Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 16)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 16

 

 
 

Приветствую всех!

Произошло знаменательное событие: после долгих ожиданий наконец-то отсканировал трактат древнегреческого мыслителя Плутарха «О музыке». Поразительный факт: в библиотеке обнаружилось издание 1922 г. Еще более интересен тот факт, что в литературе встречались ссылки только на это издание трактата… Получается, он больше не переиздавался. Сейчас занимаюсь распознаванием текста. Кто хочет получить этот трактат – присылайте заявки в любой форме: от официальной («Я, такой-то, прошу Вас выслать мне данный трактат…») до обычной разговорной («Чувак! Вышли трактат!»). :) Буду рад распространить этот труд. Файл будет готов где-то через неделю.
Благодарю Рамзию за содействие в получении книги.
Рамзия! Спасибо тебе большое-пребольшое!!!!

Сегодня:
Заметка из «Науки и жизни» (материал от Макса Кокшарова, который очень активно присылает все новые и новые статьи).
Наблюдения о Силе музыки.

Продолжение рассказа о музыке в Древней Греции.
И в конце тоже кое-что интересное.
(сегодня вообще очень много интересного :) )

  Из журнала «Наука и жизнь»

ФЛЕЙТА, КОТОРОЙ ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

В захоронении времен начала неолита в китайской провинции Хэнань обнаружено шесть флейт, сделанных из костей венценосного журавля. Одна из флейт прекрасно сохранилась, не имеет ни единой трещинки. Это не самый древний из известных музыкальных инструментов, но самый древний, на котором еще можно играть. Музыканты смогли извлечь из него звуки, которых человеческое ухо не слышало в течение последних девяти тысячелетий. Сейчас китайские музыковеды изучают строй флейты, пытаясь понять, какие мелодии могли на ней исполняться. Древнейшие китайские гаммы были записаны "всего" три тысячи лет назад.

От себя добавлю:
Это крайне интересный материал! Знающим английский язык будет полезна ссылка на англоязычный источник (где гораздо больше информации). Также этой же страничке можно найти качественную фотографию найденных флейт, веселую фотографию химика, проводившего датирование флейт и пару музыкальных фрагментов игры на этих самых флейтах!!! (если верить написанному) Сам пока еще не слушал. :) (наткнулся на это как раз перед выпуском этого номера рассылки)
Текст, на который дал ссылку, обязательно переведу. И поделюсь впечатлениями о звуках столь древних музыкальных инструментов. И вы тоже слушайте и не молчите.
Кстати, в журнале «Nature» опубликована статья, посвященная этой находке. Ждите! (приложу усилия для ее получения)
Китайцы - вообще молодцы...

  Из записок

Сегодня (13 декабря 2004 г.) слушал музыку к фильму «Гладиатор» (о ней я уже упоминал в 3-м выпуске). Наверняка многие из вас смотрели этот фильм, может быть, кто-то даже помнит, какая там музыка.

Какая там музыка!..... Без нее фильм не был бы таким захватывающим в одних местах (музыка на фоне битвы в самом начале и бой «орды варваров» с колесницами на арене) и печальным в других (в самом конце фильма).

Более всего мне примечательны три последних композиции саундтрека:

15. Elysium (переводится как «рай» - когда главный герой погибает и его дух летит к духам его жены и сына, которые встречают его у ворот, видимо, рая…)

16. Honor Him (когда сестра императора произносит красивую и торжественную речь в честь погибшего)

17. Now we are free (титры фильма)

Эти три вещи надо обязательно слушать вместе, так как в фильме они идут подряд, это один эпизод и развивается одна тема.

Когда музыка закончилась, я привел себя в порядок (снова эмоции переполнили меня, даже больше, чем в прошлый раз) и вернулся в комнату, я застыл посреди комнаты где-то на минуту и в тот момент мне совершенно ничего больше не было нужно. Уставился в одну точку и так и стоял… Все стало совершенно не важно… Мысли в голове двигались только по причине того, что мне нужно было еще много сделать за этот вечер. Но двигались они довольно медленно. Это была прострация – состояние безразличия и ко всему и полная вялость мышц. Все тело словно обмякло... Ничего не хотелось делать, ни о чем не думать, просто лечь и уснуть... Я назвал это состояние – «очищение». Такое состояние было вызвано 17-й композицией («Now we are free» - «Теперь мы свободны») – божественная красота… К тому же в фильме эта песня обозначала свободу души главного героя, когда уже ничего мирское не волновало его и он вознесся к небесам… Свободу от физического тела, в котором она была заточена. Именно такая свобода имелась в виду. А музыка очень хорошо иллюстрирует этот момент – момент освобождения…

Музыка приносит очищение через положительные эмоции, когда они наполняют, переполняют, а потом выплескиваются из человека. Очищение от недобрых мыслей, от негативных эмоций, от страха… Музыка лечит. В ней спасение… Она приближает к прекрасному, к гармонии с самим собой и с окружающим миром. Путешествие в мир музыки – это пробуждение от «летаргического сна», в котором можно находиться большую часть жизни…

Кстати, имя Maximus по-русски должно звучать как «Максим», а не «Максимус»… Хотя «Максимус» звучит торжественнее, более пафосно.

Музыку к фильму «Гладиатор» написал Ганс Циммер (Hans Zimmer). Он же написал музыку к фильму «Скала» - у этих двух саундтреков много общего. Слышно, что их написал один человек: у них похожий стиль и манера исполнения.

  Продолжение рассказа о музыке Греции (начало в прошлом выпуске)

Представления трагедий на празднествах великих дионисий в Афинах происходили в V веке как большие состязания трагиков. Драматург был и поэтом и музыкантом; он все осуществлял сам. Эсхил, например, сам участвовал в исполнении своих пьес. Софокл не играл на сцене. Позднее функции поэта, музыканта, актера и режиссера все чаще разделялись. Актеры были также певцами; пение хора соединялось с пластическими движениями. Авлос и кифара как любимые инструменты греков сопровождали пение. Однако не весь спектакль был в равной мере музыкальным: диалоги переходили в напевную речитацию - в мелодраму - в пение (как сольное, так и хоровое). Большие музыкально-пластические стасимы хора завершали каждый эпизод драмы. Жалобы, "плачи" героев обычно превращались в так называемый коммос, то есть совместное пение актера с хором. Постепенно греки выработали даже особые музыкальные приемы, уместные в различных ситуациях: выбор ладов и ритмов зависел от сценического положения.

К сожалению, до нас не дошел ни одной записи музыки в трагедиях Эсхила и Софокла.

Еврипид по своему музыкальному стилю был представителем нового направления, сложившегося в IV веке и вышедшего далеко за пределы трагического театра. Музыка Еврипида особенно пленяла современников, ее любили, помнили, бредили ею. И в то же время сторонники более традиционного музыкального письма неоднократно выступали против утонченности новых напевов, порицая их за напрасный отход от ясности и простоты прежних лет.

В IV веке из общей среды любителей искусства все больше и больше выделяются группы профессиональных поэтов и музыкантов. К началу IV века в Афинах создается особое общество, союз дионисийских художников, куда входят актеры и музыканты, передающие свои профессиональные традиции исполнителей большой группе учеников.

В эллинистическую эпоху искусство уже не вырастает из художественной деятельности граждан: оно всецело профессионализируется. Современники (в том числе Платон) еще в IV веке сетуют на отход от принципов ясного, строгого искусства, на музыкальные новшества, на виртуозность, которые отрицательно действуют на воспитание юношества, вообще на общественные нравы. Даже использование высоких регистров в музыкальных произведениях, увеличение числа струн на кифаре воспринимаются как излишнее усложнение искусства, нарушающее прежний его чистый стиль, его мужественность, его эмоциональное равновесие. Как раз в те времена Филоксен из Цитеры (435-380) создает, например, хоровые дифирамбы с большими виртуозными соло, Тимофей из Милета (449-359), которому приписывается увеличение числа струн на кифаре, поражает слушателей виртуозностью своих произведений и свободой их изложения.

Стоит остановиться на сколии (застольной песни Сейкила), которая относится ко II - I векам. Эта песня была высечена на каменной надгробной плите в Траллах (Лидия) и текст ее гласил: "Живи, друг, и веселись. Не печалься ни о чем. Наша жизнь коротка, быстротечна, срок нам дан веселиться недолгий". Среди образцов древнегреческой музыки это единственный пример песенной мелодии, чисто светского, быть может даже песенно-бытового склада.
(Хороший какой текст! Оптимистичный. - А.Ф.)

Древние греки пользовались нотацией двух родов: более старой по происхождению инструментальной и более новой вокальной. Первая из них включала буквенные знаки греческого и древнефиникийского происхождения. Положение знаков - прямое, поперечное и перевернутое - указывало высоту звуков в зависимости от расположения пальцев играющего на струнах лиры. Во второй, вокальной нотации применялись только греческие буквы, но принцип ее был заимствован из инструментальной (звук - и положение пальцев на струнах лиры). Ритм в записи точно не фиксировался, поскольку в вокальных мелодиях он зависел от стихотворного размера. Однако некоторые обозначения пропорций (один к двум или один к четырем-пяти) могли быть даны с помощью особых значков.

Продолжение следует…

  Из записок

14 декабря:

«Решил дописать свои вчерашние ощущения. Большей частью делаю это для себя, чтобы потом можно было проследить за всем процессом… Надо все описывать полностью, давать всю картину.

Начал прослушивание альбома со спокойных мелодий (подавляющее большинство музыки в моей коллекции имеет краткие комментарии о степени интересности композиции и о настроении музыкального произведения, чтобы в любой момент можно было поставить нужную вещь – это если не помню, что это за вещь; хотя многие произведения помню и без записей). Потом послушал сцены боев… В композиции «The battle» есть очень классный момент (5:52), он повторяется и в «Barbarian Horde» (не записал, в каком месте). В конце битвы с германцами («The battle») слышна печаль Максима по своим близким.

Кстати, только сейчас понял, что в «The battle» вошел и момент боя с преторианцами, и стремительное возвращение домой, в Испанию, эта бешенная скачка на лошади - ведь после этой композиции сразу идет «Sorrow», когда он находит своих близких убитыми…

В конце поставил 3 печальных вещи, о которых уже говорил, музыка сразу начала пробирать… Буквально за 10 секунд почувствовал это - гораздо быстрее, чем в прошлый раз.

Стоит также отметить позу при прослушивании: сидя на стуле, ладони обхватывают друг друга (как во время приема подачи в волейболе), при этом они касаются рта и носа, голова опущена, глаза закрыты. Глаза должны быть обязательно закрыты… Слушать музыку так, чтобы ощущать ее, невозможно с открытыми глазами. Надо уйти от внешнего мира. Надо почувствовать музыку, погрузиться в нее и слиться с ней – как это можно сделать с открытыми глазами? Только в этом случае ощущения будут полными. Все остальное – поверхностное прослушивание, фоновое, когда мозг обрабатывает кучу другой информации (зрительной, а может, даже и другие звуки) – все это, безусловно, отвлекает. Безусловно. Потому что в таком случае сосредоточения не происходит.

Если же чувствовать ТОЛЬКО музыку, прислушиваться только к тем ощущениям, которые она вызывает – это и будет та дорога в другой мир, переход, открывание «двери»…

Музыка к фильмам – это вообще особый случай. Если фильм понравился, то музыка начинает гораздо больше нравиться, чем если бы она была просто альбомом какого-нибудь коллектива или отдельного исполнителя. Действие во время фильма и музыка сильно взаимосвязаны, они ПРОСТО НЕОТДЕЛИМЫ друг от друга (от этом я уже говорил – вспомните рассуждения о фильмах ужасов из 4-го выпуска).

Многие сцены «Гладиатора» просто отпечатались у меня в памяти, поэтому, слушая музыку в этому фильму, я представляю себе то, что происходило в тот момент. Не до мельчайших подробностей, к сожалению… Это было бы еще интереснее. Интересно было бы проследить за развитием мелодии, одновременно наблюдая картинку на экране, которая как раз иллюстрирует все это. Во время просмотра фильма больше внимания уделяется именно картинке – через глаза поступает больше информации, музыка служит только фоном к действу. А если сделать все наоборот? Включить саундтрек и фильм и основное внимание уделить именно слуховым ощущениям. Это принесет еще больше ощущений, я уверен.

Когда соединяется ТАКАЯ МУЗЫКА и ТАКОЙ ФИЛЬМ, то вместе они рассматриваются совсем по-другому, как если бы это был ФИЛЬМ с заурядной музыкой или МУЗЫКА к среднему фильму. Это Музыка с большой буквы, которую создал Мастер, потому что оркестровая музыка содержит в себе гораздо больше, чем эстрадная – в ней просто больше инструментов, и при умелом их сочетании выражается гораздо больше чувств. И это Фильм с большой буквы, пусть даже он порой имеет очень мало общего с тем, что происходило на самом деле… (с точки зрения истории) Такой вот исторически-фантастический фильм. :) Эмоциональный он очень… Чувства, чувства, чувства… Любовь мужчины и женщины, любовь к родным, ненависть к врагам государства, к личным врагам, горечь утраты, страх потерять близкого человека, прославление героев и в конце вознесение души… Все это отражается не только в действиях на экране (то, что воспринимают глаза), но и в музыке (это часть фильма, но совсем другая).»

В нейролингвистическом программировании (НЛП) есть такое понятие – «якорь». Что этот такое (из книги Ричарда Бендлера и Джона Гриндера «Наведение транса»):

«Каждое переживание состоит из ряда компонентов: зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных и вкусовых. Якорное зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызывать все переживание в целом. Все вы испытали переживание, когда, проходя по улице, вы ощущали _к_а_к_о_й_-_т_о_ запах, вдруг переносивший вас в другое время и место. Запах служит и "напоминанием" о некотором другом переживании. Это якорь. У любящих пар часто бывает песня, которую они называют "нашей песней". Это тоже якорь. Каждый раз, когда они слышат эту песню, они вновь испытывают те чувства друг к другу, какие у них были однажды, когда они назвали эту песню "своей".»

Музыка – это вообще сплошные якоря. Можно такого наякорить!!!.... :)))

И еще.

(уже сегодня дописал)

Как только закончил описывать свои ощущения и впечатления, почувствовал жуткую пустоту внутри. Словно всю энергию вложил в те слова. Вся энергия вышла, а назад она не вернулась… Осталась на бумаге. Надо быть осторожнее с такими вещами…. :) Со своими эмоциями.

Хотя это состояние продлилось недолго: вскоре я вышел из дому и, пока шел по улице, напевал как заведенный про себя первую фразу рождественской песенки «Джингл Беллс» (известная штучка). Специально напевал, чтобы выйти из опустошенного состояния. И сразу полегчало! Это просто удивительно!!! Вот она какая, эта музыка…

«Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ»
(Стендаль)

 До встречи!

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное