Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6926 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

От потаенных судов до...

: Квака, От потаенных судов до...
Историю создания подводных лодок в России нужно отсчитывать от 1718 года, когда плотник Ефим Никонов из подмосковного села Покровское подал челобитную царю Петру I, в которой он предложил проект «Потаенного судна», который фактически представлял собой проект первой отечественной подводной лодки. Спустя несколько лет, в 1724 году на Неве творение Никонова, было испытано, да неудачно, поскольку «при спуске у того судна повредилось дно». При этом Никонов едва не погиб в затопленной лодке и был спасен при личном участии самого Петра.

За неудачу царь велел изобретателя не корить, а дать ему возможность исправить недочеты. Но вскоре Петр I умер, и в 1728 году Адмиралтейств-коллегия после очередных неудачных испытаний распорядилась работы над «потаенным судном» прекратить. Самого же малограмотного изобретателя сослали работать плотником на верфи в Астрахань. Ну, а что было дальше?


В 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. Она была первым в России судном обтекаемой формы с цельнометаллическим корпусом, поперечное сечение которого представляло собой неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Интересно, что приводить лодку в движение должны были... 4 гребца с веслами-гребками, наподобие гусиных лап. Зато вооружить подводную лодку предполагалось вполне современным оружием — зажигательными ракетами и минами.

Для освежения воздуха в лодке стоял вентилятор, соединявшийся с трубой, выходившей на поверхность, а вот освещение внутренних помещений предполагалось свечное. Такое вот сочетание допотопности с последними достижениями техники того времени привело к тому, что испытания подлодки шли с переменным успехом. И в конце концов она была забракована, хотя изобретатель уже предлагал в дальнейших модификациях своей конструкции заменить гребцов только что появившимся электродвигателем или даже поставить на лодку водометные движители. Шильдеру было предложено исправить выявившиеся недочеты конструкции за свой счет, чего сделать он не смог, поскольку и так уже вбухал в свое изобретение все имевшиеся у него средства.


Аналогичная судьба постигла и подлодку конструкции И.Ф. Александровского, испытания которой начались 19 июня 1866 года в Кронштадте. Она тоже была металлической, по форме напоминала рыбу. Для совершения диверсий водолазами на лодке имелась специальная камера с двумя люками, позволявшая десантировать людей из подводного положения. Двигателем служила пневматическая машина, а для подрыва неприятельских кораблей подлодка оснащалась особыми минами.

Испытания и усовершенствования субмарины продолжались до 1901 года и были прекращены ввиду полного разорения изобретателя, большую часть работ проводившего на собственные средства.
Кроме того И.Ф. Александровский - создатель первой в мире торпеды.

Оплачивал все расходы из собственного кармана и изобретатель С.К. Джевецкий, который в 1876 году разработал проект одноместной подлодки-малютки. Комиссия наряду с положительными качествами отметила малую скорость хода и непродолжительное пребывание под водой. В дальнейшем Степан Карлович усовершенствовал конструкцию и создал еще 3 варианта подлодки. Последняя модификация была принята к серийной постройке. Планировалось построить аж 50 субмарин. Однако в связи с начавшимися военными действиями полностью выполнить задуманное не удалось.




Как воевала первая подводная лодка
Несмотря на технические недостатки и невысокие тактико-технические данные, присущие первым образцам, это позволило создать инфраструктуру обслуживания подводных лодок, школу обучения личного состава; отработать тактическое использование подводных лодок; создать ремонтно-эксплуатационную базу и заложить основы дальнейшего совершенствования подводных лодок.

Главное для России было то, что решалась политическая и стратегическая задача - сдерживание морских сил противника от нападения на основные порты и базы России.

Четвертая серия подводных лодок Джевецкого была оснащена аккумуляторами, электродвигателем и вращающимся гребным винтом.

Мало кому известно о другом изобретении Джевецкого - создании решетчатых торпедных аппаратов, которые были установлены на подводные лодки в начале 1890-х годов. В 1900 г. контрадмирал Вильгельм Витгефт обратился к командующему Тихоокеанского флота с просьбой установить на старых подводных лодках Джевецкого с педальным приводом постройки 1881 г. торпедные аппараты и прислать их на Дальний Восток. Доставка этих подводных лодок была осуществлена на судах гражданского флота с обязательным заходом в Японию, чтобы они там были замечены, что и было сделано в конце 1900 г.
(К выделенному жирным шрифтом вернемся позже)

Когда у Порт-Артура на минах подорвались 2 японских броненосца, то это они посчитали заслугой русских подводных лодок. Для усиления морального давления на японцев, русский командующий эскадрой приказал дать радиограмму, что адмирал (якобы) благодарит экипажи подводных лодок за удачную операцию. Японцы это приняли «к сведению».

В японо-русской войне на Тихом океане участвовали 13 подводных лодок. Таким образом, русские моряки получили военный опыт использования подводных лодок. Японцы убедились также в наличии подводных лодок русских на дальних подступах, что сдержало их от нападения на Владивосток.

Наличие в устье Амура только одной малой подводной лодки проекта Джевецкого, переделанного по проекту лейтенанта Яновича, не позволило японцам прорваться в Амур. Эта же лодка до осени несла дежурную службу в Татарском проливе. В 1905 г., попадая в жестокий шторм, она прошла без аварий и поломок 948 миль и была списана из состава флота только в 1908 году. Уже с 1905 года, опираясь на опыт использования подводных лодок в японо-русской войне, позволило сформулировать новые тактико-технические требования к подводным лодкам и с помощью русских инженеров и ученых создать новые типы подводных лодок, которые приняли участие в первой мировой войне, а некоторые и во второй мировой войне.

Возвращаясь к выделенному жирным шрифтом. Вот этого японцы не увидели, пока не столкнулись с... уже не "потаенным судном" а...


На фото: Первая русская подводная лодка "Дельфин", принимавшая участие в русско-японской войне 1904-1905 годов
По мнению многих историков, в т.ч. военно-морских, наличие подводного флота России на Тихом океане спасло Дальний Восток от завоевания японцами, а также заставило задуматься весь мир о значении нового морского оружия.   Ещё интересное:


23.07.2023
Пожаловаться Просмотров: 450  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены