Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6926 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Буддизм и любовные отношения с женщиной

Буддизм и любовные отношения с женщиной   Аватар пользователя Нучче

«Без медитации, без отречения от мира, живи дома вместе с супругой. Совершенное знание можно приобрести, услаждаясь радостями чувств».

Монах Сахара

Милые дамы АШ. С праздником Вас!

В январе этого года появилась серия статей с вашими упреками к мужскому населению ресурса в части некорректного поведения и вообще взгляда на женщин свысока. В отношениях между двумя частями человечества много плохо осознаваемого, стереотипного, автоматически подразумеваемого.

Открыл для себя камрада ПРОЛ и почитываю на досуге его ернически-философски-пофиг-дзен коаны, выкапывая любопытные мысли на подумать. Все это в целом настроило на буддийскую волну и сегодня постараюсь развеять широко распространенные стереотипы о том, что буддизм отрицает женщину как субъект просветления и спасения, рассматривает ее как преграду на пути мужчины к духовному прогрессу.

Существует устойчивое мнение, что буддизм категорически не признает близость с женщинами. Буддийский монах – девственник или хотя бы навсегда отказавшийся от контактов с женщинами. Это и так, и не так одновременно. Будда действительно не рекомендовал ищущим просветления жить с женщинами, так как женщины оказывают сильнейшее психологическое давление на мужчину, перенацеливая его исключительно на свои собственные цели. Живущий с женщиной мужчина не выдержит ее давления, бросит достижение своей цели совершенствования и полностью сосредоточится на исполнении ее бытовых желаний и вожделений. А они - тот самый источник страданий и накопления кармы, который по учению Будды необходимо преодолеть.

Это общая схема. Адепты буддийской тантры вышли за ее пределы. Они полагают, что степень духовного совершенствования нужно подвергать испытаниям, в том числе в мирской жизни, включая жизнь семейную. При этом, естественно, подразумевалось, что женщина, выйдя за пределы эгоцентрического бытия, будет соответствовать пути своего мужчины, быть, как и он, адептом пути Будды. Более того, новые поколения буддистов считали, что путь должен включать в себя желание, страсть и любовный экстаз, которые нужно не истреблять в себе, а подчинить, облагородить и применить к обретению просветления. Инструментом решительного прорыва к просветлению стала энергия любовного соединения.

Прообраз описанного направления в индуизме именуется «кауламат» – путь героев, способных оставаться спокойными и уравновешенными в испытаниях. Они способны идти одновременно и путем йоги, и путем бхоги (чувственных наслаждений). «Каула-Дхарма» в индуизме – путь «Вама-Марга» (левой руки), который соотносится в Риг-Веде с «Вама» (левый) - доарийским именем бога Шивы. Как и у европейцев, левая рука у индусов считается «неправильной». С ней связывают нарушение существующего порядка вещей, разрушение традиций. Отсюда и революционный «левый марш». В индуизме, где место женщины всегда слева, есть и тантра «правой руки», предполагающая взаимодействие только на ментальном и энергетическом уровнях. Предполагается, что женщины изначально также наделены духовными качествами в силу того, что Божество не имеет пола, гармонично сочетая в себе и мужское, и женское начала. Но предпочтение «правосторонняя» тантра отдает мужскому началу. В этом не столько «мужской шовинизм», сколько понимание того, что каула-дхарма – путь для героев, а не для всех подряд. Лишенные идейно-религиозного фундамента и мужества постоянной бдительности, ученики тантрические школы левой руки, периодически вырождаются в сообщества практикующих черную магию гедонистов, пьяниц и развратников, чего мы еще коснемся ниже, когда будем говорить о тайне власти. Но отношение к женщине меняется и у индуистов. Шри Чинмой пишет: «Было время, когда люди говорили, что женщины не имеют значения для духовной жизни. Эти дни прошли. Сейчас ясно, что мужчины и женщины устремляются (к Богу) одинаково хорошо. Женщина никогда не может быть препятствием для прогресса мужчины, обеспечиваемого тем, что мужчина отдает должное устремлению (к Богу) женщины… Мужчина и женщина должны вместе идти к трансцендентальной Цели».

В дзен (по-китайски – чань) буддизме путь к высшей реализации - отдавать ради единственного удовольствия отдавать. Но при этом подчеркивается, что необходимо и в этом избегать крайности, чересчур серьезного отношения к отдаванию. Соответственно, в любовных отношениях не нужно стараться изо всех сил. Все должно быть спокойно, максимально комфортно и никакой спешки. Как говорил живший в 16 веке Сэн-но Рикю: «Хорошо, если хозяин и гость прилагают максимум стараний и в результате удовлетворяют друг друга. Однако плохо, если они нацеливаются на достижение удовлетворения с самого начала». Мастера дзен учат, что значение имеет только сам путь: «Практика — сама по себе уже просветление». На вопрос: «Что такое путь?» мастер чань Нансэн (Нань-цзюань), живший в 8 веке, ответил: «Повседневная жизнь — это путь». Что получится, то и получится. Просто делайте, и пусть оно придет. Истина дзен: «Дорогам нельзя научить, их можно только пройти». Что касается любовных отношений, то предаваться им нужно не с усилием, а со свободой.

Путь отдавания – одна из основ отношений к любовным взаимоотношениям в дзен. Его хорошо иллюстрирует известная дзэнская притча. В ней старая китаянка поддерживала чань-буддийского монаха более двадцати лет, так как если хотя бы один монах станет просветленным, то от этого выиграет все человечество. Чтобы выяснить, насколько монах преуспел, она прибегла к помощи девушки, «богатой желанием». Подойди и обними его — сказала она девушке, — а затем неожиданно спроси: «Что теперь?». Девушка подошла к монаху и без лишних разговоров стала ласкать его, спрашивая, что он собирается теперь делать. Монах ответил: «Старое дерево растет зимой на холодной скале. Нигде нет никакого тепла». Девушка вернулась и пересказала то, что ей сказал монах, на что старая китаянка ответила: «Подумать только, я кормила его двадцать лет! А он не проявил заботы к твоим нуждам, не потрудился понять твое положение. Конечно, ему не следовало отвечать на страсть, но, по меньшей мере, он должен был проявить хоть немного сострадания». После этого она пошла к хижине монаха и сожгла ее. По поводу этой притчи мастер дзен 15 века Иккю Содзюн писал, что его реакция была бы значительно менее холодной: «Старая женщина обладала достаточно большим сердцем, чтобы обвенчать монаха и девушку. Если бы сегодня красавица обняла меня, моя увядшая сливовая ветвь дала бы новый побег!». Поэтически он описал эту ситуацию следующим образом: «Монах, любящий секс, ты противишься! Пылкий и страстный, до предела возбужденный». Для Иккю разрыв взаимоотношений между мужчиной и женщиной ради достижения просветления не имел смысла: «Осенний бриз одной-единственной ночи любви лучше, чем сотня тысяч лет бесплодной сидячей медитации» или «Очень легко разглагольствовать о дзэн – я лучше помолчу, и весь день буду заниматься любовными играми». Иккю – не только монах, не только мастер дзен, но и поэт, так как свое спонтанное восприятие истины он также спонтанно выражал в поэтической форме. Жил он со своей возлюбленной – слепой музыканткой Дамой Мори, отношениям с которой он посвятил цикл предельно откровенных стихов:

«Я ослеплен красотой прекрасной Мори из небесного сада….

Наступают сумерки, затем опускаются лунные тени,

А мы поем свежие песни любви».

***

«Даже среди красавиц она драгоценная жемчужина;

Маленькая принцесса в этом скорбном мире.

Она неизбежный результат истинной любви,

И дзэнский мастер ей неровня!»

 

Свое дзенское отношение к любви Иккю выразил следующим образом:

«Слепо следуй правилу безбрачия – и будешь всего лишь ослом.

Нарушь его – и станешь всего лишь человеком.

Дух дзэн проявляется способами бесчисленными, как песчинки Ганга.

Каждый новорожденный – это плод брачной связи.

Сколько миллиардов лет эти тайные цветы расцветали и увядали?».

***

«Красная нить страсти бесконечна.

Она как земля, всегда подо мной».

 

***

«Я посвящаю каждую пору тому, что находится здесь».

 

Поэтому:

«Поверь в мужчину, смотрящего на тебя сейчас.

Просто прикрой глаза и почувствуй глубокую любовь».

 

Подвести итог философии Иккю можно его строками:

«Ученики Риндзая так никогда и не постигли откровения дзэн,

Но я, Слепой Осел, знаю истину.

Любовная игра может сделать тебя бессмертным».

 

Такое отношение - не особая специфическая позиция Иккю. И даже не особая специфическая позиция дзен. Можно привести строки другого буддийского поэта - Шестого Далай Ламы Цанъян Гяцо, жившего в семнадцатом, начале восемнадцатого веков:

«Белозубая улыбка. Светлая кожа.

На своем месте в высоком ряду лам, краем глаза

Я поймал ее взгляд на себе».

***

«Аромат земной весны бьет ключом,

С тех пор как я встретил свою любовь

Тело и разум стали расслабленными.

Хоть я и хорошо знаком с мягким телом

Своей возлюбленной,

Я не могу измерить ее глубину».


08.03.2024
Пожаловаться Просмотров: 226  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены