061
Продолжающийся рост занятости, зарплат и числа точек в торговле накладывается на дефицит кадров и заморозку в промышленности, инфляцию и высокую ключевую ставку, дефицит федерального бюджета из-за санкций и спада нефтегазовых доходов.
Поручение президента В.В. Путина по сокращению порога Упрощённой системы налогов (УСН) для уплаты НДС с 60 до 30 млн руб. для торговли является важнейшим, но не единственным решением в донастройке налогов в пользу промышленности.
Обещанная в 2024 году борьба с дроблением бизнеса пока ощущается мало. Вопросы уместны не только к торговле, но и к сфере услуг, а также к общепиту.
Для решения вопроса дефицита кадров следует ограничить работу торговли 40 часами в неделю (с обеда до позднего вечера, с выходным в воскресенье или понедельник, с дежурными магазинами), с повышенными налогами для торгующих дольше.
Следует актуализировать московский опыт ликвидации части ларьков и рынков середины 2010-х годов, особенно в Подмосковье, а также решения по устаревшим торговым центрам, избыточной сетевой рознице и первым этажам жилых домов.
Усиление контроля зарплат в конвертах при 6% УСН предлагается путём вменённой зарплаты исходя из медианной по региону (вместо МРОТ и дробных ставок), графика работы (кратно 40 часам), кассовых аппаратов и торговых площадей.
Предлагается усилить ограничения на выдачу наличных индивидуальным предпринимателям (ИП) на УСН не только из «красной» зоны Росфинмониторинга с 30 тыс. руб. в месяц, но и в «жёлтой» и «зелёной» зонах до, скажем, лимита 100 и 300 тыс. руб.
Поступления налога на имущество организаций (в основном на коммерческую недвижимость) увеличились за 5 лет на 16% при удвоении номинального ВВП – надо усилить индексацию кадастровой стоимости недвижимости, с льготами для промышленности при закрытии и перепрофилировании торговых объектов.
Торговый сбор, с учётом московского опыта, следует увеличить в разы до размеров налога на имущество и расширить на регионы, особенно в части ларьков, павильонов и рынков, также с сохранением льгот для социальной торговли.
Одним из элементов донастройки налоговой системы в 2024 году стало введение НДС на малый бизнес с выручкой от 60 млн руб. при одновременном повышении порога послабления по другим налогам в рамках УСН с 200 до 450 млн руб. Одновременно была обещана активизация борьбы с дроблением бизнеса и неправомерным применением УСН, отработанная до того на известных блогерах, получивших огромные доначисления налогов и даже уголовные сроки.
В мае состоялась встреча президента В.В. Путина с бизнесом и «Деловой Россией», по результатам которой в начале июня было опубликовано поручение о проработке снижения порога УСН без НДС с 60 до 30 млн руб. для организаций торговли, чтобы стимулировать отечественную обрабатывающую промышленность.
Важнейшим фоном обсуждаемого роста налогов на торговлю является дефицит кадров, который обостряет проблематику инфляции и высокой ключевой ставки, особенно для обрабатывающей промышленности. СМИ сообщали об отпусках и четырёхдневке на производствах автомобилей и сельхозтехники, но число пунктов выдачи заказов маркетплейсов и магазинов сетевой розницы продолжило расти на 30% и 5–10% в год соответственно.
В оптовой и розничной торговле занято 13,4 млн чел., по данным Росстата, плюс 1,5 млн самозанятых курьеров, по мнению Минпромторга, а в обрабатывающей промышленности – 10,3 млн чел. Ещё в гостиницах и общепите занято 2 млн чел. (Росстат не разделяет эти два вида деятельности), в прочих услугах - 1,7 млн чел. (в основном это бытовые услуги населению).
Очень интересен статистический казус занятости в торговле в Москве и Московской области: по данным Росстата – это 1 770,9 и 858,5 тыс. чел.; а по данным Мосстата - 985,7 и 469 тыс. чел. На обрабатывающих производствах в Москве занято 790,6 тыс. чел., и торговля по занятости превышает промышленную обработку в 2,2 раза, при среднероссийском показателе 1,3 раза.
В Центральном федеральном округе 5 регионов, в которых имеется обратная пропорция занятости, когда в обработке в 1,3–1,6 раза больше занятых, чем в торговле. Лидером является Калужская область, где в обработке 127 тыс. чел., а в торговле 81 тыс. чел. Сенатору Анатолию Дмитриевичу Артамонову есть чем гордиться, поскольку он в течение почти 20 лет, до 2020 года, возглавлял этот регион.


Мы, к сожалению, ещё достоверно не знаем, сколько реально занято торговлей на самих промышленных предприятиях, вокруг которых торговые дома и посредники: в здравоохранении с многочисленными аптеками, в образовании с платным контингентом и его привлечением, даже в культуре и спорте с магазинчиками.
Также важным фоном стала риторика Трампа по ужесточению санкций против российских энергоносителей, угроза глобальной рецессии из-за пошлин Трампа, со снижением потребления и цен на нефть. Торговое соглашение между США и Евросоюзом, а также заявления политиков Евросоюза предполагают окончательный отказ даже от четверти остатков закупок российских энергоносителей.
Из-за этого в мае - июле этого года просели нефтегазовые доходы федерального бюджета, а в Совете Федерации и Минфине заговорили о необходимости пересмотра налоговых льгот и бюджетных расходов. Так, за январь - июль 2025 года нефтегазовых доходов поступило 5,52 трлн руб., а за эти же месяцы годом ранее - 6,78 трлн руб., а разница на две трети сложилась за май - июль. Дефицит федерального бюджета в этом году - 4,9 трлн руб., а в прошлом - 1,1 трлн руб.
Борьба с дроблением бизнеса была популярной медийной темой в 2023–2024 годах, но не в 2025 году. Из запомнившегося, пожалуй, было сообщение об организации информационного обмена налоговых органов с маркетплейсами, с выявлением пунктов выдачи заказов, где по нескольку объектов и касс на одном индивидуальном предпринимателе без наёмных работников.
Статистика по поступлениям основных налогов доступна на сайте ФНС помесячно (форма 1-НМ), а в отраслевом разрезе – поквартально (форма 1-НОМ), с временным лагом месяц-полтора. За первые пять месяцев этого года, по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, поступления по УСН выросли на 11,4% (с 676 до 753 млрд руб.), НДС - на 11,2% (с 3 384 до 3 763 млрд руб.), НДФЛ – на 14,3% (с 2 633 до 3 009 млрд руб.), социальных взносов – на 14,3% (с 5 100 до 5 741 млрд руб.).
Похожая динамика роста поступлений по УСН и НДС указывает на отсутствие системного результата в борьбе с дроблением бизнеса, притом, что поступления по НДС должны были вырасти быстрее, чем по УСН. Опережающий рост поступлений НДФЛ может объясняться усилением прогрессивных ставок (добавлены 18%, 20%, 22%), а социальных взносов – индексацией базы регрессивных ставок 30% и 15% (2 225 и 2 759 тыс. руб. в 2024 и 2025 годах). Хотя рост последних двух налогов может быть и результатом борьбы с дроблением бизнеса.
ФНС отдельно публикует статистику по количеству и результативности контрольных мероприятий (форма № 2-НК), и как минимум – спасибо за открытость. Некоторым аналогом проверок дробления бизнеса могут быть данные по проверкам УСН, а также НДФЛ у ИП.
По УСН в первом полугодии 2025 года проведено 218 (не тысяч, а единиц!) выездных проверок, 3 843 камеральные проверки (алгоритмами и дистанционно). Всего у нас на УСН в 2024 году было 1,4 млн малых предприятий и 3,1 млн ИП, т. е. проверены 84%). Также были камеральные проверки 103 тыс. случаев начисления НДФЛ по наёмным работникам ИП, а таковых может быть в масштабе 10–12 млн.
По УСН выявлено 42 тыс. нарушений, с доначислением 482 млн руб. по выездным и 4,9 млрд руб. по камеральным проверкам. В первом квартале по УСН собрали 253 млрд руб., а всех налогов и взносов – 13,4 трлн руб., доначислили буквально в 1% от числа проверок и 0,6% от потенциала годовых поступлений. НДФЛ по наёмным работникам у ИП доначислен в 3 тыс. случаев на 2,3 млрд руб.
Дробление бизнеса и неправомерное использование УСН заключается не столько в избежании НДС, сколько в обналичке с уплатой налога 6% для выплаты зарплаты в конвертах, с целью избежать НДФЛ и социальных взносов. По налоговому законодательству, субъекты малого бизнеса должны платить зарплату наёмным работникам с НДФЛ и социальными взносами. При пороге НДС для малого бизнеса в 60 млн руб. и медианной зарплате 60 тыс. в среднем за 6 месяцев 2025 года, можно за 6% платить в конверте в течение года зарплату 83 людям. В рамках риск-ориентированного подхода ФНС точно требуют от ИП зарплаты хотя бы на уровне МРОТ (22,4 тыс. руб.), реже и менее настойчиво – по средней в регионе и отрасли.
Если все поступления социальных взносов составили 5 741 млрд руб. за 5 месяцев этого года, а медианная зарплата - 60 тыс. руб. как их база, то систематически такие взносы платились за 19 млн чел. (5,741,000 / 0,06*5). Хотя ФНС за первый квартал 2025 года сообщает о 46 млн чел., с зарплаты которых уплачены социальные взносы на основной системе налогов, а также о 13 млн чел. с льготными тарифами взносов (малый бизнес, ИТ, промышленность), при совокупной занятости, по Росстату, 74,5 млн чел. Социальные взносы – это размеры пенсий для текущих и будущих пенсионеров, а также зарплаты врачей, НДФЛ – зарплаты региональным и местным бюджетникам.
Первая проблематика для ФНС заключается в правильном фиксировании в малом бизнесе числа наёмных работников и реального времени их работы. Официально таковых 9 млн чел., по данным об уплате социальных взносов за первый квартал 2025 года, и 18,5 млн чел. за весь 2024 год (такая вот у нас удивительная сезонная занятость или текучесть кадров). Представили декларации по УСН за 2024 год 1,44 млн организаций и 3,1 млн индивидуальных предпринимателей, у которых в среднем получается примерно по 2 наёмных работника в первом квартале и по 4 в среднем за год. Популярной для малого бизнеса является официальная занятость на дробные ставки (0,5, 0,25 или даже 0,1).
За последнее время СМИ сообщали лишь о предъявлении со стороны ФНС претензий владельцам нескольких пунктов выдачи заказов с несколькими кассами за официальное отсутствие наёмных работников. Кассы вообще являются инструментом контроля не только выручки, но и реальной численности наёмных работников через график работы. Если торговая точка, по данным кассовых аппаратов, работает по графику 12-часовой семидневки, что типично, то это 84 часа в неделю, две смены и минимум 2 работника. Работников может быть больше при больших торговых залах и подсобках (ещё раз напомним о 4 в среднем на 1 ИП).
Предлагается в Налоговом кодексе за каждого вменённого работника требовать социальных взносов масштаба 18 тыс. руб. в месяц, отталкиваясь от медианной зарплаты в 60 тыс. руб. и ставки взносов 30%. Именно с медианной, чтобы не было ухищрений с дробными ставками и якобы готовыми работать задёшево. Вменённую величину целесообразно варьировать по регионам, поскольку в Москве в торговле зарплаты начинаются от 90 тыс. руб., а в небогатых регионах – от 40–50 тыс. руб. Вменёнка уже реализована в самом режиме УСН для ИП, требующая минимум 53 тыс. руб. страховых взносов, масштаба среднемесячного дохода 74 тыс. руб. по ставке 6%, и её следует просто доработать.
Вменённый налог за каждого расчётного наёмного сотрудника будет побуждать торговлю оптимизировать занятость, остужая дефицит кадров в промышленности. Пока же рабочие руки в торговле дешевле из-за низкой ставки УСН и зарплат в конвертах, а в промышленности на основной системе налогов – дороже.
У торговли есть серьёзный запас по повышению производительности труда и нивелированию необходимого увеличения налогового бремени. Традиционный график 12х7 не означает равномерного распределения покупателей по всем часам и дням. Концентрация продаж обычно во второй половине дня и в отдельные выходные дни, а до обеда зачастую покупателей мало.
В нашей стране ночная торговля была ограничена законодательством с 22 вечера до 6 утра ещё в конце прошлого десятилетия, а сенатор Сергей Лисовский неоднократно предлагал ещё бо́льшие ограничения. Отдельные регионы в последние годы провели удачные эксперименты по более жёсткому ограничению времени торговли алкоголем.
В ряде европейских стран работа магазинов ограничена конкретным числом часов работы в неделю, с вариативностью графика на выбор магазинов, либо с запретом работы по воскресеньям и иногда по понедельникам, либо ограничениями до 19–21 часа, с исключениями для дежурных магазинов и оных на транспортных объектах.
Предположим, законодательно типичным станет график вторник – суббота с 12–13 до 20–21 часа, и две трети магазинов сократят своё время работы (часть уже так работает, и часть останется дежурными). Также предположим, что численность сотрудников в сокращаемые утренние непиковые часы на треть меньше остающихся пиковых часов, поскольку владельцы всё же частично подстраиваются под покупателей. Тогда снижение занятости в торговле составит 14% (1х0,33х0,65х0,65). При системном отраслевом сокращении часов работы выручка сократится незначительно, поскольку в принципе мала в утренние часы и в основном перераспределится на другие часы.
Всего в торговле занято 13,4 млн чел., и сокращение 14% означает высвобождение 1,9 млн чел., а это плюс-минус типичная оценка дефицита кадров в нашей экономике. Масштаб занятости в сфере услуг и общепите – суммарно треть от торговли, там также можно подумать над оптимизацией часов работы.
Только лишь в двух крупнейших федеральных продуктовых сетях занято в каждой по 350–375 тыс. чел., а в двух крупнейших маркетплейсах, по разным оценкам, – от 80–154 до 550 тыс. чел. с учётом пунктов выдачи заказов, суммарно 1,2 млн чел., с высвобождением 175 тыс. чел. Это масштаба всех вместе взятых работников крупнейших автопроизводителей и производителей сельхозтехники, пусть даже переток кадров и не будет линейным.
Зарплата в конвертах за счёт 6% УСН – это прежде всего возможность для ИП снять наличные. Если ИП или ООО систематически переводит деньги на карту физлицу, то это видно налоговой, имеющей доступ к банковским счетам, а также является одним из признаков трудовых отношений. Формально в налоговом и банковском законодательстве нет ограничений для ИП по объёмам снятия наличных.
По линии Росфинмониторинга есть требование отчётов по систематическим и крупным суммам, распределение ИП по трём группам риска по нетипичности и сомнительности операций, ограничения до 30 тыс. руб. наличными для находящихся в «красной» зоне риска. Предлагается ограничить снятие наличных с банковских счетов для ИП и ООО на УСН и для тех, кто в «жёлтой» и «зелёной» зонах риска. Это либо конкретные лимиты в 100 и 300 тыс. руб. в месяц, либо исходя из сумм выплат зарплат наёмным работникам со страховыми взносами.
Сейчас даже многие покупатели платят безналично по счёту продавца через эквайринг, по номеру карты или телефона. Пусть плательщики УСН подавляющую часть и своих расходов проводят безналично, а налоговая со своими алгоритмами разберётся в дроблении бизнеса и зарплате в конвертах.
Основными поставщиками легального и нелегального нала являются продуктовые, вещевые и строительные рынки. Формально на рынках должны использовать кассовые аппараты, но для постоянных клиентов возможны варианты, мягко говоря.
В Москве крупных рынков осталось немного, всего по нескольку на каждый из десятка старых округов, по сравнению с 1990-ми и 2000-ми и после впечатляющего сокращения торговли в 2010-е годы. Хотя колоссальные «Садовод» и «Фуд Сити» могут посоперничать со всеми крупнейшими торговыми центрами.
В Подмосковье же рынков осталось зримо больше, буквально по нескольку в каждом крупном и среднем населённом пункте. МКАД по большей части сплошь в торговых центрах, которые, по сути, раздроблены на павильончики по типу рынков. У каждой крупной Подмосковной станции железной дороги – буйство торговли разного формата, разных десятилетий постройки и качества.
Обеспеченность и избыточность торговых площадей (метров на тысячу жителей) умеют считать и органы власти, и профильные ассоциации, вплоть до конкретных районов, хотя не всегда по рынкам и ларькам. Многочисленные Подмосковные рынки страдают от небольшого количества покупателей большую часть времени работы. В ближайшие годы можно поэтапно закрыть до половины рынков, ларьков и устаревших торговых центров.
Особо следует ограничить новые торговые объекты. Пока крупные торговые центры интересны губернаторам для выполнения ключевых показателей эффективности по строительству, а сетевые супермаркеты – для глав районов и округов. Надо признать, что каждый новый торговый центр или супермаркет обостряет дефицит кадров и избыточность торговли. Если кому-то из частного бизнеса очень нужны новые торговые объекты, то типичным условием разрешения органов власти должна стать ликвидация в 2–3 раза больших площадей устаревшей торговли.
Налог на имущество в разных странах является мощным инструментом сдерживания торговли, а также стимулирования промышленности путём вывода из-под налога оборудования. Есть ещё торговый сбор, апробированный в Москве, который похож одновременно на налог на недвижимость (зависит от квадратных метров) и на вменённый доход (зависит от дороговизны места).
В Москве переход на реалистичную кадастровую оценку недвижимости как базу налога на имущество проходил поэтапно в 2010-е годы. Во многом, чтобы потянуть повышенный налог, ликвидировали избыточные ларьки и рынки, перераспределяя посетителей и выручку в пользу остающихся. Москва же даёт пример льгот по налогу на недвижимость, не используемую в торгово-офисных целях или используемую в промышленности.
Ставки московского торгового сбора зависят от типа торгового объекта (киоск или палатка, лоток или автолавка, магазин или павильон, вендинговый аппарат), от его площади и района. Например, киоск в Центральном административном округе обойдётся в 86 тыс. руб. за квартал, магазин до 150 метров за МКАД – в 20 тыс. руб. Применяются льготы в торговле в объектах культуры, при торговле печатной продукцией, а также для интернет-магазинов и пунктов выдачи заказов, для парикмахерских и ремонта (последние четыре – спорно). Также от торгового сбора освобождены ИП на патентной системе, по сути, вменённом налоге, исходя из усреднённого отраслевого-регионального дохода.
По стране за 2019 год налоговая база по налогу на имущество организаций составила 47 трлн руб., сумма поступлений – 921 млрд руб., а за 2024 год – 54,4 трлн руб. и 1 078 млрд руб. (данные ФНС, Форма 1-НИО). Прирост составил 16% по налоговой базе и 17% по сумме, а номинальный ВВП увеличился в 1,83 раза за пять лет, с ожиданием удвоения в 2025 году. В Москве в 2019 году поступления налога на имущество организаций составили 150 млрд руб. и торгового сбора – 7,5 млрд руб., а в 2024 году – 179 и 10,7 млрд руб.
Серьёзное отставание в поступлениях налога на имущество связано с мораторием на индексацию кадастровой стоимости из-за ковидных ограничений, а также с увеличением льгот. Предлагается ускорить индексацию кадастровой стоимости недвижимости до темпов роста номинального ВВП (или валового регионального продукта).
Следует ещё увеличить ставки налога на имущество с 2,2–2,5% до 3–4% на торгово-офисную недвижимость в сочетании с льготными ставками для промышленности и социалки. Возможны также пониженные ставки на торговую недвижимость при её закрытии в ходе оптимизации избыточной торговли, пока собственники не изменят её концепцию.
Московский опыт с торговым сбором также может быть усилен в разы по ставкам и их индексации, расширен на другие регионы. Так, можно устранить противоречия по многочисленным ларькам, павильонам, рынкам между обширной торговлей и формально низкой стоимостью для налога на имущество не вполне капитальных объектов. Именно модифицированный торговый сбор в сочетании с патентным налогообложением являются аналогом и потенциальной основой предложений вменённой величины зарплаты на торговлю в зависимости от графика работы, числа касс и торговых метров.
Модифицированный и усиленный торговый сбор также может остановить бурный рост уже явно чрезмерных пунктов выдачи заказов маркетплейсов. От торгового сбора они освобождены, поскольку формально не являются торговыми организациями, поскольку как бы не демонстрируют и не выкладывают товар для покупателей. Они также работают в небольших недорогих помещениях, у которых кадастровая стоимость и налог на недвижимость могут быть даже на порядок меньше, чем у дорогих торговых центров.
Напоследок следует сослаться на авторскую научную статью, публикация которой по времени и тематике как минимум совпала с поручением президента В.В. Путина. Статья озаглавлена «Новый подход к расчёту валовой добавленной стоимости и фактического налогового бремени по отраслям». Вышла в научном журнале «Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика», главным редактором которого является декан Экономического факультета МГУ А.А. Аузан. В основе статьи – математический анализ различной статистики ФНС по налогам и отраслям.
Статья писалась и переписывалась почти два года. Первая версия была начата и закончена в нетипичных регионах со спецификой интернета в сентябре – ноябре 2023 года. После было три отказа в ведущих научных журналах из-за неверия редакторов в написанное и посчитанное. Одобрена статья была только после личного прочтения А.А. Аузана и дополнительных пересчётов.
Вывод той научной статьи в том, что обрабатывающая промышленность фактически облагается в 1,5 раза большими налогами, чем отрасли сферы потребления. Оптовая торговля, гостиницы и общепит, финансы и недвижимость платят НДС по фактической ставке 1–4%, производители угля, руды и нефтепродуктов – имеют отрицательный НДС, а производители электроники, оборудования и автотранспорта – в среднем 15%. Фактические ставки социальных взносов в обрабатывающей промышленности – 23%, а в торговле, финансах, гостиницах и общепите, а также недвижимости – от 6% до 13%. Показаны специфика возврата НДС по экспорту и капитальным вложениям для экспортёров сырья, концентрация малого бизнеса и УСН в отраслях потребления.
Автор - доктор экономических наук
Фото: Олег Елков/ТАСС. Москва. Люди у входа в приемную Федеральной налоговой службы в Рахмановском переулке.
Сергей Ануреев
Источник: zavtra.ru
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: