Украина: административное слияние государственных мощностей
Cогласно информации руководства Государственного департамента морского и речного транспорта Минтранса Украины ("Укрморречфлот"), отраслевым руководством принято решение реформировать управление морехозяйственным комплексом Украины. Стратегические вопросы отраслевого характера будут решаться в рамках Коллегии "Укрморречфлота" с участием ГО "Укрморпорт" (подчинено "Укрморречфлоту"), а также ряда профильных организаций и предприятий (в статусе членов Коллегии). В числе последних - ГП "Дельта-лоцман" (предприятие, обеспечивающее безопасность мореплавания в украинских водах); Госфлотинспекция Украины; ОАО "Украинское Дунайское пароходство". Председательство в Коллегии поручено директору "Укрморречфлота".
В рамках подчиненности "Укрморречфлоту" определены 58 предприятий, организаций и учреждений. Среди них - 6 судоремонтных заводов; 2 функционирующие государственные судоходные компании
(ГСК "Керченская паромная переправа" и ГСК "Украинский коммерческий флот"); бездействующая государственная судоходная компания (ГСК ЧМП); акционерная судоходная холдинговая компания "Си Трайдент"; ГП "Укрводпуть" (профиль - дноуглубление); ГП "Морком" (профиль - морская связь); ГП "Дельта-лоцман" (безопасность мореплавания); ГП "МАСС" (аварийно-спасательные работы на море); ГУ "Госгидрография" (навигационное обеспечение).
К компетенции Коллегии отнесены вопросы стратегического характера: определение направлений развития морской отрасли в целом и отдельных предприятий; разработка путей повышения экономической эффективности; реструктуризация отрасли (включая вопросы изменения статуса собственности предприятий); подготовка профильных законопроектов (включая Закон о портах Украины).
Согласно оперативным данным Одесского и Ильичевского морских портов - основных контейнерных портов Украины - совокупный годовой объем контейнероперевалки двух портов составил 311 тыс. TEU (+82% по сравнению с предыдущим годом). Как и в предыдущем году, доля Одесского порта несколько превалировала (50.8% против 49.2%), однако разрыв между результатами обоих портов сократился (в предыдущем году аналогичное распределение составило 63.4% против 36.6%).
Годовая динамика Одесского порта составила +42.3%, Ильичевского - +146% (для сравнения: аналогичные показатели предыдущего года составили +44%, +31% соответственно). Доля транзита в годовом контейнерообороте Одесского порта составила 11.7%, Ильичевского - 4.9% (для сравнения: в предыдущем году - 11.9%, 3.19% соответственно).
Приватизация Черноморского судостроительного завода заблокирована
Выполнение договора купли-продажи 90.25% акций государственной холдинговой компании "Черноморский судостроительный завод" (Николаев, Украина) заблокировано в судебном порядке. Фонду госимущества Украины запрещено передавать имущество в собственность покупателю. Причина - невыполнение покупателем (ОАО "Николаевская малотоннажная верфь") инвестиционных обязательств, включая погашение задолженности по заработной плате и перед Пенсионным фондом (совокупно порядка $2 млн.). Покупателем перечислена только половина стоимости сделки (50% - $11.32 млн.).
Годовой оборот компании-покупателя, 58% акций которой принадлежит компании "Украинские ценные бумаги" (Киев), на порядок ниже суммы сделки, что, по мнению наблюдателей, означает как спекулятивный характер намерений инвестора, так и его неспособность выполнить финансовые обязательства.
Таким образом, на сегодня завод формально остается
в собственности государства. Его загрузка не превышает 10%; имеет место продажа активов, входящих в уставный фонд предприятия (крановое обеспечение, плавдок, незавершенные траулеры в количестве 3 ед.).
Украина формирует корпус офицеров по безопасности судов
Минтранс Украины и Госдепартамент морского и речного транспорта Украины приступили к формированию корпуса офицеров по безопасности судов. Квалификация офицера по безопасности судна присваивается моряку - члену командного состава морского судна - после успешного обучения в одном из 12 сертифицированных Минтрансом Украины учебных центров. Направление на обучение выдается судоходной либо крюинговой компанией.
Свидетельство офицера по безопасности судна единого образца выдается Инспекцией по подготовке и дипломированию моряков по результатам работы Государственной квалификационной комиссии.
Данная процедура разработана в контексте исполнения требований международного Кодекса ISPS. По мнению украинских морских специалистов, аналогичный штат следует ввести также в состав персонала морских портов Украины как объектов повышенной опасности.
Правительством АРК Крым создана рабочая группа по изучению проблем развития Донузлавского морского региона как международного транспортного узла. Причиной, с одной стороны, является наличие фактора многовекторной заинтересованности в развитии его потенциала, с другой - неопределенный статус Донузлава как портового предприятия.
На сегодня часть Донузлава - причал Южной косы - передан от ВМС Украины на баланс Керченского морского торгового порта. Объем грузопереработки, достигнутой на объекте сегодня - до 35 тыс. в месяц (песок). ООО "Порт Донузлав" (зарегистрировано на территории АРК Крым) обнародованы планы строительства нефтетерминала на северном берегу озера Донузлав (с прокладкой железнодорожной ветки на Джанкой). Стоимость проекта - порядка $2.4 млрд. за счет частных инвесторов (ориентировочно - российских нефтекомпаний). Планируемый статус портового комплекса - частное предприятие.
Со стороны Минтранса Украины выдвинут альтернативный проект строительства глубоководного универсального порта на южном берегу (с прокладкой железнодорожной ветки на Евпаторию). Стоимость инвестиций - порядка $100 млн., включая доли госбюджета и частных инвесторов. Статус предприятия - государственный порт на балансе ГО "Укрморпорт".
По итогам работы группы планируется проведение расширенного совещания с участием заинтересованных сторон, имеющего целью определить перспективы развития объекта и возможные последствия его влияния на регион, включая экологические аспекты.
Согласно информации руководства Одесского порта, предприятие избавляется от активов, не имеющих отношения к его основной сфере деятельности - грузоперевалке. Основание - приведение деятельности к нормам законодательства Украины, не допускающим участие государственного предприятия в финансово-хозяйственной деятельности частных коммерческих структур.
В частности, порт намерен продать свою долю акций ОАО "Морской транспортный банк" ("МТБ", Одесса) - коммерческого банка, акционерами которого являются крупнейшие региональные предприятия морского транспорта и нефтебизнеса, тяготеющие к порту (ОАО "Одеснефтепродукт", ОАО "ЛУКойл-Одесский НПЗ"), а также крупнейшие из частных стивидорных компаний, работающих в порту. По информации порта, акционерами "МТБ" рассматривается возможность выкупа доли Одесского порта.
Портом переданы Фонду госимущества Украины (ФГИУ) акции одесского предприятия
"Одемара" (агент и экспедитор). В процессе урегулирования находится минимизация имущественных интересов порта в компании "Совмортранс" (Россия). Порт предложил передать ФГИУ свою долю акций компании, однако вопрос остается открытым, поскольку подпадает под нормы международного законодательства.
Согласно официальной информации Фонда госимущества Украины, на 2004г. запланирована приватизация ОАО "Одесский припортовый завод" (акватория порта Южный) - ключевого предприятия на рынке азотных удобрений стран СНГ, занимающегося перевалкой транзита российских химгрузов. Начало процесса - определение оценщика активов предприятия - намечено на ближайшее время.
Данное решение идет вразрез с поручением Президента Украины исключить ОПЗ из перечня объектов, подлежащих приватизации, данным в августе 2001г. по итогам визита в Одесскую область. Как было заявлено Президентом, "ни о какой приватизации Одесского припортового завода не может быть и речи, как не может быть и речи о приватизации трех портов".
ОПЗ является единственным государственным предприятием Украины подобного профиля. С 2002г. предприятием наращиваются темпы переработки химгрузов (карбамид, сжиженный аммиак на экспорт
и транзит) порядка +10-20% в год, превысив 7.3 млн.т. по итогам прошедшего года. Доля экспорта - 85% совокупных объемов. Заявленный на 2003 г. рост объемов собственного производства составил +40%.
Основные потребители продукции предприятия - Украина, страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии; Турция. В качестве перспективного конкурента предприятия выступает будущий российский терминал по перегрузке сжиженного аммиака "Волна" (Таманский полуостров).
Килийский завод обновляет флот Украинского Дунайского пароходства
Согласно информации руководства Комитета Верховной Рады Украины по строительству, транспорту и связи, в госбюджете-2004 возобновлены субвенции на обновление флота ОАО "Украинское Дунайское пароходство" в размере 16 млн. гривень (порядка $3 млн.). Цель - строительство серии судов на мощностях Килийского судоремонтно-судостроительного завода (Украинский Дунай) - базового профильного предприятия, осуществляющего строительство и ремонт флота УДП. Номенклатура заказа - два корпуса морских сухогрузов (62% объема субвенции) и пять сухогрузных барж типа "Европа-2" дедвейтом по 1.7 тыс.т. (38% субвенции).
В предыдущем году субсидирование государственной программы обновления флота УДП как национального перевозчика было прервано (согласно предложению Минтранса, размер годовой квоты централизованного финансирования программы должен был составить $4.9 млн.). Тем не менее, в 2003 г. заводом построены
для УДП две баржи типа "Европа-2". Источник финансирования - возврат судоходной компании задолженности по НДС (порядка $0.75 млн.).