Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан проигнорировал открытие таможенного поста <<Патар>> на границе с Таджикистаном



Узбекистан проигнорировал открытие таможенного поста «Патар» на границе с Таджикистаном
2011-07-04 18:23 Тилав Расул-заде

Фото автора © «Фергана»

В середине июня месяца текущего года в селе Патар Канибадамского района Согдийской области Таджикистана состоялась церемония официального открытия нового комплекса международного контрольно-пропускного таможенного и пограничного пункта «Патар», соединяющего северную часть Таджикистана с Ферганской областью Узбекистана. Комплекс был построен и оборудован в рамках проекта программы Европейского союза по содействию в управлении границами в Центральной Азии (БОМКА).

Ранним летним утром у пограничного поста группу журналистов радостно встречали строители, сотрудники таможенных органов, пограничники, все те, которые так или иначе были связаны со строительством и эксплуатацией данного уникального объекта.

В назначенное время один за другим к месту торжества прибывали представители международных организаций, МИДа Таджикистана, Таможенного комитета при правительстве, а также Главного управления пограничных войск Комитета национальной безопасности республики. Церемония открытия начиналась с разрезания символической ленточки, а затем продолжалась внутри КПП.

Первым поздравил собравшихся со сдачей в эксплуатацию нового здания КПП «Патар» первый заместитель председателя Согдийской области Джумабой Сангинов. Он выразил благодарность международным донорским организациям, которые вложили большие средства в строительство и переоборудование данного объекта.

Новое здание таможенного пункта Патар
Новое здание таможенного пункта «Патар»

- Открытие данного КПП, соединяющего два соседних государства, является большим событием в нашей жизни, и я желаю, чтобы это событие послужило созданию благоприятной атмосферы во взаимоотношениях между дружественными народами, - подчеркнул замглавы Согдийской области.

- Участвовать в данном мероприятии для меня лично – честь, - отметил постоянный координатор ООН/ПРООН в Таджикистане Александр Зуев. - Таджикистан находится на передовой линии наркотрафика через северный путь, но страна имеет также самые серьезные обязательства по борьбе с контрабандой. После того как в 2004 году правительство Таджикистана взяло на себя всю ответственность за обеспечение пограничной безопасности и пограничный контроль, республике оказывается масштабная международная помощь по укреплению пограничной безопасности в Таджикистане.

По его словам, укрепление и обеспечение инфраструктуры, оборудования и обучения со стороны программы БОМКА, финансируемой международными донорами, в частности ЕС, продолжает играть ведущую роль в плане как предоставления, так и координации помощи совместно с правительством страны. Только на строительстве и переоборудование пункта «Патар» Программой развития ООН было выделено более одного миллиона ста тысяч долларов.

- Цель ПРООН – повышение безопасности по всей Центральной Азии, - подчеркнул Александр Зуев.- КПП «Патар» - это не только техническое сооружение, а фундамент для развития и нормализации отношений между двумя соседними государствами». ООН – это организация, в первостепенные задачи которой входит объединить и подружить народы. Мы верим, что укрепление границы путем развития ее инфраструктуры в рамках программы БОМКА по всей Центральной Азии – это большой потенциал для плодотворного сотрудничества. А почему эти рычаги не работают, это уже другой вопрос. Недавно я проезжал через таджикско-узбекскую границу в Турсунзадевском районе и своими глазами увидел, что кроме двух наших «ооновских» машин и одного турецкого грузовика никакого потока через границу не было. А хотелось бы, чтобы здесь двигался большой объем людей и грузов.

Иностранцы переходят узбекско-таджикскую границу
Иностранцы переходят узбекско-таджикскую границу

- Усилия международных организаций направлены именно на решение подобных межгосударственных проблем, - констатировал Александр Зуев.- Граница должна быть надежной, но вместе с тем с человеческим лицом: привлекать больше предпринимателей, содействовать продвижению товаров, укреплять торгово-промышленные отношения между странами.

Как отметил в своем выступлении атташе делегации Евросоюза в Кыргызстане, менеджер проекта по строительству КПП «Патар» Добромир Христов, в задачи БОМКА помимо финансовой помощи развивающимся странам также входит борьба с приграничной преступностью, содействие приграничной торговле и продвижению товаров через Западный транспортный коридор.

- Программа БОМКА – это уникальный проект, он вовсе не политический. Мы только предоставляем этим двум странам техническую помощь… Теперь, когда имеется полнофункциональная инфраструктура, есть надежда, что переход людей и перевоз грузов значительно возрастет. Как только пункт пропуска «Патар» начнет функционировать, он облегчит работу других пунктов пропуска, расположенных на таджикско-узбекской границе, и, возможно, в скором будущем торговля на приграничном рынке будет возобновлена.

В ходе церемония открытия выступили с речью первый заместитель начальника Таможенной службы при правительстве республики генерал-майор Негмат Рахматов, заместитель командующего пограничными войсками Государственного Комитета национальной безопасности Таджикистана Саидамир Одинаев и чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана в Узбекистане Музаффар Хусейнов.

- Международный КПП «Патар» расположен в Ферганской долине,- подчеркивает Музаффар Хусейнов.- Здесь испокон веков бок о бок проживают представители многих наций. Бесперебойная работа КПП «Патар» может сближению наших народов, будет способствовать улучшению взаимоотношений граждан, увеличению грузопотока и перехода граждан через государственную границу.

- В день через КПП «Патар» проходят примерно 30 человек, - рассказал корреспонденту «Ферганы» один из сотрудников Управления пограничных войск Таджикистана. - Из них примерно 15-16 человек являются гражданами Узбекистана, которые работают на таджикском участке железной дороги. Остальные граждане являются гражданами двух республик, имеющими на руках визы, либо пригласительные телеграммы. Помимо людей, за сутки границу пересекают 5-6 автомашин.

- Новое здание КПП вместе с дополнительными его объектами построила наша бригада, - говорит бригадир строителей, Герой социалистического труда 77-летний Ходжи Иброхимджон Мамаджанов, - с надеждой на то, чтобы через него спокойно проходили границу двух соседних республик. Данный КПП должен облегчить бремя таможенных процедур всех граждан.

- Почему, на Ваш взгляд, в узбекско-таджикских отношениях наблюдается некое охлаждение?

- Каждому человеку свойствен специфический характер, и многое зависит от его настроения, - говорит ходжи Иброхимджон. - Руководство соседней страны тоже, видимо, имеет специфический характер. Однако, наша дружба напоминает реку, которая спокойно идет своим ходом, не обращая на иногда появляющиеся и исчезающие на ее поверхности соломинки. Это тоже есть веление Бога, который испытывает сотворенных существ.

По словам майора таможенной службы Шарофат Комиловой, из 17 лет ее службы в органах таможни последние 6 лет она работает на КПП «Патар».

- КПП «Патар» является международным таможенным постом и здесь без каких бы то ни было препятствий проезжают автомашины из Ирана, Турции, Кыргызстана, Узбекистана, и других стран, - говорит Шарофат Якубовна. - Ведь наш КПП находится в Ферганской долине, на участке Душанбе–Худжанд–Коканд–Ош, который называют Западным торгово-транзитным коридором. Кроме этого, границу переходят те граждане, проживающих в радиусе 30 км от границы. Это, в основном, те люди, у которых возникают чрезвычайные ситуации: у кого-то кто-то умер, либо находится при смерти. Наши сотрудники с пониманием и сочувствием относятся этим гражданам, и даже без каких-либо письменных документов пропускают их. Однако, судя по рассказам очевидцев, ситуация за кордоном выглядит не лучшим образом. У этих же граждан узбекские пограничники требуют предъявления разного рода документов, в частности, справки с места проживания, телеграмму, заверенную в местных органах государственной власти. Бывают и такие случаи, когда у человека есть виза, но узбекские пограничники все равно его не пропускают. Говорят, переходите границу через КПП «Фатехабад».

-Какой была ситуация шесть лет тому назад, когда Вы прибыли на работу в КПП «Патар» города Канибадама?

- Тогда в день официально с обе стороны пересекали госграницу около 1000 граждан. Функционировал приграничный рынок. Из Узбекистана привозили и реализовывали товары повседневного спроса. Особенно хорошо зарабатывали мастера по колыбелям и сундукам, изготовители гончарных изделий. Более того, в день более 500 граждан переходили границу, чтобы зарабатывать на жизнь. Их у нас называют мардикорами, и они были очень востребованными. Ведь они работали от души, оперативно, без перебоев и намного дешевле по сравнению с местными разнорабочими. Теперь их нет. Не функционирует и приграничный рынок. В декабре 2008 года Узбекистан в одностороннем порядке закрыл свой КПП «Андархон», который находится на территории города Бешарик Ферганской области Узбекистана. В настоящее время нет практически никакого движения товаров. Полностью перестал функционировать другой пограничный пост «Равот», который тоже соединял Таджикистан с Узбекистаном.

Когда мы находились на КПП «Патар» пользуясь подходящим моментом, поговорили с некоторыми гражданами, прошедшими таможенные процедуры и ожидающими разрешения на проход.

- Я, этническая узбечка, родилась в селе Патар, - говорит гражданка Таджикистана, представившаяся Мохирой. - Однажды была в гостях у своей тети в городе Бешарике. Влюбилась и вышла замуж за узбека. Правда, пока еще не приняла гражданство Узбекистана. Иногда хочу навестить своих родителей, но не могу. Таможенники Узбекистана требуют много документов.

- Границу Таджикистана мы переходим быстро, а потом долго ждем разрешения со стороны узбекских таможенников, - жалуется 50-55-летняя женщина с ребенком на руках. Таким образом, как обычно, как минимум три часа будем ждать прихода пограничника. Если у них настроения нет, либо не будет дана команда сверху, можно и дольше сидеть. А представляете, как трудно находиться под открытым небом в 40-градусную жару четырехмесячному младенцу?!.

Граждане Таджикистана ждут милости от узбекских пограничников по нескольку часов
Граждане Таджикистана ждут милости от узбекских пограничников по нескольку часов

В конце церемонии состоялась пресс-конференция организаторов открытия нового комплексного здания КПП «Патар» для местных и иностранных СМИ, аккредитованных в Таджикистане.

- Были ли приглашены для участия в таком важном мероприятии как открытие нового современного здания КПП «Патар» пограничники и таможенники Узбекистана? Почему узбекские соседи не поспешили поздравить своих коллег с этим важным событием? -задал вопрос собкор ИА «Фергана» в Таджикистане.

- Мы заблаговременно уведомили узбекских коллег о предстоящем мероприятии, и через МИД РТ отправили в Посольство Узбекистана официальное письмо-приглашение,- сказал менеджер программы БОМКА Сухроб Каххоров. – Однако с узбекской стороны не поступило никакого ответа.

Одним словом, пограничники и таможенники Узбекистана в очередной раз проигнорировали добрые намерения властей Таджикистана.

По мнению независимого таджикского эксперта по политическим вопросам Рахима Абдуева, обновления взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном можно ожидать только после смены властей в соседней республике и прихода к управлению страной менеджеров с новым мышлением.

- Это же абсурд, когда все страны Европы стараются интегрироваться в едином союзе и войти в зону Шенгенского соглашения, а Узбекистан все больше дистанцируется от своих соседей, - говорит эксперт. –Там, в Европе, более 20 стран ходят с единой визой по всем сопредельным странам. Но, наш сосед, даже с визой, выдаваемой своим, же внешнеполитическим ведомством, не пропускает граждан на свою территорию. Получается так, что руководство этой страны даже не верит своим государственным ведомствам.

По мнению молодого политолога Илхома Якубова, установление добрососедских отношений между двумя соседними странами зависит от политической воли и желания первых лиц двух республик. Более того, Узбекистан является ярым противником строительства Рогунской гидроэлектростанции, и этому экономическому вопросу в последнее время придана политическая окраска. В-третьих, руководители большинства стран региона практически отстают от пульса времени и руководствуются в своей деятельности советскими, административно-партийными методами.

Напомним, что вскоре после так называемых «баткенских событий», случившихся летом 1999 года, когда боевики Исламского движения Узбекистана попытались прорваться на территорию Ферганской долины, официальный Ташкент в одностороннем порядке ввел визовый режим со странами-соседями. Вслед за этим Узбекистан заминировал часть своей границы с Таджикистаном. За 11 лет XXI-го века от взрывов противопехотных мин погибло около 90 граждан Таджикистана, получили увечья и ранения разной тяжести более 150 человек. На минах подорвались и десятки граждан самого Узбекистана. Однако эффективность такого метода в борьбе с террористами пока неизвестна.

Она идет к своим родным в Узбекистан
Она идет к своим родным в Узбекистан

По данным пограничников Таджикистана, протяженность таджикско-узбекской границы составляет более 1,2 тысячи километров. Сколько километров из этой длинной линии границы заминировано, никто не знает. Узбекистан до сих пор не предъявил своему соседу карты заминированных участков.

Судя по мини-опросам, проведенными нами среди населения Таджикистана и Узбекистана, граждане двух республик хотят цивилизованным путем пересекать границы государств и отказываются от пересечения рубежей по нелегальным тропам.

Именно с этой целью и был построен современный комплекс зданий контрольно-пропускного пункта «Патар», расположенного на окраине одноименного села Канибадамского района Согдийской области Таджикистана.

Тилав Расул-заде. Душанбе-Худжанд-Канибадам-Патар-Душанбе. Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан проигнорировал открытие таможенного поста «Патар» на границе с Таджикистаном
2011-07-04 18:23 Тилав Расул-заде

Фото автора © «Фергана»

В середине июня месяца текущего года в селе Патар Канибадамского района Согдийской области Таджикистана состоялась церемония официального открытия нового комплекса международного контрольно-пропускного таможенного и пограничного пункта «Патар», соединяющего северную часть Таджикистана с Ферганской областью Узбекистана. Комплекс был построен и оборудован в рамках проекта программы Европейского союза по содействию в управлении границами в Центральной Азии (БОМКА).

Ранним летним утром у пограничного поста группу журналистов радостно встречали строители, сотрудники таможенных органов, пограничники, все те, которые так или иначе были связаны со строительством и эксплуатацией данного уникального объекта.

В назначенное время один за другим к месту торжества прибывали представители международных организаций, МИДа Таджикистана, Таможенного комитета при правительстве, а также Главного управления пограничных войск Комитета национальной безопасности республики. Церемония открытия начиналась с разрезания символической ленточки, а затем продолжалась внутри КПП.

Первым поздравил собравшихся со сдачей в эксплуатацию нового здания КПП «Патар» первый заместитель председателя Согдийской области Джумабой Сангинов. Он выразил благодарность международным донорским организациям, которые вложили большие средства в строительство и переоборудование данного объекта.

Новое здание таможенного пункта Патар
Новое здание таможенного пункта «Патар»

- Открытие данного КПП, соединяющего два соседних государства, является большим событием в нашей жизни, и я желаю, чтобы это событие послужило созданию благоприятной атмосферы во взаимоотношениях между дружественными народами, - подчеркнул замглавы Согдийской области.

- Участвовать в данном мероприятии для меня лично – честь, - отметил постоянный координатор ООН/ПРООН в Таджикистане Александр Зуев. - Таджикистан находится на передовой линии наркотрафика через северный путь, но страна имеет также самые серьезные обязательства по борьбе с контрабандой. После того как в 2004 году правительство Таджикистана взяло на себя всю ответственность за обеспечение пограничной безопасности и пограничный контроль, республике оказывается масштабная международная помощь по укреплению пограничной безопасности в Таджикистане.

По его словам, укрепление и обеспечение инфраструктуры, оборудования и обучения со стороны программы БОМКА, финансируемой международными донорами, в частности ЕС, продолжает играть ведущую роль как в плане предоставления, так и координации помощи совместно с правительством страны. Только на строительстве и переоборудование пункта «Патар» Программой развития ООН было выделено более одного миллиона ста тысяч долларов.

- Цель ПРООН – повышение безопасности по всей Центральной Азии, - подчеркнул Александр Зуев.- КПП «Патар» - это не только техническое сооружение, а фундамент для развития и нормализации отношений между двумя соседними государствами». ООН – это организация, в первостепенные задачи которой входит объединить и подружить народы. Мы верим, что укрепление границы путем развития ее инфраструктуры в рамках программы БОМКА по всей Центральной Азии – это большой потенциал для плодотворного сотрудничества. А почему эти рычаги не работают, это уже другой вопрос. Недавно я проезжал через таджикско-узбекскую границу в Турсунзадевском районе и своими глазами увидел, что кроме двух наших «ооновских» машин и одного турецкого грузовика никакого потока через границу не было. А хотелось бы, чтобы здесь двигался большой объем людей и грузов.

Иностранцы переходят узбекско-таджикскую границу
Иностранцы переходят узбекско-таджикскую границу

- Усилия международных организаций направлены именно на решение подобных межгосударственных проблем, - констатировал Александр Зуев.- Граница должна быть надежной, но вместе с тем с человеческим лицом: привлекать больше предпринимателей, содействовать продвижению товаров, укреплять торгово-промышленные отношения между странами.

Как отметил в своем выступлении атташе делегации Евросоюза в Кыргызстане, менеджер проекта по строительству КПП «Патар» Добромир Христов, в задачи БОМКА помимо финансовой помощи развивающимся странам также входит борьба с приграничной преступностью, содействие приграничной торговле и продвижению товаров через Западный транспортный коридор.

- Программа БОМКА – это уникальный проект, он вовсе не политический. Мы только предоставляем этим двум странам техническую помощь… Теперь, когда имеется полнофункциональная инфраструктура, есть надежда, что переход людей и перевоз грузов значительно возрастет. Как только пункт пропуска «Патар» начнет функционировать, он облегчит работу других пунктов пропуска, расположенных на таджикско-узбекской границе, и, возможно, в скором будущем торговля на приграничном рынке будет возобновлена.

В ходе церемонии открытия перед собравшимися выступили с речью первый заместитель начальника Таможенной службы при правительстве республики генерал-майор Негмат Рахматов, заместитель командующего пограничными войсками Государственного Комитета национальной безопасности Таджикистана Саидамир Одинаев и чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана в Узбекистане Музаффар Хусейнов.

- Международный КПП «Патар» расположен в Ферганской долине,- подчеркивает Музаффар Хусейнов.- Здесь испокон веков бок о бок проживают представители многих наций. Бесперебойная работа КПП «Патар» поможет сближению наших народов, будет способствовать улучшению взаимоотношений граждан, увеличению грузопотока и перехода граждан через государственную границу.

- В день через КПП «Патар» проходят примерно 30 человек, - рассказал корреспонденту «Ферганы» один из сотрудников Управления пограничных войск Таджикистана. - Из них примерно 15-16 человек являются гражданами Узбекистана, которые работают на таджикском участке железной дороги. Остальные граждане являются гражданами двух республик, имеющими на руках визы, либо пригласительные телеграммы. Помимо людей, за сутки границу пересекают 5-6 автомашин.

- Новое здание КПП вместе с дополнительными его объектами построила наша бригада, - говорит бригадир строителей, Герой социалистического труда 77-летний Ходжи Иброхимджон Мамаджанов, - с надеждой на то, чтобы через него спокойно проходили границу двух соседних республик. Данный КПП должен облегчить бремя таможенных процедур всех граждан.

- Почему, на Ваш взгляд, в узбекско-таджикских отношениях наблюдается некое охлаждение?

- Каждому человеку свойствен специфический характер, и многое зависит от его настроения, - говорит ходжи Иброхимджон. - Руководство соседней страны тоже, видимо, имеет специфический характер. Однако, наша дружба напоминает реку, которая спокойно идет своим ходом, не обращая внимания на иногда появляющиеся и исчезающие на ее поверхности соломинки. Это тоже есть веление Бога, который испытывает сотворенных существ.

По словам майора таможенной службы Шарофат Комиловой, из 17 лет ее службы в органах таможни последние 6 лет она работает на КПП «Патар».

- КПП «Патар» является международным таможенным постом и здесь без каких бы то ни было препятствий проезжают автомашины из Ирана, Турции, Кыргызстана, Узбекистана, и других стран, - говорит Шарофат Якубовна. - Ведь наш КПП находится в Ферганской долине, на участке Душанбе–Худжанд–Коканд–Ош, который называют Западным торгово-транзитным коридором. Кроме этого, границу переходят те граждане, что проживают в радиусе 30 км от границы. Это, в основном, те люди, у которых возникают чрезвычайные ситуации: у кого-то кто-то умер, либо находится при смерти. Наши сотрудники с пониманием и сочувствием относятся к этим гражданам, и даже без каких-либо письменных документов пропускают их. Однако, судя по рассказам очевидцев, ситуация за кордоном выглядит не лучшим образом. У этих же граждан узбекские пограничники требуют предъявления разного рода документов, в частности, справки с места проживания, телеграмму, заверенную в местных органах государственной власти. Бывают и такие случаи, когда у человека есть виза, но узбекские пограничники все равно его не пропускают. Говорят, переходите границу через КПП «Фатехабад».

-Какой была ситуация шесть лет тому назад, когда Вы прибыли на работу в КПП «Патар» города Канибадама?

- Тогда в день официально с обеих сторон пересекали госграницу около 1000 граждан. Функционировал приграничный рынок. Из Узбекистана привозили и реализовывали товары повседневного спроса. Особенно хорошо зарабатывали мастера по колыбелям и сундукам, изготовители гончарных изделий. Более того, в день более 500 граждан переходили границу, чтобы зарабатывать на жизнь. Их у нас называют мардикорами, и они были очень востребованными. Ведь они работали от души, оперативно, без перебоев и намного дешевле по сравнению с местными разнорабочими. Теперь их нет. Не функционирует и приграничный рынок. В декабре 2008 года Узбекистан в одностороннем порядке закрыл свой КПП «Андархон», который находится на территории города Бешарик Ферганской области Узбекистана. В настоящее время нет практически никакого движения товаров. Полностью перестал функционировать другой пограничный пост «Равот», который тоже соединял Таджикистан с Узбекистаном.

Когда мы находились на КПП «Патар» пользуясь подходящим моментом, поговорили с некоторыми гражданами, прошедшими таможенные процедуры и ожидающими разрешения на проход.

- Я, этническая узбечка, родилась в селе Патар, - говорит гражданка Таджикистана, представившаяся Мохирой. - Однажды была в гостях у своей тети в городе Бешарике. Влюбилась и вышла замуж за узбека. Правда, пока еще не приняла гражданство Узбекистана. Иногда хочу навестить своих родителей, но не могу. Таможенники Узбекистана требуют много документов.

- Границу Таджикистана мы переходим быстро, а потом долго ждем разрешения со стороны узбекских таможенников, - жалуется 50-55-летняя женщина с ребенком на руках. Таким образом, как обычно, как минимум три часа будем ждать прихода пограничника. Если у них настроения нет, либо не будет дана команда сверху, то можно и дольше сидеть. А представляете, как трудно находиться под открытым небом в 40-градусную жару четырехмесячному младенцу?!.

Граждане Таджикистана ждут милости от узбекских пограничников по нескольку часов
Граждане Таджикистана ждут милости от узбекских пограничников по нескольку часов

В конце церемонии состоялась пресс-конференция организаторов открытия нового комплексного здания КПП «Патар» для местных и иностранных СМИ, аккредитованных в Таджикистане.

- Были ли приглашены для участия в таком важном мероприятии как открытие нового современного здания КПП «Патар» пограничники и таможенники Узбекистана? Почему узбекские соседи не поспешили поздравить своих коллег с этим важным событием? -задал вопрос собкор ИА «Фергана» в Таджикистане.

- Мы заблаговременно уведомили узбекских коллег о предстоящем мероприятии, и через МИД РТ отправили в Посольство Узбекистана официальное письмо-приглашение,- сказал менеджер программы БОМКА Сухроб Каххоров. – Однако с узбекской стороны не поступило никакого ответа.

Одним словом, пограничники и таможенники Узбекистана в очередной раз проигнорировали добрые намерения властей Таджикистана.

По мнению независимого таджикского эксперта по политическим вопросам Рахима Абдуева, обновления взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном можно ожидать только после смены властей в соседней республике и прихода к управлению страной менеджеров с новым мышлением.

- Это же абсурд, когда все страны Европы стараются интегрироваться в едином союзе и войти в зону Шенгенского соглашения, а Узбекистан все больше дистанцируется от своих соседей, - говорит эксперт. –Там, в Европе, более 20 стран ходят с единой визой по всем сопредельным странам. Но наш сосед, даже с визой, выдаваемой своим же внешнеполитическим ведомством, не пропускает граждан на свою территорию. Получается так, что руководство этой страны даже не верит своим государственным ведомствам.

По мнению молодого политолога Илхома Якубова, установление добрососедских отношений между двумя соседними странами зависит от политической воли и желания первых лиц двух республик. Более того, Узбекистан является ярым противником строительства Рогунской гидроэлектростанции, и этому экономическому вопросу в последнее время придана политическая окраска. В-третьих, руководители большинства стран региона практически отстают от пульса времени и руководствуются в своей деятельности советскими, административно-партийными методами.

Напомним, что вскоре после так называемых «баткенских событий», случившихся летом 1999 года, когда боевики Исламского движения Узбекистана попытались прорваться на территорию Ферганской долины, официальный Ташкент в одностороннем порядке ввел визовый режим со странами-соседями. Вслед за этим Узбекистан заминировал часть своей границы с Таджикистаном. За 11 лет XXI-го века от взрывов противопехотных мин погибло около 90 граждан Таджикистана, получили увечья и ранения разной тяжести более 150 человек. На минах подорвались и десятки граждан самого Узбекистана. Однако эффективность такого метода в борьбе с террористами пока неизвестна.

Она идет к своим родным в Узбекистан
Она идет к своим родным в Узбекистан

По данным пограничников Таджикистана, протяженность таджикско-узбекской границы составляет более 1,2 тысячи километров. Сколько километров из этой длинной линии границы заминировано, никто не знает. Узбекистан до сих пор не предъявил своему соседу карты заминированных участков.

Судя по мини-опросам, проведенными нами среди населения Таджикистана и Узбекистана, граждане двух республик хотят цивилизованным путем пересекать границы государств и отказываются от пересечения рубежей по нелегальным тропам.

Именно с этой целью и был построен современный комплекс зданий контрольно-пропускного пункта «Патар», расположенного на окраине одноименного села Канибадамского района Согдийской области Таджикистана.

Тилав Расул-заде. Душанбе-Худжанд-Канибадам-Патар-Душанбе. Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан проигнорировал открытие таможенного поста «Патар» на границе с Таджикистаном
2011-07-04 18:23 Тилав Расул-заде

Фото автора © «Фергана»

В середине июня месяца текущего года в селе Патар Канибадамского района Согдийской области Таджикистана состоялась церемония официального открытия нового комплекса международного контрольно-пропускного таможенного и пограничного пункта «Патар», соединяющего северную часть Таджикистана с Ферганской областью Узбекистана. Комплекс был построен и оборудован в рамках проекта программы Европейского союза по содействию в управлении границами в Центральной Азии (БОМКА).

Ранним летним утром у пограничного поста группу журналистов радостно встречали строители, сотрудники таможенных органов, пограничники, все те, которые так или иначе были связаны со строительством и эксплуатацией данного уникального объекта.

В назначенное время один за другим к месту торжества прибывали представители международных организаций, МИДа Таджикистана, Таможенного комитета при правительстве, а также Главного управления пограничных войск Комитета национальной безопасности республики. Церемония открытия начиналась с разрезания символической ленточки, а затем продолжалась внутри КПП.

Первым поздравил собравшихся со сдачей в эксплуатацию нового здания КПП «Патар» первый заместитель председателя Согдийской области Джумабой Сангинов. Он выразил благодарность международным донорским организациям, которые вложили большие средства в строительство и переоборудование данного объекта.

Новое здание таможенного пункта Патар
Новое здание таможенного пункта «Патар»

- Открытие данного КПП, соединяющего два соседних государства, является большим событием в нашей жизни, и я желаю, чтобы это событие послужило созданию благоприятной атмосферы во взаимоотношениях между дружественными народами, - подчеркнул замглавы Согдийской области.

- Участвовать в данном мероприятии для меня лично – честь, - отметил постоянный координатор ООН/ПРООН в Таджикистане Александр Зуев. - Таджикистан находится на передовой линии наркотрафика через северный путь, но страна имеет также самые серьезные обязательства по борьбе с контрабандой. После того как в 2004 году правительство Таджикистана взяло на себя всю ответственность за обеспечение пограничной безопасности и пограничный контроль, республике оказывается масштабная международная помощь по укреплению пограничной безопасности в Таджикистане.

По его словам, укрепление и обеспечение инфраструктуры, оборудования и обучения со стороны программы БОМКА, финансируемой международными донорами, в частности ЕС, продолжает играть ведущую роль как в плане предоставления, так и координации помощи совместно с правительством страны. Только на строительстве и переоборудование пункта «Патар» Программой развития ООН было выделено более одного миллиона ста тысяч долларов.

- Цель ПРООН – повышение безопасности по всей Центральной Азии, - подчеркнул Александр Зуев.- КПП «Патар» - это не только техническое сооружение, а фундамент для развития и нормализации отношений между двумя соседними государствами». ООН – это организация, в первостепенные задачи которой входит объединить и подружить народы. Мы верим, что укрепление границы путем развития ее инфраструктуры в рамках программы БОМКА по всей Центральной Азии – это большой потенциал для плодотворного сотрудничества. А почему эти рычаги не работают, это уже другой вопрос. Недавно я проезжал через таджикско-узбекскую границу в Турсунзадевском районе и своими глазами увидел, что кроме двух наших «ооновских» машин и одного турецкого грузовика никакого потока через границу не было. А хотелось бы, чтобы здесь двигался большой объем людей и грузов.

Иностранцы переходят узбекско-таджикскую границу
Иностранцы переходят узбекско-таджикскую границу

- Усилия международных организаций направлены именно на решение подобных межгосударственных проблем, - констатировал Александр Зуев.- Граница должна быть надежной, но вместе с тем с человеческим лицом: привлекать больше предпринимателей, содействовать продвижению товаров, укреплять торгово-промышленные отношения между странами.

Как отметил в своем выступлении атташе делегации Евросоюза в Кыргызстане, менеджер проекта по строительству КПП «Патар» Добромир Христов, в задачи БОМКА помимо финансовой помощи развивающимся странам также входит борьба с приграничной преступностью, содействие приграничной торговле и продвижению товаров через Западный транспортный коридор.

- Программа БОМКА – это уникальный проект, он вовсе не политический. Мы только предоставляем этим двум странам техническую помощь… Теперь, когда имеется полнофункциональная инфраструктура, есть надежда, что переход людей и перевоз грузов значительно возрастет. Как только пункт пропуска «Патар» начнет функционировать, он облегчит работу других пунктов пропуска, расположенных на таджикско-узбекской границе, и, возможно, в скором будущем торговля на приграничном рынке будет возобновлена.

В ходе церемонии открытия перед собравшимися выступили с речью первый заместитель начальника Таможенной службы при правительстве республики генерал-майор Негмат Рахматов, заместитель командующего пограничными войсками Государственного Комитета национальной безопасности Таджикистана Саидамир Одинаев и чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана в Узбекистане Музаффар Хусейнов.

- Международный КПП «Патар» расположен в Ферганской долине,- подчеркивает Музаффар Хусейнов.- Здесь испокон веков бок о бок проживают представители многих наций. Бесперебойная работа КПП «Патар» поможет сближению наших народов, будет способствовать улучшению взаимоотношений граждан, увеличению грузопотока и перехода граждан через государственную границу.

- В день через КПП «Патар» проходят примерно 30 человек, - рассказал корреспонденту «Ферганы» один из сотрудников Управления пограничных войск Таджикистана. - Из них примерно 15-16 человек являются гражданами Узбекистана, которые работают на таджикском участке железной дороги. Остальные граждане являются гражданами двух республик, имеющими на руках визы, либо пригласительные телеграммы. Помимо людей, за сутки границу пересекают 5-6 автомашин.

- Новое здание КПП вместе с дополнительными его объектами построила наша бригада, - говорит бригадир строителей, Герой социалистического труда 77-летний Ходжи Иброхимджон Мамаджанов, - с надеждой на то, чтобы через него спокойно проходили границу двух соседних республик. Данный КПП должен облегчить бремя таможенных процедур всех граждан.

- Почему, на Ваш взгляд, в узбекско-таджикских отношениях наблюдается некое охлаждение?

- Каждому человеку свойствен специфический характер, и многое зависит от его настроения, - говорит ходжи Иброхимджон. - Руководство соседней страны тоже, видимо, имеет специфический характер. Однако, наша дружба напоминает реку, которая спокойно идет своим ходом, не обращая внимания на иногда появляющиеся и исчезающие на ее поверхности соломинки. Это тоже есть веление Бога, который испытывает сотворенных существ.

По словам майора таможенной службы Шарофат Комиловой, из 17 лет ее службы в органах таможни последние 6 лет она работает на КПП «Патар».

- КПП «Патар» является международным таможенным постом и здесь без каких бы то ни было препятствий проезжают автомашины из Ирана, Турции, Кыргызстана, Узбекистана, и других стран, - говорит Шарофат Якубовна. - Ведь наш КПП находится в Ферганской долине, на участке Душанбе–Худжанд–Коканд–Ош, который называют Западным торгово-транзитным коридором. Кроме этого, границу переходят те граждане, что проживают в радиусе 30 км от границы. Это, в основном, те люди, у которых возникают чрезвычайные ситуации: у кого-то кто-то умер, либо находится при смерти. Наши сотрудники с пониманием и сочувствием относятся к этим гражданам, и даже без каких-либо письменных документов пропускают их. Однако, судя по рассказам очевидцев, ситуация за кордоном выглядит не лучшим образом. У этих же граждан узбекские пограничники требуют предъявления разного рода документов, в частности, справки с места проживания, телеграмму, заверенную в местных органах государственной власти. Бывают и такие случаи, когда у человека есть виза, но узбекские пограничники все равно его не пропускают. Говорят, переходите границу через КПП «Фатехабад».

-Какой была ситуация шесть лет тому назад, когда Вы прибыли на работу в КПП «Патар» города Канибадама?

- Тогда в день официально с обеих сторон пересекали госграницу около 1000 граждан. Функционировал приграничный рынок. Из Узбекистана привозили и реализовывали товары повседневного спроса. Особенно хорошо зарабатывали мастера по колыбелям и сундукам, изготовители гончарных изделий. Более того, в день более 500 граждан переходили границу, чтобы зарабатывать на жизнь. Их у нас называют мардикорами, и они были очень востребованными. Ведь они работали от души, оперативно, без перебоев и намного дешевле по сравнению с местными разнорабочими. Теперь их нет. Не функционирует и приграничный рынок. В декабре 2008 года Узбекистан в одностороннем порядке закрыл свой КПП «Андархон», который находится на территории города Бешарик Ферганской области Узбекистана. В настоящее время нет практически никакого движения товаров. Полностью перестал функционировать другой пограничный пост «Равот», который тоже соединял Таджикистан с Узбекистаном.

Когда мы находились на КПП «Патар» пользуясь подходящим моментом, поговорили с некоторыми гражданами, прошедшими таможенные процедуры и ожидающими разрешения на проход.

- Я, этническая узбечка, родилась в селе Патар, - говорит гражданка Таджикистана, представившаяся Мохирой. - Однажды была в гостях у своей тети в городе Бешарике. Влюбилась и вышла замуж за узбека. Правда, пока еще не приняла гражданство Узбекистана. Иногда хочу навестить своих родителей, но не могу. Таможенники Узбекистана требуют много документов.

- Границу Таджикистана мы переходим быстро, а потом долго ждем разрешения со стороны узбекских таможенников, - жалуется 50-55-летняя женщина с ребенком на руках. Таким образом, как обычно, как минимум три часа будем ждать прихода пограничника. Если у них настроения нет, либо не будет дана команда сверху, то можно и дольше сидеть. А представляете, как трудно находиться под открытым небом в 40-градусную жару четырехмесячному младенцу?!.

Граждане Таджикистана ждут милости от узбекских пограничников по нескольку часов
Граждане Таджикистана ждут милости от узбекских пограничников по нескольку часов

В конце церемонии состоялась пресс-конференция организаторов открытия нового комплексного здания КПП «Патар» для местных и иностранных СМИ, аккредитованных в Таджикистане.

- Были ли приглашены для участия в таком важном мероприятии как открытие нового современного здания КПП «Патар» пограничники и таможенники Узбекистана? Почему узбекские соседи не поспешили поздравить своих коллег с этим важным событием? -задал вопрос собкор ИА «Фергана» в Таджикистане.

- Мы заблаговременно уведомили узбекских коллег о предстоящем мероприятии, и через МИД РТ отправили в Посольство Узбекистана официальное письмо-приглашение,- сказал менеджер программы БОМКА Сухроб Каххоров. – Однако с узбекской стороны не поступило никакого ответа.

Одним словом, пограничники и таможенники Узбекистана в очередной раз проигнорировали добрые намерения властей Таджикистана.

По мнению независимого таджикского эксперта по политическим вопросам Рахима Абдуева, обновления взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном можно ожидать только после смены властей в соседней республике и прихода к управлению страной менеджеров с новым мышлением.

- Это же абсурд, когда все страны Европы стараются интегрироваться в едином союзе и войти в зону Шенгенского соглашения, а Узбекистан все больше дистанцируется от своих соседей, - говорит эксперт. –Там, в Европе, более 20 стран ходят с единой визой по всем сопредельным странам. Но наш сосед, даже с визой, выдаваемой своим же внешнеполитическим ведомством, не пропускает граждан на свою территорию. Получается так, что руководство этой страны даже не верит своим государственным ведомствам.

По мнению молодого политолога Илхома Якубова, установление добрососедских отношений между двумя соседними странами зависит от политической воли и желания первых лиц двух республик. Более того, Узбекистан является ярым противником строительства Рогунской гидроэлектростанции, и этому экономическому вопросу в последнее время придана политическая окраска. В-третьих, руководители большинства стран региона практически отстают от пульса времени и руководствуются в своей деятельности советскими, административно-партийными методами.

Напомним, что вскоре после так называемых «баткенских событий», случившихся летом 1999 года, когда боевики Исламского движения Узбекистана попытались прорваться на территорию Ферганской долины, официальный Ташкент в одностороннем порядке ввел визовый режим со странами-соседями. Вслед за этим Узбекистан заминировал часть своей границы с Таджикистаном. За 11 лет XXI-го века от взрывов противопехотных мин погибло около 90 граждан Таджикистана, получили увечья и ранения разной тяжести более 150 человек. На минах подорвались и десятки граждан самого Узбекистана. Однако эффективность такого метода в борьбе с террористами пока неизвестна.

Она идет к своим родным в Узбекистан
Она идет к своим родным в Узбекистан

По данным пограничников Таджикистана, протяженность таджикско-узбекской границы составляет более 1,2 тысячи километров. Сколько километров из этой длинной линии границы заминировано, никто не знает. Узбекистан до сих пор не предъявил своему соседу карты заминированных участков.

Судя по мини-опросам, проведенным нами среди населения Таджикистана и Узбекистана, граждане двух республик хотят цивилизованным путем пересекать границы государств и отказываются от пересечения рубежей по нелегальным тропам.

Именно с этой целью и был построен современный комплекс зданий контрольно-пропускного пункта «Патар», расположенного на окраине одноименного села Канибадамского района Согдийской области Таджикистана.

Тилав Расул-заде. Душанбе-Худжанд-Канибадам-Патар-Душанбе. Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Суд над лидерами узбекской общины снова отложен из-за неявки потерпевших
2011-07-05 09:17 ИА Фергана.Ру

4 июля в Джалал-Абадском городском суде возобновился судебный процесс по уголовному делу экс-депутата парламента Кыргызстана, одного из лидеров узбекской общины юга страны Кадыржана Батырова. Уголовное дело рассматривает судья Джалал-Абадского городского суда Токтосун Жоробеков, сообщается в распространенном накануне пресс-релизе Верховного суда Киргизии.

Вместе с К.Батыровым по делу проходят еще пять человек. Кадыржана Батырова, Инома Абдурасулова, Абдрахмана Абдуллаева, Махаматрасула Абакжанова, Халилжана Худайбердиева и Жавлона Мирзаходжаева обвиняют в организации и участии в массовых беспорядках, сепаратистской деятельности, возбуждении национальной, расовой религиозной или межрегиональной вражды, в соучастие в убийстве. Трое из шестерых - И.Абдурасулов, Х.Худайбердиев и Ж.Мирзаходжаев обвиняются также в использовании служебных полномочий вопреки интересам этой организации в целях извлечения выгоды для себя. Всем, за исключением Кадыржана Батырова, предъявляются также обвинения в незаконном создании вооруженного формирования.
Напомним, что ранее назначенные на 29 апреля, 4 мая и 11 мая судебные слушания по данному уголовному делу не состоялись из-за неявки сторон.

На судебном заседании 19 мая 2011 года адвокат обвиняемого Кадыржана Батырова ходатайствовал об отводе судьи Сулайманкула Атакулова. Посовещавшись, судья Сулайманкул Атакулов удовлетворил данное ходатайство. В связи с этим рассмотрение данного уголовного дело было отложено на неопределенный срок.

Впрочем, не успев возобновиться, заседание суда было снова отложено – теперь до 13 июля. Вчера это произошло снова «из-за неявки потерпевших и сторон», - сообщается в пресс-релизе Верховного суда республики.

Всего по данному делу проходит 300 свидетелей и 60 потерпевших. Из 60 потерпевших на последнее судебное заседание явились только четверо.

Как мы уже сообщали, в середине июня 2011 года, не дожидаясь решения суда, депутаты парламента страны постановили считать, что десять лидеров узбекской общины, среди которых и вышеупомянутые шестеро вместе с Кадыржаном Батыровым, являются «основными организаторами и виновниками трагических событий мая – июня 2010 года в г. Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях». В постановлении парламента Кыргызстана эта группа лиц названа «причастными националистическим и сепаратистским действиям».



«Новый Шелковый путь»: Первый поезд по маршруту Китай-Германия отправился в путь
2011-07-05 10:16 ИА Фергана.Ру

В прошедший четверг из китайского города Чунцин в Германию через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу отправился поезд. Через 13 дней он должен прибыть в немецкий город Дуйсбург. Проект железнодорожного пути из КНР в Европу становится реальностью. Пекин рассчитывает сократить благодаря ему стоимость экспорта.

Выигрыш от организации таких перевозок очевиден, пишет сегодня «Независимая газета». Поезд из Китая достигнет Центральной Европы за 13 дней, тогда как по морю судно-контейнеровоз, отплыв из Шанхая или Гуанчжоу, прибывает к месту назначения примерно за 36 дней. Хуан Цифан, мэр Чунцина, отмечает также, что отправка грузов поездом более безопасна и не столь затратна, как по морю.

Однако, несмотря на то, что договоренность об организации таких перевозок между РЖД, китайским Управлением железных дорог и немецкой Deutsche Bahn существует уже несколько лет, она так и оставалась нереализованной. Ма Чжунгуань, директор таможни Чунцина, объясняет задержку сложностью таможенных процедур и провоза груза через несколько стран.

В прошлом году, как сообщает агентство "Синьхуа", Китай, Россия и Казахстан подписали стратегическое соглашение об открытии маршрута для грузоперевозок. И вот теперь современный "Шелковый путь", как его нередко называют в Китае и Казахстане, открыт. Если сейчас поезд ходит только один раз в месяц, говорит Ма, то в будущем сообщение может стать ежедневным.

Разумеется, Казахстану и России, странам-транзитерам, это выгодно. А в Китае с проектом связывают планы наращивания экспорта высокотехнологичной продукции в Европу. Не случайно состав, отправившийся в Дуйсбург, везет ноутбуки и LCD-панели.



Россия: Милиционеры освободили из рабства четверых таджиков и тридцать узбеков
2011-07-05 11:02 ИА Фергана.Ру

В Иркутской области России из рабства освободили четверых таджиков, сообщает «Русская служба новостей». А в Ростовской области из рабства освобождены сразу тридцать узбеков.

Гастарбайтеров в Иркутске насильно удерживала хозяйка фермы. Она отобрала у них паспорта, а когда пришло время получать зарплату, сообщила, что не досчиталась четырёх голов крупного рогатого скота, поэтому заставила работать мужчин бесплатно. Она кормила таджиков только хлебом и водой, а спали они прямо на полу, в помещении рядом с животными.

Как сообщили в иркутском управлении МВД, сейчас пленники освобождены. Сотрудники Федеральной миграционной службы выяснили, что на территории России они находились вполне легально. По факту незаконного лишения свободы начали проверку.

А УФМС России по Ростовской области совместно с донскими полицейскими и следователями следственного комитета Дона сообщают, что вышли на поля и «собрали урожай» в виде 30 узбеков и двух фермеров, которые подозреваются в использовании рабского труда.

Так, 18 граждан республики Узбекистан трудились на полях Азовского района Ростовской области. «В ходе проверки было установлено, что к сельхозработам по выращиванию томатов иностранцев привлекал гражданин России, который поселил их в размещенных на поле вагончиках и обеспечивал питанием, однако удерживал у себя их документы, чем препятствовал своевременному выезду с территории Российской Федерации. Граждане Узбекистана доставлены в отдел иммиграционного контроля УФМС России по Ростовской области для установления личности и определения санкций за незаконное пребывание на территории России и работу без патента или разрешения на занятие трудовой деятельностью. Иностранцы будут привлечены к административной ответственности, а их работодателю, подозреваемому в применении насилия и использовании рабского труда, грозит уголовная ответственность»,.

Еще девять узбеков-нелегалов выявлены в Волгодонском районе. Фермер также подозревается в использовании рабского труда. Как выяснилось, он «сдавал» бригаду овощеводов из Узбекистана в аренду другим лицам, которые также использовали рабский труд приезжих на полях.



В избранное