Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 23)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 23

 

 
 

Приветствую уважаемую аудиторию!

Сегодня будет:

Первое,
Второе
и десерт.

Такой вот кулинарный выпуск. :)

  Первое

Читаю сейчас книгу о Болеславе Леопольдовиче Яворском – «выдающемся музыкальном деятеле, крупном ученом, обогатившем русскую мысль о музыке. Им создана оригинальная «теория ладового ритма», которую он в последние годы называл «теорией музыкального мышления». Учение это оказало большое влияние на советское музыковедение» (См. Б. Яворский. Воспоминания, статьи, переписка. – М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1972, С. 6.)

И хотя обратиться к этой книге хотел чуть позже (нужно время для осмысления его высказываний), не могу удержаться от того, чтобы процитировать его слова из письма 1917 г. (точная дата письма не установлена – где-то между 18 и 26 августа) его ученику А. Буцкому. Речь идет о роли консерватории как учебного заведения:

«Вы пишете: «ее главная задача – научить сочинять и исполнять». Обе задачи неисполнимы. Нельзя научить сочинять, нельзя научить исполнять. Можно завести шарманку, граммофон, но это же не будет исполнение, это не будет культурная задача и работа. Музыка не есть «изящное» искусство, это есть полная область человеческого духа, лишенная только ярлычков-слов и потому обладающая колоссальным качеством – отсутствием лжи. Теория нужна не «постольку, поскольку она облегчает педагогическую задачу», а поскольку она приучает человека поставить на главное место в своей жизни, в своем мышлении, в своем восприятии и в своем выполнении законы природы, которые единственные истинные и единственные творческие, и от нее требуется всеобъемлющая «глубина» и широта, и высота и длина и «познать сущность музыки» можно только колоссальной «практической» аналитической работой, которая одна может дать материал синтезирующей работе нашего подсознания. Переводить подсознание в сознание, освобождать подсознание и давать ему возможность проявляться дальше, богаче, полнее, сложнее, - вот задача человека, который хочет проникнуть в столь чудный и сложнейший мир, как мир музыки человека, мир заключающий в себе и вскрывающий первейшие импульсы проявления жизни человека как разумного существа, являющегося венцом земной жизни, а не ее животной частностью.» (Там же, С. 305)

Яворский пишет, что в музыке нет лжи – она свободна от всего этого, она выше этого. Потому что в музыке, как нигде больше, композитор может выразить себя, все то, что он чувствует, о чем думает и что хочет сказать. Все это он воплощает в музыке…

(вот сейчас пытаюсь понять глубокие слова Б. Л., но это не так просто – его высказывания надо распутывать, словно переплетенную нить, нить из тысячи узелков и хитросплетений: Б. Л. высказал мысль так сжато, как будто бросил этот запутанный клубок ниток читателю: «На!». И ты ловишь его и не знаешь, как его распутать… Пребываешь в легкой задумчивости и растерянности… «Как???»)

Б. Л. ставит во главу всего (жизни, мышления, восприятия) законы природы. Человеку вообще надо быть ближе к природе. Ведь он – ее часть. В последнее время он стал это подзабывать… Ничего, еще вспомнит… «Человек»…

Чем меня зацепил приведенный выше отрывок из письма, так это тем, что ««познать сущность музыки» можно только колоссальной «практической» аналитической работой». Что он имел в виду под «практической аналитической работой»? Он это поясняет.

Далее. Мир музыки содержит «первейшие импульсы проявления жизни человека как разумного существа». Просто «первейшие импульсы проявления жизни человека», по-видимому, связаны с его биологической активностью, с тем, что человек является живым организмом. Но тут еще добавляется «как разумного существа». Этим Б. Л. Яворский отделяет музыку от всех «неразумных существ», ставя во главе «разумных существ» человека. Сразу возникает вопрос: А кого еще можно (и нужно?) отнести к разумным существам? Неужели только человека? (в данном контексте «разумное существо» должно быть вхоже в мир музыки) Получается, что да. Никто больше не приходит на ум, кроме как человек. Только он один может ощутить такую гамму чувств, когда слушает музыку. Если бы другие животные (даже самые развитые, такие как дельфины, обезьяны) могли воспринимать музыку на таком же уровне, как человек, то они бы не были уже дельфинами и обезьянами… А кем бы они были? Пусть сначала станут, а название придумать не так сложно. Дело не в названии, а в сущности называемого предмета. Интересно вот, изучал ли кто-нибудь активность мозга высших животных при прослушивании ими музыки?? Снять показания, сравнить в данными, полученными во время исследования мозга человека. Жуть как интересно узнать, что же у них в итоге получится!!! Ведь над людьми подобные исследования проводятся весьма часто… (хотя информация, которая доходит до меня, просто ничтожна…)

«Переводить подсознание в сознание, освобождать подсознание и давать ему возможность проявляться дальше, богаче, полнее, сложнее». Это как? Может это и есть – «сливаться с музыкой»? Пропускать ее через себя, физически ее ощущать. Когда музыка словно растекается по телу… Непонятно, что он имел в виду. Надеюсь, когда-нибудь станет понятно.

Возможно, под «практической» аналитической работой» Яворский имел в виду именно анализ разного звучания одного и того же произведения. Ведь его можно сыграть по-разному. У каждого исполнителя – своя интерпретация, в музыке каждый видит что-то свое.

Безусловно, неумение играть на музыкальных инструментах – это большое упущение, когда берешься постигать музыку. Отчасти это компенсируется разнообразием музыкального материала, который можно слушать, и периодическим «включением» в какое-либо произведение.

Пока что, сущность музыки для меня безгранична. Музыка – это бескрайний океан, по которому можно плавать и плавать…

  Второе

Перейду к письмам. Точнее, к одному из них. Пишет Владимир Милованов:

Привет! С наступающим Новым Годом тебя! Всех благ, здоровья и удачи!

С интересом прочитал статью о восприятии музыки музыкантами и немузыкантами.
мне лично, не мешает то, что я могу раскладывать музыку на отдельные составляющие. Я могу от этого отключаться и слышать композицию как одно целое. Это во-первых. А во-вторых, наслаждение может доставлять и красота отдельной партии, когда она идеально выверена и талантливо с душой исполнена.
То, о чём пишет Макс Кокшаров, происходит тогда, когда музыка является для человека ремеслом, способом зарабатывания денег и не более. Тогда человек вынужден играть всё, даже то что ему не по душе. Само по себе зарабатывание музыкой, как и любой другой работой, нормальное явление. Но, есть одно но - работа должна приносить удовольствие, доставлять радость. Если этого нет, то человек или просто устал (это бывает), или же это просто ремесленник и он с таким же успехом мог бы заниматься чем нибудь другим.
Это моё мнение, хотя сколько людей столько и разных причин и нюансов.

Пока, новых интересных тем и знакомств тебе!
С уважением, Владимир!

Письмо пришло давно (Владимир высказался по поводу 17-го выпуска) и ответить на него я решился только сейчас.

Спасибо тебе, Владимир, за поздравления и за пожелания!!!

Новые интересные темы будут – это неизбежно. Можно даже сказать – неотвратимо. :) Со знакомствами, конечно, посложнее будет. Но и это можно устроить. Тут важна моя активность: в сети уже много проявивших себя людей, с которыми стоит завязать контакты. Продвижения есть. Глобализация открывает двери в мир. И люди могут идейно объединяться. Что очень даже полезно и нужно.

Возвращаясь к письму, могу только ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСИТЬСЯ с Владимиром:
Владимир! Я с тобой совершенно согласен.

Ну и пару слов о красотах отдельных партий. У меня уже был заготовлен текст на эту тему. Он дождался своего часа. :)

«Почему-то замечал (да и сейчас иногда замечаю) за собой такую особенность: мало что удавалось понять, прочувствовать с первого раза. В первый раз включил – «ничего особенного», второй раз послушал – «что-то в этом есть», потом – «определенно, есть», ..., потом, наконец, понимаю, что это особенная вещь. И с каждым разом одна и та же композиция открывает все новые и новые свои стороны, начинаешь слушать отдельные партии, то есть партии определенных инструментов, это всегда очень увлекательно. :) Особенно интересно слушать рок таким образом: сначала воспринимаешь общую атмосферу произведения, потом, когда уже знаешь, что будет после, становится любопытно послушать отдельно гитару, отдельно клавишные, отдельно ударные, отдельно бас. Вокал – это все-таки отдельный разговор, он стоит особняком, вокальная партия – обычно самая главная, поэтому на вокал внимание обращается сразу после общей атмосферы. Ну а после вокала наступает самое интересное, когда из общего фона стараешься вычленить отдельный инструмент и следить за ним, а остальные приглушить. Музыка сразу начинает звучать совершенно по-иному! Получается, что каждую композицию можно слушать в нескольких режимах: по одному на каждый инструмент + голос + общее, то есть совместное звучание. Обычно все-таки сложно в течение всей песни слушать какой-нибудь один инструмент, поэтому периодически переключаешься с одного на другой, потом на третий, потом общий фон и т.д. Конечно, все это целесообразно, когда музыка разнообразная, а если какой-нибудь инструмент всю песню играет одно и то же, то это быстро надоедает.»
(написал несколько месяцев назад)

Когда слушаю отдельный инструмент, то его звучание словно расцветает. Ведь у каждого инструмента есть свое предназначение в общем звучании, своя роль. И ее начинаешь чувствовать.

Самое потрясающее – это после того, как выделил все голоса в общем звучании, соединить эти голоса воедино! Это не то, как если бы просто слушать музыку, это нечто другое. Это дает полную картину, когда все кусочки мозаики соединяются воедино и вместе эти кусочки обретают новые черты, которые были не заметны до разделения общего звучания на партии отдельных инструментов и соединения всех партий в единое целое. После подобных экспериментов музыка начинает обволакивать, ее начинаешь ощущать.

Ну и на десерт – продолжаю рассказывать о музыки в Китае. (хороший такой десерт – просто объедение, приятного всем аппетита!)

  Десерт

Небольшой отрывочек из истории Китая:

В период Ранней (Западной) Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) большинство важных государственных постов занимали аристократы. Однако правители Хань старались призывать на службу талантливых людей, не считаясь с их положением. В 124 г. до н.э. император У-ди основал “Высшее училище” (“Тайсюэ”) и повелел отобрать во всех провинциях страны способных молодых людей для учебы в нем. Начиная с этого момента все китайские династии так или иначе поддерживали государственное образование. С открытием Тайсюэ связано и зарождение традиционной экзаменационной системы для поступления на государственную службу.

В планы Училища входило изучение конфуцианского “Пятикнижия” - “Уцзин” (“Шицзин” - “Книга песен”, “Лицзи” - “Книга ритуалов”, “Шуцзин” - “Книга истории”, “Чжоуи” - “Циклические перемены”, “Чуньцю” - “Вёсны и осени”). Также изучались стрельба из лука, музыка, ритуал и другие из “шести искусств”. Обучение проводилось учеными-конфуцианцами, имевшими звание боши (“доктор”) и служившими чиновниками при дворе У-ди. Через год учеников экзаменовали и назначили на должности в соответствии с их знаниями. Сам У-ди принимал участие в испытании экзаменующихся. Сочетание системы отбора и конфуцианского образования с целью получения должности чиновников закрепилось и применялось в дальнейшем до конца династии Хань.

Первоначально в Училище могло учиться до 50 студентов. К 8 г. до н.э. число студентов возросло до трех тысяч, а в поздней Хань их было уже порою около тридцати тысяч. В эпоху Хань были также учреждены провинциальные школы, выпускники которых, возможно, также принимались на государственную службу.

(материал взят с сайта В.Е. Еремеева - eremeev.by.ru. Спасибо Владимиру!)

Ну и как вам? :) Китайцы ввели систему образования для поступления на государственную службу еще до начала нашей эры. Вот молодцы!

На этом сегодня закончу.

«Музыка - народная потребность.»
(Людвиг ван Бетховен)

Всего доброго!

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Любите музыку! Ищите в ней прекрасное.
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное