Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Блог по менеджменту Владимира Токарева


Эксперт Токарев Владимир 06.10.2010 16:55
Моя любимая теща, филолог по образованию (второе образование – ленинградский библиотечный институт) и увлеченный книгами человек (например, в условиях дефицита художественной литературы в застойный период, она смогла создать в проектном институте, где работала перед пенсией, «журнальную библиотеку» – «конфисковав» контрольные экземпляры толстых литературных журналов (Новый мир и др.) у руководства проектного института на благо Общества – чтобы обычные смертные могли их прочитать в организованной ею общественной библиотеке) сыграла большую роль в становлении моего Тайм-менеджмента. 
Увидев, что я интересуюсь книгами по организации своего времени, она рекомендовала мне прочитать книгу Даниила Гранина «Эта странная жизнь». Она была тогда опубликована в «Роман газете». 
Даниил Гранин – это, несомненно, востребованный писатель своего непростого советского времени. Но вряд ли он мог предполагать, что наша страна решится вступить на путь капитализма, и тем более, что из его наследия, для новой формации публицистическое произведение писателя «Эта странная жизнь» о Времени и о Человеке не просто останется востребованной, но и, пожалуй, будет пользоваться повышенным интересом. 
Когда-то я считал количество, сколько раз я перечитывал эту книгу (сегодня ее легко найти и скачать в Интернете, хотя было бы правильнее, умному издательству выпустить новое издание, чтобы не обижать авторские права автора), каждый раз я нахожу в ней что-то новое, хотя кажется, что многие фрагменты уже знаю наизусть. 
Очень интересна система учета времени, которую применял биолог Александр Александрович Любищев – документальный горой этого публицистического произведения Д.Гранина. Необходимо отметить, что это произведение является не только полезной книгой по ТМ, но я бы ее назвал обязательной литературой для чтения. 
Здесь же, по ходу своего повествования повторю одну мысль (Гавриила Попова) из первых рассылок – многие великие люди, разработав для себя личную систему эффективного использования времени, не считали необходимым рассказывать о своей системе. И система Любищева, описанная в книге Д.Гранина – тому пример – система не была предназначена для распространения ее в обществе, она была создана Любищевым исключительно под самого себя и стала известной лишь благодаря случайности – личному знакомству советского писателя с несомненно простым, но великим человеком – А.Любищевым. 
При первом чтении книги Даниила Гранина «Эта странная жизнь», я будучи уже знаком с карточками учета времени Гастева, удивился с одной стороны техническому неудобству системы учета Любищева, а с другой – узнал много новых для меня и полезных приемов, благодаря которым лично мне удалось написать большую часть своей диссертации – не поверите, - в длинных и утомительных для других людей моего возраста очередях за продуктами в застойное время. 
 
Эксперт Токарев Владимир 06.10.2010 16:33
Проработав книгу Гастева, особенно главу, посвященную учету времени, я погрузился в библиотечные каталоги, надеясь найти что-то полезное еще на тему Научной организации труда (НОТ). 
И мне повезло, я обнаружил в застойное время, две книжки польских авторов. Одна книга – Праксеология Тадеуша Котарбинского (Трактат о хорошей работе), а вторая - Кароля Адамецки (Наука организации), которая представляла сборник его трудов. 
Праксеология – это наука об эффективной деятельности вообще, не применительно к какой-то профессии и даже производству. Она дает рекомендации как для сферы уголовного права (виновник действия), для борьбы со своим начальством (Техника борьбы), так и для личной или коллективной деятельности (Экономизация действий). Само слово Праксеология подобрал для новой науки сам Котарбинский (50-е годы прошлого века). До сих пор, полагаю, в Польше выходит журнал с таким названием «Праксеология». 
Для меня это была первая книга такого абстрактного свойства, в которой описывались общие закономерности бытия с точки зрения организации, и при этом не являлась разделом философии. 
Книга сложная, я ней обращался много раз впоследствии, после нее мне было много проще разобрать книгу А.А.Богданова «Тектология». 
Но особенно сильное впечатление на меня произвела книга второго польского автора – Кароля Адамецки. В ней были сформулированы общие организационно-технические законы, которые впоследствии были для меня стержнем, помогающим глубоко овладеть научным менеджментом, развитым американскими специалистами. А затем, вывести свою концепцию Тайм-менеджмента и даже расширить ТМ на сферу управления персоналом. 
Но, пожалуй, особое значение для меня имело то, что, как оказалось, Кароль Адамецки, будучи поляком по происхождению, закончил Петербургский технологический институт и работал в той части Польши, которая в конце XIX века принадлежала царской России. А поскольку свои труды по научному менеджменту Адамецки опубликовал на несколько месяцев раньше, чем американский специалист Фридерик Тейлор (свои эксперименты они проводили независимо и примерно в одно время) – считающегося «главным» основателем менеджмента, то получается, что официально научный менеджмент родился не в Америке, а в России. 
 

С уважением, директор ООО "КЦ "Русский менеджмент",

 

к.т.н. Владимир Токарев

 

тел./факс (831) 466-37-06

 

м.т. 8-902-686-31-72

 

 

 

 


В избранное