Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6929 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

27 июля 1953 года американцы сбили советский пассажирский самолёт Ил-12

 PIPL

Этот день в ис­то­рии:

О гибели в небе Китая 27 июля 1953 года нашего пас­са­жир­ско­го са­мо­ле­та Ил-12 се­год­ня вспо­ми­на­ют не часто. Так же, как и о том, что при­чи­ной слу­чив­ше­го­ся стала не тех­ни­че­ская неис­прав­ность или, скажем, ошибка эки­па­жа в пи­ло­ти­ро­ва­нии. Все ока­за­лось го­раз­до страш­нее: ле­тев­ший из Порт-Артура во Вла­ди­во­сток «Ил» был уни­что­жен парой аме­ри­кан­ских ис­тре­би­те­лей. 

Един­ствен­ным на­по­ми­на­ни­ем о то­гдаш­ней тра­ге­дии яв­ля­ет­ся уста­нов­лен­ный в Жа­ри­ков­ском сквере города Вла­ди­во­сток обе­лиск с вы­се­чен­ны­ми име­на­ми по­гиб­ших лет­чи­ков и пас­са­жи­ров са­мо­ле­та — во­ен­но­слу­жа­щих авиа­ци­он­ных под­раз­де­ле­ний Ти­хо­оке­ан­ско­го флота.

Офи­ци­аль­ную трак­тов­ку пред­ше­ству­ю­щим этому ин­ци­ден­ту со­бы­ти­ям первой дала ки­тай­ская сто­ро­на. Из опуб­ли­ко­ван­но­го 4 ав­гу­ста 1953 года в наших га­зе­тах про­те­ста МИД КНР сле­до­ва­ло, что утром 27 июля 324 аме­ри­кан­ских во­ен­ных са­мо­ле­та вторг­лись в воз­душ­ное про­стран­ство северо-во­сточ­но­го Китая и про­из­ве­ли бес­по­ко­я­щие налеты. Не суть важно, над какими кон­крет­но рай­о­на­ми и с какими целями бар­ра­жи­ро­ва­ла эта армада, но по сте­че­нию об­сто­я­тельств четыре F-86 ока­за­лись вблизи трассы со­вет­ско­го пас­са­жир­ско­го "Ила" как раз в тот время, когда он при­бли­жал­ся к центру про­вин­ции — городу Ху­а­дянь.

Этот рейс до Вла­ди­во­сто­ка был самым обыч­ным для лет­чи­ков 593-го от­дель­но­го транс­порт­но­го авиа­ци­он­но­го полка Ти­хо­оке­ан­ско­го флота. С мо­мен­та раз­вер­ты­ва­ния в Порт-Артуре нашей военно-мор­ской базы и за все время во­ору­жен­но­го кон­флик­та в Корее они вы­пол­ни­ли не одну сотню по­доб­ных. По­нят­но, что особо бес­по­ко­ить­ся эки­па­жу было не о чем: трасса пе­ре­ле­та про­ле­га­ла ис­клю­чи­тель­но над су­ве­рен­ной тер­ри­то­ри­ей Китая, далеко в сто­роне от рай­о­нов боевых дей­ствий, са­мо­лет нес опо­зна­ва­тель­ные знаки го­су­дар­ствен­ной при­над­леж­но­сти к СССР, к ко­то­ро­му ни у США, ни у Южной Кореи, ни у других со­юз­ни­ков пре­тен­зий быть не могло.

Все за­кон­чи­лось бы бла­го­по­луч­но, не получи аме­ри­кан­ские пилоты в по­след­ний день войны 27 июля 1953 года груп­по­вое за­да­ние, суть ко­то­ро­го до конца так и оста­лась не ясна. По логике, они должны были дей­ство­вать се­вер­нее 38-й па­рал­ле­ли, по линии ко­то­рой про­хо­ди­ла линия со­при­кос­но­ве­ния во­ю­ю­щих сторон. Но был, по всей ви­ди­мо­сти, еще и опре­де­лен­ный пси­хо­ло­ги­че­ский смысл — по­иг­рать мыш­ца­ми за счи­тан­ные часы до мо­мен­та, когда всту­пит в силу пе­ре­ми­рие, до­стиг­ну­тое после почти трех лет ярост­ной войны.

Не оста­ви­ла ис­то­рия сколь­ко-нибудь вра­зу­ми­тель­ных объ­яс­не­ний и тому, умыш­лен­но или слу­чай­но аме­ри­кан­ские са­мо­ле­ты ока­за­лись в воз­душ­ном про­стран­стве Китая. Без­оруж­ный Ил-12 ис­тре­би­те­ли 335-й авиа­эс­кад­ри­льи встре­ти­ли в 12 ч 28 мин по мест­но­му вре­ме­ни в 110 км от ки­тай­ско-ко­рей­ской гра­ни­цы.

Факт уни­что­же­ния нево­ору­жен­но­го пас­са­жир­ско­го са­мо­ле­та Ил-12 аме­ри­кан­ским пра­ви­тель­ством был при­знан 1 ав­гу­ста 1953 года. Однако, пы­та­ясь от­сро­чить гря­ду­щий меж­ду­на­род­ный скан­дал и вы­иг­рать время, оно на­ме­рен­но из­ме­ня­ло ко­ор­ди­на­ты места тра­ги­че­ско­го ин­ци­ден­та. По аме­ри­кан­ским данным по­лу­ча­лось, что якобы все про­изо­шло не над тер­ри­то­ри­ей Китая, а в воз­душ­ном про­стран­стве во­ю­ю­щей с Югом Се­вер­ной Кореи — на 8 миль южнее по­гра­нич­ной реки Ялуц­зян. Рас­сто­я­ние между ис­тин­ной и вы­мыш­лен­ной точ­ка­ми боя со­ста­ви­ла 172 ки­ло­мет­ра. 

 

 

Ру­ко­вод­ство СССР по­пы­та­лось при­влечь аме­ри­кан­скую сто­ро­ну к ответу в га­аг­ском Меж­ду­на­род­ном три­бу­на­ле. Тогда же и стали из­вест­ны фа­ми­лии «героев» со­мни­тель­ной победы — лет­чи­ков 335-й эс­кад­ри­льи 4-го авиа­кры­ла ка­пи­та­на Ральфа Парра (млад­ше­го) и его ве­до­мо­го Эдвина Скаффи.

Вряд ли кто что знает о Парре-стар­шем, но Ральф (бор­то­вой номер 959, по­зыв­ной "Джон Шарк 4") был лич­но­стью из­вест­ной, к 27 июля 1953 году он имел на своем боевом счету около 170 вы­ле­тов и 9 под­би­тых са­мо­ле­тов про­тив­ни­ка, он опре­де­лен­но желал стать "двой­ным асом" (т.е. иметь 10 и более побед, т.к. «титул» аса дается за 5 уни­что­жен­ных машин про­тив­ни­ка) и поз­во­ля­ет по­пасть в аме­ри­кан­ский список наи­бо­лее удач­ли­вых пи­ло­тов.

По­след­ний день Ко­рей­ской войны для че­сто­лю­би­во­го ка­пи­та­на был по­след­ним шансом укре­пить свое по­ло­же­ние в де­сят­ке лучших. И Парр его не упу­стил.

Несколь­ко позже в за­пад­ную прессу про­со­чи­лись по­дроб­но­сти про­ис­шед­ше­го. Причем в несколь­ких вер­си­ях, из­ло­жен­ных Парром и Скаффи. По одной, пас­са­жир­ский са­мо­лет был сбит после двух опо­зна­ва­тель­ных об­ле­тов. По второй (она пред­став­ле­на в книге "Аллея МиГов", из­дан­ной в США в конце се­ми­де­ся­тых годов) дело про­ис­хо­ди­ло иначе. Со слов Ральфа Парра, их за­да­ни­ем было со­про­вож­де­ние несколь­ких раз­ве­ды­ва­тель­ных са­мо­ле­тов в районе речки Ялуц­зян. Аме­ри­кан­ское ко­ман­до­ва­ние хотело по­лу­чить несколь­ко ка­че­ствен­ных фо­то­гра­фий аэро­дро­мов с МиГами, чтобы опре­де­лить ко­ли­че­ство машин, пе­ре­бро­шен­ных в Се­вер­ную Корею. Однако раз­ве­ды­ва­тель­ные са­мо­ле­ты не сумели сде­лать фо­то­сним­ки из-за на­ли­чия густой об­лач­но­сти вдоль реки, по­это­му звено Парра на­пра­ви­лось об­рат­но. Немно­го южнее на ко­рей­ском по­бе­ре­жье он за­ме­тил се­реб­ря­ный блик.

«Мы летели при­мер­но на высоте 12 тысяч метров, а са­мо­лет про­тив­ни­ка — далеко внизу, ве­ро­ят­но, на высоте 3 тысяч метров. Я с ве­до­мым на­пра­вил­ся вниз, — опи­сы­вал даль­ней­шее аме­ри­кан­ский ас. — Перед нами пред­стал транс­порт­ный са­мо­лет Ил-12 в се­реб­ри­стой окрас­ке и с крас­ны­ми звез­да­ми. Я немед­лен­но уточ­нил свое ме­сто­на­хож­де­ние. В нашем за­да­нии нам не по­ла­га­лось быть с другой сто­ро­ны реки Ялуц­зян. После того как я убе­дил­ся, что мы на­хо­дим­ся в глу­бине Се­вер­ной Кореи, я сказал своему ве­до­мо­му, что пла­ни­рую сбить про­тив­ни­ка. Ил-12 был "си­дя­щей уткой", так мы на­зы­ва­ем легкую добычу. Я зашел са­мо­ле­ту в хвост и сделал пару залпов. Он за­го­рел­ся, затем на­кре­нил­ся и сва­лил­ся к холмам. Тот Ил-12, ве­ро­ят­но, кур­си­ро­вал несколь­ко недель в этом районе, но се­год­ня его по­стиг­ла неуда­ча». 

 

 

Война окон­чи­лась в пол­ночь, и Парр, по его словам, больше не думал о том Ил-12. Затем его вы­зва­ли в штаб даль­не­во­сточ­ной авиа­ции, где при­ня­лись за­да­вать во­про­сы о са­мо­ле­те, ко­то­рый он сбил, будучи в 60 милях в глу­бине Мань­чжу­рии. Со слов лет­чи­ка, ВВС США ор­га­ни­зо­ва­ли все­сто­рон­нее рас­сле­до­ва­ние дела. Пленку камеры пу­ле­ме­та про­кру­чи­ва­ли снова и снова. Во­про­сы, как рас­ска­зы­вал Парр, были одни и те же: "Где ты был?", "Какой тип са­мо­ле­та это был?", "Как он был мар­ки­ро­ван?", "Можете ли вы до­ка­зать это?" Дальше аме­ри­кан­ский летчик подвел ци­нич­ный итог: «Когда все до­ка­за­тель­ства были пред­став­ле­ны, ВВС решили, что я прав, и вся­че­ски за­щи­ща­ли. В итоге рус­ские ото­зва­ли дело из суда. Я был ре­а­би­ли­ти­ро­ван, но слиш­ком силь­ная была суета из-за этого пар­ши­во­го Ил-12!"

Остан­ки эки­па­жа и пас­са­жи­ров на месте па­де­ния непо­да­ле­ку от Ху­а­дя­ня об­на­ру­жи­ла на­прав­лен­ная из Москвы спе­ци­аль­ная ко­мис­сия Глав­но­го управ­ле­ния Граж­дан­ско­го воз­душ­но­го флота СССР. Об­сле­до­ва­ние по­ка­за­ло, что шесть че­ло­век по­гиб­ли от пуль и оскол­ков, осталь­ные пят­на­дцать — при па­де­нии са­мо­ле­та. Най­ден­ные об­лом­ки имели 19 про­бо­ин. По­вре­жден­ны­ми при об­стре­ле ока­за­лись имев­ши­е­ся у эки­па­жа па­ра­шю­ты и вещи пас­са­жи­ров.

Ко­мис­сия опро­си­ла также жи­те­лей окрест­ных ки­тай­ских де­ре­вень, ви­дев­ших, как аме­ри­кан­ские ис­тре­би­те­ли ата­ко­ва­ли са­мо­лет. Так что утвер­жде­ния Парра о том, что все про­изо­шло над тер­ри­то­ри­ей Се­вер­ной Кореи, были от­кро­вен­ной ложью и стро­и­лись на от­ри­ца­нии факта на­ру­ше­ния го­су­дар­ствен­но­го рубежа Китая. Кстати, еще в 1950 г. Ко­ми­те­том на­чаль­ни­ков штабов США были за­пре­ще­ны полеты ближе 36 км к гра­ни­цам со­вет­ско­го блока. Про­ник­но­ве­ние могло осу­ществ­лять­ся лишь по спе­ци­аль­но­му раз­ре­ше­нию пре­зи­ден­та США, ко­то­ро­го в данном случае не име­лось.

В нашей стране не со­мне­ва­лись в пред­на­ме­рен­ном об­стре­ле со­вет­ско­го са­мо­ле­та. Однако, кроме версии о ини­ци­а­ти­ве че­сто­лю­би­во­го Парра, име­лись и другие. Так, в 1997 году в газете «Вла­ди­во­сток» при­во­ди­лась ин­фор­ма­ция, что по тому же марш­ру­ту и при­бли­зи­тель­но в то же время должен был про­ле­тать другой Ил-12. На борту ко­то­ро­го должен был на­хо­дить­ся высший ко­манд­ный состав Ти­хо­оке­ан­ско­го флота. Аме­ри­кан­ские спец­служ­бы пред­по­ла­га­ли, что на пас­са­жир­ском Ил-12 27 июля будут вы­во­зить в Со­вет­ский Союз ком­со­став ВМФ с Ляо­дун­ско­го по­лу­ост­ро­ва. В пользу этой версии го­во­рит тот факт, что в тот день в Порт-Артуре про­хо­ди­ла пар­тий­ная кон­фе­рен­ция базы ВМФ. На ней при­сут­ство­ва­ли все пар­тий­ные ру­ко­во­ди­те­ли Ти­хо­оке­ан­ско­го флота. После за­вер­ше­ния кон­фе­рен­ции их должны были от­пра­вить воз­душ­ным путем во Вла­ди­во­сток.

По другой, до­ста­точ­но рас­про­стра­нен­ной версии, аме­ри­кан­цы ждали мар­ша­ла Ма­ли­нов­ско­го, ко­то­рый должен был воз­вра­щать­ся во Вла­ди­во­сток из Порт-Артура. Кстати, прак­ти­ка украд­кой под­ка­ра­у­ли­вать и уни­что­жать са­мо­ле­ты с выс­ши­ми во­е­на­чаль­ни­ка­ми враж­деб­ных стран на­блю­да­лась у аме­ри­кан­цев еще с со­ро­ко­вых годов.

К при­ме­ру, в конце Второй ми­ро­вой войны аме­ри­кан­ские ис­тре­би­те­ли Р-38 «Лайт­нинг», на ос­но­ва­нии данных раз­вед­ки под­ка­ра­у­ли­ли и сбили са­мо­лет с япон­ским глав­но­ко­ман­ду­ю­щим флотом ад­ми­ра­лом Яма­мо­то. А позд­нее 11 апреля 1955 года был взо­рван над Южно-Ки­тай­ским морем пас­са­жир­ский Локхид L-749A, на ко­то­ром на­хо­ди­лась ки­тай­ская де­ле­га­ция во главе с пре­мье­ром Гос­со­ве­та КНР Чжоу Эн­лай­ем. Китай в ор­га­ни­за­ции взрыва об­ви­нил го­мин­да­нов­цев и спец­служ­бы США. В ходе рас­сле­до­ва­ния Гон­конг­ской по­ли­ци­ей был вы­яв­лен один из участ­ни­ков тер­ак­та — Чоу Цз­эминь, ко­то­рый сбежал на остров Тай­вань на борту са­мо­ле­та, при­над­ле­жа­ще­го ЦРУ. Что прямо ука­зы­ва­ет на при­част­ность США. Таким об­ра­зом, версия о по­пыт­ке аме­ри­кан­цев уни­что­жить пред­ста­ви­те­лей со­вет­ско­го во­ен­но­го ру­ко­вод­ства вы­гля­дит вполне ре­аль­ной.

Сколь­ко же че­ло­век было на борту Ил-12? Вопрос этот пра­во­ме­рен, по­сколь­ку в Цен­траль­ном военно-мор­ском архиве есть данные лишь о два­дца­ти по­гиб­ших авиа­то­рах Ти­хо­оке­ан­ско­го флота. Вспом­ним их по­имен­но. В состав эки­па­жа вхо­ди­ли слу­жив­шие в 593-м от­дель­ном транс­порт­ном авиа­пол­ку ка­пи­та­ны Дмит­рий Гли­ня­ный, Иван Мулин, Федор Го­ло­ва­чев, стар­ший лей­те­нант Иван Иг­нат­кин, стар­ши­на Ни­ко­лай Ко­но­ва­лов и стар­ший сер­жант Ни­ко­лай Бы­ли­нок. Пас­са­жи­ра­ми в том зло­по­луч­ном пе­ре­ле­те были во­ен­но­слу­жа­щие: 1744-й даль­не­раз­ве­ды­ва­тель­ной авиа­эс­кад­ри­льи ка­пи­тан Ана­то­лий Во­ло­шин, стар­шие лей­те­нан­ты Ана­то­лий Ла­за­рев, Семен Недо­гин, Ни­ко­лай На­за­ров, Ва­лен­тин Са­ти­нов, Виктор Жи­гу­лин, сер­жан­ты Ев­ге­ний Козлов и Наиль Галеев; 1534-го минно-тор­пед­но­го авиа­пол­ка стар­ший лей­те­нант Яков Леках, Петр Тернов, лей­те­нант Виктор Та­ра­сов; 27-й ла­бо­ра­то­рии авиа­ци­он­ной ме­ди­ци­ны под­пол­ков­ни­ки мед­служ­бы Все­во­лод Ла­ри­о­нов, Иван Суб­бо­тов­ский и майор Ва­си­лий Дроб­ниц­кий.

 

 

В память о по­гиб­ших в Жа­ри­ков­ском сквере Вла­ди­во­сто­ка был со­ору­жен обе­лиск. Тем не менее, на борту Ил-12 был еще один че­ло­век, о чем упо­ми­на­лось в акте спец­ко­мис­сии ГВФ СССР. Из общей чис­лен­но­сти в 21 че­ло­век ис­хо­ди­ло со­вет­ское пра­ви­тель­ство, когда опре­де­ли­ло размер ком­пен­са­ци­он­ной вы­пла­ты за ущерб, на­не­сен­ный го­су­дар­ству в ре­зуль­та­те гибели его граж­дан и са­мо­ле­та, в 7445800 рублей, или в 1 861.450 дол­ла­ров США. Эта сумма, помимо сто­и­мо­сти са­мо­ле­та в 961 тыс. рублей, вклю­ча­ла: еди­но­вре­мен­ные по­со­бия семьям по­гиб­ших и членов эки­па­жа са­мо­ле­та — 420 тыс. рублей; пенсии несо­вер­шен­но­лет­ним детям и пре­ста­ре­лым ро­ди­те­лям по­гиб­ших — 5670000 рублей; рас­хо­ды, свя­зан­ные с по­хо­ро­на­ми и пе­ре­воз­кой остан­ков по­гиб­ших, — 315 тыс. рублей; воз­ме­ще­ние сто­и­мо­сти лич­но­го иму­ще­ства по­гиб­ших — 84 тыс. рублей.

С этим тре­бо­ва­ни­ем озна­ко­ми­ли посла США в Со­вет­ском Союзе Ч. Болена. Он за­ве­рил, что до­ве­дет его до све­де­ния своего пра­ви­тель­ства. Но воз­ме­щать убытки США не со­би­ра­лись.

Аме­ри­кан­ская сто­ро­на вы­дви­ну­ла встреч­ный ма­те­ри­аль­ный иск, вос­поль­зо­вав­шись ин­ци­ден­том с раз­вед­чи­ком-бом­бар­ди­ров­щи­ком RВ-50, ко­то­рый наши ис­тре­би­те­ли сбили у ост­ро­ва Ас­кольд под Вла­ди­во­сто­ком. Уни­что­жи­ли его они на вполне за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях.

Со­бы­тия у о. Ас­кольд раз­во­ра­чи­ва­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Ранним утром 29 июля 1953 года в 130 милях южнее мыса Гамова ра­дио­ло­ка­ци­он­ны­ми по­ста­ми Ти­хо­оке­ан­ско­го флота был об­на­ру­жен воз­душ­ный объект, сле­до­вав­ший курсом на Вла­ди­во­сток.

 

 

Была объ­яв­ле­на тре­во­га, и с аэро­дро­ма в Ни­ко­ла­ев­ке на пе­ре­хват на­ру­ши­те­ля вы­ле­те­ла пара де­жур­ных ис­тре­би­те­лей МиГ-15 гвар­дии ка­пи­та­на Алек­сандра Ры­ба­ко­ва и гвар­дии стар­ше­го лей­те­нан­та Юрия Яб­ло­нов­ско­го из 88 гвар­дей­ско­го ис­тре­би­тель­но­го авиа­пол­ка. В это время неиз­вест­ный са­мо­лет вошел на высоте 10000 метров в воз­душ­ное про­стран­ство над со­вет­ски­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми водами залива Петра Ве­ли­ко­го и про­дол­жил полет в на­прав­ле­нии о. Ас­кольд.

В 7 ч 11 мин. ве­ду­щий пары А. Ры­ба­ков на уда­ле­нии в 10 км от ост­ро­ва Ас­кольд об­на­ру­жил круп­ный че­ты­рех­мо­тор­ный са­мо­лет, ока­зав­ший­ся бом­бар­ди­ров­щи­ком RB-50. Са­мо­лет нес иден­ти­фи­ка­ци­он­ные крас­ные полосы на киле и имел опо­зна­ва­тель­ные знаки ВВС США.

Как сви­де­тель­ство­вал позд­нее Ры­ба­ков: «Я до­ло­жил на землю и, удо­сто­ве­рив­шись по по­ка­за­ни­ям при­бо­ров, что са­мо­лет-на­ру­ши­тель на­хо­дит­ся над тер­ри­то­ри­аль­ны­ми водами Со­вет­ско­го Союза, стал сбли­жать­ся с ним с целью по­ка­зать, что он на­ру­шил воз­душ­ное про­стран­ство СССР и обязан его по­ки­нуть. При вы­пол­не­нии этого ма­нев­ра я ощутил два силь­ней­ших удара по фю­зе­ля­жу и крылу своего ис­тре­би­те­ля, после чего про­изо­шла раз­гер­ме­ти­за­ция кабины. «МиГ» стал плохо управ­лять­ся. Мой ве­до­мый до­ло­жил, что са­мо­лет-на­ру­ши­тель открыл по нам огонь. В ответ с близ­ко­го рас­сто­я­ния я дал две оче­ре­ди из пушек. По моему при­ка­зу на­ру­ши­те­ля об­стре­лял и ве­до­мый. Сразу же после этого са­мо­лет-на­ру­ши­тель с силь­ным креном через крыло ушел вниз и скрыл­ся в сплош­ной об­лач­но­сти...»

Всего через 15 минут после на­ру­ше­ния со­вет­ско­го воз­душ­но­го про­стран­ства аме­ри­кан­ский RB-50 рухнул в воду в 14 км южнее ост­ро­ва Ас­кольд, где на глу­бине по­ряд­ка 3 км его об­лом­ки на­хо­дят­ся до сих пор.

 

 

Вскоре служба ра­дио­пе­ре­хва­та в штабе Ти­хо­оке­ан­ско­го флота уста­но­ви­ла, что с одной аме­ри­кан­ской базы на тер­ри­то­рии Японии к месту воз­душ­но­го боя вы­ле­те­ли 4 са­мо­ле­та из спа­са­тель­ной эс­кад­ри­льи. Аме­ри­кан­ские пилоты до­ло­жи­ли на свою авиа­ба­зу, что из-за силь­но­го тумана над водами моря в районе пред­по­ло­жи­тель­но­го места па­де­ния RB-50, осмотр ак­ва­то­рии и поиск эки­па­жа сби­то­го бом­бар­ди­ров­щи­ка за­труд­ня­ет­ся.

Ве­че­ром того же дня ад­ми­рал флота Н. Куз­не­цов до­ло­жил во­ен­но­му ру­ко­вод­ству страны сле­ду­ю­щие: «По данным ра­дио­пе­ре­хва­та, ко­ман­ду­ю­щий ВМС США на Даль­нем Во­сто­ке ад­ми­рал Кларк рас­по­ря­дил­ся на­пра­вить ко­раб­ли в район 30 миль к юго-во­сто­ку от о. Ас­кольд для осу­ществ­ле­ния поиска, не вер­нув­ше­го­ся на авиа­ба­зу са­мо­ле­та».

А в 20 часов вечера 29 июля аме­ри­кан­ский са­мо­лет SB-29, ко­то­рый вы­ле­тел в район ве­ро­ят­ной гибели са­мо­ле­та B-50, до­ло­жил на свою базу об об­на­ру­же­нии им об­лом­ков RB-50, спа­са­тель­ной лодки и 7 че­ло­век эки­па­жа, пла­ва­ю­щих вблизи этой лодки. Трем аме­ри­кан­ским эс­мин­цам и лег­ко­му крей­се­ру было дано ука­за­ние ко­ман­до­ва­ни­ем ВМС США сле­до­вать в ука­зан­ный район для поиска и спа­се­ния людей с раз­бив­ше­го­ся са­мо­ле­та.

С рас­све­том 30 июля аме­ри­кан­ские ко­раб­ли при­сту­пи­ли к поиску сби­то­го са­мо­ле­та. Несколь­ко позд­нее пара аме­ри­кан­ских эс­мин­цев пе­ре­хва­ти­ла наш ры­бо­лов­ный трау­лер, ко­то­рый ловил рыбу на 45км южнее мыса По­во­рот­но­го. На борт к со­вет­ским ры­ба­кам под­ня­лись аме­ри­кан­ские и япон­ские офи­це­ры, же­лав­шие по­лу­чить све­де­ния о по­те­рян­ном RB-50, однако язы­ко­вой барьер вос­пре­пят­ство­вал об­ще­нию. Осмот­рев ры­бо­ло­вец­кое судно и убе­див­шись, что на нем от­сут­ству­ют спас­ши­е­ся члены эки­па­жа и об­лом­ки ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та, непро­ше­ные гости ушли во­сво­я­си.

В 6 часов утра со­вет­ской служ­бой ра­дио­пе­ре­хва­та была по­лу­че­на ин­фор­ма­ция с аме­ри­кан­ско­го крей­се­ра, ко­то­рый участ­во­вал в по­ис­ко­во-спа­са­тель­ной опе­ра­ции, о том, что эс­ми­нец «Викинг» об­на­ру­жил и поднял из воды на борт вто­ро­го пилота сби­то­го са­мо­ле­та ка­пи­та­на Джона Роче. Позд­нее вблизи япон­ско­го по­бе­ре­жья были най­де­ны остан­ки еще двух членов эки­па­жа.

После потери у ост­ро­ва Ас­кольд RB-50 аме­ри­кан­цы решили ис­поль­зо­вать это как повод и козырь против иска Со­вет­ско­го Союза, с по­мо­щью ко­то­ро­го на­де­я­лись его от­кло­нить. США в своей при­выч­ной манере на весь мир стали тру­бить, что рус­ские яв­ля­ют­ся воз­душ­ны­ми пи­ра­та­ми, ко­то­рые за­гу­би­ли их мирно ле­тев­ший са­мо­лет и его невин­ный экипаж. Аме­ри­кан­цы утвер­жда­ли, что RB-50 не на­ру­шал воз­душ­но­го про­стран­ства Со­вет­ско­го Союза и даже не при­бли­жал­ся к 12-миль­ной зоне. И якобы злоб­ные рус­ские со­зна­тель­но уни­что­жи­ли мирно ле­тя­щий RB-50 в ка­че­стве мести за ранее сбитый са­мо­ле­та­ми ВВС США наш Ил-12 над Китаем. СССР при­во­дил данные о месте про­хож­де­ния воз­душ­но­го боя, данные о боевых по­вре­жде­ни­ях ис­тре­би­те­ля Ры­ба­ко­ва.

 

 

На этом тяжба внеш­не­по­ли­ти­че­ских ве­домств двух го­су­дарств за­кон­чи­лась, за­глох­ло и меж­ду­на­род­ное раз­би­ра­тель­ство в Гааге. Как при­ня­то вы­ра­жать­ся, на верхах был про­из­ве­ден "вза­и­мо­за­чет", и во из­бе­жа­ние даль­ней­шей эс­ка­ла­ции по­ста­ра­лись об этих ин­ци­ден­тах не вспо­ми­нать.

Ис­точ­ни­ки:

Кот­лобов­ский А., Сеидов И. Го­ря­чее небо «хо­лод­ной войны» // Мир Авиа­ции. 1995. №2. С. 19-22.

До­ро­нин С. Легка добыча «двой­но­го аса» // Мор­ской сбор­ник. 2000. №10. С.83-85.

Шолох Е. Тра­ге­дия 27 июля 1953 года // газета «Вла­ди­во­сток». 1997. 2 апреля.

Та­ка­ха­си А. Пре­ступ­ле­ния пре­зи­ден­та // Газета «Дуэль». 1998. 28 апреля.

Это интересно
+3

28.07.2019
Пожаловаться Просмотров: 568  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены