую куль­ту­ру и по­ли­ти­че­ское поле. Это когда раз­ни­ца между плохим и хо­ро­шим сти­ра­ет­ся. Когда у каж­до­го, даже мер­зав­ца, своя правда, к ко­то­рой нужно от­но­сить­ся с по­ни­ма­ни­ем, потому что в мире всё от­но­си­тель­но – и ско­рость света, и время, и мораль. Эта ви­рус­ная ин­фор­ма­ци­он­ная зараза уже тогда стала за­пол­зать к нам. И со­вет­ские сце­на­ри­сты-ки­не­ма­то­гра­фи­сты с го­тов­но­стью при­ня­лись вы­стра­и­вать под видом вы­со­ко­го ис­кус­ства какие-то со­вер­шен­но непо­нят­ные и до­ста­точ­но урод­ли­вые мо­раль­но-эти­че­ские кон­струк­ции.

Вон, вспо­ми­на­ет­ся фильм «Ночные забавы» (правда уже более позд­ний – 1991 года). С Ев­стиг­не­е­вым в глав­ной роли, а также с дру­ги­ми бле­стя­щи­ми ар­ти­ста­ми. Снято пре­крас­но, отыг­ра­но на тысячу про­цен­тов. А по­ка­за­но такое, на что и не всякий ны­неш­ний  чер­нуш­ный ки­но­де­я­тель ре­шит­ся.  Уди­ви­тель­ная ни­зость людей, когда под­чи­нён­ный под­кла­ды­ва­ет на­чаль­ни­ку свою жену ради ка­рье­ры, делая вид, что ничего осо­бен­но­го не про­ис­хо­дит. А жена его око­ра­чи­ва­ет, когда он на­чи­на­ет что-то вякать против, на­чаль­ник угро­жа­ет неми­ло­стью, после чего герой бу­ха­ет­ся перед ними на колени.  Самое глав­ное, бла­го­да­ря ак­тёр­ским ра­бо­там, ак­цен­ты ста­вят­ся немнож­ко по иному, и зри­те­лю ка­жет­ся, что просто жизнь такая, ну всякое бывает, надо бы понять этих людей.  То есть вроде бы и осуж­да­ет­ся фор­маль­но, а вроде бы и не совсем. И вот эта нрав­ствен­ная раз­мы­тость с каждым годом все больше.

И люди на экра­нах ста­но­ви­лись всё мельче, непри­ят­нее. Апо­фе­о­зом считаю «Иронию судьбы» - нрав­ствен­но и пси­хо­ло­ги­че­ски ане­мич­ные, много и со вкусом пьющие, плы­ву­щие по те­че­нию неустро­ен­ные в жизни герои, время от вре­ме­ни вспы­хи­ва­ю­щие неадек­ват­ны­ми стра­стя­ми. Они не вы­зы­ва­ют ни­ка­кой сим­па­тии и со­вер­ша­ют   не то, чтобы под­лень­кие, но  не слиш­ком до­стой­ные по­ступ­ки, типа вы­гнать мок­ро­го че­ло­ве­ка на трес­ку­чий мороз.

 

Лам­по­вый уют

Ещё один момент, ко­то­рый яв­ствен­но про­сту­па­ет на рас­сто­я­нии лет. Это из­бы­точ­ная ме­ло­дра­ма­тич­ность со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, на­чи­ная с конца ше­сти­де­ся­тых. О ком речь не идёт – о во­е­на­чаль­ни­ках, учёных, ра­бо­чих – все по­вест­во­ва­ния обиль­но сма­за­ны соп­ля­ми. Вы­яс­не­ние от­но­ше­ний, длин­ней­шие диа­ло­ги о любви, стра­сти-мор­да­сти.

Что в этом хорошо – пра­виль­ные нрав­ствен­ные по­зи­ции с от­ри­ца­ни­ем вся­ко­го блуда и про­че­го раз­вра­та. Но полито соп­ля­ми все очень ос­но­ва­тель­но. В ре­зуль­та­те тот же «Берег его жизни» про Ми­клу­хо Маклая пре­вра­ща­ет­ся из мощной ис­то­рии про уни­каль­ней­ше­го пу­те­ше­ствен­ни­ка и че­ло­ве­ка-скалы в ме­ло­дра­му о его от­но­ше­ни­ях с женой, детьми и дру­ги­ми чле­на­ми семьи. Именно эти от­но­ше­ния лезут в глаза, именно они – глав­ное в кино.

По­нят­но, что лу­боффф – она для зри­те­ля во все эпохи глав­ное, осо­бен­но для зри­тель­ниц. Чтобы было над чем пу­стить слезу. Чтобы по­со­чув­ство­вать. Но эта ме­ло­дра­ма ис­по­га­ни­ла столь­ко дей­стви­тель­но ве­ли­че­ствен­ных ис­то­рий.

Эта тен­ден­ция, кстати, была не нова, но её как-то во­вре­мя пре­се­ка­ли.

После пред­ва­ри­тель­ной де­мон­стра­ции  фильма «Су­во­ров», Сталин, смот­рев­ший все вы­хо­дя­щие на экраны фильмы, по­ла­гая, что кино яв­ля­ет­ся важ­ней­шим ис­кус­ством,  выдал за­клю­че­ние типа:

- Су­во­ров только и делает, что ходит по балам и ведёт свет­ские беседы. А где же ве­ли­кий пол­ко­во­дец?

Фильм по­сла­ли на до­ра­бот­ку, по­лу­чи­лось ве­ли­ко­леп­ное про­из­ве­де­ние.

Да, Вождь  на­ро­дов клю­че­вые мо­мен­ты про­се­кал с по­тря­са­ю­щей про­зор­ли­во­стью. Вот за­ме­тил и эту тен­ден­цию – увод от свер­ше­ний и по­дви­гов в ме­ло­дра­му. И пресёк. Тогда  ба­со­вой стру­ной зву­ча­ла дей­стви­тель­ность таких филь­мов, как «Иван Гроз­ный». «Алек­сандр Нев­ский» - мощно, эпично, дрожь вы­зы­ва­ло и гор­дость за страну.

Но потом вре­ме­на на­ста­ли новые. И с ше­сти­де­ся­тых ме­ло­дра­ма стала плотно со­сед­ство­вать с на­чи­на­ю­щей на­би­рать очки про­па­ган­дой ме­щан­ства, обы­ва­тель­ских мелких ра­до­стей. Такая сим­па­тич­ная мебель, уютные раз­го­во­ры с при­ят­ны­ми людьми. А что ещё нужно про­сто­му че­ло­ве­ку?

Только вот кино должно сни­мать­ся не про про­стых, а про ис­клю­чи­тель­ных людей, про маяков. Шло какое-то по­сте­пен­но рас­тво­ре­ние им­пуль­са по­дви­гов и свер­ше­ний в уют­нень­кой обы­ва­тель­щине. Самое ин­те­рес­ное, что и го­су­дар­ство тогда уже пе­ре­ста­ва­ло ста­вить перед людьми гло­баль­ные задачи, Ну, до­го­ним и пе­ре­го­ним Аме­ри­ку. Ну, будем жить хорошо, чтобы тешить обы­ва­тель­ское сча­стье. И хватит – не весь же век во­е­вать и над­ры­вать­ся.

Как эти новые под­хо­ды от­ли­ча­лись от про­шлых.

Вот ге­ни­аль­ная песня глу­бо­ко ува­жа­е­мо­го и очень та­лант­ли­во­го поэта и про­за­и­ка, ве­те­ра­на войны Ми­ха­и­ла  Ан­ча­ро­ва про вер­нув­ше­го­ся с войны сол­да­та:

«Потом он вы­чи­стит поля

От мусора войны:

Поля, обо­за­ми пыля,

О ней забыть должны.

За­ста­вит солнце круг­лый год

Сиять на небе­сах,

И лёд рас­та­ет от забот

На старых по­лю­сах».

В этих словах мощь народа-по­бе­ди­те­ля, по­сте­пен­но кон­вер­ти­ру­е­мая их детьми в поль­ские стенки, хру­сталь, жигули, бо­лон­ку на пороге и улуч­ше­ние жил­пло­ща­ди при помощи  под­поль­ных ма­кле­ров.

В прин­ци­пе, ни­ка­ко­го кри­ми­на­ла в этом нет. Мир при­над­ле­жит в массе своей обы­ва­те­лям и со­сто­ит из обы­ва­те­ля. Просто  время от вре­ме­ни обы­ва­те­ля нужно вы­тас­ки­вать из его болота и тол­кать к свер­ше­ни­ям, на­по­ми­ная, что любой че­ло­век носит в себе за­чат­ки Бога. А в те годы, с ше­сти­де­ся­тых, об этом стали по­ти­хонь­ку за­бы­вать.

Эта лам­по­вая уют­ность и при­зем­лён­ность в куль­ту­ре сама по себе не так плоха. Но только когда не идёт в про­ти­во­вес ме­чу­ще­му­ся веч­но­му духу че­ло­ве­ка ищу­ще­го, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся глав­ным героем ис­кус­ства.

 

Ка­та­строй­ка и по­след­ствия

Мод­ны­ми в се­ми­де­ся­тые-вось­ми­де­ся­тые стали вся­че­ские фильмы про Запад. Они немно­го утра­ти­ли об­ли­чи­тель­ный пафос более ранних пам­фле­тов, изоб­ра­жав­ших ка­пи­та­ли­стов по­хо­жи­ми на злоб­ных орков-лю­до­едов  из «Вла­сте­ли­на колец». Однако твёрдо стояли на по­зи­ции за­гни­ва­ния всего та­мош­не­го и про­цве­та­ния всего ту­тош­не­го.

«Гибель трид­цать пер­во­го отдела», «Мираж» и прочие фильмы, сейчас даже не при­пом­ню.  Сде­ла­ны были до­ста­точ­но бес­по­мощ­но – как пра­ви­ло их сни­ма­ли в При­бал­ти­ке, за­пад­но­го ан­ту­ра­жа не было и в помине. Похоже на аме­ри­кан­скую клюкву про нас, только об­рат­ную. Би­че­ва­ли они  ми­ро­вой им­пе­ри­а­лизм до­воль­но бойко. Про­дви­ну­той ин­тел­ли­ген­ци­ей счи­та­лись гряз­ны­ми агит­ка­ми – ведь на Западе все хорошо, евреи с Брай­то­на в на­пи­сан­ном мелким по­чер­ком неви­ди­мы­ми чер­ни­ла­ми письме, пе­ре­дан­ном тайно через гра­ни­цу, не дадут со­врать.

А се­год­ня, глядя на эти фильмы, по­ни­ма­ешь, что там не только была изоб­ра­же­на вся правда, но и ны­неш­нее Ми­ро­устрой­ство за­слу­жи­ва­ет го­раз­до более чёт­ко­го, злого и рез­ко­го изоб­ра­же­ния. Запад ока­зал­ся куда хуже, подлее и жёстче, чем в самых смелых фан­та­зи­ях со­вет­ских про­па­ган­ди­стов. И вот, ка­за­лось бы – чего стоило объ­яс­нить это не су­кон­ным про­па­ган­дист­ским языком, а по-че­ло­ве­че­ски, чтобы люди поняли. Но не могли уже. Не было тогда у ли­де­ров страны уже ни гиб­ко­сти, ни спо­соб­но­сти до­сту­чать­ся до души со­граж­дан. Языки ре­аль­но­сти и идео­ло­гии все больше рас­хо­ди­лись, как в море две се­лёд­ки. По­это­му и про­па­ган­да до­ве­рия не вы­зы­ва­ла. А зря, как ока­за­лось позже…

Кстати, при­мер­но в то же время по­яв­ля­ют­ся фильмы, в какой-то мере иде­а­ли­зи­ру­ю­щие ту дей­стви­тель­ность. Вспом­нить, какой при­вле­ка­тель­ный образ Англии создан в нашем «Шерлок Холмсе» - эта страна даже близко не была ни­ко­гда такой обу­стро­ен­ной и при­ят­ной.  Вы­хо­дят и экра­ни­за­ции всяких за­пад­ных клас­си­ков, тоже больше при­укра­ши­ва­ю­щих, чем об­ли­ча­ю­щих наших про­тив­ни­ков. Эх, лиха беда начало. Со вре­ме­нем этой тен­ден­ции над­ле­жит до­брать­ся до высот уни­зи­тель­но­го пре­смы­ка­ния перед За­па­дом. Но это будет позже, через несколь­ко лет, с по­бе­дой «нового мыш­ле­ния»…

Встре­ча­ют­ся со­вер­шен­но неожи­дан­ные фильмы со­ци­а­ли­сти­че­ских времён, ко­то­рые иначе чем про­ро­че­ски­ми не на­звать.

«Ак­тив­ная зона» с Олегом   Еф­ре­мо­вым в глав­ной роли. Такой крепко сбитый про­из­вод­ствен­ный ро­ман­чик с парт­ко­ма­ми, пла­на­ми по валу, пло­хи­ми и хо­ро­ши­ми ру­ко­во­ди­те­ля­ми. И про­из­вод­ствен­ны­ми кон­флик­та­ми, кстати, вы­зы­ва­ю­щи­ми куда боль­ший ин­те­рес, чем ны­неш­ние бес­ко­неч­ные кри­ми­наль­ные ис­то­рии а-ля Ма­ри­ни­на. Есть и веяния новых времён – по­ка­за­но как-то спо­кой­но и с по­ни­ма­ни­ем страсть к шмот­ка­ми и хру­ста­лю (ны­неш­не­му по­ко­ле­нию не понять при­тя­га­тель­ной силы хру­ста­ля для со­вет­ско­го че­ло­ве­ка), за­цик­лен­ность на при­об­ре­та­тель­стве и вы­пенд­рёж друг перед другом на этой почве. С каким-то при­ды­ха­ни­ем от­но­ше­ние к за­гран­ра­бот­ни­кам, ко­то­рые ездят туда и про­во­зят кучу кра­си­вых по­бря­ку­шек, по­ку­па­ют себе машины и прочее.

Но самое ин­те­рес­ное – фильм вовсе не о фаб­ри­ке иг­ру­шек, а о ядер­ной стан­ции. И там от­лич­но по­ка­за­но, как устра­и­ва­ют авралы, как за­став­ля­ют гнать план и пе­ре­вы­пол­нять его. В ре­зуль­та­те ре­ак­тор вы­во­дят в ава­рий­ный режим, так что он должен вот-вот рва­нуть, идя в разнос. И все это от­кры­тым тек­стом по­ка­за­но.

Самое лю­бо­пыт­ное, что фильм по­став­лен лет за пять до  Чер­но­бы­ля.  По логике по­вест­во­ва­ния ре­ак­тор должен был рва­нуть, но такое тогда не сни­ма­ли. Так что со­вет­ские спе­ци­а­ли­сты ге­ро­и­че­ски его за­глу­ши­ли и потом стали экс­плу­а­ти­ро­вать под при­смот­ром пар­тий­ный то­ва­ри­щей уже пра­виль­но, по ин­струк­ции.

А я по­смот­рел, и как-то не по себе стало. Ведь в воз­ду­хе гря­ду­щая ка­та­стро­фа витала, её ощу­ща­ли все при­част­ные, даже те, кто писали сце­на­рии к филь­мам. Значит, были ос­но­ва­ния. И все про­фу­ка­ли, довели до неви­дан­ной ка­та­стро­фы, ко­то­рая соб­ствен­но по­слу­жи­ла одной из причин раз­ва­ла Союза.

Кстати, тема гря­ду­щей ядер­ной ка­та­стро­фы на стан­ции про­хо­дит и в фильме Бортко «Ко­мис­сия по рас­сле­до­ва­нию». Снято ещё раньше. И ещё от­кро­вен­нее.

Надо от­ме­тить, что в стране в по­след­ние ста­биль­ные де­ся­ти­ле­тия про­ис­хо­ди­ли зна­ме­на­тель­ные со­бы­тия. Что-то в си­сте­ме начало идти на­пе­ре­ко­сяк. Ин­те­рес­но, что те же се­ми­де­ся­тые годы были, по­жа­луй, самыми сытыми и бла­го­по­луч­ны­ми за всю нашу ис­то­рию. Но вместе с тем и самыми непо­нят­ны­ми.

С одной сто­ро­ны на­блю­дал­ся стре­ми­тель­ный рост про­мыш­лен­но­сти. С другой – де­фи­цит, уни­зи­тель­ные оче­ре­ди, когда ме­ся­ца­ми с но­мер­ка­ми на руке люди ходили, чтобы по­лу­чить какой-нибудь ду­рац­кий диван, на ко­то­рый се­год­ня никто не взгля­нет и не при­ля­жет.

Резкий рост уровня жизни с од­но­вре­мен­ным де­фи­ци­том и невоз­мож­но­стью купить эле­мен­тар­ные вещи. Сонная сы­тость вместе с та­ло­на­ми на масло в ре­ги­о­нах - как лично помню, в 1979 году.  И при этом то на­ро­чи­тое неже­ла­ние по­ли­ти­че­ско­го ру­ко­вод­ства не то, чтобы решать на­сущ­ные про­бле­мы народа, а даже при­смот­реть­ся к этим про­бле­мам.  Рас­ту­щее обы­ва­тель­ское ме­щан­ство вместе с ком­со­моль­ски­ми строй­ка­ми, БАМом, по­мо­щью всему миру и Аф­га­ном, где мы про­яв­ля­ли чудеса ге­ро­из­ма.

Какое-то рас­сла­и­ва­ние дей­стви­тель­но­сти шло, раз­ме­же­ва­ние. Было по­нят­но, что идёт си­стем­ный сбой, но утря­сать его никто не со­би­рал­ся, а с при­хо­дом гор­ба­то­го чёрта вообще пошло все враз­нос.

Честно говоря, я этого не по­ни­маю…

В начале вось­ми­де­ся­тых в связи с транс­фор­ма­ци­ей об­ще­ствен­но­го со­зна­ния ме­ня­лась и куль­ту­ра. Она при­об­ре­та­ла какую-то непоз­во­ли­тель­ную лёг­кость и вместе с тем явную нер­воз­ность. Валом пошли на экран му­зы­каль­ные фильмы, аван­тюр­ные ис­то­рии. Всякие «Буль­ва­ры Ка­пу­ци­нов». Такое ощу­ще­ние, что в пред­чув­ствии беды стала во­ца­рять­ся пси­хо­ло­гия -  гуляй, рва­ни­на, однова живём, где баян, мед­ведь и цыгане?

Именно тогда начали сду­вать пыль и вы­тас­ки­вать на свет божий уже сто лет как за­бы­тые лёгкие и, как пра­ви­ло, пош­лень­кие во­де­ви­ли – все эти небес­ные «Ла­сточ­ки» и прочую фигню. Сде­ла­но всё, как по­ло­же­но, на вы­со­чай­шем уровне. Но со­зи­да­тель­но­го начала – ноль. Ме­щан­ские ожи­да­ния – раз­влечь­ся и рас­сла­бить­ся, и ни о чём не думать. Пока ещё робко творцы  на­щу­пы­ва­ли дорогу к раз­нуз­дан­ной бу­ду­щей вак­ха­на­лии  с пе­ре­хо­дом в пор­ну­ху.

Было по­нят­но, что го­су­дар­ство по­сте­пен­но ка­тит­ся в про­пасть. Пустые полки ма­га­зи­нов, на­ци­о­на­ли­сти­че­ские вол­не­ния в рес­пуб­ли­ках и фри­воль­ные во­де­ви­ли на те­ле­экра­нах. С на­ро­дом просто пе­ре­ста­ли раз­го­ва­ри­вать се­рьёз­но. На него пе­ре­ста­ли на­де­ять­ся. Власть окук­ли­лась окон­ча­тель­но, решив, что быдлу за глаза хватит хлеба и зрелищ. Вот только с хлебом на­чи­на­лись пе­ре­бои.

А потом пошло-по­еха­ло. Под при­смот­ром По­лит­бю­ро об­ли­чи­тель­ным пла­ме­нем «Огонь­ка» выжгло и по­ли­ти­че­ское про­стран­ство, и куль­ту­ру, и разум боль­шин­ства со­вет­ских людей.

Раз­би­рать ан­ти­со­вет­чи­ну и ру­со­фо­бию, ко­то­рая сва­ли­лась на нас в пе­ре­строй­ку, просто про­тив­но. Ничего из твор­че­ства раз­об­ла­чи­те­лей, про ГУЛАГи и про «тру­па­ми за­ва­ли­ли, потому в войне по­бе­ди­ли» вспо­ми­нать даже не со­би­ра­юсь. «Ма­лень­кие Веры». «Ин­тер­де­воч­ки»», «Аварии дочери ментов» (это ещё лучшие об­раз­цы на фоне ки­ло­тонн мусора) - это отходы про­из­вод­ства завода по пе­ре­ма­лы­ва­нию со­вет­ской дей­стви­тель­но­сти и разума, морали народа. Такое ощу­ще­ние, что у людей от всех идео­ло­ги­че­ских раз­об­ла­че­ний и раз­вен­ча­ния былых ку­ми­ров в голове об­ра­зо­ва­лась зи­я­ю­щая пу­сто­та, ко­то­рую стре­ми­тель­но при­ня­лись на­пол­нить самым во­ню­чим дерь­мом.

Все ше­дев­ры тех времён ныне никто не вспом­нит, потому что они отыг­ра­ли на все сто свою раз­ру­ши­тель­ную подлую роль. А во­оду­шев­лён­ные все­доз­во­лен­но­стью творцы, за­ля­пав­ши­е­ся в этом, вечно будут носить звание по­ган­цев и Иуд.

Ки­но­ис­кус­ство де­вя­но­стых вообще ин­те­рес больше пред­став­ля­ет не для ис­кус­ство­ве­дов, а для пси­хи­ат­ров, ис­сле­ду­ю­щих пси­хо­па­то­ло­гии и со­ци­о­па­тии.  И самое страш­ное, что именно это ис­кус­ство аб­со­лют­но адек­ват­но тво­рив­ше­му­ся тогда аду. Срыв всех пе­ча­тей, все доз­во­ле­но. Пош­лость, бо­лез­нен­ная мер­зость ми­ро­ощу­ще­ния и мрак. Дикая агрес­сия на­смерть пе­ре­пу­ган­ных пе­ре­ме­на­ми людей. Когда со­вет­ский че­ло­век, вы­ки­ну­тый в без­воз­душ­ное и без­ду­хов­ное про­стран­ство, от ужаса про­ис­хо­дя­ще­го и стрем­ле­ния выжить, начал вы­пус­кать из себя зверя, за­та­чи­вать когти и рухнул в бездны порока. При­ше­ствие Гря­ду­ще­го Барыги со­сто­я­лось.

Ну а у ны­неш­них ки­но­де­я­те­лей ди­а­гноз ясен – на де­вя­но­сто про­цен­тов непро­фес­си­о­на­лизм, во­ин­ству­ю­щее за­пу­щен­ное неве­же­ство, вы­со­ко­ме­рие, аме­ри­ка­ни­зи­ро­ван­ность твор­че­ства и же­ла­ние по лёг­ко­му сру­бить бабла за счёт Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры.  

Ко­неч­но, можно ска­зать, что ис­кус­ство в со­вет­ские вре­ме­на от­ра­жа­ло больше какие-то ком­плек­сы вечно недо­воль­ной всем, а осо­бен­но совей стра­ной и на­ро­дом,   твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции, ко­то­рая сама и не совсем народ, точнее, вовсе не народ. Но это не так. Всё же от­ра­жа­лись ре­аль­ные про­цес­сы, о сути ко­то­рых мы будем спо­рить ещё долго – прежде всего, для того, чтобы не на­сту­пать на те же грабли.

Дей­стви­тель­но, какой-то гло­баль­ный си­стем­ный сбой пошёл, на­вер­ное, с ше­сти­де­ся­тых годов в нашей со­вет­ской дей­стви­тель­но­сти. Притом не столь­ко в эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской сферах, сколь­ко в ин­фор­ма­ци­он­ном поле, в со­вет­ском эг­ре­го­ре. Пер­во­на­чаль­но за­ло­жен­ные смыслы стали под­вер­гать­ся то­таль­ной эрозии. Страна начала терять из­на­чаль­ную мощную энер­гию из­ме­не­ния основ нашего под­лун­но­го мира.

Ну а потом как демоны из глубин Пре­ис­под­ней по­пёр­ли на нас ин­фер­наль­ные пер­со­на­жи типа Гор­ба­то­го, Ель­ци­на, гай­да­ро­ли­ких и чу­ба­то­про­ша­рен­ных.

А что дальше? Вроде пси­хо­ло­ги­че­ски, куль­тур­но и эко­но­ми­че­ски на­чи­на­ем вы­ка­раб­ки­вать­ся из ямы после убо­же­ства вось­ми­де­ся­тых и шока де­вя­но­стых. Россия жива, пусть и съё­жи­лась в раз­ме­рах  – и это глав­ное. А дальше уже за­ви­сит от нас. Найдём ли мы зна­ча­щие смыслы, новый язык, новый путь? Увидим. Вообще-то я оп­ти­мист…

 


 

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка Ком­мен­та­рий автора: 

Прошу ува­жа­е­мо­го чи­та­те­ля, до­брав­ше­го­ся до конца объ­ём­но­го текста, учесть, что разбор к ки­но­ве­де­нию, а также со­цио­ло­гии и по­ли­то­ло­гии  и прочим дис­ци­пли­нам от­но­ше­ния не имеет ни­ка­ко­го. Чистые эмоции по поводу.

За­тро­ну­то про­цен­тов пять про­блем, на ко­то­рые меня на­тал­ки­ва­ет со­вет­ский ки­не­ма­то­граф. Больше эмоций, чем ана­ли­за. Но уж как вышло.

 
  Комментарии Аватар пользователя АнТюр АнТюр(6 лет 9 ме­ся­цев)(20:58:48 / 14-07-2019)

Это и есть начало ста­нов­ле­ния Пост­мо­дер­на. Раз­ру­ша­ют­ся опре­де­лен­но­сти Мо­дер­на. "Истины" ста­но­вят­ся неопре­де­лен­ны­ми. Здесь, Модерн и Пост­мо­дерн - спо­со­бы мыш­ле­ния и от­но­ше­ния к миру. В со­вет­ском кино это от­ра­же­но четко. Автор текста это ясно уловил. Кто такие Ху­дож­ни­ки? Это люди, ко­то­рые улав­ли­ва­ют новые тен­ден­ции. Со­вет­ские Ху­дож­ни­ки начало ста­нов­ле­ния Пост­мо­дер­на уло­ви­ли чутко. И от­ра­зи­ли это в своих про­из­ве­де­ни­ях. Но неко­то­рые вос­при­ни­ма­ют это как начало де­гра­да­ции СССР. Это не совсем так. Это ростки нашей Пе­ре­строй­ки 90-х - начала 00-х.

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** Угроза фа­шиз­ма пре­уве­ли­че­на нерусью... Пе­ре­ги­бы не страш­ны. Рус­ский фашизм должен быть в России в ра­зум­ных пре­де­лах" (с) *** Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(20:57:56 / 14-07-2019)

Ну что, такая трак­тов­ка имеет место быть

Аватар пользователя adiatavist adiatavist(7 лет 4 месяца)(22:38:02 / 14-07-2019)

Осты­ва­ние об­ще­ства хорошо по­ка­зал Хуциев. Июль­ский дождь, По­сле­сло­вие..

За статью спа­си­бо.

Мер­зость типа Иронии судьбы, как и вся ря­за­нов­щи­на - хорошо от­ме­че­но.

 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** Си­ту­а­ция адова (с) *** Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(00:33:28 / 15-07-2019)

Хуциев хорош,

Ря­за­нов от­вра­тен, с этим не по­спо­ришь

    

 

                 

Аватар пользователя VSkilled VSkilled(5 ме­ся­цев 2 недели)(00:04:49 / 15-07-2019)

Со­вет­ские Ху­дож­ни­ки начало ста­нов­ле­ния Пост­мо­дер­на уло­ви­ли чутко...

Какой, к чёрту,  "пост­мо­дерн"? Со­вет­ские ху­дож­ни­ки чутко ловили заказ партии.

А в партии власть за­хва­ти­ли троц­ки­сты, ко­то­рые повели Страну к раз­ва­лу.

По­это­му, под видом "остро­го со­ци­аль­но­го кино", со­вет­ские ху­дож­ни­ки стали бодро штам­по­вать чер­ну­ху. Вплоть до раз­ва­ла СССР – чем ближе к ко­то­ро­му, тем – чернее.

Дошло до от­кро­вен­ной де­мон­стра­ции по­ло­во­го акта (!) на боль­шом экране.

«ЧП рай­он­но­го мас­шта­ба» – все помнят?

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(00:45:21 / 15-07-2019)

Помню фильм-ко­ме­дия какая-то,

как в кол­хо­зе по указу рай­он­ных вла­стей пуб­лич­ный дом делали

Это ужассс... 

             

 

  

 

Аватар пользователя kolos kolos(7 ме­ся­цев 1 неделя)(00:55:37 / 15-07-2019)

А в партии власть за­хва­ти­ли троц­ки­сты...

Да Вы им льсти­те. Кмк, мак­си­мум, что боль­шин­ство из них знало о Троц­ком, это то, что его убили ле­дору­бом.

По­чи­тай­те Во­слен­ско­го. Он непло­хо опи­сы­ва­ет ат­мо­сфе­ру, ца­ря­щую  в высших пар­тий­ных кругах. 

Аватар пользователя rover rover(4 месяца 2 недели)(20:57:59 / 14-07-2019)

Самая жуть в старых филь­мах – это цвет­ная плёнка

чота хо­чет­ся думать что это воопще не ху­до­же­ствен­ный кри­те­рий, этак можно дойти да сён­неш­но­го уровня непри­я­тия ч/б лент

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(20:58:44 / 14-07-2019)

Нет, это не кри­те­рий, просто пленка на самом деле фи­го­вая была, а в мире сни­ма­ли яркие фильмы, и раз­ни­ца очень сильно ощу­ща­лась

Аватар пользователя AVSm AVSm(6 ме­ся­цев 4 дня)(00:26:04 / 15-07-2019)

Из­ви­ни­те, но.... Вы го­во­ри­те о про­кат­ной копии,  ко­то­рую кру­ти­ли в ки­но­те­ат­рах, или пе­ре­во­ди­ли для ящика. К самому фильму она не имеет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния (это третья-чет­вер­тая копия с ори­ги­на­ла). Многие за­ме­ча­тель­ные фильмы сняты на Свему и кар­тин­ка их - кра­соч­на и радует. И вос­ста­нов­ле­ние - было в ска­ни­ро­ва­нии ори­ги­на­ла заново.

На­пом­ню, что Садко и Илья Му­ро­мец были в ми­ро­вом про­ка­те - все были в вос­тор­ге от Свемы.

Другое дело, что си­сте­ма дала сбой - и в ки­но­те­ат­рах кру­ти­лись за­ча­стую убитые копии - факт. Более того, никто не хотел вкла­ды­вать­ся и по ящику кру­ти­лись "убитые" пе­ре­но­сы - иногда просто пе­ре­сня­тые на бе­та­кам с экрана (пред­вос­хи­тив экран­ки 90-х и ну­ле­вых годов).

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(00:48:59 / 15-07-2019)

Тогда скорее всего я оши­ба­юсь, копии дей­стви­тель­но были фи­го­вые, так что беру свои слова назад

 

 

Аватар пользователя Reyders Reyders(1 год 11 ме­ся­цев)(00:26:45 / 15-07-2019)

Авария - дочь кого????)))

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(00:52:41 / 15-07-2019)

Мента - но не моя, мне такой не надо

   

Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(7 лет 7 ме­ся­цев)(00:53:54 / 15-07-2019)

Дети - цветы жизни.©

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(01:01:43 / 15-07-2019)

Неко­то­рые пло­то­яд­ны 

    

Аватар пользователя kolos kolos(7 ме­ся­цев 1 неделя)(00:59:34 / 15-07-2019)

Камрад, верно, на описку в слове "мент" ука­зы­вал.

Вот еще, по­правь­те, по­жа­луй­ста:

На у ны­неш­них ки­но­де­я­те­лей ди­а­гноз ясен....

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(01:22:41 / 15-07-2019)

Бла­го­да­рю

Манта уже ис­пра­вил, а сле­ду­ю­ю­щую сейчас ис­прав­лю

Там еще ошибок полно, просто уже не раз­ли­чаю

Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(7 лет 7 ме­ся­цев)(00:53:08 / 15-07-2019)

Пель­ме­ня! )))

Мента, автор из скром­но­сти псев­до­ним взял ))

Аватар пользователя ПРОЛ ПРОЛ(4 года 1 неделя)(21:01:13 / 14-07-2019)

Ха­ра­тьян и Пан­кра­тов-Черный, короче.

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(21:13:05 / 14-07-2019)

Ти­пич­ные об­раз­цы

   

Аватар пользователя ПРОЛ ПРОЛ(4 года 1 неделя)(21:23:30 / 14-07-2019)

Ага. Я не по­ру­чусь, что точно помню, но, по-моему, после "На Де­ри­ба­сов­ской хо­ро­шая погода" я просто пе­ре­стал смот­реть оте­че­ствен­ное кино. И до сих пор не смотрю - ис­кренне пы­тал­ся, но не по­лу­ча­ет­ся... Разве что черные ко­ме­дии вроде жмурок еще куда ни шло, но это просто раз­вле­ку­ха.

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(21:42:14 / 14-07-2019)

Де­ри­ба­сов­ская - да, это

была точка невоз­вра­та  

 

Аватар пользователя kolos kolos(7 ме­ся­цев 1 неделя)(01:13:20 / 15-07-2019)

Я старые со­вет­ские ко­ме­дии не вос­при­ни­маю. Неин­те­рес­но.

Была яркая вспыш­ка ко­ме­дий­ных филь­мов (Брил­ли­ан­то­вая рука, 12 сту­льев, Джентль­ме­ны удачи и др.) кмк, вер­ши­на этого жанра. Помню, на­чи­ная со Спорт­ло­то - 82 пошел такой тухляк, что просто пе­ре­стал смот­реть. 12 сту­льев версии За­ха­ро­ва, об­ра­зец де­гра­да­ции, несмот­ря на ак­те­ров. Актеры не могли вы­та­щить это  ТБМ­би­ще.

А так да, могу по­смот­реть те же Жмурки, еще Здрав­ствуй­те, мы Ваша крыша.

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(01:28:12 / 15-07-2019)

Со­гла­сен, именно со Спорт­ло­то у твор­цов от­ка­зал са­мо­кон­троль, да еще и раз­ре­ши­ли все

        

Аватар пользователя kolos kolos(7 ме­ся­цев 1 неделя)(01:48:26 / 15-07-2019)

Было на Мос­филь­ме Экс­пе­ри­мен­таль­ное твор­че­ское обье­ди­не­ние. Недол­го, правда. Оно вы­стре­ли­ло ше­дев­ра­ми. По­чи­тай­те неод­но­знач­ную ис­то­рию этого обье­ди­не­ния здесь, если за­хо­ти­те.

Григорий Наумович Чухрай. Экспериментальное творческое объединение Гри­го­рий На­у­мо­вич Чухрай. Экс­пе­ри­мен­таль­ное твор­че­ское объ­еди­не­ние В те­че­ние 10 лет – с 1965 по 1976 год – я был ху­до­же­ствен­ным ру­ко­во­ди­те­лем Экс­пе­ри­мен­таль­но­го твор­че­ско­го объ­еди­не­ния, по­стро­ен­но­го на новых эко­но­ми­че­ских прин­ци­пах.Дело это было за­ду­ма­но мной и за­ме­ча­тель­ным че­ло­ве­ком Вла­ди­ми­ром Алек­сан­дро­ви­чем Позне­ром (отцом Вла­ди­ми­ра Позне­ра). А на разных… Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(01:55:27 / 15-07-2019)

Спа­си­бо Сейчас озна­ком­люсь

  

Аватар пользователя НВК НВК(1 год 3 недели)(21:05:36 / 14-07-2019)

В лучших тра­ди­ци­ях клас­си­че­ской  рус­ской ли­те­ра­ту­ры в то время все больше вни­ма­ния ре­жис­сё­ры уде­ля­ли ма­лень­ко­му че­ло­ве­ку с его ма­лень­ки­ми стра­стя­ми. При этом ни­что­же сум­ня­щесь боль­ших людей изоб­ра­жа­ли ма­лень­ки­ми.

По­сколь­ку сами такие, про себя и сни­ма­ли.  Плюс среда со­от­вет­ство­ва­ла- деньги, кра­си­вые жен­щи­ны, одно слово- богема, по­сте­пен­но де­гра­ди­ро­вав­шая. К со­жа­ле­нию ле­че­ни­ем никто не за­ни­мал­ся.

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(21:14:32 / 14-07-2019)

Но их тогда хоть как-то сдер­жи­ва­ли

А се­год­ня они просто офи­ге­ли от все­доз­во­лен­но­сти, еще тре­бу­ют их за во­ров­ство не при­вле­кать      

 

 

 

        

Аватар пользователя НВК НВК(1 год 3 недели)(22:17:09 / 14-07-2019)

Потому, что одна из под­по­рок наших пра­ви­те­лей. Вы­слу­жи­ва­ют­ся, вы­ли­зы­ва­ют сапоги, в ответ- под­держ­ка. Про­по­ве­ду­ют гламур и бур­жу­ин­ское сча­стье. Вторая при­чи­на- впа­де­ние в ар­ха­и­ку, си­стем­ная де­гра­да­ция. Нероны, под­жи­га­ю­щие Рим.

А Ан­ча­ро­ва очень похоже за­тра­ви­ли свои. Он был свое­об­раз­ной фи­гу­рой умол­ча­ния, как-то его не пели, не вспо­ми­на­ли, при упо­ми­на­ние- мор­щи­лись. Похоже он непод­дер­жал скры­тую, тогда,  ан­ти­со­вет­скость, если судить по от­дель­ным ого­вор­кам.

Есть по­до­зре­ние что ан­ти­со­вет­скость ле­ле­я­ли, уж больно хорошо многие знали тро­пин­ку к Ан­дро­по­ву.

 

Аватар пользователя kv1 kv1(3 года 3 месяца)(22:44:19 / 14-07-2019)

А что стран­но­го, если нам этими "ма­лень­ки­ми че­ло­ве­ка­ми" и "лиш­ни­ми людьми" в школе все уши про­жуж­жа­ли? Ах, это при про­кля­том ца­риз­ме было! А сейчас нет? А если найду? Вот и пошли не только де­прес­сив­ные сце­на­ри­сты, но и де­прес­сив­ные актеры. Кай­да­нов­ский, Даль, Ян­ков­ский... Вот смот­ришь и прям тоска... Даже Андрей Ми­ро­нов в "Блон­дин­ке за углом"  пре­вра­тил­ся в ста­ро­го ворч­ли­во­го еврея.

Хотя были и ре­аль­ные ше­дев­ры, причем, как ни стран­но, "по заказу Го­сте­ле­ра­дио" их было больше. "Боль­шая пе­ре­ме­на", "Место встре­чи из­ме­нить нельзя"...  

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(00:37:37 / 15-07-2019)

Ше­дев­ров было очень много, на­столь­ко, что удив­ля­ешь­ся, откуда нам все это 

со­вет­ское кино яв­ле­ние ми­ро­во­го мас­шта­ба  

                           

Аватар пользователя ИЮЛь Майский ИЮЛь Май­ский(3 года 4 месяца)(21:08:21 / 14-07-2019)

Самая жуть в старых филь­мах – это цвет­ная плёнка. Ле­ген­дар­ная «Свема», гордо ре­кла­ми­ру­е­мая в конце каж­до­го фильма.

Вы ничего не пу­та­е­те? "Рас­плыв­ча­то и зелено" -это скорее про до­во­ен­ные фильмы. "Ре­кла­ма" про Свему по­яви­лась только во второй по­ло­вине 60-х, когда у фаб­ри­ки по­яви­лась эта тор­го­вая марка. С цве­то­пе­ре­да­чей было всё нор­маль­но, это я как ки­но­ман в мо­ло­до­сти могу уве­рен­но ска­зать.

Гре­ши­ли на Тасму, а Свема как раз хорошо ко­ти­ро­ва­лась.

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(21:16:21 / 14-07-2019)

Может мне такие копии по­па­да­лись, но я помню

что-то мутное и зе­ле­ное на се­ан­сах

 

 

Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(7 лет 7 ме­ся­цев)(21:12:28 / 14-07-2019)

Время такое было. Время са­мо­раз­ру­ше­ния, потерь, утрат, внеш­не­го управ­ле­ния..

И да, по моему скром­но­му мнению - вы эмо­ци­о­наль­но пе­ре­да­ли ощу­ще­ния, хотя это ни разу не ки­но­кри­ти­ка.

И я так по­ни­маю - дру­го­го ки­не­ма­то­гра­фа и не должно было бы по­яв­лять­ся. Это от­но­сит­ся и к филь­мам "снятым по заказу Го­сте­ле­ра­дио" и ко всем осталь­ным.

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(21:17:44 / 14-07-2019)

Какие то де­фек­ты были именно в со­ци­у­ме, вот

откуда они взя­лись?  

      

Аватар пользователя всеПРОсто все­ПРО­сто(4 года 1 месяц)(21:25:59 / 14-07-2019)

Многие до­стой­ные по­гиб­ли в войну, не оста­вив потом­ства. По­вы­сив про­цент мелких ду­хов­но людей,на­де­юсь новое по­ко­ле­ние опра­ви­лось от этих потерь. Мо­ло­дёж­ная музыка не плохая идёт, всяко лучше от­кро­вен­но­го  трэша 90х. 

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(21:45:27 / 14-07-2019)

Хорошо коли так

Я все же уверен, что все вы­пра­вит­ся - у народа ко­лос­саль­ная проч­ность, если до сих пор еще не по­гиб­ли

      

Аватар пользователя kolos kolos(7 ме­ся­цев 1 неделя)(01:17:49 / 15-07-2019)

Многие до­стой­ные по­гиб­ли в войну, не оста­вив потом­ства.

Было и у меня такое со­об­ра­же­ние. Кто-то с брони про­ры­вал­ся на фронт. А кто то за­ра­ба­ты­вал медаль "За взятие Таш­кен­та". 

Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(7 лет 7 ме­ся­цев)(21:56:43 / 14-07-2019)

До вы­ше­опи­сан­но­го вре­ме­ни - было время ве­ли­чай­ших побед и свер­ше­ний со свер­же­ни­я­ми.

Причём, да, элиты РИ того вре­ме­ни (я говорю о пе­ри­о­де 1890-1948, а про элиты РИ - ко­неч­но только 1890-1917гг) - даже по­ме­ша­ли кое-каким по­бе­дам (не без внеш­ней помощи, ессно), так что эти элиты при­ш­лось свер­гать. Но само это свер­же­ние - стало по­бе­дой. 

Короче, наше об­ще­ство в мо­гу­чем порыве много чего на­де­ла­ло, а потом пришло время как-то от­дох­нуть, осмыс­лить про­ис­шед­шее, по­го­ре­вать об утра­тах и по­те­рях, о близ­ких и да­лё­ких.. без ре­флек­сий тоже не каждый рус­ский че­ло­век сможет обой­тись. 

В таком духе, в общем. ;)

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(22:14:29 / 14-07-2019)

Да уж

От­дох­ну­ли - сколь­ко тер­ри­то­рий и народу по­те­ря­ли

На фиг такой отдых

Хорошо живы еще

 

Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(7 лет 7 ме­ся­цев)(22:17:05 / 14-07-2019)

Такое слу­ча­ет­ся не каждое сто­ле­тие. Как и преды­ду­щие дела.

Вы бы хотели всю жизнь про­жить ре­бён­ком? Ну а чё, кормят, оде­ва­ют, учат, любят. Не?

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(22:22:09 / 14-07-2019)

Плоххо, что угро­би­ли слиш­ком много

И со­ци­а­лизм, пусть и несо­вер­шен­ный, и со­ци­ал­ку, им гра­ни­цы

Спа­си­бо, что де­вя­но­стые пе­ре­жи­ли и стали воз­вра­щать неко­то­рые по­зи­ции, за что бла­го­да­рен

ны­неш­не­му ру­ко­вод­ству России

      

Аватар пользователя adiatavist adiatavist(7 лет 4 месяца)(23:55:48 / 14-07-2019)

а потом пришло время как-то от­дох­нуть

Иногда не по­ни­ма­ешь - вы из­де­ва­е­тесь или се­рьез­но такое пишете. 

По­смот­ри­те, де­скать: 
шёл я верхом, 
  шёл я низом, 
строил 
  мост в со­ци­а­лизм, 
недо­стро­ил 
  и устал 
и уселся 
  у моста́
Травка 
  вы­рос­ла 
    у мо́ста, 
по мосту́ 
  идут овечки

Только там не овечки пошли..по мосту-то.

Мил­ли­о­ны рус­ских ока­за­лись от­ды­ха­ю­щим не нужны.

Сотни тысяч бывших и не бывших со­граж­дан по­гиб­ли в граж­дан­ских мя­со­руб­ках.

Треть тер­ри­то­рии от­ре­за­ли, бОль­шая часть под пин­до­са­ми.

Хорошо от­дох­ну­ли. 

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** Си­ту­а­ция адова (с) *** Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(7 лет 7 ме­ся­цев)(00:38:31 / 15-07-2019)

Граж­дан­ская война унесла бы по­боль­ше, как это сле­ду­ет из ис­то­рии. А со­хра­нить союз не вышло у ГКЧП. Да и к тому вре­ме­ни из него по факту уже вышли неко­то­рые рес­пуб­ли­ки, и если бы такие как вы, по­пы­та­лись воз­вра­тить их в СССР силой - именно граж­дан­ская война и по­лу­чи­лась бы!

Аватар пользователя всеПРОсто все­ПРО­сто(4 года 1 месяц)(21:14:58 / 14-07-2019)

Спа­си­бо. Не только в кино такое тво­ри­лось_ в музыке ещё более от­чёт­ли­во видно как от­ра­зил­ся этот пе­ре­лом жизни. Союз ка­жет­ся дей­стви­тель­но был не жилец. 

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(21:19:24 / 14-07-2019)

Мое мнение - глав­ный дефект был в том, что раз­де­ли­лись на два об­ще­ства - народ и управ­лен­че­ские струк­ту­ры, эдакое пар­тий­ное дво­рян­ство нас угро­би­ло, и так как это про­ти­вор­че­и­ло ком­му­ни­сти­че­ским прин­ци­пам, то и вся идео­ло­ги­че­ская работа была лжива

Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(7 лет 7 ме­ся­цев)(22:18:10 / 14-07-2019)

А мне ка­жет­ся - и идейка была непро­ду­ман­ная, а ис­пол­ни­те­ли так вообще..

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(22:25:48 / 14-07-2019)

Ну еще Сталин писал, что идейку до­ра­ба­ты­вать надо, а ис­пол­ни­те­лей пе­ри­о­ди­че­ски на Колыму, тогда все ра­бо­тать будет

Как заветы забыли - так

и пошло все куда-то

                                

Аватар пользователя Братец Лис Братец Лис(3 года 8 ме­ся­цев)(01:29:48 / 15-07-2019)

Од­на­ж­ды слышал ин­те­рес­ное мнение(на мой взгляд не ли­шён­ное смысла) - в войну по­гиб­ло очень много идей­ных ком­му­ни­стов. На смену им в партию пришли люди чест­ные, но смутно по­ни­ма­ю­щие что такое ком­му­низм. Да и со­ци­а­лизм тоже. А потом начали про­са­чи­вать­ся ка­рье­ри­сты. И некому было по­ме­шать им по-своему трак­то­вать Маркса, Ленина и вообще смысл су­ще­ство­ва­ния пер­во­го го­су­дар­ства ра­бо­чих и кре­стьян. В фильме "Серые волки" есть сцена, где Хрущёв го­во­рит Ми­ко­я­ну:" Ка­жет­ся только мы с тобой(из выс­ше­го пар­тий­но­го ру­ко­вод­ства) помним для чего всё это(име­ет­ся в виду ре­во­лю­ция и со­зда­ние СССР) за­те­ва­лось." Так что мысль витала в воз­ду­хе(фильм 1993 года). Хотя Хрущёв такого точно не го­во­рил, он скорее был из тех, кто не по­ни­мал и не помнил.

Аватар пользователя мент мент(2 года 4 месяца)(01:32:38 / 15-07-2019)

Пе­ре­рож­де­ние глубже шло

Вон, Яко­влев, воевал, ордена имел, а стал ини­ци­а­то­ром раз­ва­ла Союза, будучи  ан самой вер­шине, ока­зал­ся ред­кост­ным по­дон­ком и идей­ным пре­да­те­лем, да еще с Ка­лу­ги­ным вместе  в Канаде под­пис­ки о со­труд­ни­че­стве спе­услуж­бам за­пад­ным дали  

  

Страницы 123следующая ›последняя »


15.07.2019
Пожаловаться Просмотров: 221  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены