Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6954 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Человек с четырьмя «эн» или Советский Нострадамус.

 Deniskind   Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич Носов в рус­ской ли­те­ра­ту­ре фигура осо­бен­ная. Его, в от­ли­чие от многих, ста­но­вит­ся чем дальше, тем больше. Он один из немно­гих пи­са­те­лей, книги ко­то­рых дей­стви­тель­но читало (доб­ро­воль­но читало!), и с теп­ло­той вспо­ми­на­ет все на­се­ле­ние страны. Более того – хотя со­вет­ская клас­си­ка едва не вся оста­лась в про­шлом, и давно не пе­ре­из­да­ет­ся, спрос на книги Носова не только не упал ни на йоту, но и по­сто­ян­но растет.

Де-факто его книги стали сим­во­лом успеш­но про­да­ю­щей­ся ли­те­ра­ту­ры.

До­ста­точ­но вспом­нить гром­кий уход Пар­хо­мен­ко и Гор­но­ста­е­вой из из­да­тель­ской группы «Азбука-Ат­ти­кус», ко­то­рый объ­яс­нял­ся идео­ло­ги­че­ски рас­хож­де­ни­я­ми с ру­ко­вод­ством из­да­тель­ства, ко­то­рое «не готово вы­пус­кать ничего, кроме 58-го из­да­ния «Незнай­ки на Луне»».

Но при этом о самом авторе никто не знает почти ничего. Био­гра­фия у него дей­стви­тель­но непо­хо­жа на аван­тюр­ный роман – ро­дил­ся в Киеве в семье ар­ти­ста эст­ра­ды, в мо­ло­до­сти сменил мно­же­ство работ, потом за­кон­чил ин­сти­тут ки­не­ма­то­гра­фии, из кино ушел в ли­те­ра­ту­ру и всю жизнь писал.
Н.Носов с внуком Игорем
Но неко­то­рые об­сто­я­тель­ства этой три­ви­аль­ной судьбы и впрямь по­ра­жа­ют во­об­ра­же­ние. Все вы на­вер­ня­ка пом­ни­те зна­ме­ни­тые рас­ска­зы Носова из услов­но­го цикла «од­на­ж­ды мы с Мишкой». Да, те самые – как они кашу варили, пеньки ночью вы­во­ра­чи­ва­ли, щенка в че­мо­дане возили и т.п. А вот теперь от­веть­те, по­жа­луй­ста, на вопрос – когда про­ис­хо­дит дей­ствие этих рас­ска­зов? В какие годы это все про­ис­хо­дит?

image

Обычно раз­брос мнений до­воль­но велик – от трид­ца­тых по «от­те­пель­ных» ше­сти­де­ся­тых. Ва­ри­ан­тов от­ве­тов масса, любых – кроме пра­виль­ных.

А правда за­клю­ча­ет­ся в том, что рас­ска­зы Носов начал писать неза­дол­го до войны (первая пуб­ли­ка­ция – 1938 год), но самые зна­ме­ни­тые, самые свет­лые и за­по­ми­на­ю­щи­е­ся пи­са­лись в самые страш­ные годы. С сорок пер­во­го по сорок пятый. Тогда про­фес­си­о­наль­ный ки­нош­ник Носов снимал до­ку­мен­таль­ные фильмы для фронта (и за учеб­ный фильм «Пла­не­тар­ные транс­мис­сии в танках», по­лу­чил свою первую на­гра­ду – орден Крас­ной Звезды), а в сво­бод­ное время, для души, писал те самые ис­то­рии – «Миш­ки­на каша», «Дружок», «Ого­род­ни­ки»… По­след­ний рас­сказ этого цикла, «Тут-тук-тук», был на­пи­сан в конце 1944 года, и в 1945 у на­чи­на­ю­ще­го пи­са­те­ля вышла первая книжка – сбор­ник рас­ска­зов «Тут-тук-тук».

image

Самое глав­ное – когда знаешь от­гад­ку, сразу про­сы­па­ет­ся досада – ну как же, все же по­нят­но! У всех ма­ло­лет­них героев только мамы, куда папы делись – непо­нят­но. Да и вообще муж­ских пер­со­на­жей на весь цикл — до­воль­но таки по­жи­лой, судя по всему, «дядя Федя» в элек­трич­ке, ко­то­рый все воз­му­щал­ся де­кла­ма­ци­ей стихов, да во­жа­тый Витя, судя по всему — стар­ше­класс­ник. До пре­де­ла ас­ке­тич­ный быт, ва­ре­нье с хлебом в ка­че­стве ла­ком­ства…

Но все-таки войны там нет. Ни словом, ни на­ме­ком, ни духом. Думаю, не надо объ­яс­нять — почему. Потому что это пи­са­лось для детей. Для детей, ко­то­рым и без того жизнь от­ме­ри­ла столь­ко, что не дай бог нам это узнать. Такое вот кино «Жизнь пре­крас­на», только в ре­аль­но­сти.

image

Все по­нят­но. И все-таки – как? Как он смог это сде­лать? Ответ может быть только один – вот этим и от­ли­ча­ет­ся на­сто­я­щий дет­ский пи­са­тель от под­дель­но­го.

С ор­де­ном, кстати, все тоже было до­воль­но ин­те­рес­но.

В юности Носов се­рьез­но увле­кал­ся фо­то­гра­фи­ей, а потом и ки­не­ма­то­гра­фом, по­это­му в 19 лет по­сту­пил в Ки­ев­ский ху­до­же­ствен­ный ин­сти­тут, из ко­то­ро­го пе­ре­вел­ся в Мос­ков­ский ин­сти­тут ки­не­ма­то­гра­фии, ко­то­рый и за­кон­чил в 1932 году сразу по двум фа­куль­те­там — ре­жис­сер­ско­му и опе­ра­тор­ско­му.

Нет, он не стал ве­ли­ким ки­но­ре­жис­се­ром, он вообще ху­до­же­ствен­ных филь­мов не снимал. На самом деле Носов был самым на­сто­я­щим гиком. Всю всю жизнь он очень увле­кал­ся тех­ни­кой, что, соб­ствен­но, весьма за­мет­но по его книгам. Пом­ни­те, как са­мо­заб­вен­но он опи­сы­ва­ет устрой­ство любого ме­ха­низ­ма — будь то са­мо­дель­ный ин­ку­ба­тор для вывода цыплят, или ав­то­мо­биль на га­зи­ро­ван­ной воде с си­ро­пом?

image

По­это­му ре­жис­сер Носов снимал ис­клю­чи­тель­но то, что любил — научно-по­пу­ляр­ные и учеб­ные фильмы, и делал это 20 лет, с 1932 до 1952 год. В 1952 году, будучи уже из­вест­ным пи­са­те­лем, он по­лу­чил Ста­лин­скую премию за по­весть «Витя Малеев в школе и дома» и только после этого окон­ча­тель­но ре­шил­ся уйти на «ли­те­ра­тур­ные хлеба»

Любовь к тех­ни­ке не раз вы­ру­ча­ла его во время войны, когда он ра­бо­тал на студии «Во­ен­тех­фильм», где снимал учеб­ные фильмы для тан­ки­стов. Уже после его смерти вдова, Та­тья­на Фе­до­ров­на Носова-Се­ре­ди­на, в книге «Жизнь и твор­че­ство Ни­ко­лая Носова» рас­ска­за­ла за­бав­ный эпизод.

Бу­ду­щий пи­са­тель делал фильм об устрой­стве и работе ан­глий­ско­го танка «Чер­чилль», по­став­ля­е­мо­го в СССР из Англии. Воз­ник­ла боль­шая про­бле­ма — при­слан­ный на ки­но­сту­дию об­ра­зец никак не желал раз­во­ра­чи­вать­ся на месте, а делал это ис­клю­чи­тель­но по боль­шой дуге. Съемки сры­ва­лись, тех­ни­ки ничего сде­лать не могли, и тогда Носов по­про­сил­ся в танк — по­на­блю­дать за дей­стви­я­ми во­ди­те­ля. Во­ен­ные, ко­неч­но, по­смот­ре­ли на штат­ско­го ре­жис­се­ра как на идиота, но пу­сти­ли — на съе­моч­ной пло­щад­ке тот вроде как глав­ный.

image
Члены со­вет­ской во­ен­ной миссии на ис­пы­та­ни­ях танка Churchill IV. Англия, весна 1942 года

А дальше… Дальше было вот что:
 

«До этого Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич ра­бо­тал над учеб­ным филь­мом о трак­то­рах и вообще хорошо раз­би­рал­ся в ма­ши­нах, но тан­кист, ко­неч­но, этого не знал. Ругая почем зря ино­зем­ную тех­ни­ку, он вклю­чал дви­га­тель и опять вы­де­лы­вал танком неле­пые кривые, а что ка­са­ет­ся Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча, то он со­сре­до­то­чен­но следил за ры­ча­га­ми, снова и снова просил тан­ки­ста про­де­лы­вать танком по­во­рот то в одну сто­ро­ну, то в другую, пока, на­ко­нец, не об­на­ру­жил ошибку. Когда танк в первый раз очень гра­ци­оз­но сделал оборот вокруг своей оси, ра­бот­ни­ки студии, на­блю­дав­шие за его ра­бо­той, за­ап­ло­ди­ро­ва­ли. Во­ди­тель был очень об­ра­до­ван, но и смущен, он из­ви­нил­ся перед Но­со­вым и никак не хотел по­ве­рить, что тот знает тех­ни­ку просто как лю­би­тель».


Вскоре вышел фильм «Пла­не­тар­ные транс­мис­сии в танках», где «Чер­чилль» вы­пи­сы­вал пи­ру­эты под «Лунную сонату» Бет­хо­ве­на. А потом…

Потом на свет по­явил­ся лю­бо­пыт­ный до­ку­мент — Указ Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го совета СССР о на­граж­де­нии ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми. Там, под шапкой «За об­раз­цо­вое вы­пол­не­ние боевых за­да­ний Ко­ман­до­ва­ния по обес­пе­че­нию тан­ко­вых и ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных войск дей­ству­ю­щей армии и до­стиг­ну­тые успехи в под­го­тов­ке кадров тан­ки­стов и уком­плек­то­ва­ние бро­не­тан­ко­вых и ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных войск» зна­чи­лись фа­ми­лии ге­не­рал-лей­те­нан­тов, ка­пи­та­нов и прочих «стар­шин да май­о­ров».

image

И только одна фа­ми­лия — без во­ин­ско­го звания. Просто Носов Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич.

image

Просто Носов Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич на­граж­дал­ся ор­де­ном Крас­ной Звезды.

За что? Об этом было на­пи­са­но в пред­став­ле­нии:
 
«т. Носов Н. Н. ра­бо­та­ет в ка­че­стве ре­жис­се­ра на студии „Во­ен­тех­фильм“ с 1932 года.
За время своей работы т. Носов, по­ка­зы­вая вы­со­кое ма­стер­ство в своей работе, вы­дви­нул­ся в ряды лучших ре­жис­се­ров студии.
т. Носов автор-по­ста­нов­щик учеб­но­го фильма „Пла­не­тар­ные транс­мис­сии в танках“. Фильм этот яв­ля­ет­ся лучшим из вы­пу­щен­ных сту­ди­ей в 1943 году. Фильм принят вне су­ще­ству­ю­щих оценок ка­че­ства Ко­ми­те­том по делам ки­не­ма­то­гра­фии при СНК СССР.
т. Носов в работе над этим филь­мом про­явил об­раз­цы под­лин­но­го тру­до­во­го ге­ро­из­ма, по несколь­ко суток не по­ки­дал про­из­вод­ство, ста­ра­ясь в на­и­крат­чай­ший срок вы­пол­нить свою работу. Даже будучи со­вер­шен­но боль­ным и едва дер­жась на ногах, т. Носов не пре­кра­щал работ по фильму. Его нельзя было за­ста­вить уйти с про­из­вод­ства домой».


image

По рас­ска­зам, этой своей на­гра­дой пи­са­тель гор­дил­ся больше всего. Больше, чем ор­де­ном тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни, по­лу­чен­ным за ли­те­ра­тур­ную де­я­тель­ность, больше, чем Ста­лин­ской или Го­су­дар­ствен­ной пре­ми­я­ми.

Но я, кстати, всегда по­до­зре­вал нечто по­доб­ное. Есть в Незнай­ке что-то несги­ба­е­мое, бро­не­тан­ко­вое, ло­бо­вое и бес­страш­ное. И фрик­ци­о­ны враз жжет.

Но есть в твор­че­стве Носова за­гад­ки и по­слож­нее, о ко­то­рых ли­те­ра­ту­ро­ве­ды оже­сто­чен­но спорят до сих пор. К при­ме­ру, всех обычно ставит в тупик свое­об­раз­ная «об­рат­ная эво­лю­ция» Носова.

В самые идео­ло­ги­че­ски на­гру­жен­ные ста­лин­ские годы Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич писал прямо таки де­мон­стра­тив­но апо­ли­тич­ные книги, там, по-моему, даже пи­о­нер­ская ор­га­ни­за­ция если и упо­ми­на­лась, то вскользь. Эти со­бы­тия могли про­ис­хо­дить где угодно – вы­во­дить цыплят в са­мо­дель­ном ин­ку­ба­то­ре или дрес­си­ро­вать щенка и впрямь могли «дети разных на­ро­дов». Не потому ли, кстати, в опуб­ли­ко­ван­ном в 1957 году жур­на­лом «Курьер ЮНЕСКО» списке самых пе­ре­во­ди­мых рус­ских пи­са­те­лей Носов ока­зал­ся на тре­тьем месте – вслед за Горь­ким и Пуш­ки­ным?

image

А вот когда на­ста­ла от­те­пель, и идео­ло­ги­че­ское дав­ле­ние ощу­ти­мо сни­зи­лось, Носов, вместо того, чтобы вслед за своими кол­ле­га­ми-пи­са­те­ля­ми ра­до­вать­ся об­ре­тен­ной сво­бо­де, пишет две боль­шие про­грамм­ные прин­ци­пи­аль­но идео­ло­ги­че­ские книги – «ком­му­ни­сти­че­скую» по­весть «Незнай­ка в Сол­неч­ном городе» и «ка­пи­та­ли­сти­че­ский» роман-сказку «Незнай­ка на Луне».

Этот неожи­дан­ный по­во­рот до сих пор ставит в тупик всех ис­сле­до­ва­те­лей. Ну ладно, да, такое слу­ча­ет­ся, но обычно тогда, когда твор­че­ские силы автора идут на спад. Потому и пы­та­ют­ся ак­ту­аль­но­стью ком­пен­си­ро­вать па­де­ние ка­че­ства. Но к Носову это от­не­сти при всем же­ла­нии не по­лу­чит­ся – ни о каком па­де­нии ка­че­ства го­во­рить не при­хо­дит­ся, а «Незнай­ку на Луне» прак­ти­че­ски все счи­та­ют пиком его твор­че­ства. Из­вест­ный ли­те­ра­тур­ный критик Лев Да­нил­кин даже объ­явил его «одним из глав­ных ро­ма­нов рус­ской ли­те­ра­ту­ры XX века». Не дет­ских книг, и не фан­та­сти­че­ских ро­ма­нов, а рус­ской ли­те­ра­ту­ры как та­ко­вой — в одном ряду с «Тихим Доном» и «Ма­сте­ром и Мар­га­ри­той».

Три­ло­гия о Незнай­ке, этом «чет­вер­том Н» автора, дей­стви­тель­но по­тря­са­ю­ще та­лант­ли­ва и уди­ви­тель­но мно­го­слой­на, неда­ром взрос­лые читают ее с не мень­шим удо­воль­стви­ем, чем дети.

image

Взять хотя бы не сильно то и спря­тан­ные ал­лю­зии, то, что се­год­ня име­ну­ют пост­мо­дер­низ­мом. В «Незнай­ке» и впрямь спря­та­на едва ли не вся рус­ская клас­си­че­ская ли­те­ра­ту­ра. Хва­стов­ство Незнай­ки перед ма­лыш­ка­ми: «Это я шар по­стро­ил, я вообще у них самый глав­ный, и стихи эти я на­пи­сал» — Хле­ста­ков в чистом виде, ски­та­ния ми­ли­ци­о­не­ра Сви­стуль­ки­на став­ше­го сви­де­те­лем чуда, со­вер­шен­но­го Незнай­кой с по­мо­щью вол­шеб­ной па­лоч­ки, явно от­сы­ла­ют нас к по­доб­ным же мы­тар­ствах Ивана Без­дом­но­го в «Ма­сте­ре и Мар­га­ри­те». Га­ле­рею пер­со­на­жей можно про­дол­жать: Вол­шеб­ник со своим "Сол­ныш­ко всем оди­на­ко­во светит" – вы­ли­тый Платон Ка­ра­та­ев, го­ло­пу­зый уте­ши­тель от­прав­ля­ю­щих­ся на Ду­рац­кий остров («По­слу­шай­те меня, братцы! Не надо пла­кать!.. Сыты будем — как-нибудь про­жи­вем!») – явно горь­ков­ский стран­ник Лука.

А срав­не­ние внеш­но­сти Жа­дин­га и Спрут­са — Жадинг по своей внеш­но­сти очень на­по­ми­нал гос­по­ди­на Спрут­са. Раз­ни­ца была в том, что лицо его было несколь­ко шире, чем у гос­по­ди­на Спрут­са, а нос чу­точ­ку уже. В то время как у гос­по­ди­на Спрут­са были очень ак­ку­рат­ные уши, у Жа­дин­га уши были боль­шие и нелепо тор­ча­ли в сто­ро­ны, что еще больше уве­ли­чи­ва­ло ширину лица. — опять Гоголь, его зна­ме­ни­тые Иван Ива­но­вич и Иван Ни­ки­фо­ро­вич: Иван Ива­но­вич ху­до­щав и вы­со­ко­го роста; Иван Ни­ки­фо­ро­вич немно­го ниже, но зато рас­про­стра­ня­ет­ся в тол­щи­ну. Голова у Ивана Ива­но­ви­ча похожа на редьку хво­стом вниз; голова Ивана Ни­ки­фо­ро­ви­ча на редьку хво­стом вверх.

Более того – как за­ме­тил один мой при­я­тель, Носов про­вид­че­ски па­ро­ди­ро­вал клас­си­ку, ко­то­рой тогда еще просто не су­ще­ство­ва­ло. Вам ничего не на­по­ми­на­ет этот от­ры­вок?
 
Шутило при­нял­ся трясти за плечо Сви­стуль­ки­на. На­ко­нец Сви­стуль­кин проснул­ся.
— Как вы сюда попали? — спро­сил он, с недо­уме­ни­ем глядя на Шутилу и Кор­жи­ка, ко­то­рые стояли перед ним в одном нижнем белье.
— Мы? — рас­те­рял­ся Шутило. — Слы­шишь, Коржик, это как это… то есть так, не будь я Шутило. Он спра­ши­ва­ет, как мы сюда попали! Нет, это мы вас хотели спро­сить, как вы сюда попали?
— Я? Как всегда, — пожал пле­ча­ми Сви­стуль­кин.
— «Как всегда»! — вос­клик­нул Шутило. — По-вашему, вы где на­хо­ди­тесь?
— У себя дома. Где же еще?
— Вот так номер, не будь я Шутило! Слушай, Коржик, он го­во­рит, что он у себя дома. А мы с тобой где?
— Да, правда, — вме­шал­ся в раз­го­вор Коржик. — А вот мы с ним тогда, по-вашему, где?
— Ну, и вы у меня дома.
— Ишь ты! А вы в этом уве­ре­ны?
Сви­стуль­кин огля­дел­ся по сто­ро­нам и от изум­ле­ния даже при­встал на по­сте­ли.
— Слу­шай­те, — сказал на­ко­нец он, — как я сюда попал?

image

Вот, соб­ствен­но, и про­зву­ча­ло слово, ко­то­рое все объ­яс­ня­ет – «про­вид­че­ски».

Се­го­дняш­ние чи­та­те­ли на­пе­ре­бой вос­хи­ща­ют­ся – на­сколь­ко же точно Носов описал ка­пи­та­ли­сти­че­ское об­ще­ство. Все, вплоть до самых мель­чай­ших де­та­лей. Вот вам «черный пиар»:

— А что. Об­ще­ство ги­гант­ских рас­те­ний может лоп­нуть? — на­сто­ро­жил­ся Гризль (ре­дак­тор газеты — ВН) и по­ше­ве­лил своим носом, как бы к чему-то при­ню­хи­ва­ясь.
— Должно лоп­нуть, — от­ве­тил Крабс, делая уда­ре­ние на слове «должно».
— Должно?… Ах, должно! — за­улы­бал­ся Гризль, и его верх­ние зубы снова впи­лись в под­бо­ро­док.— Ну, оно и лопнет, если должно, смею уве­рить вас! Ха-ха!…".


Вот «обо­рот­ни в по­го­нах»:

— А кто такие эти по­ли­цей­ские? — спро­си­ла Се­ле­доч­ка.
— Бан­ди­ты! — с раз­дра­же­ни­ем сказал Ко­ло­сок.
— Чест­ное слово, бан­ди­ты! По-на­сто­я­ще­му, обя­зан­ность по­ли­цей­ских — за­щи­щать на­се­ле­ние от гра­би­те­лей, в дей­стви­тель­но­сти же они за­щи­ща­ют лишь бо­га­чей. А богачи-то и есть самые на­сто­я­щие гра­би­те­ли. Только грабят они нас, при­кры­ва­ясь за­ко­на­ми, ко­то­рые сами при­ду­мы­ва­ют. А какая, ска­жи­те, раз­ни­ца, по закону меня огра­бят или не по закону? Да мне все равно!".


image

Вот – «ак­ту­аль­ное ис­кус­ство»:

— Ты, братец, лучше на эту кар­ти­ну не смотри, — го­во­рил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все ху­дож­ни­ки так рисуют, потому что богачи только такие кар­ти­ны и по­ку­па­ют. Один на­ма­лю­ет такие вот за­го­гу­лин­ки, другой изоб­ра­зит какие-то непо­нят­ные за­ко­рю­чеч­ки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею по­сре­ди холста, так что по­лу­чит­ся какое-то несу­раз­ное, бес­смыс­лен­ное пятно. Ты на это пятно смот­ришь и ничего не можешь понять — просто мер­зость какая-то! А богачи смот­рят да еще и по­хва­ли­ва­ют. «Нам, го­во­рят, и не нужно, чтоб кар­ти­на была по­нят­ная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то ху­дож­ник чему-то там нас учил. Бо­га­тый и без ху­дож­ни­ка всё по­ни­ма­ет, а бед­ня­ку и не нужно ничего по­ни­мать. На то он и бедняк, чтоб ничего не по­ни­мать и в тем­но­те жить».

И даже «кре­дит­ное раб­ство»:

— Я тогда на завод по­сту­пил и за­ра­ба­ты­вать стал при­лич­но. Даже на черный день начал деньги от­кла­ды­вать, на тот случай, значит, если снова вдруг без­ра­бот­ным стану. Только трудно, ко­неч­но, было удер­жать­ся, чтоб не ис­тра­тить де­неж­ки. А тут все еще стали го­во­рить, что мне надо купить ав­то­мо­биль. Я и говорю: зачем мне ав­то­мо­биль? Я могу и пешком ходить. А мне го­во­рят: пешком стыдно ходить. Пешком только бед­ня­ки ходят. К тому же ав­то­мо­биль можно купить в рас­сроч­ку. Сде­ла­ешь неболь­шой де­неж­ный взнос, по­лу­чишь ав­то­мо­биль, а потом будешь каждый месяц по­не­мно­гу пла­тить, пока все деньги не вы­пла­тишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все во­об­ра­жа­ют, что я тоже богач. За­пла­тил первый взнос, по­лу­чил ав­то­мо­биль. Сел, поехал, да тут же и сва­лил­ся в ка-а-ах-ха-наву (от вол­не­ния Козлик даже за­и­кать­ся стал). Авто-аха-мобиль по­ло­мал, по­ни­ма­ешь, ногу сломал и еще четыре ребра.

— Ну, а ав­то­мо­биль ты по­чи­нил потом? — спро­сил Незнай­ка.
— Что ты! Пока я болел, меня с работы про­гна­ли. А тут пришла пора за ав­то­мо­биль взнос пла­тить. А денег-то у меня нет! Ну мне го­во­рят: от­да­вай тогда авто-аха-ха-мобиль об­рат­но. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что ав­то­мо­биль ис­пор­тил, да уви­де­ли, что с меня все равно нечего взять, и от­вя­за­лись. Так ни ав­то­мо­би­ля у меня не стало, ни денег".


image

Опи­са­ния столь точны и де­таль­ны, что по­не­во­ле за­кра­ды­ва­ет­ся со­мне­ние – как мог че­ло­век, про­жив­ший всю свою жизнь за непро­ни­ца­е­мым тогда еще «же­лез­ным за­на­ве­сом», на­ри­со­вать столь мас­штаб­ное и без­уко­риз­нен­но ис­пол­нен­ное по­лот­но? Откуда у него столь де­таль­ные знания о бир­же­вой игре, бро­ке­рах, «дутых» акциях и фи­нан­со­вых пи­ра­ми­дах? Откуда, на­ко­нец, взя­лись ре­зи­но­вые ду­бин­ки со встро­ен­ны­ми элек­тро­шо­ке­ра­ми, их ведь в те годы просто не было на во­ору­же­нии по­ли­ции – ни в за­пад­ных стра­нах, ни тем более у нас.

Чтобы хоть как-то объ­яс­нить это, по­яви­лась даже ост­ро­ум­ная теория, пе­ре­во­ра­чи­ва­ю­щая все с ног на голову. Де­скать, все дело в том, что новое об­ще­ство у нас стро­и­ли люди, ко­то­рые все свои знания о ка­пи­та­лиз­ме по­лу­чив­шие из романа Носова. Вот они, на неосо­знан­ном уровне, и вос­про­из­во­ди­ли за­сев­шие с дет­ства в голове реалии. Потому мол, это не Носов описал се­го­дняш­нюю Россию, а Россию по­стро­и­ли «по Носову».

image

Но ги­по­те­за о том, что Носов просто был про­ро­ком, про­зрев­шим бу­ду­щее, и по­пы­тав­шим­ся пре­ду­пре­дить именно тех, кому пред­сто­я­ло жить в этом бу­ду­щем – детей, куда ло­гич­нее. Сна­ча­ла о том, что будет с их миром. А потом о том, каким будет мир новый.

image

Чтобы обос­но­вать ее, об­ра­тим­ся к самому глав­но­му – клю­че­вой идее обоих книг. Как по вашему, о чем рас­ска­зы­ва­ет­ся в «Незнай­ке в Сол­неч­ном городе»? О ком­му­низ­ме? О тех­ни­че­ских нов­ше­ствах вроде ра­дио­управ­ля­е­мых машин? Утопия, го­во­ри­те вы?

Да вы вспом­ни­те книгу, сюжет вспом­ни­те, фабулу! Книга-то по боль­шо­му счету о том, на­сколь­ко хруп­ким, неза­щи­щен­ным ока­за­лось это по­стро­ен­ное «об­ще­ство спра­вед­ли­во­сти». Пом­ни­те пре­вра­щен­ных Незнай­кой в людей ослов и воз­ник­шее вслед за этим фа­таль­ное для города дви­же­ние «вет­ро­го­нов»?

Ведь что мы имеем? Есть вполне счаст­ли­вый и, судя по всему, до­ста­точ­но за­кры­тый социум (вспом­ни­те, с каким вос­тор­гом там встре­ча­ют при­шель­цев, ко­то­рых бук­валь­но рвут за рукав ра­душ­ные хо­зя­е­ва). Но ма­лей­ший толчок извне ока­зы­ва­ет­ся фа­таль­ным, при­вне­сен­ный извне вирус по­ра­жа­ет весь ор­га­низм, ру­шит­ся все, и не по мелочи, а до ос­но­ва­ния.

Но­во­мод­ные веяния, по­явив­ши­е­ся не без помощи при­шель­цев ввер­га­ют этот социум в полную анар­хию, и лишь оша­ра­шен­ные по­ли­цей­ские (пом­ни­те наших «ментов», ко­то­рые и пи­сто­ле­тов-то на де­жур­ство ни­ко­гда не брали) бес­по­мощ­но на­блю­да­ют за буй­ством со­ци­аль­ной стихии. Привет, де­вя­но­стые!

image

Носов, ко­неч­но, ска­зоч­ник добрый, по­это­му на столь пес­си­ми­сти­че­ской ноте за­кон­чить никак не мог. Но по­ка­за­тель­но, что даже ему, чтобы спасти Сол­неч­ный город, при­ш­лось вы­та­щить рояль из кустов, при­звать «бога из машины» — Вол­шеб­ни­ка, ко­то­рый пришел и со­тво­рил чудо.

image

А «Незнай­ка на Луне» — разве же он о ка­пи­та­ли­сти­че­ском об­ще­стве? Книга-то о двух счаст­ли­вых «до­маш­них щенках», ко­то­рые вдруг ока­за­лись на улице, в зве­ри­ной стае. Кто-то, как Пончик, при­спо­со­бил­ся, кто-то, как Незнай­ка, рухнул на самое дно. Словом, как верно ска­за­но в сбор­ни­ке статей «Ве­се­лые че­ло­веч­ки. Куль­тур­ные герои со­вет­ско­го дет­ства»: «Чтение книги «Незнай­ка на Луне» в 2000-е годы чре­ва­то «вы­чи­ты­ва­ни­ем» в тексте смыс­лов, ко­то­рые Носов, скон­чав­ший­ся в 1976 году, вло­жить туда ни­ка­ким об­ра­зом не мог. Эта сказка на­по­ми­на­ет неча­ян­ное опи­са­ние са­мо­ощу­ще­ния тех жи­те­лей СССР, ко­то­рые в 1991 году просну­лись словно на Луне: нужно было выжить в си­ту­а­ции, когда то, что ка­за­лось бес­со­бы­тий­ный улицей Ко­ло­коль­чи­ков, оста­лось в да­ле­ком про­шлом — вместе со своим якобы вечным вре­ме­нем...».

Впро­чем, бывшие жители Цве­точ­но­го города все по­ни­ма­ют. И в день сто­ле­тия своего лю­би­мо­го пи­са­те­ля пишут в своих блогах: «Спа­си­бо, Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич, за про­ро­че­ство. И хотя мы ока­за­лись не в Сол­неч­ном городе, как должны были, а на Луне, шлём с неё Вам свою любовь, бла­го­дар­ность и вос­хи­ще­ние. Здесь всё именно так, как Вы опи­са­ли. Боль­шин­ство уже прошло через Ду­рац­кий остров и мирно блеет. Мень­шин­ство в тоске на­де­ет­ся на спа­си­тель­ный ко­рабль со Знай­кой во главе. Он, ко­неч­но, не при­ле­тит, но они ждут».

image

Это интересно
0

27.10.2019
Пожаловаться Просмотров: 383  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены