Нужны ли банки как посредники? о цифровом рубле и субсидировании ипотеки
Глава Сбера Герман Греф и председатель Банка России Эльвира Набиуллина поспорили на форуме «Финополис-2025» о роли государства в инновациях, возможно, подразумевая и изменения в платёжных системах. При массовом внедрении цифрового рубля посредничество коммерческих банков сильно сократится, а сейчас банки зарабатывают 900 млрд руб. на эквайринге плюс ещё примерно столько же на остатках на наших счетах при их размещении в кредиты – один только Сбер суммарно зарабатывает на этом около 800 млрд руб.
«Звоночком» для банков стал НДС на эквайринг масштаба 200 млрд руб., но в дальнейшем цифровой рубль даст государству в разы больше денег. Ещё вышло решение по сокращению субсидирования из бюджета банковской маржи по льготным кредитам с 3% до 2% (эти проценты идут плюсом к субсидируемой разнице между ключевой ставкой и ставкой по льготным кредитам). Сбер имеет процентную маржу в среднем 6,2%, выдаёт половину всех субсидируемых кредитов, получает из бюджета 1 трлн руб. и 620 млрд руб. оставляет на свои расходы и прибыль.
Субсидирование из бюджета только ипотеки через Сбер по масштабу сопоставимо с бесплатным предоставлением квартир всем многодетным семьям при рождении четвёртого ребёнка в течение года, а субсидирование ипотеки всем банкам вместе с потенциальным эффектом цифрового рубля – с бесплатными квартирами всем ставшими многодетными семьям и половиной из 3 трлн руб. «детского» бюджета.
На форуме "Финополис" в Сочи в октябре этого года глава Сбера Герман Греф утверждал, что его никто никогда не спрашивает со стороны государства о финансово-технологических новациях и что его заставляют играть в бадминтон вместо хоккея (последнее, наверное, аллегорично). Форум был посвящён инновациям, а самой значимой из них станет внедрение цифрового рубля, при котором роль и прибыли коммерческих банков сильно снизятся. Также в октябре этого года власти внесли законопроект об обложении НДС доходов банков от эквайринга, что также скажется на прибылях банков. Эти два фактора в его споре с Эльвирой Набиуллиной не назывались, но подразумевались, по экспертному мнению автора этой статьи.
Ранее деловые СМИ отметили, что решения Банка России по Национальной системе платежных карт (НСПК) и Системе быстрых платежей (СБП) лучше – они разрушили монополию Сбера на переводы по номеру телефона. Действия Банка России в декабре 2024 года Греф называл «заходом за буйки» и «угрозой для страны в целом».
Эквайринг – это посредничество банков в проведении платежей посредством банковских пластиковых карт или мобильных приложений, а соответствующую комиссию в размере 2–3% от суммы платежа платят магазины. Сбер в лице финансового директора Тараса Скворцова оценил расходы банков на НДС с эквайринга в 200 млрд руб. При ставке НДС 22% это означает, что общий доход банков от эквайринга составляет 909 млрд руб.
Для сравнения, Система быстрых платежей Банка России берёт комиссию за безналичные расчёты от 0 до 0,5%, а Национальная система платёжных карт «Мир» получила выручку 72 млрд руб. и прибыль 35 млрд руб. в 2023 году. Эти две системы являются центральными в безналичных расчётах населения, но получают комиссий буквально на порядок меньше коммерческих банков. Вдогонку к оценке НДС на эквайринг вышла новость с заголовком «Сбер резко ухудшил прогноз по доходам от комиссий», где, в частности, сказано, что «Сбер рассчитывает получать от клиентов больше процентных доходов». Автор этих строк на слушаниях в Общественной палате по Федеральному бюджету 2026 года предупреждал, что если облагать НДС только комиссию за эквайринг, банки начнут «перекладывать» базу налога в проценты по карточным кредитам, и нужно распространить НДС не только на эквайринг, но ещё и на проценты по карточным кредитам.
Пока в нашей стране в безналичных расчётах действует двухуровневая система: 1) мы держим счета в коммерческих банках, к которым привязаны карты или приложения смартфонов и по которым учитываются наши платежи; 2) фактические расчёты проводят централизованные платёжные системы Банка России (НСПК, СБП), куда поступает информация с торговых точек и банкоматов, откуда результаты расчётов рассылаются банкам, а те снимают соответствующую сумму с наших счетов.
Электронные технологии не требуют множества банковских офисов, а деятельность многих коммерческих банков зачастую оборачивается необходимостью покрывать их проблемы через систему страхования вкладов и вливания государственных денег при санации. Оставлять комиссии банков за каждый платёж цифровым рублём – это как если бы курьер, доставив вам банковскую карту какого-то банка, потом годами получал бы комиссию с каждого вашего платежа, а не разовую оплату за разовую доставку. Несколько лет назад закрылась за ненадобностью большая часть салонов сотовой связи, которых на пике их активности было по несколько на каждой улице крупного города, поскольку теперь работа людей с операторами связи в основном строится без офисов.
С введением цифрового рубля, помимо потери существенной части комиссий за эквайринг, Сбер потеряет приличную часть остатков на текущих счетах физлиц и организаций, которые перетекут на платформу цифрового рубля, а на размещении остатков в кредиты Сбер зарабатывает сопоставимо или даже больше эквайринга. В Сбере держат счета десятки миллионов пенсионеров и бюджетников, и на эти счета поступают из бюджетов суммы, часть которых далеко не всегда полностью снимается. Это, может, небольшие для каждого человека остатки, но суммарно огромные для одного банка.
В эквайринге в России доля Сбера составляет примерно половину, ещё Сбер зарабатывает на расчётах между организациями. Всего же чистый комиссионный доход Сбера составил 398 млрд руб. за 6 месяцев 2025 года, за год будет примерно 800 млрд руб. Остатки на счетах дают ещё примерно такого же уровня процентный доход, и можно говорить об эффекте цифрового рубля на прибыль Сбера масштаба тех же 909 млрд руб.
Льготная ипотека, которая теперь в основном является семейной, но тянет ещё ранее выданное всем желающим на новостройки, субсидируется из федерального бюджета в масштабе 2 трлн руб. в год. В апреле 2025 года из уст президента РФ В.В. Путина прозвучала справедливая критика коммерческих банков за их дополнительные комиссии 5–10% за куплю-продажу новостроек. Тогда же, в апреле, власти повысили субсидируемую процентную маржу банков по семейной ипотеке с 2% до 3%, чтобы банки не снижали объём выдачи таких ипотечных кредитов. То есть федеральный бюджет субсидирует не только разницу между ключевой ставкой (как уровнем стоимости банковских ресурсов) и льготной ставкой заёмщику, но также административные расходы, риски и прибыль банков по операциям по этой льготной ипотеке. Теперь, в конце октября, принято решение сократить субсидируемую маржу и с января 2026 года вернуть её на уровень 2%. В масштабах федерального бюджета каждый процентный пункт стоит до 200 млрд руб., о чём в августе говорил первый вице-премьер Денис Мантуров.
Банк России оценивает портфель льготной субсидируемой ипотеки в 12 трлн руб. при совокупном объёме ипотеки 19,9 трлн руб. (величину льготной ипотеки можно примерно определить по одному из графиков в опубликованных «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год», на стр. 125). Умножив эти 12 трлн руб. на трёхпроцентную субсидируемую маржу, получим чистый процентный доход банков за счёт субсидирования масштаба 360 млрд руб. в год.
Сбер предлагает диапазон ставок по вкладам от 10% до 16% при ключевой ставке 16,5%, а его чистая процентная маржа составила 6,2% в III квартале 2025 года. Доля Сбера во всей ипотеке среди всех банков составляет примерно 55%, а из всей ипотеки только Сбера на льготную сусбидируемую приходится 87%, то есть Сбер предоставляет примерно половину всей льготной ипотеки. Если принять долю Сбера в льготном кредитовании как половину, то Сбер получает из федерального бюджета триллион рублей в текущем 2025 году. Если умножить стоимость каждого процента субсидирования 200 млрд руб. на половину доли Сбера в льготном кредитовании и на среднюю маржу Сбера 6,2%, то получится 620 млрд руб. именно на расходы и прибыль самого Сбера. Оставшиеся от триллиона 380 млрд руб. субсидирования фактически пойдёт вкладчикам Сбера.
Средняя стоимость трёхкомнатной квартиры в России в 2025 году составляет 8,4 млн руб., хотя в Москве – 14 млн за вторичку и 30 млн за новостройки. В 2024 году число многодетных семей увеличилось на 250 тысяч, а четвёртых детей родилось 90 тыс. На субсидируемую из бюджета маржу по льготной ипотеке только Сберу можно ежегодно приобретать 74 тыс. трёхкомнатных квартир для нуждающихся (620 млрд / 8,4 млн = 74 тыс.). А за счёт 2 трлн руб. всех бюджетных субсидий по льготной ипотеке в целом – почти для всех ставших за год многодетными семей (2 трлн / 8,4 млн = 238 тыс.).
В 2024 году было выдано 647 тыс. новых льготных ипотечных кредитов суммарно на 3,5 трлн руб. (плюсом к выданным ранее и действующим). Точные данные о количестве всех действующих ипотечных кредитов в отрытых источниках найти трудно, но можно говорить примерно о 3 млн таких кредитов. Предположим, что трудозатраты на выдачу новой ипотеки примерно в 10 раз больше администрирования действующих кредитов. Тогда, при условной половине Сбера в льготном кредитовании, по каждому действующему кредиту Сбер оперирует 131 тыс. руб. в год (620 млрд /[(3 млн +0,647 млн х10)/2]) и каждому новому по 1,31 млн руб. Примерно такой же результат даёт пересчёт по выдаче ипотеки (3,5 трлн / 647 тыс. х [(21%+3%)/100]). При том что, допустим, на каждый действующий кредит нужно примерно по часу в месяц работы операциониста или день-полтора в год, а на каждый новый — примерно 3-4 дня разово при его выдаче.
По данным Банка России, на 1 октября 2025 года задолженность по ипотеке составляла 19 919 млрд руб., в том числе просроченная 176 млрд руб., из чего уровень просрочки 0,88%. Не вся просрочка означает потери для банков, поскольку изрядная часть либо временная, либо затем покрывается продажей заложенной недвижимости. Хотя банкиры часто передёргивают эти цифры просрочки до уровня всех потерь, как будто они с просрочкой вообще не борются. Рост просрочки в начале 2024 года при повышении ключевой ставки стал формальным основанием давления банков на власти с целью повысить субсидирование. Вряд ли потери превышают 0,3%, при том что государство компенсирует банкам затраты в размере 2–3%.
Теперь суммируем проблематику для Сбера эффекта цифрового рубля на эквайринг масштаба 800–900 млрд руб. и субсидирования ипотеки масштаба 620 млрд руб., получим 1,4–1,5 трлн руб. Что напоминает эта сумма? Прибыль Сбера в 2024 году составила 1,56 трлн руб., из которых на дивиденды была направлена половина, и половина этой половины досталась государству. На 2026 год Минфин ожидает от Сбера дивидендов в федеральный бюджет 397 млрд руб. – четверть от заработков Сбера на ненужном посредничестве.
Вся прибыль Сбера – это половина «детского бюджета» 2025 года размером 3 трлн руб. (все федеральные расходы на поддержку рождаемости и воспитания детей). Что если государство будет пропускать эти деньги не через Сбер и другие банки, а через Социальный фонд, как другие программы «детского бюджета»? Вместо субсидирования банков по льготной ипотеке и с учётом эффекта цифрового рубля просто бесплатно предоставлять квартиры всем семьям, ставшими многодетными за год.
Автор - доктор экономических наук

Последние откомментированные темы:
-
Это больше, чем военная операция. Это тектонический сдвиг
(5)
skrjyni
,
01.03.2022
-
Мы покажем настоящую декоммунизацию: Путин пообещал «снести» Украину.
(7)
Bird Effe
,
01.03.2022
-
ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ГОВОРИТЕ? НУ, НУ...
(7)
Лариса Белфорд
,
01.03.2022
-
СВОДКИ С ФРОНТА
(4)
Леонид Цаканов
,
01.03.2022
-
Российские "деятели культуры" - о войне с Украиной.
(28)
Ольга Денисова
,
01.03.2022
20251110003517