Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Искусствовед, президент ГМИИ им.Пушкина Ирина Антонова принимает поздравления с 95-летием

Искусствовед, президент ГМИИ им.Пушкина Ирина Антонова принимает
поздравления с 95-летием

Она открывала для советского зрителя западное искусство, благодаря ей страна
познакомилась с авангардистами и выстраивалась в очередь, чтобы увидеть
<Джоконду>.
Сегодня юбилей у президента Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Ирине Антоновой - 95 лет! Хотя глядя на нее, в это сложно поверить.
Элегантная,
энергичная, бесконечно преданная своему делу, Ирина Александровна более
полувека руководила Пушкинским. Но и покинув пост директора, продолжает жить
его
заботами.

Еще накануне, подписывая книги, Ирина Антонова удивилась, когда ее спросили:
<Что вы чувствуете, приходя в музей, которым руководили 52 года?>

<Прихожу каждый день! Я работаю здесь с утра до вечера... Те же самые
чувства!> - ответила она.

Тот же кабинет и тяжелые двери, только на табличке с 2013 года - не
директор, а президент музея. И эти четыре года показали: ни Антонова не
может без Пушкинского,
ни он без нее. Излишнее внимание не любит. Говорит: вы не на меня смотрите,
а по сторонам!

Выставка <Голоса воображаемого музея Андрэ Мальро> - ее последнее детище в
Пушкинском. Французский культуролог однажды зажег Антонову идеей, что все
произведения
искусства эмоционально связаны между собой. И показать это надо так, чтобы
понял даже ребенок.

<Маленькая восьмилетняя девочка говорит: а я вижу общее между вот этой
кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого! Она говорит - они какие-то оба
очень
вдумчивые! Ребенок это угадал, вы понимаете?> - говорит Ирина Антонова.

Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и
впервые возле музея. Легендарную очередь на <Джоконду> занимали за много
часов,
чтобы хоть на мгновение встретиться глазами со знаменитой итальянкой, а
однажды уже около очереди на выставку сокровищ Египта к ней подошла
взволнованная
женщина.

<Скажите, это здесь показывают волосатую женщину? И я понимаю, что она
говорит о мумии! Беру ее за руку, провожу за собой и делаю ей маленькую
экскурсию...
Она, вытаращив глаза, смотрит на маску Тутанхамона... Как у вас интересно! А
это кто? Показывает на Давида в итальянском дворике...> - вспоминает Ирина
Антонова.

Она знакомила страну с западным миром через искусство - открывала для
зрителей авангардистов. После смелой выставки Александра Тышлера - художника
не любила
власть - Антоновой досталось лично от министра культуры Екатерины Фурцевой.

<Екатерина Алексеевна встретила меня в колонном зале, приперла меня
буквально двумя руками к стене и сказала: <Что я слышу? Что у вас происходит
в музее?
Он не член союза художников, его не показывают нигде!> На мое счастье, в это
время подошел Иогансон, он был президентом Академии художеств. Сказал:
<Катя!
Он хороший художник!> И она сказала дивную фразу: <Да? А мне говорили...> -
вспоминает Ирина Антонова.

Ей попало за то, что в музее играли музыку Стравинского, Шнитке и
Рахманинова. Но она всегда пользовалась тем, что ей разрешают больше, чем ее
другу Юрию
Любимову.

<В отличие от Любимова, который был просто русский театр, мы попали в этот
двойной стандарт: Что-то было можно - лицом в одну сторону, а что-то было
нельзя>,
- рассказывает Ирина Антонова.

Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих - Кандинского,
Малевича и Шагала - было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981 году
на выставке <Париж-Москва>.

<Целая стенка Филонова! Две огромные композиции Кандинского! Ой! <Черный
квадрат> Малевича висел в углу!> - вспоминает президент ГМИИ им.Пушкина.

Она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005 году полотна Ренуара, Дега,
Ван Гога и Гогена, а когда готовила выставку Караваджо, дошла до самого
кардинала,
чтобы заполучить одну картину, которую никогда не выносили из небольшой
римской церквушки.

<Приезжали итальянцы, говорят: <Мы в первый раз ее видим вот так - визави, а
не сбоку, так вот, не заглядывая в капеллу!> - рассказывает Ирина Антонова.

Каждый ее день по-прежнему расписан. Научные конференции, лекции и поездки
по всему миру - готовится новая выставка.

А ведь когда-то выбирала между балериной и циркачкой, с детства мечтая о
профессии, где зрителей не обманешь.

"Спасибо, что вы у нас есть! Я слушаю ваши лекции с такой благодарностью!
Долгих, долгих лет вам жизни", - говорит посетительница музея.

"Спасибо вам за добрые слова, буду стараться!" - отвечает Ирина Антонова.

Алексей Зотов
Источник:
http://www.1tv.ru/news/2017-03-20/321876-iskusstvoved_prezident_gmii_im_pushkina_irina_antonova_prinimaet_pozdravleniya_s_95_letiem
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Mon, 20 Mar 2017 11:44:45 +0300 (#3480593)