Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Защитники Святой Руси

Защитники Святой Руси в Музее декоративного искусства сейчас проходит выставка «Богатырь земли русской»

       

«Хочу, — он рек, — преломить копье

На конце поля Половецкого с вами, люди русские!

Хочу положить свою голову

Или выпить шеломом из Дона».

Слово о полку Игореве

В 1936 году в Москве разгорелся нешуточный скандал, хотя, повод для него, на первый взгляд, был странен. Только это лишь на первый взгляд! Капризный любимец публики Александр Таиров поставил на сцене Камерного театра оперу-фарс «Богатыри» на музыку Александра Бородина, причём либретто поручили переработать Демьяну Бедному – обласканному властями поэту-самородку. Требовалось усилить и углубить смыслы, изначально вложенные в текст. Бедный же, по факту, состряпал новое либретто, как того и желал Таиров.

Цель была самой что ни на есть хулиганской – представить русичей как пьяниц, женолюбов и хвастунов. Дескать, все эти народные мифы – чистый пшик. На фоне развесёлого космополитизма 1920-х – начала 1930-х годов это выглядело, как норма, но Бедный с Таировым не учли настроений эпохи – вкусы уже поменялись. Пролетарская культура спешно обогащалась цивилизационными достижениями прошлого – на «Ленфильме» снимали «Петра I» по одноимённому роману Алексея Толстого, а страна готовилась к столетию со дня смерти Александра Пушкина. Фарсы на тему русской идентичности стали казаться вредоносными.

Сюжетом для либретто поэт избрал исторический эпизод крещения Руси при Владимире — Красном солнышке. Князь, его дружина, богатыри и приближенные, оказывается, «влипли». Крещение они приняли спьяну и, протрезвившись, искали выхода из неприятного положения.

Толкование категорически не понравилось Вячеславу Молотову - он ушёл после первого акта, бросив уничтожающую фразу: «Безобразие! Богатыри ведь были замечательные люди». Спектакль запретили, в газете «Правда» вышла статья «Театр, чуждый народу», а Таиров с Бедным подверглись заслуженной опале. Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) гласило: «Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная под руководством Александра Таирова: является попыткой возвеличить разбойников Киевской Руси, как положительный революционный элемент, что насквозь фальшиво по своей политической тенденции, огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как в народном представлении они являются носителями героических черт русского народа, дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшееся в действительности положительным этапом в истории русского народа, так как оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры, Комитет по делам искусств при СНК СССР постановляет: Пьесу „Богатыри“ с репертуара снять». Таким образом, богатырям было возвращено их честное имя, а справедливость восторжествовала.

Богатыри – один из символов русской ментальности. Они – это сила, храбрость, честь. Это – раздолье земли. Занятная деталь - в тесной Европе бытует сказка «Белоснежка и семь гномов», у нас – сходная по фабуле «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Маленькое и – большое. Почему эдак? Богатыри возможны только там, где есть необозримое пространство, как в стихотворении Кольцова: «Раззудись, плечо! / Размахнись, рука! / Ты пахни в лицо, / Ветер с полудня!»

В Музее декоративного искусства сейчас проходит выставка «Богатырь земли русской». Тематика широка, и потому здесь и картины, и шахматы, и расписные шкатулки. Имеются также небольшие скульптуры, подносы, чайные сервизы, иллюстрации к книгам. В одном из помещений можно посмотреть отрывки из мультфильмов «Лебеди Непрядвы», «Илья Муромец», «Детство Ратибора», «Василиса Микулишна». Цель проекта – показать, как сказочный богатырь из русских былин воплощался в реальных воинов-защитников. Илья Муромец тут соседствует с победителями на Куликовом поле. Это – единая линия духа.

Точка сборки - один из вариантов картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье» (1878). Во второй половине XIX столетия шло активное постижение традиции, причём во всём мире. Представления были во многом фантазийными, поэтому и рождались мифотворческие образы. Одинокий витязь очутился в не самом благостном месте – вкруг лежат кости, обгладываемые птицами. Бесприютной жутью веет от этой картины, однако, наш воин всё преодолеет. Путь богатыря – это дорога преодолений. Ратной славы без крови попросту не бывает.

Диковинна по своей филигранной технике бронзовая скульптура Евгения Лансере-старшего «Богатырь» (1890-е гг.). Лансере всю свою жизнь обожал лошадей, и потому часто представлял конных воинов. То было не ремесленное исполнение настольных статуэток, коими в те годы украшали меблировку, но изумляюще-тонкое искусство. Каждая работа Лансере – с характером и внутренней драмой. Итак, богатырь задумчив и суров – его ждут многочисленные испытания, а затем - триумф. Как же иначе?

Одна из центральных тем экспозиции – Мать-Земля, дарующая воину силушку. Он за неё сражается, он же обретает с ней могущество. Зал, посвящённый Родине – это березово-ситцевые пейзажи, зарисовки церковок и крепостей, виды старинных городов. Волшебен поднос «Деревенский пейзаж» (1920-1930-е гг.), созданный в Загорске, как тогда назывался Сергиев Посад. Перед нами сельцо, деревья, река и удивительное небо. Всё выписано с невероятной любовью и – тщанием. Автор сего чуда – Александр Вишняков, талантливый и самобытный мастер лаковой росписи. До революции был монахом и проживал под именем Афоний. В годы советской власти он сделался одним из ведущих мастеров, и его пейзажи и натюрморты считались лучшими. Ныне это имя, увы, почти забыто, поэтому выставка – ещё один повод вспомнить всё и всех.

Один из любимых персонажей - Микула Селянинович, могучий пахарь из новгородского цикла легенд. Биться с Микулой – только время тратить, ибо он берёт энергию от пашни, которую возделывает. Вот – палехские шкатулки 1950-х, живописующие путь Микулы – его встречи с Вольгой Святославовичем, Святогором, подвиги и так далее. Шкатулок с разными сюжетами на выставке действительно много – «Илья Муромец, побеждающий идолище поганое» (1946), и герои сказок, и реальные воины Куликова поля.

Замечательны фарфоровые и фаянсовые сервизы, например, «Богатырь» (1977), сделанный в Бронницах и «Русские сказки», выпускавшиеся в Дмитрове на кузнецовской мануфактуре с 1890-х по 1918 годы. Также имеются произведения из художественного стекла. В этом посудно-декоративном «ширпотребе» виден постоянный запрос на героическую тематику.

В 1920-х – 1930-х годах в советском искусстве было небольшое направление, которое проще всего назвать археофутуризмом. То есть с одной стороны – авангард, с другой – народные промыслы. В блистательное будущее – из потаённого прошлого! Послезавтра и – позавчера. В Москве был так называемый Кустарный музей, на базе которого создавались ларцы, ковши и берестяные туески, орнаментированные серпом и молотом, звёздами, лозунгами. Воины пролетарской армии обращались огневыми витязями. На выставке явлены удивительные экспонаты – например, ковш «Красноармеец» (1923), ручка которого выполнена в виде резной фигурки будённовца. Примечательно, что он повторяет подвиг Георгия Победоносца и копьём добивает гидру мировой контрреволюции.

Не менее феерично деревянное резное панно Владимира Ворноскова «Бой красной конницы с белополяками» (1930-е гг.), где с особым тщанием вырезаны фигурки конников на фоне деревьев. Личность Ворноскова любопытна сама по себе – он из тех крестьянских детей, что на излёте XIX века окончил Абрамцевскую столярную школу, а в 1900-х уж имел Гран-При международных выставок. Учился Ворносков у самой Елены Поленовой, сестры именитого живописца. Поленова считала, что каждый крестьянский мальчик обладает природным талантом к резьбе по дереву. В случае с Ворносковым она точно не прогадала. Его вещи – уникальны и узнаваемы. К 1930-м годам то был уже опытный мэтр, сохранивший, тем не менее, задор свежей младости. Принял революцию и её смыслы – отсюда красноармейцы, аки витязи воинства небесного.

Обращают на себя внимание работы Владимира Голицына, потомка княжеского рода, иллюстратора книг и дерзновенного полярника. Он трудился в одном из провинциальных отделений «Окон РОСТА», бывал в экспедициях на Кольском полуострове и Новой Земле, привезя оттуда целый альбом рисунков. Трудился в подростковых изданиях «Пионер» и «Всемирный следопыт». Разрабатывал настольные игры. Увлекался Голицын и старинными промыслами, выработав свой неподражаемый почерк. Блюдо «Красноармеец» — это гимн воинской славе. Хороша и композиция – посреди, в круге сам главный герой и схематичные конники по краю – динамика и статика в ограниченном пространстве круга. «Здесь красных лебедей заря / Сверкает новыми крылами», - изрёк сто лет назад Велимир Хлебников, и куда-то вновь поскакали богатыри в будёновках, так похожих на древнерусские шлемы.

Не обошлось на выставке без иллюстраций к литературной классике. Прекрасны рисунки Георгия Якутовича, выдающегося советского графика, к «Слову о полку Игореве» (1978). Ловкие, изящные линии, умелая техника – таков Якутович. Он родился, жил и работал на Украине, создавая шедевры не только в области книжной иллюстрации, но и соприкасаясь с миром кино. Известен его творческий союз с Сергеем Параджановым, а Параджанов – это эстетика, возведённая в абсолют.

Особо выделяются вещи 1960-х годов, сотворённые на фоне того минимализма, геометризма, что царил в дизайне. Жостовский поднос «Илья Муромец и змей» (ок. 1965) – торжество простых линий и ярких, локальных цветов, что даёт поразительный эффект. Линогравюра Алексея Шмаринова «Невская битва» (1969) – тут, напротив, чёрно-белый ритм и чёткий почерк. В 1960-х, несмотря на космический футуризм, в социуме возник интерес к прошлому, причём не абы какому, а к Древней Руси. Мы снова сталкиваемся со стихийным археофутуризмом, каковой бытовал в постреволюционную эру.

Среди экспонатов - роскошные гобелены, сотканные в 1960-1980-х годах. Куликово поле, город с белоснежными соборами, воины – всё это созидалось в единственном экземпляре. Выставка, не сказать, чтобы велика, но собрана с любовью и вниманием к каждому предмету. Заметно, что кураторов увлекала тема, и проект выдан не для «галочки» - музей таким образом отметил 80-летие победы.

Не так давно в приветственном слове к участникам XI Книжного фестиваля «Красная площадь» Владимир Путин подчеркнул: «Тема героизма наших воинов - одна из констант отечественной культуры», а выставка в Музее декоративного искусства – ещё одно подтверждение сказанному.

  Оформление экспозиции Шкатулка Микула Селянинович. Палех. 1955                              

Это интересно
0

3 дня назад
Пожаловаться Просмотров: 55  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены