Текст эпитафии на могиле великого учёного и конструктора самолётов Роберто Бартини:
«В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных»
Перед смертью этот человек завещал запаять все свои бумаги в цинковый ящик, который можно будет открыть только в 2197 году.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/er2pdlzzMGM
* * *
Выросший в сказочно богатой семье итальянских аристократов, он провел десять лет в тюрьме и «шарашке» в Советском Союзе.
Он сделал для отечественной авиации больше, чем многие другие инженеры-конструкторы, но его имя по-прежнему остается мало известно, а рассекречено было только после падения СССР.
Его учениками называли себя ракетостроитель Сергей Королев и глава ОКБ «Сухой» Михаил Симонов.
Его изобретения настолько опережали время, что из всех спроектированных им машин лишь четыре были доведены до испытаний и только одна недолго выпускалась серийно.
Но многие летательные аппараты, построенные в СССР и России, вплоть до знаменитого «Бурана», включают в себя его многочисленные открытия и технологии.
Специалисты считают, что по гениальности и способности предвидеть будущее этот человек был сравним с великим итальянцем эпохи Возрождения - Леонардо Да Винчи.
Когда в 1968 году поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144,
никто не мог даже предположить, что КБ Туполева фактически доработало и развило концепт двадцатилетней давности, созданный загадочным итальянцем в бериевской «шарашке».
* * *
Настоящие имя и фамилия Бартини - Роберто Орожди.
Фамилия Бартини создана им по первым буквам девиза родового герба семейства Орожди:
«Bella Avis Rubra Terrorem Infert Nigrae», в переводе на русский:
«Бесстрашная красная птица всегда возьмет верх над черной».
Роберто закончил школу офицеров запаса, подал рапорт о зачислении в школу летчиков. Был принят, да и как его не принять: отличное здоровье, образование, уважаемая семья…
Но летчиком он тогда стать не успел: дела у австрийцев на фронте шли неважно, авиацию же, как известно, мало кто в те времена принимал за большую силу.
Тысячу лучших слушателей офицерских училищ, в их числе кадета Орожди, направили в пехоту.
Так Роберто попал на Буковину. В ссоре Бартини застрелил офицера, который постоянно ко всем придирался. Роберта ожидал военно-полевой суд и смертный приговор.
Но произошло чудо.
Утром в день суда, сидя на гауптвахте, Роберто услышал свист, конский топот, ругань, крики – это шли лавой казаки (знаменитый Брусиловский прорыв фронта). Дверь каменного подвала оказалась незапертой, часовой исчез.
Лейтенант пехотного полка австро-венгерской армии Роберто Орожди оказался в плену российской армии...
От Галиции до Дарницы, под Киевом, офицерская колонна шла пешком. В Дарнице им подали эшелон и дальнейшая дорога заняла больше месяца - вела она через всю Россию, с запада на восток.
Лагерь их ждал под Владивостоком.
Пленных офицеров работой там не утруждали. Они обслуживали только себя. Времени у них оставалось вдоволь, и за три года Роберто как следует изучил русский язык.
Читал газеты, а в них статьи, подписанные хотя и разными фамилиями - Вильям Фрей, К. Иванов, В. Ильин, - но их стиль выдавал одного автора. Выяснилось, кто этот автор: Ленин, лидер русских большевиков.
Среди пленных и солдат охраны тоже были социалисты, и Роберт (русские называли его Роберт, а не Роберто) с ними познакомился…
В 1920 году началась репатриация пленных из дальневосточных лагерей.
После года скитаний вернулся в порт родного города Фиуме, где губернатором Фиуме был в 1900 -х годах барон Людовико Орожди, один из богатейших и знатнейших людей Австро-Венгерской империи, который взял на воспитание трехлетнего Роберто, сына своего садовника.
Панорама центральной части Фиуме (Риека). Слева замок Трсат.
Отец, Людовико Орожди, написал Роберто:
«Я знаю, что ты стал коммунистом, и все же не хочу, не имею права влиять на твои убеждения. Это дело твоей совести. Но я прошу: живи у меня. Ведь я теперь один. И я люблю тебя, Роберто…»
Роберто к отцу не вернулся: не считал для себя возможным жить лучше, чем живут его единомышленники.
Его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив звание государственного советника и привилегии, которыми пользовался у Габсбургов, несмотря на смену подданства. Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми.
Осенью 1923 года Роберто Бартини оказался вновь в России, и на этот раз навсегда.
Это был год, когда в Советском Союзе завершались демобилизация и переход армии на мирное положение, а лозунг «Трудовой народ, строй Воздушный флот!» стал девизом миллионов трудящихся нашей страны.
Своим решением III Всероссийский съезд Советов обязал правительство в кратчайший срок принять меры к поднятию отечественной авиационной промышленности до размеров, обеспечивающих необходимое развитие как гражданского, так и военного воздушных флота.
* * *
Бартини – хороший инженер и лётчик: кроме Миланского политехнического института, авиационного отделения, он кончил Римскую лётную школу.
В России Бартини продолжил исследования крыльев на Научно-опытном аэродроме ВВС РККА, куда был назначен инженером.
Разработанные им профили крыла, а также другие его предложения (новый способ защиты гидросамолетов от коррозии, несколько оригинальных схем летательных аппаратов) высоко оценили специалисты ЦАГИ.
При крайней в то время нужде в умелых инженерах, Бартини быстро продвигался по служебной лестнице.
* * *
САМОЛЁТЫ БАРТИНИ
«Мы все обязаны Бартини очень и очень многим».
Сергей Павлович Королёв.
* * *
«Роберт Бартини - самый выдающийся человек в истории авиации».
Олег Константинович Антонов
* * *
Весной 1923 года было объявлено о первых всесоюзных соревнованиях планеристов в Крыму.
Планерная лихорадка охватила две-три сотни энтузиастов, но в срок уложились немногие. Все - из Москвы. Хлипкие аппараты строили в подвалах и сараях, в "красных уголках" ЖЭКов, школьных спортзалах...
Вспомните "Двенадцать стульев": в клубе, построенном на средства от найденных бриллиантов мадам Петуховой, была и планерная мастерская!
Коктебельская гора Узун-Сырт (гора Клементьева) свела вместе людей, чьи имена вскоре узнает весь мир - Королев, Тихонравов, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Пышнов и многие другие.
Любопытно: все эти люди в разное время и в разной степени были связаны с Бартини.
Памятный знак на горе Узун-Сырт.
Технический комитет первого слета возглавлял Н. Анощенко, но только до конца соревнований. Его планер «Макака» признали чрезвычайно неудачным - по этой ли причине или по какой-то другой, но от руководства тех-комитетом он отошел.
После Анощенко председателем тех-комитета Московского Общества друзей Воздушного Флота был избран Бартини.
Во втором слете, который состоялся два года спустя, Бартини участвовал как конструктор и пилот.
В Коктебель он привез планер, построенный вместе с В. Мясищевым, будущим создателем знаменитых стратегических бомбардировщиков.
Летом 1925 года в Коктебеле встретились настоящие братья по духу Роберт Бартини и Михаил Булгаков.
Михаил Булгаков и Роберт Бартини.
Это была знаковая встреча. Роберт и Михаил общались почти весь день, да так и не могли наговориться. Настолько они были интересны друг другу.
Булгакова настолько поразила необычная внешность средиземноморца Бартини, что его характерные черты читатель без труда найдёт в описании Воланда в романе «Мастер и Маргарита»...
В том же 1925 году был удовлетворен рапорт Бартини о переводе из Москвы в Севастополь, в гидроавиацию Черноморского флота.
В Севастополе, начав инженером-механиком авиаминоносной эскадры, он быстро дослужился до старшего инспектора по эксплуатации материальной части всех боевых самолетов авиации Черноморского флота.
В 1930-м году Бартини дали звание генерал-майора, и назначили возглавлять КБ НИИ Гражданского флота, где работали молодые Королев, Лавочкин, Четвериков.
В группе Бартини активно работал Сергей Павлович Королёв, который считал Бартини своим учителем. Бартини всегда скромно отмалчивался и говорил, что учителями Королёва были Циолковский и Цандер.
В 1930 г. его группа вошла в состав ЦКБ, откуда Бартини был уволен из-за несогласия с объединением и методами управления Туполева.
В том же году по рекомендации М.Н.Тухачевского он был назначен главным конструктором ОКБ НИИ ГВФ (гражданского воздушного флота).
Первый вариант Сталь-6 с утопленным в фюзеляж фонарем кабины пилота.
Самолет «Сталь-6», разработанный в гражданском институте, первенец скоростной авиации, развивал скорость свыше 420 км/час, в то время когда лучшие истребители («Спад», «И-5») имели скорость около 280.
При разбеге в 6 секунд скороподъемность у земли составляла 21 м/сек.
В акте гос-испытаний НИИ ВВС сказано: «смелые нововведения Р. Бартини - одноколесное шасси и без-радиаторное испарительное охлаждение блестяще подтвердились… рекомендовать авиационной промышленности освоить опыт Р. Бартини».
Экспериментальный скоростной самолет «Сталь-6».
В 1933 году на его самолете «Сталь-6» установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч.
И тут карьера Бартини дала сбой.
Ну не любят у нас выскочек. Хочешь делать самолеты – называй их именами всем известных конструкторов. А тут какой-то Бартини, замахнулся на фамилию Самого Главного Конструктора страны, хотя это просто были самолеты из тонкой стали, которую Бартини научился сваривать.
* * *
В 30-х годах Бартини вел тайный кружок, участниками были все в будущем известные писатели:
Александр Грин, Иван Ефремов, Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Евгений Шварц.
На заседаниях он рассказывал о трехмерности времени, о пятом измерении, о связи прошлого с будущим и настоящим.
Он вдохнул в них Вселенную.
«Прошлое, настоящее, будущее - одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом« - говорил Бартини
* * *
На базе рекордной машины был спроектирован истребитель «Сталь-8», но проект закрыли в конце 1934 как не соответствующий тематике гражданского института, при 60%-ой готовности самолета.
Самолет «Сталь-8» был оригинальным и передовым не только для своего времени. Это был первый в СССР цельнометаллический монокок на электросварке.
По расчетам скорость на высоте 3000 м получалась 630 км/ч, скороподъемность у земли — 20 м/с.
Исключительная скороподъемность стала следствием невиданно низкой нагрузки на крыло: 103,5 кг/кв. м. — характерной скорее для бипланов. Очевидно, горизонтальная маневренность "Сталь-8" также была бы выдающейся.
Сталь - 7, самолет, соединяющий большие скорости с большой дальностью полета.
Осенью 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка».
В 1936 году он экспонировался на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нем был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч.
Тратил Бартини, безусловно, нервы в делах и в делах никогда не хитрил, уверенный, что надо лишь истину выявить – и всё немедленно само собой станет на свои места.
Так было при столкновении с руководством ЦКБ - в результате Бартини, уже главного конструктора, уволили из авиапромышленности...
От дальнейших неприятностей его избавили М.Н.Тухачевский и Я.Я.Анвельт, но ничьей административной помощи, то есть не по существу технического спора, он не искал, а просто встретил на улице Анвельта, случайно, и тот спросил, как работается уважаемому главному конструктору…
* * *
Главный маршал авиации А.Е. Голованов говорил, что лучшим нашим дальним бомбардировщиком в начале войны был ДБ-240 (Ер-2) Бартини, и очень сожалел, что машин этих было мало. Да и те быстро исчезли, загубленные непрошеными и непродуманными усовершенствованиями.
Дальний бомбардировщик «ЕР-2» на базе самолёта «Сталь-7». Главным конструктором был назначен на тот момент парторг и инженер Владимир Григорьевич Ермолаев, ученик Бартини, сам Бартини находился уже в заключении...
* * *
В конце 1935 был построен дальний арктический разведчик ДАР, который мог садиться на лед и воду.
«Эффект Бартини» - явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом либо тандемной связки винтов.
При разработке ДАРа Бартини пошел таким путем: два пропеллера, соосно посаженные на один вал, вращались в разные стороны.
Дальний Арктический Разведчик - ДАР
При испытании модели ДАРа эффект Бартини был выражен в приросте тяги винтов в 25—30%.
Знакомо, не правда ли? Действительно, решение применено на туполевских машинах от Ту-114 до Ту-95...
В этот же период создавался Бартини самолёт-невидимка по личному указанию и по инициативе начальника вооружений РККА Михаила Тухачевского.
В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой.
Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.
«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, - писал И. Вишняков. - Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».
После ареста весной 1937 года первого заместителя наркома обороны маршала Тухачевского работа по самолёту-невидимке была свёрнута.
* * *
15 января 1938 года Бартини был арестован.
Роберту Людвиговичу было предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини.
Его приговорили к 10 годам лагерей и пяти - «поражения в правах» (после ареста Бартини в феврале 1938 г. КБ возглавил З. Б. Ценципер).
Службы НКВД сочли итальянского коммуниста Роберто Орос ди Бартини шпионом, засланным в СССР фашистами Муссолини.
Ещё как-то следователям можно было согласиться с добытыми данными, что он итальянский аристократ, философ, математик, физик, поэт барон Роберто Орос ди Бартини, владевший шестью наиболее распространенными европейскими языками, сын вице-губернатора Фиуме одного из видных вельмож Австро-Венгерской монархии, приехал в Советский союз, помогать бороться с фашизмом.
Но, упорное утверждение Роберто Орос ди Бартини, что он по национальности русский, приводила офицеров с Лубянки в шоковое состояние.
Ссылаясь на составляющую в своей фамилии «Орос» (по венгерски «русский»), Бартини утверждал, что он потомственный русский.
Он хотел жить в Советской России и официально восстановить свою (как он сам считал) генетическую русскость.
Когда в августе 1939 «Сталь-7» установила рекорд скорости на огромной по тем временам дальности, в Кремле состоялся прием, как тогда было заведено. Сталину представили и экипаж, и ведущего конструктора.
- А кто главный конструктор, почему его здесь нет?
- Бартини, - выдвинулся Шебанов. - Он арестован.
Ворошилов продолжил:
- Надо бы отпустить, товарищ Сталин. Уж больно голова хорошая!
Сталин - Берии:
- У тебя?
- Да.
- Жив?
- Не знаю…
- Найти, заставить работать!
Бартини принял активное участие в проектировании Ту-2.
Его привезли из «шарашки» на Лубянку, к самому Берии, докладывать о работе. Берия его выслушал и дежурно спросил, есть ли у него какие-либо претензии.
- Есть. Меня осудили ни за что, держат в тюрьме...
Берия встал из-за стола и пошел к арестанту почему-то не прямо, а по дуге, мимо десятка присутствовавших полковников и генералов. Те напряглись. Наверняка, подумал Бартини, сейчас будет плохо: «А-а-а, тебя взяли, так ты же еще и не виноват!..» - и почувствовал противный холод в груди.
Берия уставился ему в глаза.
- Бартини, ты коммунист?
- Был.
- Мы знаем, что ты не виноват. Но в какое же ты положение хочешь поставить партию? Предположим, мы тебя сейчас отпустим, что нам скажут враги? Скажут: вы его посадили ни за что и ни за что отпустили!.. Нет, Бартини. Ты сначала сделай машину, и после этого мы тебя не только отпустим как искупившего свою вину, но еще и орденом наградим.
* * *
В «шарашке» Бартини изобретает первый в мире реактивный истребитель с изменяемой геометрией крыла,
первое крыло двойной стреловидности,
без которого сегодня не было бы американского «шаттла» и нашего «Бурана»,
без его решений не появился относительно быстро первый широкофюзеляжный пассажирский лайнер.
Бартини создает множество важнейших узлов и деталей, которые по сей день используются в авиастроении.
Его идеи настолько фантастичны, что в них поначалу никто не верит, но постепенно Бартини приобретает в тюремных «шарашках» репутацию гения и чудотворца.
Бартини - единственный авиаконструктор, фюзеляжи которого не нуждались в «продувке» в аэродинамической трубе - настолько точно он умудрялся их просчитывать.
* * *
В 1940 г. Р. Бартини еще в ЦКБ начал разрабатывать перехватчик по схеме летающего крыла бесхвостки с ЖРД и бесколесным лыжным шасси.
«Р» - сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно-прямоточной силовой установкой.
Истребитель-перехватчик 114Р
Р-114 - истребитель-перехватчик ПВО с четырьмя ЖРД В. П. Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33 град. по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла.
Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость 2 М. В 1942 году в Омском КБ-4 был разработан предварительный проект истребителя такой схемы.
Осенью 1943 г. ОКБ было закрыто.
В 1944 -1946 Р.Л. Бартини выполняет рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов.
В 1944 году был разработан проект двухэтажного транспортного самолета «Т-107», на верхней палубе которого размещались пассажирские помещения, а на нижней палубе - грузовые.
Скорость «Т-107» по проекту составляла 470 км/час при дальности полета в 2000 км с полезным грузом 5т. Проект был одобрен, но строительство самолета не укладывалось в рамки авиационной промышленности.
Т-108 (1945) — легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л.с., двух-балочный высоко-план с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Также не строился.
В 1945 году был разработан новый проект транспортного самолета «Т-117» - фактически первый широкофюзеляжный транспортный самолёт. Сталин разрешил Бартини выбрать авиазавод для строительства «Т-117».
Быбор Бартини пал на Таганрогский авиазавод №86. Для Бартини это был не случайный выбор. В 1833 году Джузеппе Гарибальди именно в Таганроге на берегу Азовского моря дал клятву освободить Италию.
Действительно, жизнь Роберто Бартини полна тайн, символов, знаковых событий...
Конструктивно Бартини перевернул отработанный двухэтажный фюзеляж на 90 градусов и получил в два раза более широкое зеркало грузового люка.
При весе 25 т самолет вмещал 80 десантников или 60 тяжелораненых на носилках в санитарном варианте, в пассажирском варианте 42- 60 пассажиров и в варианте «Люкс» 16 пассажиров в 8 кабинах.
Это был первый самолет, позволявший перевозить танки и грузовики.
Дальность полета составляла 7200 км. Осенью1946 года Постановлением правительства было решено строить 3 экземпляра самолета в вариантах: грузовом, пассажирском, «Люкс», превратив для этого завод 86 в опытный с вновь организованным ОКБ-86 Бартини...
В июне 1948 г. постройка почти готового (на 80%) самолета была прекращена, поскольку Сталин посчитал использование для него двигателей АШ-73, необходимых для стратегического Ту-4, непозволительной роскошью.
Естественно , сказалось мнение командующего ВВС, министров обороны и авиапрома и А.Н.Туполева...
* * *
В 1946 Бартини был освобождён, а реабилитирован полностью через три года после смерти Сталина уже в 1956 году.
Про этот период жизни Роберта Бартини авиаконструктор Ильюшин С.В. рассказывал как освободившись из «шараги», Бартини приехал к нему, на 240-й завод, которым руководил до ареста:
«- При его появлении у меня в кабинете некая сила буквально выхватила меня из кресла. «Роберт, - говорю, - садись сюда - это же твое место!» Не сел, понятно, только улыбнулся… И вот спрашивается: что это за сила такая? Материальная? Вряд ли. Почему-то Бартини, например, никогда не чувствовал голода, не ощущал времени, несмотря на то, что дома у него на столе всегда стояли еда и часы. Даже жажды не чувствовал. Как-то на работе упал в обморок. Прибывший врач определил, что у главного конструктора организм обезвожен. Страха он, видимо, тоже не испытывал...»
Как следует из «Материала к проекту самолета А-57», утвержденного 3 января 1958 года, в том же 1952 году в СибНИА под руководством Бартини проводились исследования новой схемы сверхзвукового стратегического самолета типа «летающее крыло».
Эскиз - рисунок Роберто Бартини - свидетельство из творческой лаборатории Мастера.
Проект Р.Л. Бартини, представленный в 1955, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55.
Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.
Когда Бартини обратился к Сергею Королеву с просьбой об экспериментальной проверке своих «фантазий», то Королев, в то время трудившийся над ракетной техникой и потому располагавший практически неограниченными возможностями, пошел навстречу итальянцу, которого почитал за смелость конструкторской мысли еще с конца 1920-х годов.
Инженеры Сергея Павловича создали и «продули» в аэродинамических трубах несколько моделей, выполненных по предложенным Бартини чертежам, составили свыше 40 томов отчетной документации.
Вывод восхищенных ракетостроителей был однозначным: самолет способен достичь заявленной скорости.
Другое дело, что для его постройки не хватит ни уровня оснащенности, ни мощностей советской промышленности.
Лишь через десять лет аэродинамические расчеты итальянца, чертежи и профили вычисленного им крыла для сверхзвукового полета были использованы при постройке знаменитого Ту -144.
* * *
Внук Роберто Бартини - Олег Гэрович Бартини сидит за рабочим столом и в кресле знаменитого деда и рассказывает...
Из воспоминаний внука Бартини - Олега Гэровича Бартини:
«Оттрубив в заключении десять лет, от звонка до звонка, Бартини возвращается в Москву. Обустраивает личную жизнь. Пятеро - Роберт с женой Елизаветой, сын Гэро с супругой и внук Олег - ютятся на одиннадцати квадратах подвальной комнаты в Мерзляковском переулке.
- В 1955 году дед обратился в ЦК с просьбой о реабилитации, восстановлении в партии и предоставлении жилья, - рассказывает Олег Гэрович. - И ему дали двухкомнатную квартиру в новом доме (сейчас это Кутузовский проспект, 10), в который селили бывших репрессированных.
Местные жители так и звали его - Домом реабилитантов. Так мы много лет и мигрировали между Мерзляками и Кутузовкой.
Детские воспоминания о деде у меня сумбурные, но радостные.
Всякий раз, когда я приезжал к нему, он рассказывал про самолеты и космические миры. Мы много рисовали, у него были огромные охапки цветных карандашей. Почему-то всегда пили чай с тортом "Сюрприз", в холодильнике их обычно было не меньше полдюжины. Дед пытался меня научить своему удивительному умению - писать зеркально. Увы... Позднее, когда я учился на физико-химическом факультете в Институте стали, я уже мог с ним серьезно разговаривать и чуть-чуть его понимать.
Послевоенная жизнь Бартини протекала между Москвой и Таганрогом, где у него появилась еще одна семья.
Многомесячные командировки конструктора - элегантного высокого красавца - вряд ли могли привести к другому житейскому сюжету. Но это не мешало ему творить...».
* * *
В апреле 1957 г. Бартини откомандировали в ОКБ П.В. Цыбина в подмосковных Люберцах для работы над проектом А-57.
Был разработан проект экраноплана-авианосца А-57 и создаваемого на его основе пассажирского самолета с расчетной скоростью 2200–2500 км/час.
Бартини и модель А-57
Модель самолета А-57 с крылатой ракетой РСС
В 1958 г. под руководством Р.Л. Бартини был также разработан проект РГСР как вариант морского разведчика, доставлявшегося на спине носителя А-57.
До 1961 года было разработано 5 проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 тонн разного назначения (проекты «Ф», «Р», «Р-АЛ», «Е» и «А»).
Комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолетов так и не было принято.
В 1961 г. конструктором был также представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ - развитие А-57.
Среди советского высшего военно-политического руководства протекцию Р. Л. Бартини оказывал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.
Практически сразу же после снятия его с должности Министра обороны СССР осенью 1957 г. был закрыт целый ряд проектов Бартини и прекращены работы над самолётами Р-57, Е-57 и некоторыми другими перспективными образцами.
«Стратегические треуголки» помимо прекрасных лётных характеристик, должны были оснащаться бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), бывшим по тем временам верхом совершенства.
Комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято.
Развал авиационной промышленности продолжался до 1964 года - когда первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева отправили на «заслуженный отдых».
Одним из кардинальных шагов нового руководства страны стало восстановление Министерства авиационной промышленности.
Но труды Бартини по А-57 не пропали даром.
Когда в ОКБ А.Н. Туполева началась разработка сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, то документацию, касающуюся стратегического ракетоносца-бомбардировщика, переслали из Новосибирска в Москву.
Глядя на современные боевые самолеты, невольно обращаешься к облику целого семейства машин, выполненных по интегральной схеме под руководством Бартини, предложенных за 25 лет до появления истребителей МиГ-29 и Су-27 и получивших мировую известность.
В начале 60-х Бартини замыслил проект крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны.
«Первой ласточкой» в этом направлении стал небольшой Бе -1, прошедший лётные испытания в 1961-1963 годах.
Бе-1
* * *
«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы».
Роберт Л. Бартини.
«Если бы не было Бартини, не было бы спутника».
Сергей Павлович Королёв
«Его идеи будут служить авиации всего мира еще десятки лет».
Сергей Владимирович Ильюшин.
«Бартини - самый выдающийся человек в истории авиации…Бартини был и конструктором, и исследователем, и ученым, пристально вглядывающимся в глубины строения материи, в тайну пространства и времени.
Энциклопедичность его знаний, широта его инженерного и научного кругозора позволяли ему постоянно выдвигать новые, оригинальные, чрезвычайно смелые технические предложения.
Эти идеи намного опережали свое время, поэтому лишь часть из них воплощалась в металл, в самолеты…»
Олег Константинович Антонов.
За 50 лет работы на Россию, от так и не получил официального признания, что он русский. Он всем объяснял, что за полвека «итальянские» клетки десятки раз сменились на «русские»:
«У меня ничего не осталось от оливок, я вырос на русской картошке!»
На этом основании Бартини пытался исправить в документах пятый пункт.
Душа Бартини понимала, что службы ОГПУ это временно, а Россия - это совершенно иное - Россия это Вечное...
Очень жаль, что в России до сих пор не создан памятник такому выдающемуся конструктору.
* * *
Умер Роберт Людвигович Бартини (Роберто Орос ди Бартини) 6 декабря 1974, в 77 лет, в Москве, СССР.
* * *
Это были отрывки, всего только отрывки, из больших, просто огромных тем с многочисленными фотографиями и подробностями жизни Бартини.
РОБЕРТО БАРТИНИ - КОНСТРУКТОР КРАСНЫХ САМОЛЁТОВ. ЮНОСТЬ МАСТЕРА
РОБЕРТО БАРТИНИ. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ МАСТЕРА ВВА-14
Эти темы созданы Ходановым на портале КОНТ и вот его слова, которыми он заканчивает одну из этих тем:
«Уважаемые Читатели! Подписывайтесь на журнал «Созидатели». Журнал посвящён выдающимся людям России - интеллектуальной и нравственной элите общества».
Онлайн-журнал Созидатели: https://cont.ws/jr/sozidanije
* * *
Обратил моё внимание на темы о Бартини, автор этих тем - Ходанов, за что ему спасибо.
На этом всё, всего хорошего, Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: