Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6955 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Все инновации сначала появляются в академической среде, оплаченные деньгами налогоплательщиков.

 И-23

Последнее время наши «партнёры» в отчаянии готовы открыть ящик Пандоры и начать патентовать практически законы природы.

См. например историю про насу и траекторию полёта на Луну (да-да…).

И тут необходимо оказать им услугу по направлению на три буквы. То есть ВОН! Или, если развёрнуто, то за приобщением к научному наследию товарища Богданова.

Который наглядно показал сугубую ограниченность простраства целесообразных решений в природе, со сходимостью, обусловленной законами мироздания, в… внезапно в точку. Которая, если её надлежащим образом (посматривая на прецеденты продления по запросу интересантов из области т.н. «авторского права») запатентовать, может превратиться в источник вожделенной ренты.

Полагаю полезным напомнить как это может отразиться на рынке высокотехнологической продукции. Благо, есть очень хороший и крайне показательный пример. Фотография. А точнее — фототехника, хотя с точки зрения результата (фотографического отпечатка) рассматривать необходимо всю систему. Но для темы статьи можно ограничить рассмотрение одним из элементов системы.


История

Согласно современным источникам история начинается в четырнадцатом году (хотя по личным воспоминаниям, связанным с эпопеей выпуска юбилейной серии Leica 0 тянется ассоциация с восьмым годом). Естественно, речь идёт о 1914 и соответственно 1908.

Историю разработки первого товарного и достаточно технически-совершенного артефакта полагаю правильным начинать с указания на готовность работодателя обеспечивать изобретательский зуд грамотного инженера:

В Йене Оскар Барнак устроился на работу в конструкторское бюро Carl Zeiss, где по роду деятельности частенько сталкивался с новаторскими для тех времён кинопроекционными и съёмочными технологиями. Интерес к киносъёмке побудил Барнака задуматься над разработкой прибора для получения пробных экспозиций на киноплёнке. Однако руководство компании Carl Zeiss не разделяло новаторских инициатив Оскара.

Как видите: «несколько» не согласуется с набросами (постулирование желаемого) поборников патентной системы. По факту инициативные разработки оплачиваются преимущественно самим изобретателем.

Вскоре, по рекомендации одного из друзей, Барнак перешёл на работу в небольшую фирму Эрнста Лейтца в Ветцларе (Ernst Leitz, Wetzlar), в часе езды от Франкфурта. Компания называлась тогда «Optisches Institut von Ernst Leitz»

Как раз в это время Эрнст Лейтц II* подыскивал специалиста на должность руководителя исследовательских работ для своего предприятия. Именно на эту должность и был принят Оскар Барнак. Таким образом, в 1911 году он возглавил исследовательскую лабораторию фирмы «Лейтц».

В результате чего в 1923-1924 годах на рынке появился такой вот артефакт:

Применительно к теме статьи: в очень хорошо анально- патентно-огороженном виде. В результате чего до пира… освоения наследия Третьего Рейха данные (запатентованные) технические решения использовались практически только разработчиком. Да-да, здравствуй почти монополия. На этом «почти» пока и остановимся, не пересекая границ Германии.

На [достаточно] хлебный рынок желающих было… полагаю, немало. Но возможностью преодоления патентного барьера могли похвастаться не только лишь все.

В качестве лирического отступления отмечу, что, помимо [относительно простого] технологического уровня тогдашние инженеры ещё не были продуктом индустриальной (надеюсь, всем помнят о побочном эффекта начальных этапов индустриализации?) Системы подготовки кадров и были достаточно близки к практике предметной области.

На разработку альтернативы ушло порядка девяти (!) лет (это на технологическом уровне начала прошлого века (некоторые контрольные точки в качестве пищи для размышлений ниже по тексту). Не забываем о характерной черте человеческой истории (впрочем, наблюдаемой на всей реконструкции процесса эволюции жизни)). Хотя, строго говоря, у меня нет точных данных о сроках начала разработки. Я озвучиваю лишь свои представления об оных. Ну и, для полноты, необходимо также вспомнить классический анализ тов. Богданова на тему догоняющего. В комплекте с причинами, по которым он не вполне подходит к технологическим гонкам.

И только в 1932 году был представлен Contax I. Значительная часть технических решений которого была организационно-предопределена требованием наглядной оригинальности относительно «партнёрских» патентов:

Причём появление новой модели Лейки (Leica II) с встроенным дальномером и сменной оптикой датируется тем же 32-м годом. К вопросам о промышленном шпионаже и ресурсоёмкости согласования патентных ограничений для текущих разработок. Ибо реализации узлов… заметно различны.

Было бы правильно сравнить оригинальные цены, но это во-1) требует времени и во-2) является некоторым уклонением от темы статьи. Поэтому в долгий ящик.

К слову должно отметить и единственное известное мне достаточно массовое исключение из области действия патентов Leitz'а: Советский Союз. В котором выпускалась несколько упрощенная версия допиленной Лейки (обратите внимание на окошки дальномера и видоискателя) под маркой ФЭД и с прыжком на уровень Leica II:

Факт передачи технологий (обратите внимание на Время и вспомните об Индустриализации) можно объяснить сотрудничеством между СССР и Германией, обусловленным логикой обстоятельств после успеха Революции и поражения в Войне соответственно и свёрнутым с демократическим приходом к власти в Германии малоизвестного австрийского художника.

С учётом позиции капиталистов по вопросу экономической блокады Союза и, сугубо, закономерностей, отмеченных в памфлете Дениса Соколова, факт производства в СССР на международной торговле никак не отражался и скорее всего попросту остался незамеченным.

Здесь же, темой для пытливого исследователя, стоит отметить роль первенства для отражения в литературной традиции. Полагаю, все помнят военные стихи «С „лейкой“ и блокнотом…». Но. Аналогичных упоминаний Contax'а мне не известно.

После Победы в Великой Отечественной в СССР к ФЭДу прибавились более точная реплика из Красногорска под именем «Зоркий»:

И реплика Contax'а под именем «Киев»:

Легендой же Contax является потому что без принципиальных изменений конструкция простояла в серии больше полувека, если считать от прародителя до последних советских реплик. Оставаясь вполне на уровне необходимом и достаточном для фотолюбителя, проблемы которых начались с попытками производителей окучивать массы, которым артефакт (в данном случае — фотокамера) ненужен.

Причём догнать инновации 32-го года (в первую очередь замок (или на буржуинский манер — байонет) крепления объектива и полнофункциональный затвор) заклятые конкуренты из Leitz'а смогли только через двадцать с лишком лет, в 1954 году в системе М.

И-23: тут полезно вспомнить два нюанса:

Во-1) элемент Устного Предания о физическом смысле решения: «Запомни, сын мой, нет выдержки короче выдержки синхронизации» © анонимус Andy.

И во-2) тот факт, что наиболее массовые советские однообъективные зеркальные узкоформатные фотокамеры Красногорского завода так и выпускались с базовым (простейшим) затвором.

Но дальнейших независимых продолжений технологическая линия не получила.

В качестве оригинального полу-клона (в котором, видимо в расчёте на угрозу возрождения Германии, причудливо переплелись конструктивные элементы антагонистичных систем: из наглядного обратите внимание на уменьшенную базу дальномера) отмечу дальномерную систему Nikon:


Продолжение

Однако, как показала Практика, при всех несомненных достоинствах описанной сладкой парочки, у них были и неустранимые недостатки. В результате чего наибОльшее развитие на разработанной их стараниями базе получил… отличный и заметно более сложный подход к решению задачи — однообъективные зеркальные камеры.

Эпопею становления семейства узкоформатных однообъективных зеркальных камер можно почитать здесь.

Фигурант с портрета — ещё один элемент к оценке фактора Времени (разработки). Одна из наиболее долговечных любительских камер. Семь (по некоторым источникам — восемь) лет серийного производства. Сопоставимо (и где-то даже немногим больше) только у одной камеры, совсем другой эпохи и контекста.

В рамках темы статьи для оценки цены, выплачиваемой обществом организаторам Системы, необходимо и, полагаю, достаточно перечислить основные независимые (или претендующие на независимость и, чтобы наверняка, за исключением некоторых оговорок взаимно-несовместимые) решения одной типовой задачи крепления сменного объектива к камере.

Итак:
  • Contax (SLR)
  • Nikon
  • M39×1* (формат крепления объектива дальномерной Лейки)
  • M42×1*
  • Pentax (K)*
  • Olympus
  • Minolta
  • Canon FD
  • Leica (SLR)

* отметил не огороженные патентами разработчика. Экзотику (см. например Exakta) не считал, ибо оно только усугубляет описываемую тенденцию, а мои знания предмета весьма фрагментарны)..

Считаем: 8 шт. если не давать себе труда различения первых [НЯЗ решение свойственно исключительно Союзу] опытов с зеркальными камерами (М39×1) и не огороженного патентными ограничениями, а потому весьма распространённого стандарта М42×1 (из «японцев» первой линии — Asahi Optical, ныне больше известный как Pentax, из прочих значимых: Красногорский завод и ГДР'овский Цейсс).

По другую сторону объектива (крепление светофильтров) успехи стандартизации были много выше. Но полного согласия между производителями не было, а был тот же, только несколько менее удручающий, бардак.

Отступление об именах

Наглядной иллюстрацией влияния юридического отдела фирмы Leitz (фактор, обычно не попадающий в поле зрения) необходимо отметить два эпизода:

Во-1) подошедший к выпуску однообъективной узкоформатной зеркальной фотокамеры опять вторым заклятый конкурент на фоне Leicaflex был вынужден корректировать имя своеё зеркальной камеры и понтоваться с Contarex.

Во-2) памятником любимому рыночному принципу «укради (запатентуй) первым» японцы поосторожничали и скорректировали имя системы (одной из двух, в которых увековечено имя создателя) во избежание коллизии с Leica M.

Отступление о национальном менталитете

На фоне описанных танцев занимательно наблюдать параллели оригинальных (!) технических решений на островах (в Японии). Если кто-то не в теме: имеется в виду подобие подхода к решению интерфейса выставления выдержки в первом поколении любительских [узкоформатных однообъективных зеркальных] камер Nikon с аналогичной системой Olympus.

Мораль

Вишенкой на торт, к восьми по-капиталистически «эффективным» решениям нужно посчитать минимум три (ну ладно, два) решения аналогичной задачи для узкоформатных дальномерных систем и тот прекрасный эпизод, что двое из списка (Canon и Minolta) при переходе на автофокусировку… благополучно кинули своих покупателей, добавив ещё пару решений (Canon EF и… не интересно). Итого — дюжина.

Причём необходимо помнить, что байонет — это только вершина айсберга. За которым стоит много больше труда по разработке линейки объективов. Часто (как например Planar 50/2) — уникальных.

В качестве наглядной иллюстрации тенденции и проблемы с выходом за рамки сиюминутной перспективы и коррекцией антропоморфизма причинно-следственных связей (необходимостью учёта как минимум фактора инерции) должно отметить электросети Англии. А точнее — зоопарк стандартов. Появление которого в существенной степени спровоцировано патентной Системой. И здесь необходимо помнить, что основные деньги зарыты в процессе эксплоатации. Ну и о потерях на преобразовании. Не это всё — издержки. Которые в лучших капиталистических традициях национализированы. В отличие от являющегося частной собственностью гешевтика.

Ещё более выпукло проблема проявилась в вычислительной технике. Ибо там, в отличие от *разработки* электросетей, целостное (и только благодаря целостности практически-полезное) решение сколько-нибудь сложной (реальной) задачи под силу не только лишь всем. Откуда следует насущнейшая задача эффективного объединения трудовых активностей. Патентная же система увеличивает «трение» (© К. Клаузевиц, но можно сразу ВОН), часто до уровня, достаточного для дезорганизации комплекса.

Этот факт был достаточно очевиден для управленцев старой школы. Поэтому они вполне тоталитарными методами организовали разработку и внедрение отраслевых стандартов.

Но, к сожалению, довести дело до конца не успели. Им на встречу пришёл продукт индустриального тиражирования минетжиров.

Хотя тут необходимо также учитывать инерцию и масштаб антагонистических комплексов (намёк на самую распространённую ОС, если кто-то не узнал, а точнее — на обеспечиваемые оной гешевтики нужным людям).

В качестве последней иллюстрации к тенденции и выгодам стандартизации напомню об эволюции автомобильной промышленности. Не вполне в смысле хрестоматийного памфлета. В автопроме давно наблюдается тенденция к объединению производителей с продолжением в виде оптимизации затрат на НИОКР (то есть унификации, когда по сути одна конструкция, с минимальными косметическими изменениями, продаётся под разными брендами).

Строго говоря, ту же тенденцию можно наблюдать и в минимально подверженной искажению коммерческой мотивации отрасли разработки ПО — OpenSource. Там тоже очевидна тенденция: одна задача × один подход к решению ⇒ одна реализация.

Напоследок, наглядной иллюстрацией как логики обстоятельств, так и влияния ноосферы из описываемой эпохи можно вспомнить особенности определения актуального термина (об особенностях технологий организации людей, реализовавшихся в одно время в разных… социальных системах).

Или, из современности, — стандарты реализации web-интерфейса (яндекс практически воспроизвёл практикуемые мылом.ру технологии трансляции коммерческой пропаганды).

По мере преодоления барьеров физической реализуемости конкурентной модели (напоминаю гипотезы о причинах (!) первой/второй мировых войн) всё насущнее встаёт вопрос о разработке альтернативной модели.

Авторство:  Авторская работа / переводика Использованные источники:  Офф. история Лейки ЖЖ РСУ про появление узкоформатного дальномера ЖЖ РСУ про Contax ЖЖ РСУ (оглавление) Легендарные Leica // Все о юбилейной дате // 100 лет фотографии Leica // Мир Leica - Leica Camera AG Leica и Оскар Барнак Leica и Оскар Барнак Одной из первых фотокамер, использующих 35мм перфорированную плёнку, был аппарат, построенный в 1905 году Йенсом Паулем Андерсеном (Jens Poul Andersen) в Дании. В аппарате Андерсен использовал рулон плёнки длиной 20м, достаточный для получения 300 кадров формата 24х60мм (рис. 1, поз.… Бертелле и Зоннар Бертелле и Зоннар Штатные Зоннары для формата 35мм от доктора Людвига Бертелле Что такое Олимпийский Зоннар 180mm f/2.8 (Carl Zeiss Olympia Sonnar) скорее всего, знают все (рис. 1). Ну, не слышали о нём, наверное, лишь новички, или очень равнодушные фотографы. Отцом этого уникального прибора,… Рубрикатор Рубрикатор Дабы не повторять прошлых ошибок с доделкой и переделкой всего и всия - попытался хоть как-то упорядочить содержимое. Под катом перечень статей, распределенных по формату и бренду. Статьи о 35мм фототехнике Voigtlander Для Никона, Кенона и Пентакса Nikon Nikon F6 Красная Книга Nikon… Комментарий автора: 

Повторяется ситуация с «авторским правом» (см. обзор если кто не в курсе): отчаявшись решить задачу контроля над распространением информации напрямую, Демон Власти запряг Золотого Тельца.

Патентное право повторяет траекторию применительно к задаче обуздания (упрощения жизни управленцев посредством преобразования реальной задачи к упрощенной, на определённо-изменчивые условия) технического прогресса.

Поборникам копирастии настоятельно рекомендуется основывать критику на демонстрации навыка применения поучительной истории бегства основателей Голливуда от необходимости оплаты патентов Эдисона.

Интересующимся данным вопросом категорически рекомендую классическое изслѣдованіе. Предпочитающих чтение бумажного экземпляра можно порадовать наличием архи-годного репринта.

С. Голубев «Краткая история копирайта» (И-23) С. Голубев «Краткая история копирайта» (И-23) Полезный обзор важной темы. С точки зрения обывателя, без злоупотреблений копанием в грязном белье и конспирологических реконструкций задач, решавшихся и досейчас решаемых утверждением «копирайта».  
.
  Комментарии Аватар пользователя И-23 И-23(4 года 11 месяцев)(09:59:17 / 08-09-2020)

Деятельно выступавший в защиту Системы патентных ограничений персонаж Skygoo сидел у меня в бане с формулировкой:

Мастер «наблюдения» домыслов https://aftershock.news/?q=comment/7798493#comment-7798493

Приглашаю читателей проголосовать за выдачу ему редакционного задания на развёрнутое объяснение того, что бегство основателей Голливуда от патентных платежей Эдисону, это:

И что делать новаторам сейчас, когда свободного места на планете не осталось?

Skygoo Skygoo Аватар пользователя Watcher Watcher(1 год 11 месяцев)(10:20:58 / 08-09-2020)

Спасибо, познавательно. Было, правда, кроме схожей общей схемы камер, и масса нюансов, например с затворами - в первом контаксе он был из металлических ламелей и открывался по вертикальной (короткой) стороне, что позволяло организовать более короткие выдержки, в советских клонах Леек (как и на самой Лейке 2) - ФЭДах и Зорких - шторно-щелевые, тряпочные, с ходом по горизонтали, минимальная выдержка этой конструкции аж до 80-х годов была 1/500.

Аватар пользователя И-23 И-23(4 года 11 месяцев)(10:40:52 / 08-09-2020)

Дык я же прямо указывал на то, что многие технические решения были обусловлены хрестоматийным: то же самое, только иначе.

Далее по Вашим ошибкам:

С точки зрения выдержки синхронизации (обратите внимание на отступление в тексте статьи) конструкция затвора Contax'а преимуществ не давала.

За конкретно лектцевские реализации не скажу, но уже в 60-х годах у японцев на SLR с тряпочным затвором лейковского типа получался полный и практически достаточный диапазон: 1-1/1000 + B + T (!) при скорости затвора порядка 1/45X.

Вообще же стандартным для данного конструктива является скорость в1/60X и кратчайшая выдержка в 1/1000 или даже 1/2000.

На Nikon F2 с тем же затвором (единственное, уже не ткань): 80X (порядка предела для данного конструктива) при диапазоне 1-1/2000.

Дополнительно рекомендую учесть специфику как дальномерных (с ужимками Voigtländer вокруг стремления воткнуть туда *современный* затвор ламельного типа) так и однообъективных зеркальных (считаем источники колебаний в вертикальной плоскости) камер.

О проблеме цены *полного* владения технологией (И-23) О проблеме цены *полного* владения технологией (И-23) Зарисовка по мотивам «Индустриальной археологии». В юмористической форме иллюстрирует реальную проблему цены [полного] владения технологией. Когда в базовом приближении проще и дешевле сотворить велосипед, чем разбираться с чужими разработками (об издержках такого подхода на следующих уровнях смотрите например историю с аварией на газопроводе в Союзе). Те же предпосылки можно проследить в... Аватар пользователя monk monk(8 лет 6 месяцев)(10:32:56 / 08-09-2020)

Как видите: «несколько» не согласуется с набросами (постулирование желаемого) поборников патентной системы. По факту инициативные разработки оплачиваются преимущественно самим изобретателем.

Так наоборот же. Если инициативные разработки оплачиваются сами изобретателем, то изобретатель будет их делать только в случае, если сможет заработать на результатах (что требует патентной системы или эффективного механизма скрытия реализации). 

Строго говоря, ту же тенденцию можно наблюдать и в минимально подверженной искажению коммерческой мотивации отрасли разработки ПО — OpenSource. Там тоже очевиднатенденция: одна задача × один подход к решению ⇒ одна реализация.

Вы издеваетесь? Это у коммерческих так. На один Microsoft Visio есть полдюжины альтернатив (Dia, OO.Draw, Kivio, Xfig, ...). На один MS Excel ещё полдюжины (OO.Calc, Gnumeric, KSpread, ...). И так куда ни ткнись. Даже ядер полдюжины (Linux, FreeBSD, OpenBSD, NetBSD, ...). Или оболочек командной строки (dash, tcsh, ash, bash, ksh, fish, ...). 

Будете утверждать, что у перечисленных кардинально отличаются подходы к решению?

И замечу, что 99% OpenSource — переиздание старых коммерческих систем. Все инновации сначала появляются в огороженном патентами и лицензиями проприетарном секторе. Либо в академической  среде, оплаченные деньгами налогоплательщиков.

Аватар пользователя И-23 И-23(4 года 11 месяцев)(10:43:14 / 08-09-2020)

Угу.
Замечательная и характерная морковка.

Вы не стесняйтесь и не останавливайтесь на достигнутом, а хотя бы ставьте вопрос о доле счастливчиков, взявших приз вожделенной Ренты.

Аватар пользователя irodriges irodriges(5 месяцев 2 недели)(10:36:36 / 08-09-2020)

Была книжка лет пять назад, называлась Злые Самаритяне, где автор в одной главе довольно детально разбирал, служит ли патентное право двигателем прогресса или его тормозом, и он приходил к однозначному выводу, что это тормоз. В качестве примера он сравнивал патентные системы разных стран, по-моему Германии и США в начале века, и показывал что Германия совсем не отставала, хотя патентное право там намного мягче в США.


08.09.2020
Пожаловаться Просмотров: 188  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены