Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Айсмонтас: дистанционное обучение улучшит доступность образования

Айсмонтас: дистанционное обучение улучшит доступность образования

Профсообщество готово разработать работоспособную модель безбарьерной
среды для обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью. О том, что должно
стать ее основой,
корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказал декан факультета
дистанционного обучения МГППУ Бронюс Айсмонтас.

Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы стала
главным документом в решении задач по обеспечению доступности
образования для детей
с ОВЗ. За пять лет своего существования этот документ совершил переворот
в системе образования, внедрив в общество понятие инклюзии. Но говорить
о том,
что в стране выстроена идеальная модель безбарьерной среды, в которой
каждый человек чувствует себя полноправным членом общества, пока еще
рано. О том,
какие задачи предстоит решить профсообществу, чтобы эта модель
заработала без сбоев, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой
рассказал декан факультета
"Дистанционное обучение" МГППУ Бронюс Айсмонтас.

- Бронюс Броневич, как вы оцениваете промежуточные итоги реализации
программы?

-- За время существования программы в общеобразовательных школах
произошли значительные изменения по их архитектурной доступности. К
сожалению, об учреждениях
высшего образования пока такого сказать не могу. Конечно, ситуация
частично изменилась в лучшую сторону, но все мы понимаем, что многие
вопросы, связанные
с архитектурными особенностями зданий так просто не решить. Понятие
доступности образования включает в себя не только архитектуру, но и
учебно-методическую,
технологическую доступность.

С помощью дистанционных технологий мы можем дать возможность многим
студентам учиться там, где нельзя поставить лифты, расширить проходы.
Поэтому я думаю,
сейчас стоит сосредоточиться на методических изменениях, создании
специальных программ для студентов с ОВЗ.

- Пока эта система недостаточно развита?

-- Не совсем так. Минобрнауки РФ уделяет этому большое внимание, и мы,
как университет, активно участвуем в процессе. В этом году идет
апробация модели учебно-методического
центра, созданная нашими экспертами. Она обеспечивает получение высшего
образования студентами с ОВЗ, с инвалидностью. При этом я считаю, что
каждому вузу
не рационально в дистанционном формате создавать образовательные
программы по разным направлениям подготовки для студентов различных
нозологий. Сейчас
стоит задача - разработать такую среду, где могли бы учиться студенты из
разных регионов. В настоящий момент в рамках госзадания наш университет
проводит
апробацию моделей сетевой формы реализации образовательных программ для
студентов с инвалидностью. Мы учим 106 человек, 40 из которых студенты
из вузов-партнеров.

- Какие региональные вузы включены в апробацию?

-- У нас учатся студенты из 15 субъектов РФ. Это Череповецкий
госуниверситет, Южный федеральный университет, Башкирский
государственный педагогический университет,
Саратовский госуниверситет и др. Хочу отметить, что во всем мире идея
открытого образования становится ведущим направлением. Она отвечает всем
интересам
студентов с ОВЗ, с инвалидностью.

- Дистанционное образование должно стать основой обучения маломобильных
групп студентов?

-- Сама идея дистанционного образования крайне перспективна, но конечно,
в этой системе пока не все так однозначно. В России, к сожалению, мы
нередко сталкиваемся
с ситуацией, когда предприимчивые люди превращают дистанционное
образование в биржу по продаже дипломов. И тем самым компрометируют
подход к дистанционному
образованию. Однако если грамотно выстроить систему, дистанционное
образование может быть более эффективно, чем очная форма обучения. Но
наилучшие результаты
мы можем достичь только при оптимальном сочетании разных подходов и
достоинств очного обучения и дистанционных технологий. Основа
дистанционного обучения
- это самообразование. Мы как педагоги должны научиться организовывать и
управлять самостоятельной работой студентов. Поэтому отвечая на
непростой вопрос:
может ли дистанционное обучение быть качественным, скажу: да, может!
Здесь другие технологии, другие подходы, другая философия, формируется
другая личность.
Если человек серьезно занимается, у него развивается самостоятельность,
инициативность, ответственность за собственные результаты, мотивация в
достижении
успеха.

- Каковы первые результаты апробации вашего проекта?

-- Мы разрабатываем пять базовых направлений. Во-первых, создан портал,
где размещены материалы информационно-справочного характера и учебный
центр. Вторая
задача - это апробация модели через обучение студентов с инвалидностью
из 15 субъектов. Третье направление - повышение квалификации
преподавателей вузов
по инклюзивному образованию. Мы уже провели курсы с использованием
дистанционных технологий, обучение закончили более 150 педагогов.
Четвертое направление
- проведение всероссийских научно-практических семинаров по обсуждению
модели. Наконец, пятая задача - разработка методологии создания
учебно-методических
центров на региональном уровне в базовых федеральных университетах. Уже
более половины работы мы выполнили. Сейчас проводим анализ результатов и
проблем,
которые возможны на этом пути. В конце ноября мы сдаем отчет в
Министерство образования, и эти результаты должны стать основой для
дальнейшего развития
инклюзивного образования.

Источник:
РиаНовости

http://dislife.ru/articles/view/38481#cut

Ответить   Fri, 26 Jun 2015 23:19:56 +0400 (#3284364)