<<Не понимаю людей, которые жалуются на свою жизнь>>. Инвалиды из регионов
едут в Москву учиться в аспирантуре
В России, по официальным данным, почти 13 млн инвалидов -- около 9% всего
населения страны. По программе образовательного фонда инвалиды приезжают
из регионов
в Москву, чтобы поступить в аспирантуру, заняться научной деятельностью
и адаптироваться к жизни в столице, ведь Москва - это совсем другое
дело, признаются
они. <<Газета.Ru>> поговорила с первыми участниками программы и узнала,
насколько насыщенной инвалид может сделать свою жизнь.
Все началось, как это обычно бывает, с истории одного человека. В 11 лет
Алексей из Кирова (Кировская область) попал под машину. Последствия были
крайне
тяжелые: тазовая и бедренные кости раздроблены, открытая
черепно-мозговая травма, множественные переломы позвоночника. Наступила
клиническая смерть. Через
три месяца комы Алексей открыл глаза и понял, что он никогда не сможет
ходить. Он получил I группу инвалидности, 10 лет пришлось провести на
операциях.
Но молодой человек ежедневно тренировал остатки мышц, чтобы сохранить их.
Год назад он впервые встал на ноги. И дальше возник вопрос, что делать
дальше, где учиться, работать -- ведь в России путей адаптации инвалидов
очень немного.
Тогда родилась идея реализовать особую образовательную технологию,
направленную на комплексную социализацию инвалидов. <<Если у человека
серьезные ограничения
здоровья, но при этом у него светлый ум, то почему ему не заняться
научно-педагогической деятельностью? Миру известно немало имен, внесших
фундаментальный
вклад в науку, несмотря на инвалидность>>, -- говорит основатель частного
образовательного Фонда имени К.П. Орловского Сергей Карнаухов.
Фонд набирает инвалидов I и II группы из регионов для поступления в
аспирантуру в Москве.
<<Орловский показал, что тело для силы духа не преграда, оно не дает
ограничений. Лишившись в бою с фашистами правой руки, частично слуха и
получив контузию,
он убедил Сталина дать ему бюджетный кредит и уехал в Могилевскую
область восстанавливать разрушенное сельское хозяйство, из руин подняв
колхоз <<Рассвет>>,
ставший первым аграрным предприятием-<<миллионником>> в СССР. И сегодня
нам нужны новые Орловские во всех отраслях хозяйствования, -- объясняет
он. -- Мы очень
хотим, чтобы каждый из них стал своего рода героем, символом,
показателем того, как, не имея рук, находясь в коляске или не имея
зрения, человек может
добиться самых необычных результатов>>.
Сейчас в рамках проекта Алексей пишет диссертацию на соискание ученой
степени кандидата юридических наук -- о праве социального обеспечения
инвалидов.
Кроме него в кампусе РГСУ живет еще три аспиранта. За обучение (в форме
соискательства) и проживание ребята не платят. <<Мы обращались во
множество вузов,
но нам все старались отказать, ссылаясь на различные проблемы. И только
в РГСУ нам выделили кампус, создав все необходимые условия для
включенного обучения
аспирантов, за что большое спасибо ректору Наталье Борисовне Починок,
которая лично занимается этим проектом>>, -- говорит Сергей Карнаухов.
По его словам, фонд решает две задачи: с одной стороны -- развитие науки,
так как аспиранты пишут работы на социально значимые и необходимые
государству
темы, с другой -- поддержка инвалидов, которые закончили вузы в своих
регионах и не знают, что делать в жизни дальше.
До середины июля фонд планирует набрать еще 20 человек со всей России.
Участвовать в программе может любой. <<Суть проекта такова: инвалид
принимает решение обучаться в аспирантуре, определяется с направлением
научных исследований,
обращается в вуз, мы с ним связываемся и организовываем процесс
подготовки к поступлению, переезд, составляем план обучения и далее в
постоянном режиме
опекаем аспиранта в течение всего процесса обучения. Никаких расходов на
инвалида не возлагается. От него нужно только одно: усердие и желание
добиться
результатов>>, -- рассказывает Сергей Карнаухов.
Фонд также готов работать с компаниями -- заказчиками научных
исследований для аспирантов, которые впоследствии смогут их
трудоустраивать для продолжения
начатой научной деятельности.
Барьеры государства
По приезду в Москву потенциальный аспирант проходит обследование в
центре медико-социальной экспертизы, составляется новая карта
индивидуально-профилактической
реабилитации. Затем он заселяется в кампус и начинается обучение.
Поступление в аспирантуру для инвалидов с существующими правилами и
требованиями - процесс крайне сложный.
<<Во-первых, явно излишним является требование составлять отдельную карту
индивидуально-профилактической реабилитации. До сих пор никто не
понимает, чем
обучение в университете отличается от аспирантской подготовки с точки
зрения медико-реабилитационных мероприятий. Зачем инвалиду нужно снова
ложиться на
21 день на обследование, повторно проходить экспертизу, в то время как у
него уже есть разрешение на обучение>>, -- задается вопросом Сергей
Карнаухов.
Во-вторых, инвалиды, как правило, не способны сразу поступить на
бюджетные места в аспирантуру, поскольку правила абсолютно не учитывают
социально-психологических
проблем. <<Поэтому им доступна на первом этапе такая форма подготовки,
как соискательство. Однако она платная. И вуз не имеет право снизить
рекомендуемую
Минобром стоимость обучение. В итоге даже 60 тысяч рублей в год для
инвалида является суммой неподъемной. Мы подсчитали, что если инвалид I
группы будет
откладывать 30% пенсии на обучение, то ему потребуется больше четырех
лет, чтобы накопить нужную сумму>>, -- рассказывает основатель проекта.
Третья проблема - неподготовленность научной среды к тому, что инвалиды
могут быть полноценными учеными и педагогами: <<Поэтому крайне сложно
найти научных
руководителей аспирантам>>.
Первый выпуск из трех аспирантов ожидается через 1,5 года.
<<Вы задаетесь вопросом, какие еще есть возможности, кроме ограниченных?>>
Кампус РГСУ, где сейчас живут ребята, участвующие в программе, находится
на Лосиноостровской улице. Мы заходим в двухкомнатную квартиру, нас
встречает Назим.
Сейчас ему 33 года, у него ДЦП, II группа инвалидности.
Назим из Ижевска, в 2007 году он закончил там университет по
специальности <<политолог>>. Затем активно занимался проблемами инвалидов,
реализовал несколько
проектов, пять месяцев провел в США в рамках обмена специалистами по
интеграции инвалидов в общество. Несколько лет он работал риелтором,
пока ему не предложили
переехать в Москву по программе и поступить в аспирантуру.
<<И интегрироваться в общественную жизнь мегаполиса. Москва -- это совсем
другое дело>>, -- признается он.
Назим пишет диссертацию по психологии о политическом интеллекте. <<Чтобы
каждый избиратель, например, на сайте мог посмотреть, насколько тот или
иной депутат
компетентен, насколько он подходит конкретному региону - это все
измеряется тестами>>, -- поясняет он.
Помимо аспирантуры он продолжает заниматься общественной работой:
<<Сейчас, чтобы не скучать, я сделал доклад не по инвалидам, а по
экологии для Высшего
экологического совета -- о внедрении экокультуры в неэкологические
специальности. Программы обучения экономистов в престижных вузах не
учитывают экологическую
составляющую, а потом такие выпускники руководят заводами, например, на
Байкале, что приводит к экологическим катаклизмам>>.
Назим написал книгу про ДЦП - как жить с диагнозом, учиться,
устраиваться на работу. <<Это книга для здоровых людей. Если у меня
получается интегрироваться,
то у любого получится, -- а чуть позже он спрашивает. -- Почему общество
видит только ограниченные возможности в людях? Вы задаетесь вопросом,
какие еще
есть возможности, кроме ограниченных?>>
Назим ставит перед собой цель стать уполномоченным по делам инвалидов
при президенте России: <<Аппарат при президенте мог бы определить вектор
развития и
разобраться с многочисленными НКО по инвалидам -- люди часто открывают их
с целью что-то поиметь>>.
Кстати, в прошлом году обсуждалось создание должности уполномоченного по
правам (не делам) инвалидов, и в Госдуму был внесен соответствующий
законопроект,
однако уже на уровне профильного комитета он не был поддержан депутатами.
-- Что такое благотворительность? - в какой-то момент спрашивает Назим.
-- Что? - жду я ответа.
-- Вот, например, сидит человек и просит милостыню. И вы даете ему
деньги. По сути это социально неактивные слои населения, и вы их
поддерживаете. А как
поддерживаете активных? Так что такое благотворительность?
<<Столько хочется всего сделать>>
В квартиру заходит аспирант, проживающий во второй комнате.
-- Привет, я Оля.
-- Привет, Саша.
Александр приехал из города Глазов (Удмуртия). Ему 39 лет, у него ДЦП, I
группа. Назим нашел его в Facebook, и в ноябре 2014 года они вместе
приехали в
Москву.
Через 15 минут общения второй раз за день я удивляюсь, насколько
интересной человек может сделать свою жизнь.
<<Никогда не считал себя инвалидом, у меня всегда было много друзей>>, --
говорит он. Александр закончил художественную школу, вырезает по дереву
иконы, не
раз сплавлялся на байдарках и катамаранах, ходил в походы, занимался
настольным теннисом и пауэрлифтингом (получил III разряд). В планах --
попробовать
дайвинг и стрельбу из лука. В конце года он хочет издать сборник стихов,
а также надеется реализовать себя в качестве изобретателя. <<Недавно я
шел по городу,
и у меня родилась в голове модель одежды>>, -- говорит собеседник позже.
В комнате стоят нетипичные для московского подоконника растения: укроп,
петрушка, лаванда и кофейное дерево. <<Мы живем в каменных джунглях,
человеку не
хватает живой зелени. Я провожу исследование - изучаю, как она влияет на
психологическое состояние человека>>, -- объясняет Александр.
Александр закончил университет по специальности <<практический маркетинг>>
- впоследствии это помогло реализовывать социальные проекты, вспоминает
он. Возглавлял
общество инвалидов (НКО) после того, как восстановил работу организации,
и параллельно трудился в государственном центре социального
обслуживания. Также
он работал в строительной компании, где были трудоустроены инвалиды, и
весь этот опыт дал понимание, какие проблемы существуют в этой области:
в первую
очередь они лежат в плоскости социальной психологии, а существующие
центры занятости их не решают. Сейчас в аспирантуре он пишет диссертацию
на тему <<Социально-психологические
условия успешного трудоустройства инвалидов>> и надеется, что его труд
поможет на практике создать реально работающую модель.
<<Сейчас каждый отдельный случай нужно разбирать в <<ручном режиме>>. Хотя
нормативно-правовая база вроде создана, но проблема не решается. По
госпрограммам
инвалиды устраиваются на год, а потом снова оказываются на улице, и это
сильный удар. Моя цель - разработать прикладную модель>>, -- говорит
Александр.
По его словам, сейчас трудоустроено всего около 10% от общего числа
инвалидов, которые могут работать. В других странах показатель достигает
30%, 50%, а
в Китае -- даже 80%.
<<Москва - центр информации, центр общения. Поступление в аспирантуру
снова заставило меня раскрывать свой потенциал - я даже снова стал
писать картины,
что забросил после окончания художественной школы>>, -- Александр
показывает мне несколько картин маслом в стиле гризайль и добавляет: <<Я
сейчас еще создаю
коллекцию дизайнерских цветочных горшков - всего пять разных, но они
будут объединены в ансамбль>>.
<<Мой принцип жизни - новые возможности и реализация потенциала. Столько
хочется всего сделать. Не понимаю людей, которые ходят дом-работа и
жалуются на
свою жизнь>>, -- говорит он.
<<Всегда давила психологическая неподготовленность общества>>
Впоследствии фонд планирует расширить программу и не ограничиваться
аспирантурой. Сейчас в кампусе уже живет один магистр, который готовится
к поступлению
в аспирантуру. Алексей из Коломны, ему 31 год, у него III степень
инвалидности - с рождения отсутствует треть левой руки.
Он тоже всегда был активным: играет в волейбол, хоккей, раньше - в
футбол: <<Я никогда не ощущал себя неспортивным. Напротив, я очень
неусидчивый>>. Помимо
спорта он увлекается музыкой и играет на гитаре поврежденной рукой. А
также знает пять языков.
<<По поводу руки я не комплексовал никогда. Всегда давила со стороны
психологическая неподготовленность общества>>, -- признается он.
Алексей закончил факультет филологии, а в магистратуре готовит работу по
этнопсихологии -- взаимосвязь ценностей и патриотизма у молодежи при
формировании
гражданской самоидентификации. В аспирантуре он планирует продолжить
изучение психологии, добавив естественные науки - физику и биохимию. С
фондом он связался
сам, услышав рекомендации от знакомых.
<<Я эволюционист. Почему мы не можем уйти дальше, за пределы этой
планеты? Хочется дать человечеству толчок к эволюции и прогрессу - мы
освоили ресурсы,
пора покорять космос, -- говорит он. -- Я хочу открыть новую ветвь знаний,
не допустить увядания человечества>>.
Ольга Хохрякова
Источник:
Газета.ru
http://dislife.ru/articles/view/38548#cut