Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6920 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20250522180134

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Литература – история болезни. Часть первая.

мент  

 

Время ныне нелег­кое и бо­лез­нен­ное.  Все  пы­та­ют­ся ста­вить ди­а­гно­зы. Вот и я под­дал­ся этому порыву. Только, яв­ля­ясь неис­пра­ви­мым  гу­ма­ни­та­ри­ем, ди­а­гно­сти­рую не ко­ро­на­ви­рус, а об­ще­ствен­ное со­зна­ние. И делаю это по по­пу­ляр­ным ли­те­ра­тур­ным на­прав­ле­ни­ям и про­из­ве­де­ни­ям. Лю­бо­пыт­но по­лу­ча­ет­ся.

 

Бан­дит­ский ге­ро­и­че­ский эпос

Де­вя­но­стые годы прошли под по­бед­ное ше­ствие де­тек­ти­вов и бо­е­ви­ков, как пра­ви­ло, с опи­са­ни­ем нелег­ких бан­дит­ских реалий. Оно, в прин­ци­пе, и по­нят­но. Вы­бро­шен­ный из со­ци­а­ли­сти­че­ско­го теп­ло­го, хотя и по­рос­ше­го во­до­рос­ля­ми, пруда на про­жа­рен­ный  ли­бе­раль­ны­ми ад­ски­ми уголь­ка­ми ас­фальт нового эко­но­ми­че­ско­го уклада обы­ва­тель всё пы­тал­ся осо­знать и про­чув­ство­вать, где это он ока­зал­ся и что вокруг тво­рит­ся. 

Глав­ным и наи­бо­лее ярким эле­мен­том нового без­ра­дост­но­го пей­за­жа стал от­мо­ро­жен­ный бандит, ко­то­рый под­жи­дал везде  - на работе, на улице, в те­ле­я­щи­ке.

    

Куда ни плюнь - везде ма­я­чи­ли эти черти.   Вот и поль­зо­ва­лись спро­сом такая больше спра­воч­ная, чем ху­до­же­ствен­ная, ли­те­ра­ту­ра, типа «Урка против Ба­кла­на» и «Бан­дит­ская ра­дость».

Это были чи­стей­шие тре­вож­ные рас­строй­ства. И такая пси­хо­ло­ги­че­ская суб­ли­ма­ция угроз и стра­хов с целью их пре­одо­ле­ния.

Потом ин­те­рес чи­та­те­ля пе­ре­ме­стил­ся в сто­ро­ну ми­ли­цей­ско­го де­тек­ти­ва и бо­е­ви­ка. Обы­ва­тель тогда огля­ды­вал­ся, ища, кто же по­кон­чит с этим кри­ми­наль­ным бар­да­ком. Есте­ствен­но, никого на эту роль, кроме «тупого мента», не на­хо­ди­лось. Ну если только во­ен­ные в раз­ре­зе го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та.

 Осо­бен­но мод­ны­ми стали книжки про са­мо­суд. Это такое неис­тре­би­мое и неде­мо­кра­тич­ное же­ла­ние у народа – уви­деть всех, кто пьет его кровь, ви­ся­щи­ми на фо­на­рях, пусть и без со­блю­де­ния необ­хо­ди­мой за­кон­ной про­це­ду­ры.

Таким об­ра­зом вклю­чил­ся в об­ще­ствен­ном со­зна­нии ме­ха­низм пси­хо­ло­ги­че­ской ком­пен­са­ции стра­хов путём мыс­лен­но­го устра­не­ния угроз. Ди­а­гноз – тя­жё­лое ре­ак­тив­ное со­сто­я­ние в ответ на трав­ми­ру­ю­щие со­ци­аль­ные об­сто­я­тель­ства.

Че­чен­ская война, при­нуж­де­ния к миру в Сирии и прочих разных местах вско­лых­ну­ли у людей ин­те­рес к во­ен­ной прозе и ар­мей­ским, спец­служ­бист­ским бо­е­ви­кам. Это, скорее, не ди­а­гноз, а  какое-ни­ка­кое ле­кар­ство. Люди, листая книги и болея за рус­ских во­ен­ных и раз­вед­чи­ков, на­чи­на­ют вспо­ми­нать, кто мы такие, рус­ские¸ как нам всю ис­то­рию про­ти­во­сто­ит весь мир. И как всегда с боем вы­би­ва­ли право быть самим собой. Так что во­ен­ный боевик – это наше, пусть даже он коряв и негра­мо­тен.

Один из глав­ных якорей, не дающих нашему ко­раб­лю со­рвать­ся и про­пасть в буре – это осо­зна­ние нами своей сути по­бе­ди­те­лей. Где мы – там всегда победа. Эта мысль по­сте­пен­но ма­те­ри­а­ли­зу­ет­ся не только в книгах, но и в ре­аль­но­сти. Под­твер­жда­ет­ся идея, что сна­ча­ла было Слово…

Се­год­ня стрем­ле­ние к на­ве­де­нию по­ряд­ка и мечта об об­ще­стве без наглой, во­пи­ю­щей, уто­мив­шей всех кор­руп­ции при­во­дит к тому, что растут тиражи книг об НКВД. Притом не о том, пе­ре­стро­еч­ном, ко­то­рое подло рас­стре­ли­ва­ло непол­жи­вых ин­тел­ли­ген­тов, а о нашем родном, спра­вед­ли­вом и непри­ми­ри­мом. Том, ко­то­рое всех воров, взя­точ­ни­ков, врагов народа ис­прав­но ставит к сте­ноч­ке или от­прав­ля­ет на Колыму. Так что это тоже не бо­лезнь, а ле­кар­ство…

 

Элек­трон­но-вну­ша­тель­ная машина

Чу­до­вищ­ный в своей несу­раз­но­сти и нездо­ро­во по­пу­ляр­ный новый жанр в фан­та­сти­ке – лит­про­грам­ми­ро­ва­ние. Бе­рёт­ся рас­кру­чен­ная ком­пью­тер­ная иг­руш­ка, или при­ду­мы­ва­ет­ся та­ко­вая, и герой на стра­ни­цах книги про­хо­дит всякие уровни. Со­би­ра­ет ар­те­фак­ты. Про­ка­чи­ва­ет навыки. И бредет, бредет, бредет. И бредит.

По­на­ча­лу там еще встре­ча­лись до­стой­ные об­раз­цы. Тот же Лу­кья­нен­ко с Ла­би­рин­та­ми от­ра­же­ний. Сейчас это ши­ро­кое поле за­се­я­но зер­на­ми твор­че­ства со­вер­шен­но бес­тол­ко­вых гра­фо­ма­нов, там кор­мят­ся таких же бес­тол­ко­вые чи­та­те­ли.

Ди­а­гноз про­стой. Об­ще­ство, осо­бен­но под­рас­та­ю­щая его часть, по­ра­же­но ком­пью­тер­ным ви­ру­сом. И это вовсе не злоб­ная про­грам­ма, по­жи­ра­ю­щая ком­пью­те­ры. Это такое мас­со­вое пси­хи­че­ское за­бо­ле­ва­ние, пе­ре­ме­стив­шая ин­те­ре­сы, эмоции и саму жизнь зна­чи­тель­ной части наших со­граж­дан в ком­п­мир, где они играют в тан­чи­ки, уби­ва­ют дра­ко­нов. Вир­ту­аль­ность ста­но­вит­ся важнее ре­аль­но­сти.

Так что имеем мас­со­вую за­ви­си­мость от ком­пью­тер­ных игр, фак­ти­че­ски  особый вид нар­ко­ма­нии. По боль­шо­му счёту всё равно, чем ши­рять­ся – ком­пи­гра­ми или ге­ро­и­ном. Эта фигня про­ник­ла и в ли­те­ра­ту­ру. Ре­зуль­тат один – де­со­ци­а­ли­за­ция, от­тор­же­ние ре­аль­но­сти, то­таль­ная ум­ствен­ная и нрав­ствен­ная де­гра­да­ция.

Про­дол­же­ние этого жанра – экс­плу­а­та­ция Все­лен­ных, рас­пи­сан­ных ав­то­ра­ми ком­пью­тер­ных игр. Это ближе к ли­те­ра­ту­ре, чем литпрг-бро­дил­ки, хотя бы потому, что по­лу­ча­ют­ся порой до­ста­точ­но за­бав­ные кни­жен­ции, как цикл «Шахтёр». Но, как пра­ви­ло, все де­фек­ты ком­пи­г­руш­но­го мыш­ле­ния и по­ве­де­ния – погоня за плюш­ка­ми, раз­ви­тие спо­соб­но­стей, плос­кий, под­стро­ен­ный под раз­ви­тие пер­со­на­жа мир, там при­сут­ству­ют.

Самая рас­кру­чен­ная Все­лен­ная тут – по иг­руш­ке «Ева-онлайн». Там рас­пи­сан  спе­ци­фи­че­ский вы­со­ко­тех­но­ло­ги­че­ский мир. В рамках лучших об­раз­цов со­ци­аль­но­го дар­ви­низ­ма космос полон ра­бо­вла­дель­цев, пи­ра­тов, бан­ди­тов, барыг, кон­тра­бан­ди­стов. То есть та же дрянь, что на за­шед­шей в полный со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский тупик со­вре­мен­ной Земле, только рас­сто­я­нии по­боль­ше, да тех­но­ло­гии по­кру­че. В этом по­га­ном мире герои при­об­ре­та­ют им­план­ты и про­грам­мы, дающие всякие по­лез­ные навыки, типа ниндзя два­дца­то­го уровня. В ре­зуль­та­те герои, обычно по­па­дан­цы с Земли, не при­ло­жив особых усилий, кроме хитрых и при­ми­тив­ных ма­хи­на­ций, быст­рень­ко ста­но­вят­ся вла­сте­ли­на­ми по­мой­ки, города, пла­не­ты, Га­лак­ти­ки.

Пара вещей даже чи­та­лась непло­хо. Но эта схема пошлая, мир мер­зо­па­ко­стен, герои – обыч­ные стя­жа­те­ли и по­дон­ки. И это не осуж­да­ет­ся, а счи­та­ет­ся нор­маль­ным.

Ди­а­гноз тут – па­то­ло­ги­че­ский эгоизм, страсть к неза­слу­жен­но­му обо­га­ще­нию и мечта о при­об­ре­те­нии ништя­ков без какого-либо внут­рен­не­го раз­ви­тия – всё и разом.

Ин­те­рес­но, что такое по­ве­де­ние и взгля­ды про­еци­ру­ют­ся из иг­ру­шек и ли­те­ра­ту­ры вовне, во вполне ре­аль­ный мир. Любой ра­бо­то­да­тель может по­жа­ло­вать­ся, сколь­ко у него оби­ва­ют пороги са­мо­влюб­лён­ных ин­фан­ти­лов со взгля­да­ми из «Еве-онлайн».

При­мы­ка­ет здесь и жанр ки­бер­пан­ка. Книги в нём были неод­но­знач­ные и порой очень ин­те­рес­ные. В своё время этот жанр от­кры­вал чи­та­те­лю вол­ну­ю­щий и та­ин­ствен­ный мир су­пер­ком­пью­те­ров, ха­ке­ров, уди­ви­тель­ных про­грамм, го­ло­во­кру­жи­тель­но­го раз­ви­тия ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Он был создан на заре ком­пью­тер­ных времён и сделал очень много для фор­ми­ро­ва­ния нового  мыш­ле­ния.

Но давно не по­яв­ля­ет­ся там ничего све­же­го и ин­те­рес­но­го. Жанр вы­ро­дил­ся в тупую убо­гость с пе­ре­чис­ле­ни­ем про­грамм, железа и су­перах­ке­ров. Ди­а­гноз – ранее стар­че­ское сла­бо­умие. Жанр, едва ро­див­шись, стре­ми­тель­но впа­да­ет в маразм…

 

Вы­жи­валь­щи­ки и па­даль­щи­ки

Образ бу­ду­ще­го в куль­ту­ре и об­ще­ствен­ном со­зна­нии транс­фор­ми­ру­ет­ся очень ин­те­рес­но. От «Ту­ман­но­сти Ан­дро­ме­ды» и звезд­ной экс­пан­сии Ази­мо­ва, Хай­н­лай­на к во­ню­че­му, по­га­но­му, му­сор­но­му по­ста­по­ка­лип­си­су, где очу­мев­шая от безыс­ход­но­сти рвань жрёт друг друга и де­рёт­ся за оскол­ки ци­ви­ли­за­ции – по­след­ние капли бен­зи­на, ту­шён­ку и па­тро­ны.

Зом­биа­по­ка­лип­си­сы, пан­де­мии, ядер­ные войны – что только ни при­ду­ма­ют, чтобы за­гнать че­ло­ве­ка в ка­мен­ный век. Такое кол­лек­тив­ное кам­ла­ние мил­ли­о­нов по­тре­би­те­лей этой дряни на призыв Апо­калп­си­са. Вот и при­зва­ли – пока первая проба, здрав­ствуй, ко­ро­на­ви­рус. Мечты сбы­ва­ют­ся.

  

На руинах ци­ви­ли­за­ции че­ло­ве­че­ство де­гра­ди­ру­ет и вы­жи­ва­ет. Преду­смот­ри­тель­ные вы­жи­валь­щи­ки за­бла­го­вре­мен­но за­па­са­ют­ся па­тро­на­ми и кон­сер­ва­ми. А потом пря­чут­ся в норах и схро­нах, как какие-нибудь бан­де­ров­цы, жрут  свои кон­сер­вы и крупы, от­стре­ли­ва­ют­ся от тех, кто на их запасы за­гля­ды­ва­ет­ся. Че­ло­век че­ло­ве­ку волк и корм. Выжить любой ценой, и пусть все осталь­ные горят в адском пла­ме­ни.

Такая клас­си­че­ская мания пре­сле­до­ва­ния, сов­ме­щён­ная с тя­же­лой де­прес­си­ей и на­вяз­чи­вы­ми со­сто­я­ни­я­ми. Пан­де­мия от­ча­я­нья и страха перед бу­ду­щим.

Эта бо­лезнь в об­ще­ствен­ном со­зна­нии ре­а­ли­зу­ет­ся уже не первый де­ся­ток лет в реале. Куча народу роют схроны и за­па­са­ют­ся кру­па­ми в пред­две­рии апо­ка­лип­си­са. Не по­ни­мая, что го­су­дар­ствен­ная си­сте­ма и после ядер­ной войны никуда не де­нет­ся. Че­ло­век не в со­сто­я­нии выжить в оди­ноч­ку.

Тут клас­си­ка жанра  это «Ма­ро­дёр» Аль Атоми.

Рискую плю­нуть в душу по­чи­та­те­лям этого автора, но мне книга ак­тив­но не по­нра­ви­лась. На­чи­ная от зло­ка­че­ствен­ных идей – вы­жи­ва­ния в оди­ноч­ку и хо­мя­че­ства при­па­сов, со­вер­шен­но асо­ци­аль­ных героев, без­ого­во­роч­ной победы бан­ди­тиз­ма и скот­ства. И кончая тя­же­ло­вес­ным стилем, жут­ки­ми диа­ло­га­ми и от­сут­стви­ем внят­но­го сюжета. Такое  обыч­ное твор­че­ство из Ин­тер­не­та.

Един­ствен­но, что по­нра­ви­лась – чистая, как ка­че­ствен­ная со­вет­ская водка, нена­висть к аме­ри­кан­цам, их го­су­дар­ству, образу жизни и мыслей и жажда ре­ван­ша – раз­ма­зать их всех по сте­ноч­кам, чтобы не дышали и не пищали.

Вообще, в жанре по­ста­по­ка­лип­си­са было несколь­ко по­нра­вив­ших­ся мне про­из­ве­де­ний. Про новый ир­ре­аль­ный тех­но­мир, же­сто­кий и та­ин­ствен­ный. Но самое эмо­ци­о­наль­но ре­зо­ни­ру­ю­щее -  это про то, как аме­ри­ко­сы за­во­е­ва­ли Россию, типа «Мос­ков­ский ла­би­ринт».

Не, я вовсе не под­пин­дос­ник. Мне в этих книгах нра­ви­лось, как нещад­но и же­сто­ко ок­ку­пан­тов на­чи­на­ют ко­лош­ма­тить пар­ти­зан­ски­ми ме­то­да­ми, а если совсем хорошо всё идет – то и сти­ра­ют эту са­та­нин­скую вот­чи­ну жи­ви­тель­ным ядер­ным огнём. 

Ведь всё же было в ре­аль­но­сти. В де­вя­но­стые годы мы были фак­ти­че­ски за­во­е­ван­ны­ми ими. И Россия в лице её пер­во­го пре­зи­ден­та - пья­но­го пре­да­те­ля на­хо­ди­лась фак­ти­че­ски под внеш­ним управ­ле­ни­ем США. Просто ми­ро­вая об­ще­ствен­ная мысль тогда ещё не до­зре­ла до зон­дер­ко­манд, мас­со­во­го уни­что­же­ния рус­ско­го на­се­ле­ния и от­кры­то­го гра­бе­жа. Гра­би­ли тихо – под видом ин­ве­сти­ци­он­ных фондов, а управ­ля­ли ак­ку­рат­но – под крышей ино­стран­ных со­вет­ни­ков – только в Ро­с­ко­ми­му­ще­стве у рыжего демона чис­ли­лось де­вя­но­сто аген­тов Цен­траль­но­го раз­ве­ды­ва­тель­но­го управ­ле­ния.

Се­год­ня было бы, на­вер­ное, иначе. От­то­чив ме­то­ди­ку под видом борьбы с ви­ру­сом, за­кры­ли бы всю нашу страну кор­до­на­ми и вы­жи­га­ли бы на­се­ле­ние целыми го­ро­да­ми, борясь с эпи­де­ми­ей. А лик­вид­ное иму­ще­ство, Аз­маз­ный фонд  и зо­ло­той запас, вы­вез­ли бы на дез­ин­фек­цию в США. Но только мы прошли тот ис­то­ри­че­ский этап. Вы­нес­ла все же нас хва­ле­ная рус­ская кривая, бро­са­ю­щая страну то вниз, то воз­но­ся­щая в бо­же­ствен­ные выси.

Ещё в этих книгах про аме­ри­кан­скую ок­ку­па­цию был от­лич­ный посыл. Наша вся ли­бе­раль­ная сво­лочь от­кро­вен­но по­ка­за­на как ок­ку­па­ци­он­ная ад­ми­ни­стра­ция и по­ли­цаи. Так и есть. Се­год­ня они сги­ба­ют нас в ко­ле­но­пре­кло­нен­ную позу перед За­па­дом в ин­фор­ма­ци­он­ном и по­ли­ти­че­ском про­стран­стве. А при ок­ку­па­ции гнули бы нас фи­зи­че­ски - мас­со­вы­ми рас­стре­ла­ми. Как уже бывало. Мало кто знает, что более мил­ли­о­на че­ло­век на той же Укра­ине во время Ве­ли­кой войны было уни­что­же­но руками укра­ин­ских при­вер­жен­цев то­гдаш­них об­ще­ев­ро­пей­ских цен­но­стей.

Еще тренд ли­те­ра­ту­ры о бу­ду­щем – оче­ло­ве­чи­ва­ние ро­бо­тов. Люди в бу­ду­щем не нужны – их ра­бо­чие руки за­ме­нят ав­то­ма­ты. Нужны роботы. Оче­ло­ве­чи­ва­ние машин, ли­шен­ных Божьей искры – это ведь тоже ди­а­гноз. Такой явный бо­лез­нен­ный фе­ти­шизм. Притом его раз­де­ля­ют не только фан­та­сты. Они лишь вторят кук­ло­во­дам и их при­служ­ни­кам – всяким ученым го­ло­ва­сти­кам и прочим врагам всего живого и здо­ро­во­го. Такой вот у них итог че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции – Земля без людей. Об­ло­мят­ся, ко­неч­но. Есть высшая  це­ле­со­об­раз­ность, ко­то­рая таких фо­ку­сов не вы­но­сит.

Вообще, За­пад­ная фан­та­сти­ка с её транс­гу­ма­низ­мом – от­дель­ная песня. Там ди­а­гноз один – смрад по­ста­рев­ше­го и при­хо­дя­ще­го в негод­ность ор­га­низ­ма. Неспо­соб­ность к пол­но­цен­но­му функ­ци­о­ни­ро­ва­нию, пси­хо­ло­ги­че­ская за­стре­ва­е­мость на про­шлом и на­сто­я­щем и ма­я­ча­щий впе­ре­ди ле­таль­ный исход. По­это­му за­пад­ная ли­те­ра­ту­ра не может со­здать ни одного внят­но­го образа бу­ду­ще­го. Только этот ан­ти­че­ло­ве­че­ский транс­гу­ма­низм и  экс­тра­по­ля­ции всей со­вре­мен­ной грязи на бу­ду­щее.

Слова доб­ро­го вся их фан­та­сти­ка не стоит. Даже хва­лё­ный Уотс, ко­то­ро­го я так и не смог оси­лить до конца за три под­хо­да – это бес­тол­ко­во и по­верх­ност­но.  Боль­ной Запад не видит бу­ду­ще­го, он в своей дряб­лой бес­пер­спек­тив­но­сти готов ввер­нуть че­ло­ве­че­ство  в про­цесс са­мо­уни­чи­же­ния  а то и са­мо­убий­ства. Так что налицо еще и ярко вы­ра­жен­ные су­и­ци­даль­ные на­клон­но­сти…

У нас, к со­жа­ле­нию, тоже  мечты о свет­лом бу­ду­щем, кос­мо­се ис­па­ри­лись вместе с про­грам­мой «Буран». И пошли ту­пи­ко­вые серые ай­фон­ные будни.

Гос­по­ди, где вы, про­шлые по­ко­ле­ния, чьими куль­то­вы­ми кни­га­ми были вос­пе­ва­ю­щие людей Разума, ученых книги типа «Иду на Грозу», Ис­ка­те­ли»? Канули в лету. Привет, ка­мен­ный век! Мы вер­ну­лись. Ты уже за­ждал­ся свое вре­мен­но от­лу­чив­ше­е­ся в ци­ви­ли­за­цию тво­ре­ние.

Сде­ла­ем вывод. В раз­ре­зе со­вре­мен­но­го фу­ту­риз­ма в об­ще­ствен­ном со­зна­нии явно про­сле­жи­ва­ют­ся тре­вож­ные рас­строй­ства, фруст­ра­ции – стресс рух­нув­шей на­деж­ды, па­ра­нойя и мания пре­сле­до­ва­ния…

 

Ох уж эти ска­зоч­ни­ки

У Стру­гац­ких в бле­стя­щей фэен­те­зюш­ной по­ве­сти «По­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся в суб­бо­ту» на­пи­са­но, что это «сказка для млад­ших на­уч­ных со­труд­ни­ков». На­уч­ные со­труд­ни­ки – племя вы­ми­ра­ю­щее. Сейчас резко растет по­пу­ля­ция офис­но­го планк­то­на, ко­то­рый нуж­да­ет­ся в своих ска­зоч­ках. И их те­ра­бай­та­ми выдает такой же офис­ный планк­тон. 

Фэн­те­зи – это ведь тоже не столь­ко ли­те­ра­тур­ный жанр, сколь­ко пси­хи­ат­ри­че­ский ди­а­гноз. Па­то­ло­ги­че­ское стрем­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ской изо­ля­ции от окру­жа­ю­ще­го мира. Бег­ство от стра­хов и тягот ре­аль­но­сти к эльфам и оркам. Замена ис­тин­ных про­блем и чувств на сур­ро­гат­ные. Пе­ре­вод плос­ко­сти опас­но­го и неод­но­знач­но­го мира в легкий мир ска­зо­чек и сме­ши­нок.

Там всё по­на­рош­ку. Та ре­аль­ность не кидает в хо­лод­ный ужас, как будни кро­ва­вых ма­нья­ков ИГИЛа, тер­ро­ри­стов, бан­ди­тов. Там всё чужое. Вроде бы и должно стра­шить. Но на эти страхи смот­ришь со сто­ро­ны, свы­со­ка, так что они не вго­ня­ют в де­прес­сию, а бодрят. Это вам не фильм «Иди и смотри». Это про го­бли­нов и орков. То есть про пер­пен­ди­ку­ляр­но-па­рал­лель­ную ре­аль­ность.

От­но­сят­ся к фэн­те­зю­хам, но стоят немнож­ко особ­ня­ком, по­па­дан­цы в ма­ги­че­ские миры. Этот жанр с точки зрения пси­хи­ат­рии ещё более за­пу­щен­ный, по­сколь­ку связан с тя­жё­лы­ми рас­строй­ства­ми лич­ност­ной са­мо­оцен­ки и са­мо­иден­ти­фи­ка­ции.

Тут обычно твор­ца­ми со­зда­ет­ся уютный мирок под себя, где вокруг  не только ска­зоч­ные пер­со­на­жи, но и ска­зоч­ные идиоты. И лишь  один ты такой весь в белом, всех на­ги­ба­ешь и учишь жизни.

Офис­ный клерк или сту­дент-дво­еч­ник вдруг ока­зы­ва­ет­ся нере­аль­но крутым бойцом и по­ли­ти­ком. Все перед ним ниц падают. Все самые кре­тин­ские же­ла­ния ре­а­ли­зо­вы­ва­ют­ся. Всех врагов одной левой.

Стрем­ле­ние глав­ных героев всех гно­бить, на­ги­бать, быть в центре все­об­ще­го вни­ма­ния и обо­жа­ния яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­я­ми пси­хо­па­тии ис­те­ро­ид­но­го круга. Боль­ным нра­вит­ся сры­вать ап­ло­дис­мен­ты и вос­хи­щен­ные взгля­ды. Обычно эти рас­строй­ства свой­ствен­ны пи­са­те­ля­ми и фа­на­там этого жанра, а также поп-звёз­дам. А мно­го­чис­лен­ные амур­ные по­хож­де­ния, толпы ки­да­ю­щих­ся на героев девок, гаремы сви­де­тель­ству­ют о глу­бо­ких сек­су­аль­ных рас­строй­ствах и пер­ма­нент­ной неудо­вле­тво­рен­но­сти.

До­пу­ще­ния в этих ли­те­ра­тур­ных по­дел­ках из­на­чаль­но сла­бо­ум­ные, но народу нра­вит­ся. 

В в жанре фэн­те­зи явно про­смат­ри­ва­ет­ся ин­фан­ти­ли­за­ция об­ще­ствен­но­го со­зна­ния. Эти фэн­те­зюш­ки с при­чмо­ки­ва­ни­ем лопают и в пят­на­дцать, и в семь­де­сят лет. Ну это ладно. Если на­пи­са­но хорошо, то читать такое даже весело. Для уби­ва­ния своего бес­цен­но­го вре­ме­ни, от­пу­щен­но­го на данную ин­кар­на­цию, вполне себе то, что доктор про­пи­сал. Правда, чаще на­пи­са­но тоже сла­бо­ум­но и в при­под­ня­том стиле ве­се­ло­го оли­го­фре­на. Но тут уже ничего не по­пи­шешь – мас­скуль­ту­ра такая вот неза­тей­ли­вая.

На­сто­я­щая кли­ни­ка на­чи­на­ет­ся, когда эта муть пре­под­но­сит­ся на полном се­рьё­зе, как ми­ро­воз­зре­ние и от­кро­ве­ние. Мания ве­ли­чия так и виб­ри­ру­ет, когда в этих кни­жен­ци­ях от­кры­ва­ют­ся фи­ло­соф­ские и мо­раль­ные кон­цеп­ции, за­ме­шан­ные на всякой па­ра­нор­маль­щине и ре­рих­ну­то­сти. Тут же­ла­тель­на при­ну­ди­тель­ная гос­пи­та­ли­за­ция.

Быст­рое вы­здо­ров­ле­ние воз­мож­но только при на­ли­чии со­ли­дар­ных об­ще­на­ци­о­наль­ных задач и про­ек­тов, куда будут во­вле­че­ны око­ло­па­ра­зи­ти­че­ские ши­ро­кие слои на­се­ле­ния…

 

Мой при­я­тель Яро­слав Мудрый

Вот жил ты дурак ду­ра­ком, лазил по Ин­тер­не­там и лайкал ко­ти­ков. И вдруг каким-то об­ра­зом по­па­да­ешь в про­шлое. А по­сколь­ку ты по срав­не­нию с пред­ка­ми на­хо­дишь­ся на ис­то­ри­че­ски более вы­со­ком уровне раз­ви­тия, то тут же на­чи­на­ешь всех учить и пе­ре­кра­и­вать ис­то­рию.

 

То есть вти­ра­ешь­ся в до­ве­рие к ис­то­ри­че­ским лич­но­стям и гип­но­ти­зи­ру­ешь их своим вы­со­чай­шим ин­тел­лек­том. Учишь походя стро­ить па­ро­во­зы, аэро­ста­ты, кос­ми­че­ские ко­раб­ли. Без особых усилий вы­иг­ры­ва­ешь битвы и сра­же­ния. Снис­хо­ди­тель­но треп­лешь по щеке мар­ша­ла Жукова, учишь уму-разуму Ста­ли­на, по­ка­зы­ва­ешь Яро­сла­ву Муд­ро­му, что он не так и мудер. И все тебе вни­ма­ют. Все тебя носят на руках. И за кадром оста­ет­ся вопрос – а с какого фига? Редкий наш со­вре­мен­ник знает в по­дроб­но­стях нечто такое, что можно кон­вер­ти­ро­вать в тех­но­ло­гии на почве сем­на­дца­то­го века. Не говоря уж о воз­мож­но­сти встра­и­ва­ния в старые реалии. Скуд­ные знания, жи­ву­щие в голове про­сто­го че­ло­ве­ка, хоть вояки, хоть кан­ди­да­та наук, редко при­год­ны для до­ми­ни­ро­ва­ния в про­шлых веках.

Мак­си­мум что светит по­па­дан­цу – это роль юро­ди­во­го и ми­ло­сты­ня. А то ведь и на костре сожгут, когда будешь фот­кать  ай­фо­ном виды старой Москвы. И даже будь ты самым крутым спец­на­зов­цем с Аф­ган­ской войны, твои навыки вряд ли будут осле­пи­тель­ны и ве­ли­ко­леп­ны в войне сорок пер­во­го, не говоря уж о сред­не­ве­ко­вье. Про­фес­си­о­наль­ные навыки бойца за­то­че­ны под свое время и свое оружие. Но по­па­дан­цы всегда ведут себя как су­пер­ме­ны, даже кан­це­ляр­ская крыса кладёт сот­ня­ми солдат Вер­мах­та. Почему? Ну он же из бу­ду­ще­го. И чего? А того… Ну оно само должно так вы­хо­дить. Потому что про­шлое – это отстой.

По уровню до­пу­ще­ний по­па­дан­цы в про­шлое, по­жа­луй, самый за­пу­щен­ный вид ли­те­ра­ту­ры. Там всё нере­аль­но. Так что ди­а­гноз на­пра­ши­ва­ет­ся сам собой – смыс­ло­вые гал­лю­ци­на­ции на фоне мании ве­ли­чия.  Свои лич­ност­ные ка­че­ства пе­ре­оце­ни­ва­ют­ся до небес, заодно при­ни­жа­ют­ся труд­но­сти окру­жа­ю­ще­го мира и свой­ства окру­жа­ю­щих людей. Миры со­вер­шен­но нере­аль­ны и под­чи­не­ны ка­при­зам ини­ци­а­то­ра гал­лю­ци­ген­ных ре­аль­но­стей.

Вместе с тем во многих таких книгах име­ет­ся со­пут­ству­ю­щий ди­а­гноз – тя­же­лая де­прес­сия на фоне ис­то­ри­че­ских неудач России, со­ци­аль­ных по­тря­се­ний, обид, при­чи­нён­ных родной стране. Про­сле­жи­ва­ет­ся за­кон­ное же­ла­ние рус­ско­го че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го наш «парт­нёр­ский» Запад очень успеш­но пы­тал­ся в по­след­ние годы сте­реть с доски ис­то­рии, к ре­ван­шу.

Реванш в пе­ре­строй­ку. Реванш при раз­ва­ле Союза. Реванш в про­иг­ран­ных или с боль­шой кровью вы­иг­ран­ных битвах.

Ос­нов­ная толпа по­па­дан­цев тол­чёт­ся в сорок первом. Ис­ход­ная идея проста до иди­о­тии -  а если бы знали дату начала войны, тогда бы всем на­со­ва­ли. И сколь­ко бы рус­ских людей, наших дедов, ба­бу­шек, спасли бы.

За­бра­сы­ва­ли в сорок первый и от­дель­ных людей с глу­бо­ки­ми зна­ни­я­ми во­ен­ной ис­то­рии и би­ле­том в Кремль, и боевые ко­раб­ли, и са­мо­ле­ты, и целые во­ин­ские гар­ни­зо­ны. Иногда по­лу­ча­лось за­бав­но. Но всегда оса­до­чек от таких тво­ре­ний – а ведь такой игры в под­дав­ки, к со­жа­ле­нию, быть не может. И испили мы ту чашу до дна – со всеми ошиб­ка­ми, неуда­ча­ми, и Глав­ной По­бе­дой. И смели врага не ядер­ны­ми ра­ке­та­ми из бу­ду­ще­го и по­слезна­ни­ем, а несги­ба­е­мым духом рус­ско­го че­ло­ве­ка, солн­цем оза­ряв­шим штабы, заводы, окопы.

По мере на­ла­жи­ва­ния жизни в стране,  жанр по­ти­хонь­ку от­хо­дит на второй план. Но он на­все­гда со­хра­нит­ся в своей нише, в ос­нов­ном среди боль­ных, под­вер­жен­ных бреду су­тяж­ни­че­ства. Это когда у людей вокруг всё не так и не то, в связи с чем необ­хо­ди­мо срочно менять мир. Для чего но­си­те­ли син­дро­ма катают  по сто жалоб в день в раз­лич­ные органы власти. А по­ра­жен­ные бо­лез­нью  пи­са­те­ли штам­пу­ют сот­ня­ми по­па­дан­че­ские книжки – как бы все разом взять и из­ме­нить так, как им хо­чет­ся. То есть  задним числом по­стро­ить царизм, ка­пи­та­лизм, ком­му­низм, да и вообще за­во­е­вать мир и Все­лен­ную, спеть в сорок втором году песню Вы­соц­ко­го...

 

Офи­ги­тель­ные баб­ские ис­то­рии

Что вообще не ме­ня­ет­ся тысячи лет – так это слез­ли­вые баб­ские рас­сказ­ки. По­пу­ляр­ность их не падала ни­ко­гда. А се­год­ня так и растет. Любой из­да­тель знает, что среди по­ку­па­те­лей ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры более де­вя­но­ста про­цен­тов тётки. Им крайне нужны ро­ман­ти­че­ские ис­то­рии.

Жанр тут нева­жен. Даже вто­ро­сте­пе­нен. Он только фон. Что кос­ми­че­ский ко­рабль, что пла­не­та го­бли­нов и некро­ман­тов. Что реалии де­вят­на­дца­то­го века или рус­ская де­рев­ня. Что банда или ко­ло­ния стро­го­го режима. Что по­ли­кли­ни­ка или сви­но­фер­ма. На любом фоне раз­во­ра­чи­ва­ет­ся всё одно и то же.

Ос­нов­ные мо­ди­фи­ка­ции тёт­ки­ных рас­ска­зок.  Умные, воз­вы­шен­ные, силь­ные жен­щи­ны пин­ка­ми шпы­ня­ют жалких, грубых и тупых муж­ла­нов. А те только и смот­рят в рот силь­ным жен­щи­нам, чтобы по­стичь истину и пре­кло­нить­ся. Ну вроде разных жалких сыс­ка­рей из МУРа, ко­то­рые, затаив ды­ха­ние, ждут, какую ве­ли­ко­леп­ную раз­гад­ку кри­ми­наль­ной ис­то­рии пре­под­не­сет им Настя Ка­мен­ская. И, услы­шав истину, они все офи­ге­ют. Прежде всего от невоз­мож­но­сти понять логику На­стю­ши – когда ничего не про­ис­те­ка­ет не из чего, но всё скла­ды­ва­ет­ся. 

Эти бу­до­ра­жа­щие кровь ис­то­рии часто сры­ва­ют­ся в фе­ми­нист­ский штопор, ко­то­рый за гранью логики, разума. Сам по себе со­вре­мен­ный фе­ми­низм по сути тя­же­лей­шее ши­зо­фре­ни­че­ской рас­строй­ство с раз­дво­е­ни­ем лич­но­сти – когда тётку нельзя про­пу­стить вперед в трол­лей­бу­се, ибо это шо­ви­низм, но за­ста­вить её гру­зить кро­вель­ное железо тоже нельзя, ибо слабый пол. А ежели от­ве­чать за какие-то косяки – то у неё ма­лень­кие дети, и она вся несчаст­ная.

Правда, до нас эта волна пока еще не дошла пол­но­стью. Но в то­таль­ной кре­ти­ни­за­ции жизни на бла­го­сло­вен­ном Западе она сыг­ра­ла огром­ную роль. Там фе­ми­низм ослож­нён дикими па­ра­но­и­даль­ны­ми симп­то­ма­ми с пе­ре­хо­дом в агрес­сию – типа, все муж­ла­ны пре­зи­ра­ют женщин, им нужно только одно, жен­ское тело, по­это­му  убить их всех за сек­су­аль­ные до­мо­га­тель­ства. Или хотя бы за­су­дить. Что от­ра­же­но в боль­шин­стве про­из­ве­де­ний за­пад­ной ли­те­ра­ту­ры - они просто уто­ну­ли в фе­ми­низ­ме. А заодно в нём уто­ну­ли и суды, вы­но­ся­щие при­го­во­ры по факту, что два­дцать лет назад про­фур­сет­ку ущип­ну­ли за фи­лей­ную часть, поправ тем самым ра­вен­ство полов. Вот и мотают срок офи­гев­шие от таких новых веяний ре­жис­сё­ры, к ко­то­рым трид­цать лет назад за­прыг­ну­ла в по­стель стре­мя­ща­я­ся к ка­рье­ре ак­три­с­ка.

Силь­ные жен­щи­ны и соп­ли­вые мужики – такие вот ныне герои. 

Вторая раз­но­вид­ность этих неза­тей­ли­вых рас­ска­зок – это про принца, ко­то­рый только и меч­та­ет до­бить­ся бла­го­склон­но­сти Гордой Жен­щи­ны. Же­ла­тель­но, чтобы он имел в за­гаш­ни­ке пару мил­ли­ар­дов и дом в Майями. Но Руб­лев­ка тоже сго­дит­ся. Гордая Жен­щи­на может быть кем угодно – сек­ре­тар­шей, тор­гов­кой пивом, биб­лио­те­кар­шей, бом­жи­хой или неза­кон­но ре­прес­си­ро­ван­ной кро­ва­вы­ми че­ки­ста­ми Зу­лей­хой. Глав­ное, чтобы её до­мо­гал­ся принц на белом коне или крас­ном «Мер­се­де­се» - хотя нет, ниже «Фер­ра­ри» уже не счи­та­ет­ся. И чтоб она ему так хо­лод­но от­ка­зы­ва­ла, мол, я не про­да­юсь, и так до самой куль­ми­на­ции – когда он бросит весь мир к её изящ­ным ножкам.

В общем, вечный баб­ский вопрос – где бы мне взять такого, чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил. И с че­ко­вой книж­кой.

Вся эта баб­ская дурь неиз­мен­на с гли­ня­ных шу­мер­ских таб­ли­чек. Одно и то же. Тут ничего не по­пи­шешь – это не ли­те­ра­ту­ра такая, это жен­щи­ны такие. Любят Скар­летт и Джени Эйр.

В общем-то, глядя объ­ек­тив­но, ничего ка­та­стро­фи­че­ско­го в этом нет. Хотя бы потому, что так устро­е­ны мир и жен­щи­ны. Ну, обо­жа­ют тё­лоч­ки ком­би­корм ро­ман­ти­че­ских ро­ма­нов. Ну, так и бычки в загоне тоже любят свой силос из кри­ми­наль­ных и мен­тов­ских бо­е­ви­ков, типа «он вы­стре­лил два раза, и трое упали». Такова при­ро­да.

Всё бы ничего, пока баб­ская дурь не пе­ре­хо­дит в экс­тре­маль­ные и экс­тре­мист­ские по­зор­ные формы. Время сейчас ра­зу­да­лое, раз­нуз­дан­ное, в общем – раз­люли-малина. Можно всё. В том числе  от­кры­то терять че­ло­ве­че­ский облик и все­на­род­но де­мон­стри­ро­вать своё жи­вот­ное начало. Что и про­ис­хо­дит чем дальше, тем чаще.

И тогда «Пять­де­сят от­тен­ков серого» и прочая несу­свет­ная и зло­вред­ная чушь ста­но­вит­ся бест­сел­ле­ра­ми. Там тоже есть мил­ли­ар­де­ры и Гордые Жен­щи­ны, только глав­ный герой там – из­вра­щен­че­ство во всех формах и видах. По­та­ен­ные грёзы до­мо­хо­зя­ек, о ко­то­рых раньше только меч­та­лось, теперь можно транс­ли­ро­вать. Притом с годами этих самых видов и форм из­вра­ще­ний ста­но­вит­ся всё больше, а нормы всё меньше. А про вос­пи­та­ние и це­ло­муд­рен­ность уж и не вспом­нишь – давно это было и неправ­да…

 

Зав­трак ари­сто­кра­та

Бул­ко­хру­сты  прочие мо­нар­хи­сты-тра­ди­ци­о­на­ли­сты при­нес­ли в ли­те­ра­ту­ру целый букет по­стыд­ных за­бо­ле­ва­ний. От­топ­та­лись са­фья­но­вы­ми са­пож­ка­ми по всем жанрам – по ис­то­рии, по фан­та­сти­ке, по аль­ти­сто­ри­ии, по самым по­след­ним дам­ским ро­ма­нам – там осо­бен­но мар­ки­зов и ба­ро­нов любят.

Такой модный был ли­те­ра­тур­ный заход в де­вят­на­дца­том веке. Дик­кен­са взять, Гюго, толпу пи­са­те­лей пожиже. Там си­ро­ти­нуш­ка, всеми пре­зи­ра­е­мый и пи­на­е­мый, вдруг ока­зы­ва­ет­ся графом в из­гна­нии, ему воз­вра­ща­ет­ся титул и право самому всех пинать и при­тес­нять.

На этом приёме по­стро­е­на и льви­ная доля со­вре­мен­ной бул­ко­хруст­ной ли­те­ра­ту­ры.

Га­миль­тон, ос­но­во­по­лож­ник жанра о звезд­ных ко­ро­лях и кня­же­ствах, пред­ста­вить себе не смог бы, с какой ще­нья­чьей ра­до­стью его гнилые идейки о лордах и дво­ря­нах в да­ле­ком звезд­ном бу­ду­щем по­не­сут как знамя толпы рус­ских фан­та­стов. Да, из той самой гордой России, пер­во­го го­су­дар­ства, где были изжиты экс­плу­а­та­тор­ские классы, где была дик­та­ту­ра про­ле­та­ри­а­та, где на слово гос­по­дин всегда от­ве­ча­ли:

- Господ мы еще в сем­на­дца­том рас­хло­па­ли.

И теперь пе­кут­ся как пи­рож­ки по­хож­де­ния всяких гра­фьев в звезд­ных ко­ро­лев­ствах. Вон недав­но про­чи­тал, правда наи­скось, за десять минут, рус­ский фан­та­сти­че­ский ро­ман­чик про ка­рье­ру гвар­дей­ца при ко­ро­ле­ве Венеры, на­след­ное дво­рян­ство там по­лу­ча­ет. Притом по­да­ет­ся это без иронии и воз­му­ще­ния о непра­вед­но­сти такой по­ста­нов­ки во­про­са, а на­о­бо­рот, с томным при­ды­ха­ни­ем – как же, спас ино­пла­нет­ную ко­ро­ле­ву от про­ис­ков ко­вар­ных землян и по­лу­чил титул, по­вез­ло!

Сколь­ко же вдруг по­яви­лось лю­би­те­лей гром­ких ти­ту­лов, а по­чи­та­те­лей также гим­на­зи­сток ру­мя­ных, от мороза чуть пьяных, ну а заодно юн­кер­ских ак­сель­бан­тов.  То есть нор­маль­но, что в трид­цать первом веке будут пороть кре­пост­ных на звезд­ных ко­нюш­нях.

Это такое неиз­мен­ное стрем­ле­ние рабов стать ра­бо­вла­дель­ца­ми. Откуда оно в со­вре­мен­ном че­ло­ве­ке? Какими путями оно ре­ин­кар­ни­ро­ва­лось через семь­де­сят лет сво­бо­ды и ра­вен­ства? Откуда это ли­зо­блюд­ство?

Самый нрав­ствен­но  убогий жанр – бояр-аниме. Дей­ствия раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в па­рал­лель­ной России. Тут терема, цари, бояре с бо­яры­ня­ми, со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии. Новый фе­о­да­лизм. Ари­сто­кра­ты – это те, кто об­ла­да­ет  вол­шеб­ны­ми силами, а осталь­ные – бес­сло­вес­ное быдло, с ко­то­рым можно тво­рить, что за­бла­го­рас­су­дит­ся.

И всё бы ничего, если при­дать этому без­об­ра­зию со­от­вет­ству­ю­щую мо­раль­ную оценку или хотя бы иронию-юмор. Но всем без ис­клю­че­ния ав­то­рам такая по­ста­нов­ка во­про­са нра­вит­ся, и по­да­ёт­ся с пре­дель­ной се­рьез­но­стью. По­тре­би­те­ли этой травы ас­со­ци­и­ру­ют себя с бо­яра­ми, вол­шеб­ни­ка­ми, ис­кренне меч­та­ют всех  на­ги­бать сти­хи­я­ми земли, воды или огня. Иначе не читали бы эту фигню.

Нас, пе­ре­жив­ших тор­ча­щие везде и всюду наглые сви­ня­чьи морды оли­гар­хов в де­вя­но­стые и лю­бу­ю­щих­ся се­год­ня на оско­ти­нив­ших­ся за­жрав­ших­ся чи­нов­ни­ков, по­чи­та­ю­щих народ за быдло и чернь, убеж­да­ют, что это нор­маль­но. Вот и ду­ма­ешь – а если бы всем этим нашим вель­мож­ным скотам еще при­дать ма­ги­че­ские спо­соб­но­сти, да и за­кре­пить их в ти­ту­лах. Да е6ще бес­смерт­ны­ми сде­лать, чтобы и внуки на них смот­ре­ли. Просто об­во­ро­жи­тель­ное ми­ро­устрой­ство.

Спрос на эту бре­дя­ти­ну го­во­рит о за­пу­щен­ных бо­лез­нях - ви­рус­ных очагах раб­ско­го и жлоб­ско­го мыш­ле­ния. Авторы и чи­та­те­ли ис­пы­ты­ва­ют какое-то про­ти­во­есте­ствен­ное стрем­ле­ние к ка­сто­во­му и со­слов­но­му об­ще­ству.

Налицо де­пер­со­на­ли­за­ция лич­но­сти – когда у че­ло­ве­ка от­сут­ству­ет ясное отож­деств­ле­ние себя, как сво­бод­ной и равной лич­но­сти. Это со­че­та­ет­ся с бред­опо­доб­ны­ми кон­струк­ци­я­ми, в ко­то­рых боль­ные со­от­но­сят себя с кня­зья­ми, ко­ро­ля­ми, иными ис­то­ри­че­ски зна­чи­мы­ми лич­но­стя­ми, а не с тем, кто они есть – то есть по­мощ­ни­ки ме­не­дже­ров по про­да­жам кан­це­ляр­ских пред­ме­тов…

  

 Ну а дальше - вроде этого...

     

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка Ком­мен­та­рий автора: 

 Я не ли­те­ра­ту­ро­вед, по­это­му ав­то­ри­тет­ной оценки книг и ав­то­ров от меня ждать не нужно. Это просто глу­бо­ко личное очер­чи­ва­ние границ ямы, в ко­то­рую про­ва­ли­лось че­ло­ве­че­ство.

Про­дол­же­ние в сле­ду­ю­щем номере…


18.04.2020
Пожаловаться Просмотров: 328  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены